
Министерство здравоохранения вынесло на общественное обсуждение проект постановления Кабинета министров «Об утверждении акта в области общественного здравоохранения».
Документ разработан для реализации положений закона «О биологической безопасности в КР» от 23 января 2025 года № 25. Цель проекта — создание государственной системы предупреждения и предотвращения биологических угроз.
Проект предусматривает установление единой терминологии, определение мер по противодействию биологическим угрозам, закрепление полномочий государственных органов и внедрение процедур мониторинга и оценки рисков.
Как говорится в справке-обосновании, биологическая безопасность является межотраслевой проблемой, затрагивающей интересы национальной безопасности. Принятие постановления на уровне правительства обеспечит его обязательность для всех органов исполнительной власти, включая Минздрав, МЧС, Минсельхоз, Минприроды и ГТС.
Документ позволит систематизировать деятельность государственных органов в сфере биобезопасности, разграничить полномочия между ведомствами и внедрить международные стандарты. Это повысит готовность Кыргызстана к реагированию на вспышки опасных инфекций, акты биотерроризма и аварии на биологически опасных объектах в соответствии с обязательствами по Международным медико-санитарным правилам 2005 года, поясняет Минздрав.
Приложение
Приложение 1
Порядок предупреждения и предотвращения биологических угроз
Глава 1. Общие положения
1. Настоящий порядок предупреждения и предотвращения биологических угроз (далее – Порядок), разработан в соответствии с п.2 статьи 5 Закона Кыргызской Республики от 23 января 2025 года № 25 «О биологической безопасности в Кыргызской Республики» и определяет порядок обеспечения биологической защиты.
Глава 2. Используемые термины и определения
2. Биологическая угроза или биологическая опасность – это антропогенная или природная ситуация, при которой создается угроза для жизни и/или жизнедеятельности человека и/или животных, вызванная негативным воздействием биологических патогенов любого уровня и происхождения (от прионов и микроорганизмов до многоклеточных паразитов), создающих опасность в медико-социальной, технологической, сельскохозяйственной и коммунальной сферах;
3. Биологическая безопасность – состояние защищенности человека и окружающей среды (атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, земной поверхности и почвенного слоя, растительного и животного мира и иных организмов) от воздействия патогенных биологических агентов и/или продуктов современной биотехнологии, обеспечиваемое путем реализации системы политических, правовых, экономических, технологических, биозащитных и иных мер;
4. Биологическая защита – комплекс мер по обеспечению биологической безопасности, направленных на обеспечение контроля, учета и защиты биологических материалов и/или оборудования, навыков и данных, связанных с их обработкой для предотвращения несанкционированного доступа к ним, потери, кражи, неправильного использования, утечки или высвобождения;
5. Биологическое оружие – патогенные микроорганизмы или их споры, вирусы, бактериальные токсины, заражающие людей и животных, предназначенные для массового поражения живой силы и населения противника, сельскохозяйственных животных, посевов сельскохозяйственных культур, заражения продовольствия и источников воды, а также порчи некоторых видов военного снаряжения и военных материалов. Биологическое оружие включает также средства доставки патогенных микроорганизмов животных переносчиков;
6. Биологический риск – сочетание вероятности возникновения вредного воздействия и степени вредного воздействия на человека и/или окружающую среду в тех случаях, когда источником такого воздействия является патогенный биологический агент и/или продукт современной биотехнологии;
7. Биологическая угроза – наличие опасных биологических факторов, формирующих неприемлемый биологический риск, способный привести к возникновению и/или распространению массовых болезней (эпидемий, эпизоотий, эпифитотий и отравлений), ухудшению ситуации в области биологической безопасности и/или перерастанию ее в чрезвычайную ситуацию биологического характера;
8. Источник биологической опасности – объект окружающей среды, являющийся резервуаром патогенных биологических агентов, в том числе занесенных на территорию Кыргызской Республики извне, или находящийся на объектах, предназначенных для выполнения работ с патогенными биологическими агентами, или возникший в рамках оказания медицинской помощи или осуществления ветеринарной деятельности, или созданный в результате отдельных видов деятельности, в том числе бесконтрольного использования генетических материалов;
9. Мониторинг биологических рисков – выявление, анализ, прогнозирование биологических рисков, их оценка и ранжирование на основе единых критериев;
10. Оценка биологических рисков – процесс оценки риска, обусловленного биологической опасностью, осуществляемый с учетом адекватности любых существующих механизмов контроля, а также включающий принятие решений о приемлемости данного биологического риска;
11. Обращение с патогенными биологическими агентами – процессы (стадии) работы с патогенными биологическими агентами, непосредственно направленные на выделение (обнаружение), разработку (создание), производство (изготовление), оборот (в том числе ввоз (вывоз), хранение, транспортировку) патогенных биологических агентов в целях их исследования, уничтожения и (или) разработки иммунобиологических препаратов;
12. Патогенные биологические агенты (далее – патогены) – микроорганизмы, вирусы, белковоподобные инфекционные частицы (прионы), яды биологического происхождения (токсины) и иные биологические агенты, в том числе созданные в результате генетических манипуляций, применения технологий синтетической биологии и другой направленной деятельности, способные вызывать патологический процесс в организме человека, животного или в растениях, ухудшение качества продовольствия, оборудования, припасов или других материалов и неблагоприятное изменение окружающей среды, а также биологические материалы, в которых могут содержаться перечисленные патогены.
13. Патогенные микроорганизмы – микроорганизмы (бактерии, археи, грибы, простейшие, микроводоросли, вирусы, прионы), способные вызывать патологический процесс в организме человека, животного или в растениях;
14. Потенциально опасный биологический объект – объекты использования, производства, переработки, хранения, эксплуатации, транспортировки или утилизации патогенных биологических агентов и/или продуктов современной биотехнологии;
15. Продукт современной биотехнологии – продукт использования живых организмов, их систем или продуктов их жизнедеятельности для решения технологических задач, а также возможности создания живых организмов с необходимыми свойствами методом генной инженерии;
16. Трансграничное перемещение биологических агентов – перевозка биологических агентов с территории одного государства на территорию сопредельных стран или их транзит.
