
Медицина требует не только знаний, но и десятилетий практики, особенно когда речь идет о сложных сердечно-сосудистых заболеваниях. Как становятся высококлассными специалистами, с какими трудностями сталкиваются врачи и чего не хватает системе здравоохранения, рассказывает профессор, доктор медицинских наук Игорь Першуков.
- Першуков — профессор, заведующий кафедрой госпитальной терапии с курсом лучевой диагностики и курсом онкологии Жалал-Абадского государственного университета, действительный член Американской коллегии кардиологов и Американского общеперпнства сердечно-сосудистой ангиографии и интервенций.
— Как началась ваша медицинская карьера и что повлияло на выбор кардиологии?
— Если коротко — медицине я учусь всю жизнь, начиная с конца школы, то есть с 1988 года. Я окончил среднюю школу и поступил на лечебный факультет медицинского института. Это было еще в СССР, когда медицину преподавали в институтах. Обучение длилось шесть лет для лечебников и педиатров, только стоматологи учились пять лет.
После института, уже в России, я с красным дипломом поступил в ординатуру по кардиологии в Кардиологический научный центр (КНЦ) РАМН в Москве. Ординатура длилась два года. Сразу после нее я поступил в очную аспирантуру по кардиологии и лучевой диагностике в том же Центре, директором которого был великий кардиолог — академик Е.И.Чазов. Аспирантура продолжалась три года и была неразрывно связана с врачебной практикой. Я набирал пациентов для своей научной работы, вел их в клиническом отделении как врач, а в рентгеноперационной проводил катетерные исследования сердца и сосудов — коронарографию и баллонную пластику со стентированием. Разумеется, сначала осваивал эти методики под руководством шефа и старших коллег — научных сотрудников НИИ кардиологии имени А. Л. Мясникова (так называется клинический институт в составе КНЦ РАМН).
Итого, только обучение на врача и профильная подготовка кардиолога заняли 6 + 5 = 11 лет.
Чтобы прожить в Москве во время учебы, в период аспирантуры я подрабатывал врачом на частной скорой медицинской помощи.
Дальнейшая карьера врача была неразрывно связана с освоением новых специальностей, методов диагностики и лечения — в первую очередь сердечно-сосудистых заболеваний. Сегодня у меня четыре действующих сертификата по четырем специальностям: кардиология, рентгенология, рентгенэндоваскулярная диагностика и лечение, сердечно-сосудистая хирургия. Все они получены через первичную переподготовку, которая допускалась до определенного периода (сейчас некоторые специальности можно получить только после двухлетней ординатуры). Каждая переподготовка включала не менее 500 учебных часов.
Научная карьера развивалась параллельно с врачебной практикой. Докторскую диссертацию я писал по вечерам — она была готова уже через три года после защиты кандидатской. Я защитил докторскую диссертацию в Медицинском центре Управления делами Президента РФ в Москве, не уходя в научный отпуск.
Параллельно с врачебной практикой началась и продолжается по сей день преподавательская работа — от ассистента до доцента и профессора кафедры. Но мой врачебный стаж никогда не прерывался из-за учебы или научной деятельности: прежде всего я был и остаюсь врачом.
За десять лет работы в амбулаторной кардиологии государственной больницы я обследовал и лечил более 24 тысяч пациентов. В операционной выполнил сотни диагностических и лечебных вмешательств. Сейчас мой общий врачебный стаж составляет 31 год, стаж кардиолога — 29 лет. По другим специальностям стаж, разумеется, меньше.
— Какой, на ваш взгляд, путь необходимо пройти, чтобы действительно стать квалифицированным врачом?
— Давайте уточним, о каком враче идет речь: о враче общей практики, семейном враче или узкопрофильных специалистах. Сейчас после шести лет обучения в медицинском вузе выпускники получают квалификацию врача общей практики. Он, получив базовые знания по внутренним болезням (терапии), хирургии, акушерству и гинекологии, педиатрии и другим клиническим дисциплинам, должен ориентироваться в широком спектре заболеваний у взрослых и детей, уметь заподозрить то или иное заболевание, при ОРВИ назначить лечение, а при подозрении на вывих или перелом — направить на рентген, КТ, МРТ и консультацию к травматологу. При неосложненном гипертоническом кризе врач общей практики должен уметь купировать криз, но если он осложненный, направить пациента в стационар с блоком реанимации и интенсивной терапии (БРИТ).
Если же речь идет об узкопрофильных специалистах — таких как пульмонолог, нефролог, эндокринолог, гастроэнтеролог, невролог, кардиолог, нейрохирург, кардиохирург, травматолог-ортопед, — то они занимаются профильной патологией. Соответственно, подготовка таких специалистов должна занимать определенное время после базового шестилетнего медицинского образования.