Глава 3. Используемые сокращения
ВОЗ- Всемирная организация здравоохранения
ГИО- генно-инженерные организмы
ДПЗиГСЭН-Департамент профилактики заболеваний и государственного санитарно-эпидемиологического надзора
ДНК-дезоксирибонуклеиновая кислота
МЗ КР- Министерство здравоохранения Кыргызской Республика
ММСП-Международные медико-санитарные правила
ПБА-патогенные биологические агенты
РЦПиКООКИ-Республиканский центр профилактики и контроля особо опасных, карантинных инфекций
РНК-рибонуклеиновая кислота
СанПиН-санитарные правила и нормы
СИЗ-средства индивидуальной защиты
СНЛК ГЗ- сеть наблюдения и лабораторного контроля гражданской защиты
УББ-уровни биологической безопасности
ЧС-чрезвычайные ситуации
Глава 4. Основные биологические угрозы
Воздействие природных, техногенных, военных ситуаций на потенциально опасные биологические объекты;
Естественное изменение генотипа и фенотипа патогенов, в том числе их резистентности, а также свойств и мест обитания их переносчиков;
Искусственное проектирование и создание патогенов с помощью биотехнологий и генной инженерии;
Несанкционированное обращение и доступ к патогенным биологическим агентам и их трансграничное перемещение;
Возникновение и распространение новых инфекций, занос и распространение редких и/или ранее не встречавшихся на территории КР инфекционных и паразитарных болезней, возникновение и распространение природно-очаговых, возвращающихся и спонтанных инфекций;
Превышение среднестатистического уровня заболеваемости человека и/или животных и растений отдельными видами инфекционных (в том числе особо опасных, карантинных) заболеваний;
Распространение инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, и инфекций, связанных с осуществлением ветеринарной деятельности, а также возможность возникновения профессиональных заболеваний вследствие выполнения работ с использованием патогенов;
Инфицирование людей и окружающей среды при обращении с патогенными биологическими агентами;
Использование патогенных биологических агентов и/или продуктов современной биотехнологии в качестве биологического оружия;
Возникновение аварий, осуществление террористических актов и (или) диверсий на объектах, где находятся источники биологической угрозы (опасности) и (или) проводятся работы с использованием патогенов, применение биологических технологий и иных смежных технологий для разработки, производства и использования патогенов в качестве биологического оружия, а также бесконтрольное осуществление опасной техногенной деятельности, в том числе с использованием генно-инженерных технологий;
Передача патогенных биологических агентов и/или продуктов современной биотехнологии трансграничным путем.
Глава 5. Уровни биологической опасности
Низкий уровень биологического риска – экологическая ситуация, сложившаяся в результате стихийного бедствия, крупной аварии или катастрофы, разрушения потенциально опасного биологического объекта, способная вызвать инфекционные и (или) паразитарные заболевания людей, животных и растений и не распространяющиеся от инфицированного организма к здоровому, в отношении которых доступны эффективные средства и способы лечения и профилактики, включая вакцины;
Средний уровень биологического риска – экологическая ситуация, сложившаяся в результате стихийного бедствия, крупной аварии или катастрофы, разрушения потенциально опасного биологического объекта, способная вызвать инфекционные и (или) паразитарные заболевания людей, животных и растений с минимальным распространением от инфицированного организма к здоровому либо легко распространяющиеся от инфицированного организма к здоровому, в отношении которых доступны эффективные средства и способы лечения и профилактики, включая вакцины;
Высокий уровень биологического риска – экологическая ситуация, сложившаяся в результате стихийного бедствия, крупной аварии или катастрофы, разрушения потенциально опасного биологического объекта, способная вызвать инфекционные и (или) паразитарные заболевания людей, животных и растений легко распространяющиеся от инфицированного организма к здоровому, в том числе в отношении которых отсутствуют вакцины и эффективные средства терапии;
Допустимый уровень биологического риска –состояние при котором исключаются низкие, средние и высокие уровни биологических рисков в условиях возникновения экологических ситуаций природного и техногенного характера, применения противником современных средств поражения с обеспечением мер безопасности по защите населения и охраны отдельных компонентов природной среды от воздействия опасных биологических факторов.
Критерии отнесения биологических угроз к соответствующим уровням опасности утверждаются Министерством здравоохранения Кыргызской Республики.
Глава 6. Комплекс мер по предупреждению и предотвращению биологических угроз
Порядок предупреждения и предотвращения биологических угроз включает комплекс мер:
биологический мониторинг и оценка рисков — постоянное отслеживание состояния биологической среды для прогнозирования возможных угроз. Оценка рисков возникновения различных угроз и чрезвычайных ситуаций, своевременное и достоверное прогнозирование вероятности их возникновения, зоны и масштабов, размеров площади их распространения, возможных длительных вторичных последствий, временных интервалов или их определенных совокупностей;
для наблюдения и лабораторного контроля за загрязнением (заражением) окружающей среды (открытых водоемов, воздуха, почвы растительности), продуктов питания, пищевого сырья, фуража и воды радиоактивными, отравляющими и сильнодействующими ядовитыми веществами, биологическими (бактериологическими) и другими средствами, а также для контроля за возникновением эпидемий, эпизоотий, эпифитотий и других инфекционных заболеваний создается сеть наблюдения и лабораторного контроля гражданской защиты в Кыргызской Республике. В состав СНЛК ГЗ входят центры профилактики заболеваний и государственного санитарно-эпидемиологического надзора, ветеринарные лаборатории и станции, агрохимические лаборатории, лаборатории по аналитическому контролю окружающей среды, посты радиационного и химического наблюдения, а также объектовые лаборатории и другие организации.
защитные меры — применение индивидуальных и коллективных средств защиты. К индивидуальной защите относятся: применение средств индивидуальной защиты (СИЗ) органов дыхания (респираторы, маски, противогазы), зрения (защитные очки, лицевые щитки), кожных покровов (комбинезоны, защитные костюмы, халаты, защитные кремы и мази). Коллективные средства защиты от биологических угроз включают защитные сооружения (убежища, укрытия, ограждения) и инженерно-технические решения (системы фильтрации и вентиляции воздуха, дезактивационные и дезинфекционные системы). К защитным мерам также относится вакцинация и использование сывороток, для выработки индивидуального и коллективного иммунитета. Приоритет отдается коллективной защите, а индивидуальная используется, когда коллективная невозможна или недостаточна.
изоляционно-ограничительные меры — комплекс мер, направленных на предупреждение заноса и распространения инфекционных заболеваний. Они включают выявление, сортировку и изоляцию больных, медицинское наблюдение за контактировавшими лицами, карантин или обсервацию, эвакуацию, а также дезинфекцию и другие санитарные меры.
обеспечение биологической безопасности микробиологических лабораторий, контроль за патогенами и предотвращение аварий и терактов на объектах, являющихся потенциальными источниками биологической опасности. Основные меры включают классификацию объектов по уровням риска, контроль проектирования и строительства лабораторий, использование соответствующего оборудования и технологий, обучение персонала, контроль и учет биологических агентов и токсинов внутри лаборатории, а также физическую охрану и контроль доступа к объекту, биологическим материалам и информации.
меры реагирования при ЧС — ввод в действие специальных планов и сил для ликвидации последствий биологической чрезвычайной ситуации; использование технических средств биологической разведки для обнаружения опасных агентов; использование специальных подвижных и перевозимых средств (мобильные лаборатории экспресс диагностики, специальные палатки), оповещение населения и персонала о необходимости принять меры безопасности.
создание, контроль и оперативное управление государственными резервами (медикаменты, оборудование). Государственные резервы создаются для мобилизационных нужд, обеспечения первоочередных работ при ликвидации последствий ЧС, а также для других стратегических целей. Номенклатура и объемы резервов, в том числе медицинского имущества, определяются исходя из прогнозируемых видов и масштабов ЧС и других плановых заданий. Структура системы государственного резерва и порядок управления определяются Правительством Кыргызской Республики. Учет, контроль за созданием, хранением, использованием и восполнением материальных ресурсов осуществляет орган, который эти резервы создал.
Научные исследования в области биологической безопасности.
48. Основные направления исследований:
разработка методов обнаружения и идентификации — исследования направлены на создание быстрых и точных методов для обнаружения опасных патогенов, токсинов и инвазивных видов в различных средах (вода, почва, пищевые продукты).
оценка рисков — исследования по оценке потенциального воздействия различных биологических агентов, включая генетически модифицированные организмы и новые вирусы, на окружающую среду, растения, здоровье человека и животных.
разработка технологий защиты — создание новых вакцин, противовирусных препаратов, антибиотиков и методов дезинфекции для борьбы с инфекционными заболеваниями.
мониторинг и контроль — исследования помогают разрабатывать системы мониторинга для отслеживания распространения опасных биологических агентов и инвазивных видов, а также для контроля их численности.
анализ экологических рисков – изучение последствий внедрения чужеродных видов и генетически модифицированных организмов для сложившихся экосистем и биоразнообразия.
Глава 7. Предупреждение и предотвращение биологических угроз, связанных с воздействием природных, техногенных, военных ситуаций на потенциально опасные биологические объекты
Предупреждение и предотвращение биологических угроз включает в себя систему мер по защите от патогенов, которые могут попасть в окружающую среду в результате природных, техногенных или военных катастроф. Эти меры включают в себя:
Оценка рисков и мониторинг: Оценка вероятности возникновения биологической опасности, связанной с конкретным объектом, и постоянный мониторинг ситуации для своевременного выявления угроз.
обеспечение безопасности объектов: Технические и организационные меры, направленные на предотвращение случайных или преднамеренных выбросов биологических агентов. Это включает в себя ведение реестра потенциально опасных биологических объектов; разработку паспортов против риска биологических опасностей для каждого объекта, контроль доступа, герметизацию помещений и систем вентиляции, оснащение объектов системами аварийного энергоснабжения и температурного контроля, а также использование средств индивидуальной защиты.
разработка планов реагирования: Разработка и регулярная отработка планов действий на случай возникновения чрезвычайной ситуации, включая ликвидацию последствий аварии или нападения, а также медицинскую помощь пострадавшим. Учреждения должны иметь письменное описание процедур по готовности к биологической угрозе.
гражданская оборона: Комплекс мероприятий по подготовке и защите населения и материальных ценностей от опасностей, возникающих в результате военных конфликтов или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая биологические угрозы.
международное сотрудничество: Сотрудничество с другими странами и международными организациями для предотвращения распространения биологического оружия и контроля над ним, а также для обмена информацией и технологиями в области защиты от биологических угроз.
подготовка населения: Информирование и обучение населения правилам поведения в условиях биологической опасности, а также вакцинация и профилактика инфекционных заболеваний.
Глава 8. Предупреждение и предотвращение несанкционированного обращения и доступа к патогенным биологическим агентам
Для предупреждения и предотвращения несанкционированного доступа к патогенным биологическим агентам необходимы меры контроля доступа, использование средств индивидуальной защиты и средств биологической безопасности, а также соблюдение строгих правил обращения с медицинскими отходами. Ключевые меры включают в себя:
ограничение доступа в лаборатории и другие зоны работы с патогенами: Доступ в лаборатории и другие зоны, где работают с патогенами, должен быть строго ограничен только для уполномоченного персонала; установление трехуровневой системы контроля доступа к зонам хранения патогенных биологических агентов; внедрение системы учета и контроля движения патогенных биологических агентов; организация систем видеонаблюдения с архивом хранения не менее 90 суток. Трехуровневую систему контроля качества и безопасности хранения патогенных биологических агентов образуют: государственный контроль, ведомственный контроль и внутренний контроль;
использование вытяжных шкафов и боксов биологической безопасности: Работа с патогенными агентами должна проводиться в сертифицированных боксах биологической безопасности, которые обеспечивают защиту оператора и окружающей среды.
проверка оборудования: Все оборудование, используемое для работы с патогенами, должно регулярно проверяться и обслуживаться, чтобы гарантировать его надлежащую работоспособность.
контроль и учет: строгий учет всех патогенных биологических агентов, их перемещений и использования, чтобы предотвратить утечку или несанкционированное использование.
обучение персонала: Весь персонал, работающий с патогенами, должен пройти специальное обучение по безопасным методам работы, а также по действиям в экстренных ситуациях.
при краже биоматериалов к расследованию привлекаются правоохранительные органы и органы национальной безопасности.
Глава 9. Предупреждение и предотвращение возникновения и распространение новых инфекций, заноса и распространения редких и/или ранее не встречавшихся на территории Кыргызской Республики инфекционных и паразитарных болезней, возникновение и распространение природно-очаговых, возвращающихся и спонтанных инфекций
Предотвращение и контроль возникновения и распространения инфекционных заболеваний, включая редкие и новые, осуществляется через систему мер, включающую:
эпидемиологический надзор и мониторинг: Постоянный мониторинг за появлением новых инфекций и их распространением, а также за вспышками уже известных болезней, в том числе природно-очаговых.
международное сотрудничество и обмен информацией: Сотрудничество с международными организациями (ВОЗ и др.) и другими странами для обмена информацией и координации действий.