Действительно, врачи учатся дольше всех остальных специалистов. В разных странах это организовано по-разному: дольше всего — в Великобритании, где подготовка по профильной специальности может длиться до 11 лет. В США хирургические специальности требуют семи лет резидентуры, терапевтические — пяти.
Имея представление о медицинской практике в странах Европы, Азии и Америки, я считаю, что обучение в медицинском вузе (сегодня — на медицинских факультетах университетов) должно длиться шесть лет, а дальнейшая подготовка по конкретной специальности — от четырех до семи лет.
В терапевтических специальностях — кардиологии, пульмонологии, гастроэнтерологии, нефрологии, ревматологии, эндокринологии и других — для формирования компетентного специалиста требуется 4–5 лет обучения.
В хирургических специальностях — торакальной хирургии (в мире нет отдельных кардиохирургов, они все кардиоторакальные), нейрохирургии, урологии, травматологии и ортопедии и других — оптимальный срок подготовки составляет 5–7 лет.
Резиденты «не хирурги» в США учатся 5 лет, резиденты-хирурги — 7 лет. И это оправданно. В годы резидентуры врач непрерывно работает с пациентами, выполняет все больше процедур, исследований и операций (для хирургов). За эту работу ему выплачивается заработная плата, которая растет по мере повышения его компетенций и навыков. В последний год резидентуры врач работает почти как сертифицированный специалист, но все еще под наблюдением наставника. После окончания такой подготовки он полностью готов к максимальному числу ситуаций и диагнозов, с которыми столкнется в практике.
Сам я стал чувствовать себя квалифицированным кардиологом после окончания аспирантуры, то есть спустя пять лет обучения по кардиологии в лучшем кардиологическом центре России. Моим первым наставником в кардиологии, на первом году ординатуры, волей случая стала Ирина Савельева, научный сотрудник, кандидат медицинских наук, которая сегодня работает в университетской клинике профессора Кэмма в Лондоне (профессор Кэмм — лейб-медик Королевской семьи). От нее я получил глубокие навыки клинического обследования кардиологических больных, научился расшифровывать холтеровские мониторирования и проводить нагрузочные пробы (тредмил и велоэргометрию). Эхокардиографию изучал дополнительно на втором году ординатуры, а ангиографию осваивал со второго года ординатуры до последнего года аспирантуры.
— По вашему опыту, как строится жизнь человека, решившего посвятить себя медицине: как совмещать длительное обучение с личной жизнью и финансовыми трудностями?
— В СССР существовала программа подготовки врача после вуза, включавшая годичную интернатуру и двухлетнюю ординатуру. Часто сразу после вуза в ординатуру попасть было невозможно — нужно было несколько лет поработать врачом в районной больнице, чтобы, набравшись опыта (3-5 лет), поступить в ординатуру и там повысить свой уровень знаний и навыков, «отточить» себя под конкретную специальность.
Сегодня, в быстро меняющемся мире, выпускники вузов стремятся как можно скорее получить специальность и начать работать в различных медицинских центрах, чтобы зарабатывать на жизнь. С человеческой точки зрения это понятно. Однако, если говорить откровенно, стать высококлассными специалистами при таком подходе почти невозможно. В небольшом частном центре невозможно увидеть и научиться лечить те случаи, которые встречаются только в ведущих государственных научных центрах или крупных клинических госпиталях.
Во многих странах для студентов медицинских факультетов предусмотрены специальные кредитные программы: студент берет кредит на обучение и выплачивает его в течение 20-25 лет, уже работая врачом. Для резидентов существуют как частные, так и государственные программы поддержки. Без таких механизмов страна не сможет подготовить действительно квалифицированных врачей.
За один-два года ординатуры невозможно полноценно обучить кардиологии, онкологии, рентгенологии и другим сложным специальностям. За это время можно дать только основы, но многие важные нюансы останутся неизученными.
Как поступать — каждый решает сам. Я, например, женился во время ординатуры, а в аспирантуре у меня появился ребенок. Откладывать личную жизнь «на потом», как это делают многие врачи в США и других странах, делая ставку на карьеру, — личный выбор каждого.
Если государство хочет, чтобы врачи были хорошо подготовлены, необходимо обеспечить:
- программы государственной поддержки — в том числе долгосрочные кредиты с минимальной процентной ставкой, которые можно погасить за 20–30 лет;
- создание обучающих референс-центров (центров врачебных компетенций) на базе многопрофильных больниц или НИИ, где резиденты будут работать с реальными пациентами, а не на муляжах, и участвовать в обследовании и лечении сложных клинических случаев;
- приглашение в университеты и НИИ ведущих профессоров с большим практическим опытом, способных формировать медицинские и научные школы.
Нигде в мире не произошло обратного — даже с развитием искусственного интеллекта. Подготовка врача становится только сложнее и требует все больше ресурсов, ведь современные технологии требуют не просто знакомства, а глубокого практического владения ими.
НОВОСТИ В КЫРГЫЗСТАНЕ