контроль в пунктах пропуска: На границе устанавливается специальный санитарный контроль для предотвращения ввоза инфекций из других стран.
раннее выявление: скрининг в пунктах пропуска на наличие инфекционных заболеваний (кашляющие, температурящие и др.).
изоляция, карантин и ограничения: при выявлении больного проводится его немедленная изоляция. При обнаружении больного в самолете, автобусе, железнодорожном вагоне принимают меры для его временной изоляции в свободном отсеке или на заднем сиденье самолета, салона автобуса, в купе поезда до прибытия в ближайший пункт назначения по пути следования, где есть условия для его госпитализации и лечения. В зависимости от ситуации устанавливаются карантинные и ограничительные меры. Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся (отменяются) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением Правительства Кыргызской Республики или органа местного самоуправления, а также решением уполномоченных должностных лиц территориального органа исполнительной власти, структурных подразделений, в ведении которых находятся объекты обороны и иного специального назначения.
информирование о больном в организации эпидемиологического надзора для согласования действий в рамках проведения первичных противоэпидемических мероприятий; и информирование соответствующих служб для организации дальнейших действий.
профилактика и дезинфекция: проводятся дезинфекция, дератизация (уничтожение грызунов) и дезинсекция (уничтожение насекомых) в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями и нормами.
лабораторный потенциал: обеспечение забора биологического материала, хранение и транспортировку в лабораторию для идентификации/изучения патогена в соответствии с требованиями безопасности. Поддержание и развитие лабораторных мощностей для диагностики новых и редких заболеваний.
вакцинация и химиопрофилактика: обеспечение иммунопрофилактики лиц, совершающих международные поездки, с выдачей международного свидетельства о вакцинации или профилактике; Вакцинацию, меры профилактики проводят только с согласия лица (его опекуна), предварительно информированного о рисках для здоровья, связанного с поездкой, а также с вакцинацией или профилактикой.
обучение и информирование: Обучение населения и медицинских работников правилам профилактики инфекционных заболеваний.
борьба с природными очагами: Осуществление мер по борьбе с природными очагами инфекций, таких как грызуны и другие животные-переносчики.
Мероприятия по санитарной охране территории Кыргызской Республики носят межведомственный характер, разрабатываются министерствами и органами, указанными в главе 17, и включаются в комплексные планы мероприятий по санитарной охране территории и утверждаются 1 раз в 5 лет органами исполнительной власти Кыргызской Республики и местных органов самоуправления.
В комплексных планах мероприятий по санитарной охране территории предусматривают проведение санитарно-профилактических мероприятий при благополучной эпидемиологической обстановке и в случае ее осложнения и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, включая ограничительные мероприятия (карантин), по локализации и ликвидации возникших эпидемических очагов инфекционных болезней. В комплексных планах мероприятий по санитарной охране территории предусматривают развертывание в эпидемическом очаге при необходимости противоэпидемической, лабораторной, госпитальной, профилактической служб, а также проведение мероприятий по ликвидации контаминации объектов окружающей среды.
Санитарную охрану территории Кыргызской Республики осуществляют в рамках единой системы готовности к Чрезвычайным ситуациям, диагностики, мониторинга и контроля возбудителей особо опасных, зоонозных, природно-очаговых инфекционных болезней, массовых неинфекционных болезней (отравлений) при осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора, санитарно-гигиенического мониторинга и ветеринарного мониторинга.
При возникновении Чрезвычайной ситуации, касающейся угрозы санитарно-эпидемиологическому благополучию населения страны, на первоначальном этапе организации выявления и ликвидации ЧС используется лабораторная база учреждений Департамента профилактики заболеваний и государственного санитарно-эпидемиологического надзора (далее ДПЗиГСЭН) и Республиканского центра профилактики и контроля особо опасных карантинных инфекций (РЦПиКООКИ), далее при необходимости возможно привлечение лабораторной базы других организаций здравоохранения и министерств.
Структура готовности органов и учреждений в рамках санитарной охраны территории определяется оперативными планами, в которых предусматривают на всех этапах функционирования формирование настороженности персонала в отношении болезней, чрезвычайных ситуаций, порядок их выявления на основе клинико-эпидемиологических признаков, введение схемы оповещения, проведение первичных противоэпидемических мероприятий, взятие материала от больных (умерших) и из объектов окружающей среды с использованием медицинского комплекта — универсальной укладки для забора материала от людей и из объектов окружающей среды для исследования на особо опасные инфекционные болезни. Перечень предметов универсальной укладки регламентируется нормативно-методическими документами.
Глава 10. Предупреждение и предотвращение превышения среднестатистического уровня заболеваемости
Предупреждение и предотвращение распространения инфекций включает в себя комплекс мер на разных уровнях: от первичной профилактики (гигиена, прививки, здоровый образ жизни) и санитарно-эпидемиологического надзора до карантинных мероприятий (изоляция очага, дезинфекция) при возникновении вспышек. Для контроля заболеваний животных и растений используются специальные санитарные правила и карантинные режимы, чтобы предотвратить экономический ущерб и вред окружающей среде.
Комплекс мер включает:
эпидемиологический надзор – система динамической оценки состояния и тенденций в развитии и распространении инфекционных заболеваний, сбор, анализ и оценка данных эпидемиологической обстановки, расчет фоновых уровней заболеваемости по нозологическим формам, формулирование целей, принятие управленческих решений, их оформление, постановка задач исполнителям, организация и контроль их исполнения; активация плана неотложных противоэпидемических мероприятий при превышении фоновых уровней на 50 %
лабораторный контроль — введение режима усиленного лабораторного контроля при превышении фоновых уровней на 20 %;
первичная профилактика инфекций: Соблюдение личной и общественной гигиены (мытье рук, обработка продуктов); проведение профилактических прививок; закаливание и здоровый образ жизни; пропаганда знаний об инфекционных заболеваниях.
ранее выявление, изоляция и своевременной лечение больных, источников инфекции
вторичная и третичная профилактика (при возникновении вспышки): Установление карантина или обсервации в очаге заражения; Экстренная профилактика, санитарная обработка людей и дезинфекция объектов; Лечение больных в специализированных учреждениях.
проведение научно-исследовательских работ по актуальным для страны инфекциям, научное обоснования принимаемых мер.
Глава 11. Предупреждение и предотвращение распространения инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, и инфекций, связанных с осуществлением ветеринарной деятельности
Меры, направленные на предупреждение и предотвращение распространения инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, проводятся в соответствии с «Инструкцией по инфекционному контролю в организациях здравоохранения Кыргызской Республики», утвержденной постановлением Кабинета Министров Кыргызской Республики от 11 декабря 2023 г. №663.
Меры, направленные на предупреждение и предотвращение распространения инфекций, связанных с осуществлением ветеринарной деятельности, включают в себя:
установление ветеринарно-санитарных правил и режимов для предотвращения распространения заболеваний животных.
внедрение карантинных мер для инфицированных растений, чтобы предотвратить их распространение.
уничтожение насекомых, клещей и грызунов, являющихся переносчиками инфекций.
мониторинг и надзор за состоянием здоровья животных и растений, а также за их перемещением.
Глава 12. Предупреждение и предотвращение инфицирования людей и окружающей среды при обращении с патогенными биологическими агентами
Комплекс мер по предупреждению и предотвращению инфицирования людей при работе с патогенными биологическими агентами (ПБА) включает:
лицензирование и аккредитация лабораторий, работающие с патогенами в соответствии с утвержденными стандартами;
контроль соответствия архитектурно-планировочным и строительным требованиям при строительстве и эксплуатации лабораторий и объектов, работающих с патогенными биологическими агентами — выбор земельного участка под строительство объекта, проектирования, эксплуатации, реконструкции, ремонта микробиологических лабораторий, водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, освещения, вентиляции, кондиционирования, работы и дезинфекции в микробиологических лабораториях,
соблюдение СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к лечебно-профилактическим организациям», утвержденные постановлением правительства Кыргызской Республики от 11 апреля 2016 №201;
соблюдение требований по инфекционному контролю Инструкция по инфекционному контролю в организациях здравоохранения Кыргызской Республики, постановлением Кабинета Министров Кыргызской Республики от 11 декабря 2023 г. №663.
по обеспечению биологической защиты при авариях, порядка хранения и транспортировки биоматериалов от пациентов и потенциально-инфицированных людей.
соблюдение медицинских стандартов операционных процедур при медицинских манипуляциях, утвержденные Министерством здравоохранения Кыргызской Республики.
соблюдение требований при обращении с медицинскими отходами в соответствии с Порядок обращения с медицинскими отходами, утвержденные Постановлением Кабинета Министров Кыргызской Республики от 22 июля 2025 года № 437.
использование средств индивидуальной защиты персоналом, при обращении с патогенными биологическими агентами;
обучение и медицинское наблюдение за персоналом, работающим с патогенными биологическими агентами;
Глава 13. Предупреждение и предотвращение использования патогенных биологических агентов в качестве биологического оружия
Комплекс мер по предупреждению и предотвращению использования патогенных биологических агентов в качестве биологического оружия:
учет и контроль исследовательской деятельности и деятельности лабораторий и объектов, работающих с патогенами;
лицензирование лабораторий и объектов, работающих с патогенами и технологиями возможного двойного назначения;
ограничение доступа в лаборатории и объекты, работающие с патогенами;
ограничение доступа лиц к работе с патогенами — доступ к биологическим веществам, которые могут быть использованы в качестве биологического оружия, имеют только те лица, которые имеют четкие понятия и знания о биологической этике. Проведение проверок личных данных сотрудников, вовлеченных в определенные проекты;
проведение биоэтической экспертизы проектов и заявок на проведение исследовательских работ и клинических исследований;
инспекция лабораторий и объектов, работающих с патогенами;
проведение скрининга заказов на последовательности ДНК и сравнение их со списком критических генетических последовательностей микроорганизмов, которые могут быть использованы в качестве биологического оружия;
ограничение распространения информации и знаний, которые могут быть использованы при биологическом терроризме или в качестве биологического оружия теми, кто должен использовать эти знания на пользу общества и в законных целях
привлечение к уголовной ответственности лиц, использующих патогенные биологические агенты в качестве биологического оружия или проводящие исследования и разработки в этом направлении.
обучение и тренировочные учения по реагированию на биотеррористические акты и диверсии;
Глава 14. Предупреждение и предотвращение аварий и террористических актов на объектах биологической безопасности
Предупреждение и предотвращение аварий и террористических актов на объектах биологической безопасности включает комплекс мер, таких как:
соблюдение норм и правил: Обеспечение строгого соответствия всех процедур работы с патогенными биологическими материалами требованиям законодательства.
разработка планов ликвидации аварий: Разработка и внедрение планов, предусматривающих немедленные действия при обнаружении аварии для спасения людей и локализации последствий.
создание аварийных (мобильных) бригад на объектах биологической безопасности;
учет и регистрация биоаварий в каждой организации (лаборатории и др. объекты), работающие с патогенами и биообразцами человека и животных должен вестись строгий учет всех случаев биоаварий.
инструктаж персонала по правилам техники безопасности и биоаварий — проведение регулярных тренировок персонала.
Глава 15. Предупреждение и предотвращение трансграничной передачи патогенных биологических агентов
Предотвращение трансграничной передачи патогенных биологических агентов (ПБА) включает:
международное сотрудничество: информирование сопредельных стран о выявленных биологических угрозах; создание системы обмена эпидемиологической информацией со странами Евразийского экономического союза; участие в международных системах эпидемиологического надзора.
законодательное регулирование: соблюдение международных норм и правил, регулирующие обращение с ПБА;
контроль: Усиление контроля на границах для предотвращения незаконного перемещения биологических материалов.
соблюдение стандартов биобезопасности при работе с патогенными агентами в лабораториях и медицинских учреждениях.
системы раннего оповещения и реагирования: Создание и поддержание готовности национальных и международных систем реагирования для быстрой локализации и ликвидации очагов заражения
Глава 16. Мониторинг естественного изменения генотипа и фенотипа патогенов, в том числе их резистентности, а также свойств и мест обитания их переносчиков
Мониторинг естественного изменения генотипа и фенотипа патогенов и переносчиков важен для отслеживания их эволюции, резистентности и распространения. Он включает в себя сбор образцов, генетический анализ для отслеживания мутаций и генов резистентности, а также фенологический и экологический мониторинг для оценки изменений свойств и мест обитания переносчиков. Результаты такого мониторинга позволяют прогнозировать вспышки заболеваний, разрабатывать новые методы лечения и профилактики, а также корректировать стратегии борьбы с переносчиками.
Компоненты мониторинга:
генетический мониторинг патогенов: Сбор и секвенирование ДНК/РНК, позволяющее отслеживать мутации, которые могут влиять на вирулентность, заразность или резистентность. Анализ генов резистентности: выявление и отслеживание распространения генов устойчивости к антибиотикам или антивирусным препаратам.
фенотипический мониторинг патогенов: Микробиологические методы -Оценка изменений в фенотипических характеристиках патогенов, таких как скорость роста, чувствительность к антибиотикам или способность образовывать биопленки.
мониторинг переносчиков: Экологический мониторинг — изучение ареалов, численности, поведенческих особенностей и сезонной активности переносчиков (например, комаров, клещей). Изучение видового состава и распространения. Определение видового состава переносчиков в конкретной местности, выявление новых видов, которые могут быть переносчиками болезней. Исследование на предмет наличия патогенов у переносчиков для оценки их роли в трансмиссии инфекций.
прогнозирование и профилактика: Предупреждение о вероятных вспышках заболеваний на основе данных о развитии резистентности и изменении популяций переносчиков.
разработка новых методов лечения: Понимание механизмов резистентности позволяет разрабатывать новые антибиотики и антивирусные препараты.
корректировка стратегий борьбы: Изменение мест обитания переносчиков или их резистентности к инсектицидам требует корректировки стратегий борьбы с ними.
Глава 17. Контроль и мониторинг искусственного проектирования и создание патогенов с помощью биотехнологий и генной инженерии
контроль за технологиями: Мониторинг использования биологических технологий и продукции, в том числе с использованием генно-инженерных технологий будет контролироваться уполномоченными органами для предотвращения их неконтролируемого применения.
мониторинг разработок: Отслеживание новых разработок в области биологической безопасности и генной инженерии для выявления потенциальных угроз.
контроль за деятельностью лабораторий и объектов, связанных с использованием биологических технологий, для предотвращения несанкционированного применения опасных материалов.
проведение скрининга заказов на последовательности ДНК и сравнение их со списком критических генетических последовательностей микроорганизмов, которые могут быть использованы в качестве биологического оружия;
Глава 18. Министерства и другие республиканские органы государственного управления, ответственные за биобезопасность.
Следующие министерства и другие республиканские органы государственного управления являются ответственными за биобезопасность:
Министерство природных ресурсов, экологии и технического надзора Кыргызской Республики в части мониторинга и оценки биорисков, обеспечения биозащиты окружающей среды, категорирование биологических объектов по степени опасности
Министерство водных ресурсов, сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Кыргызской Республики Департамент химизации, защиты и карантина растений — дает разрешение на ввоз на территорию Кыргызской Республики генно-инженерных растений и растительных продуктов, обеспечивает карантинную проверку импортного семенного и посадочного материала, в том числе ГИО, потенциально опасных для окружающей среды и здоровья человека;
дает разрешение на ввоз на территорию Кыргызской Республики животных, в том числе ГИО, или продуктов, состоящих из живых ГИО животного происхождения или их содержащих;
— дает разрешение на коммерческое использование пестицидов, состоящих из живых ГИО или их содержащих; разрешение на коммерческое использование удобрений, состоящих из живых ГИО или их содержащих.
Центр ветеринарной диагностики и экспертизы при Министерстве водных ресурсов, сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Кыргызской Республики
Департамент по экспертизе сельскохозяйственных культур и садоводства
Министерство здравоохранения Кыргызской Республики: Департамент профилактики заболеваний и государственного санитарно-эпидемиологического надзора — производит лицензирование и выдачу сертификатов продуктов питания, состоящих из живых ГИО или их содержащих; Фармацевтический комитет — производит испытания и регистрацию фармацевтических/диагностических препаратов, состоящих из живых патогенов, в т.ч. ГИО или их содержащих; Является ответственным за регистрацию лабораторий генетической инженерии, организацию научной экспертизы безопасности патогенов или продуктов, состоящих из живых патогенов или содержащих их.
Организации здравоохранения осуществляют:
-
госпитализацию, клинико-эпидемиологическое и лабораторное обследование и лечение каждого больного инфекционной болезнью;
-
выявление, изоляцию (при необходимости), обследование, медицинское наблюдение и экстренную профилактику лиц, контактировавших с больными;
-
направление в медицинские организации на инфекционные койки, предусмотренные для провизорной (диагностической) госпитализации, всех больных с сигнальными симптомами болезней в эпидемическом очаге и медицинское наблюдение за лицами, контактировавшими с ними, в течение инкубационного периода болезни;
-
профилактические и противоэпидемические мероприятия по предупреждению внутрибольничного распространения болезней;
-
патологоанатомическое вскрытие умерших от болезней неясной этиологии, подозрительных на особо опасную инфекционную болезнь, с целью установления диагноза и взятия материала для лабораторного исследования; вскрытие, взятие материала, его транспортирование и исследование проводят с соблюдением требований биологической безопасности;
-
вскрытие умерших от вирусных лихорадок, вызванных возбудителями I группы патогенности, крымской геморрагической лихорадки, инфекционных болезней, вызванных возбудителями неустановленного систематического положения, и взятие патологоанатомического материала от них не проводят до соответствующего решения Главного государственного санитарного врача Кыргызской Республики.
Органы и организации государственного санитарно-эпидемиологического надзора проводят:
— санитарно-эпидемиологическое обследование эпидемического очага инфекционного заболевания;
— выявление и учет лиц, контактировавших с инфекционными больными;
— своевременное проведение комплекса санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по локализации и ликвидации эпидемического очага инфекционного заболевания;
— организацию и контроль проведения дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очаге в соответствии с эпидемиологическими показаниями.
Государственная таможенная служба при Кабинете министров Кыргызской Республики. Не допускает экспорт патогенов или продуктов, содержащих патогены и ГИО, не имеющих заблаговременного обоснованного согласия страны импорта. Осуществляет контроль перечисленных в едином перечне карантинных объектов Евразийского экономического союза, утвержденном Решением Комиссии таможенного союза от 28 мая 2010 г. n 299 Положения о порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) за лицами и транспортными средствами, пересекающими таможенную границу евразийского экономического союза, подконтрольной продукцией (товарами), перемещаемой через таможенную границу евразийского экономического союза и на таможенной территории);
Министерство чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики — наблюдение и лабораторный контроль, проведение своевременного обнаружения и индикации бактериологического (биологического) заражения (загрязнения) питьевой воды, пищевого и фуражного сырья, продовольствия, объектов окружающей среды (воздуха, почвы, воды открытых водоемов, растительности и др.) при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. Принятие экстренных мер по защите населения и сельскохозяйственного производства от бактериологических (биологических) средств — возбудителей инфекционных заболеваний в соответствии с «Порядком создания и деятельности сети наблюдения и лабораторного контроля Гражданской защиты в Кыргызской Республике»;
Межведомственная комиссия по биобезопасности. (включает представителей Национальной академии наук, Академии аграрных наук, министерств и других республиканских органов государственного управления, ответственных за биобезопасность, представителей биоиндустрии и средств массовой информации). Определяет государственную политику в области биобезопасности, рассматривает и утверждает отчеты по биобезопасности министерств и других республиканских органов государственного управления. Осуществляет сбор, анализ и систематизацию информации о законодательстве и научных исследованиях по биобезопасности, испытаниях, ввозе/вывозе и коммерческом использовании патогенов, в т.ч. генно-инженерные организмы или продуктов, состоящих из живых патогенов и ГИО или их содержащих, предоставляет информацию по биобезопасности заинтересованным министерствам и другим республиканским органам государственного управления, средствам массовой информации, производит обмен информацией с координационными центрами биобезопасности других стран, международными организациями.
Глава 19. Заключительные положения
Финансирование мероприятий по предупреждению и предотвращению биологических угроз осуществляется в пределах средств, предусмотренных в республиканском бюджете на соответствующий год.
Министерство здравоохранения Кыргызской Республики ежегодно представляет в Кабинет Министров Кыргызской Республики доклад о состоянии биологической безопасности и реализации настоящего Порядка.
Приложение 2
Критерии мониторинга и оценки биологических рисков, а также перечень организаций, уполномоченных проводить оценку рисков
Глава 1. Общие положения
Состояние биологической безопасности определяется состоянием защищенности населения и окружающей среды от негативного воздействия опасных биологических факторов, при которых биологический риск остаётся на допустимом уровне.
Наличие опасных биологических факторов, формирующих недопустимый риск и способных привести к возникновению эпидемий, эпизоотий и массовых отравлений, ухудшению ситуации в области биологической безопасности и (или) перерастанию ее в чрезвычайную ситуацию биологического характера, представляет собой биологическую угрозу.
Глава 2. Биологические угрозы
Изменение свойств и форм патогенов, а также свойств и мест обитания их переносчиков;
Возможность преодоления патогенами межвидовых барьеров в сочетании с возникающими под воздействием окружающей среды или искусственного отбора, например, с помощью мутагенеза, изменениями генотипа и фенотипа;
Занос, возникновение и распространение новых инфекционных болезней, занос и распространение редких и (или) ранее не встречавшихся на территории Кыргызской Республики инфекционных болезней, расширение ареала природных очагов;
Проектирование и создание ПБА с помощью технологий генной инженерии и синтетической биологии;
Нарушение нормальной микробиоты человека, сельскохозяйственных животных и растений, приводящее к возникновению и распространению связанных с этим заболеваний;
Распространение инфекций, являющихся основной причиной смертности населения от инфекционных заболеваний, а также распространение инфекций животных и растений, причиняющих ущерб сельскому хозяйству и вред окружающей среде;
Распространение инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, и инфекций, связанных с осуществлением ветеринарной деятельности, а также возможность возникновения профессиональных заболеваний вследствие выполнения работ с использованием ПБА;
Распространение резистентности к лекарственным препаратам, дезинфицирующим и антисептическим средствам, инсектоакарицидам;
Применение биологических технологий и иных смежных технологий для разработки, производства и использования ПБА в качестве биологического оружия, а также бесконтрольное осуществление опасной техногенной деятельности, в том числе с использованием генно-инженерных технологий;
Возникновение аварий, осуществление террористических актов и (или) диверсий на объектах, где находятся источники биологической угрозы (опасности) и (или) проводятся работы с использованием ПБА;
Прогресс мировой биологической науки, практическое использование ее достижений, создающее дополнительные источники биологической опасности, развитие сети биологических лабораторий
Глава 3.Критерии мониторинга и оценки биологических рисков
Эпидемический и эпизоотический потенциал:
1) вероятность завоза среди населения;
2) вероятность завоза среди животных;
3) вероятность передачи от животных к человеку и через продукцию.
Свойства патогенного биологического агента (ПБА):
скорость распространения
обращение с ПБА требует повышенных мер биологической защиты;
выявление единичных случаев инфицирования способно вызвать чрезвычайную ситуацию;
течение болезни с высокой вероятностью способно привести к летальному исходу.
выявление новых ПБА, нетипичных для данного региона, являющихся возбудителями инфекций, течение и эпидемическое проявление которых носит необычный характер;
мутация свойств известных ПБА, повлекшая случаи летальных исходов и (или) высокий эпидемический потенциал;
неготовность к реагированию служб и инфраструктуры, включая эффективную диагностику и профилактику инфекций, вызванных такими ПБА;
высокий риск дестабилизации национальной безопасности, в том числе социально-экономической ситуации, вследствие эпидемических и (или) эпизоотических проявлений инфекций, вызванных такими ПБА;
выявление ПБА, резистентных к большинству антибактериальных препаратов и (или) устойчивых во внешней среде;
рекомендации в области биологической безопасности международных организаций;
результаты оценки биологических рисков.
Состояние системы оперативного реагирования на биологические угрозы:
оперативное реагирование при подозрении на инфекционные заболевания, имеющие риск распространения и представляющие угрозу для здоровья населения, животных, растений и окружающей среды.
наличие нормативных-правовых документов, которые регламентируют реагирования на биологические угрозы
система подготовки специалистов в области биобезопасности и биозащиты
доступность вакционно-профилактики и эффективных протоколов лечения
уровень функционирования сети наблюдения и лабораторного контроля
Система управления биологическими рисками
взаимодействие и координация деятельности заинтересованных министерств, ведомств и органов местного самоуправления при биологических угрозах
разграничение полномочий и ответственности органов государственной власти, установление прав и обязанностей граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций при биологических угрозах
категорирование и инвентаризация объектов и территорий, представляющих/имеющих биологические угрозы
отчётность и своевременное реагирование органов государственной власти и органов местного самоуправления на биологические угрозы
анализ биологических рисков, оценка эффективности мер, моделирование возможных сценариев развития ЧС, включающих показателей социально-экономического ущерба
система планирования и финансового обеспечения мероприятий по снижению биологических рисков и ликвидации последствий инцидентов, связанных с биологическими угрозами.
Глава 4. Основные направления мониторинга и оценки биологических рисков
18. Предотвращение
резистентность к противомикробным препаратам
эпизотологический надзор за зоонозными заболеваниями
биозащита
биобезопасность
исследования двойного назначения и принцип ответственного проведения исследований
иммунизация
Обнаружение и отчетность
лабораторные системы для своевременной детекции и регистрации биологических угроз
обнаружение и отчетность биологических угроз в режиме реального времени
эпидемиологический и эпизоотологический надзор
обмен данными между специалистами в области здоровья человека, здоровья животных и защиты окружающей среды
быстрое реагирование
планирование готовности и реагирования на чрезвычайные ситуации биологического происхождения
выполнение планов реагирования на биологические угрозы
координация работы органов общественного здравоохранения и безопасности при реагировании на биологические угрозы
информирование о биологических рисках
доступ к коммуникационной инфраструктуре
ограничения на торговлю и туризма при регистрации особо опасных инфекциях
Система здравоохранения
возможности оказания медицинской помощи в организациях здравоохранения
медицинские контрмеры и развёртывание персонала при биологических угрозах
связь с медицинскими работниками во время чрезвычайной ситуации в области общественного здравоохранения
практика инфекционного контроля и наличие оборудования
способность тестировать и утверждать новые медицинские контрмеры
Соблюдение международных требований при биологических угрозах
выполнение требований ММСП к отчетности и снижения риска ЧС
трансграничные соглашения о реагировании на чрезвычайные ситуации, угрожающие здоровью людей и животных
международные обязательства
совместные внешние оценки и оценки эффективности ветеринарных услуг
финансирование
обязательство обмениваться генетическими и биологическими данными и образцами
Общая ситуация с рисками
политические риски и риски биологической опасности
социально-экономическая устойчивость
адекватность инфраструктуры
экологические риски
уязвимости системы общественного здравоохранения
Глава 5. Перечень организаций, участвующих в мониторинге и оценке биологических рисков
Министерство природных ресурсов, экологии и технического надзора Кыргызской Республики
Министерство экономики и коммерции Кыргызской Республики
Министерство здравоохранения Кыргызской Республики
Министерство водных ресурсов, сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Кыргызской Республики
Таможенная служба при Министерстве финансов Кыргызской Республики
Министерство чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики
Министерство внутренних дел Кыргызской Республики
Министерство цифрового развития и инновационных технологий Кыргызской Республики
Государственный комитет национальной безопасности Кыргызской Республики
Глава 6. Идентификация биологического агента
№
Этап / операция
Потенциальный биологический агент (пример)
Пути заражения
Вероятность
Тяжесть
Уровень риска
Основные меры по снижению риска
1
Приём и регистрация клинического материала (мокрота, кал, кровь и др.)
Возможные возбудители III-IV группы патогенности (Salmonella spp., Mycobacterium tuberculosis, вирусы гепатитов)
Контакт, аэрозоль
Средняя
Средняя
Средний
СИЗ (перчатки, халат, очки); герметичная упаковка проб; отдельная зона приёма; дезинфекция поверхностей
2
Посев материала на питательные среды (патогенные штаммы)
Salmonella| spp., Staphylococcus aureus, E. coli
Контакт, аэрозоль
Средняя
Средняя
Средний
Работа в биобоксе (шкаф класса II), дезинфекция рук и инструментов, минимизация аэрозолей
3
Работа с культурами II группы патогенности
M. tuberculosis, Brucella spp.) Возбудители туберкулёза, бруцеллёза
Аэрозоль, контакт
Средняя
Высокая
Высокий
Лаборатория УББ-3, ламинарный шкаф класса II/III, респираторы FFP3, автоклав, контроль доступа
4
Вирусологические исследования (работа с клеточными культурами и вируссодержащим материалом)
Вирус гриппа, аденовирус, коронавирус, вирус гепатита
Аэрозоль, контакт
Средняя
Средняя высокая
Средний высокий
Работа в шкафу II класса, закрытая система пипетирования, дезинфекция, вакцинация персонала
5
Паразитологические исследования (фекалии, мазки)
Яйца гельминты и простейшие кишечных паразитозов
Контакт
Средняя
Средняя
Средний
СИЗ, одноразовые шпатели, дезинфекция инструментов, отдельная зона обработки
6
Центрифугирование инфицированных образцов
Различные возбудители
Аэрозоль при разгерметизации пробирок
Средняя
Средняя
Средний
Центрифуги с герметичными роторами, проверка пробирок, ожидание 5 мин перед открытием
7
Микроскопия нативных и окрашенных препаратов
Бактерии, вирусы, паразиты
Контакт, аэрозоль при приготовлении мазков
Средняя
Средняя
Средний
Работа под шкафом, фиксация мазков перед окраской, использование перчаток
8
Утилизация и обеззараживание отходов (питательные среды, посевы, пробирки)
Все указанные агенты
Контакт
Средняя
Средняя
Средний
Автоклавирование, химическая дезинфекция, раздельный сбор, маркировка отходов
9
Хранение патогенных культур
Патогены I–III группы
Контакт, утечка
Низкая
Высокая
Средний
Герметичные ампулы, двойная упаковка, холодильник с ограниченным доступом, журнал учёта
10
Аварийные ситуации (пролив, разбитая пробирка, укол)
Любые возбудители
Контакт, аэрозоль, через кожу
Средняя
Высокая
Высокий
Инструкции по реагированию, дезинфекция 1% раствором хлорамина, постконтактная профилактика, журнал происшествий
Глава 7. Шкала оценки риска
Уровень риска
Описание
Рекомендованные действия
Низкий
Риск контролируется стандартными мерами
Регулярный контроль и инструктаж
Средний
Возможен инцидент при нарушении регламента
Усиление контроля, корректировка процедур
Высокий
Значимый риск — требуется повышенная защита
УББ-3, дополнительные инженерные меры, аудит
Критический
Недопустимый риск
Прекращение работ до устранения угроз
Глава 8. Дополнительные аспекты
Биобезопасность: предотвращение несанкционированного доступа к опасным агентам.
Биозащита персонала: обучение, использование СИЗ, вакцинация.
Мониторинг и аудит: регулярная оценка соблюдения протоколов и технического состояния оборудования.
Документирование: ведение журналов, регистрация инцидентов, отчётность.
НОВОСТИ В КЫРГЫЗСТАНЕ