Кыргызстан должен отказаться от двигателей внутреннего сгорания раньше других. Об этом сегодня заявил заместитель председателя Кабинета министров Эдиль Байсалов на региональном форуме «Зеленая экономика-2024: Зеленый путь развития Центральной Азии».
Эта задача оказалась трудновыполнимой даже для богатых стран Запада, которые пересматривают планы отказаться от запрета продавать новые машины с двигателем внутреннего сгорания с 2035 года. Напротив, вместо этого ЕС ввел заградительные пошлины на китайские электрические машины.
Норвегия, которую привел в пример Байсалов, впереди планеты всей. В августе этого года доля электрокаров от общей продажи новых машин составила 94,3%. Другой рекорд произошел в сентябре: по данным Норвежской дорожной федерации (OFV), из 2,8 млн частных автомобилей, зарегистрированных в скандинавской стране, 754 303 являются полностью электрическими, а 753 905 — бензиновыми (больше всего машин остаются дизельными). Это первый подобный случай в мире.
Но для этого тренда правительству Норвегии пришлось потратить огромные финансовые ресурсы. Покупатели электрических машин не платят НДС, дорожные налоги, за парковку, за платные дороги, за переправу на паромах и еще целый лист привилегий. Правительство также строит большую сеть зарядных станций. С такими привилегиями норвежцам просто приходится докупать электрические машины в семейный автопарк.
«Наша инфраструктура, наша страна оказалась не готовой, и это большой, огромный провал, в том числе нашего правительства», – сказал Байсалов.
О планах перейти на электромобили в прошлом году говорил глава Кабмина Акылбек Жапаров. Президент Садыр Жапаров говорил о планах построить завод по выпуску электромобилей, а на улицах города «Асман» будут ездить только электромобили.
Пока приняли закон, согласно которому электромобилям выдают государственные регистрационные номера зеленого цвета.
Реальность все-таки другая. Внедрение электрических машин входит в программу «Правительственные акселераторы», о которой уже давно ничего не слышно. Вопрос увеличения зарядной сети продвигается с трудом. В стране около 150 зарядных станций, это просто капля в море. До февраля этого года на зарядных станциях приходилось оплачивать… за минуты, потому что они представляли услуги, а не продавали электричество. Даже вопрос строительства зарядных станций в Боомском ущелье не решился — там до сих пор нет ни одной зарядной станции.
Но одну фундаментальную проблему решить труднее всего — это нехватка электричества, дефицит которого превысил 3 млрд квт/час в год.
…
В Молдавии на президентских выборах во второй тур выходит действующий президент Майя Санду и бывший генпрокурор Александр Стояногло (по национальности гагауз).
По меркам Центральной Азии страна может считаться образцовой демократией, институты которой могут выдержать массовые беспорядки и захват здания парламента страны. После парламентских выборов 6 апреля 2009 года, на которых победу одержали коммунисты, 7 апреля в Кишиневе начались беспорядки — митингующие захватили и подожгли здание парламента. Хаоса в итоге удалось избежать, а власть устояла.
Через несколько лет власть в парламентской республике поделили между собой олигархи Владимир Плахотнюк и Илан Шор. В редком совместном сотрудничестве Запада и России в Молдове олигархов удалось отстранить от власти, а правоохранительные органы страны обвинили их в краже миллиарда долларов из банковской системы страны.
Кстати, в марте 2015 года тогдашний президент Алмазбек Атамбаев летал в Кишинев и провел встречу со спикером Андриану Канду и Плахотнюком. До этого Илан Шор обещал вложить $350 млн в аэропорт «Манас» и даже открыл там duty-free.
Молдова остается беднейшей страной Европы, в которой Левобережный район Днестра центральная власть не контролирует и там расквартированы иностранные войска.
Борьба за Молдову между ЕС и Россией продолжилась. В 2020 году кандидат Майя Санду обещала привести в страну в ЕС и выиграла выборы. Илан Шор обосновался в Москве, где ведет активную политическую деятельность.
Результаты референдума за вступление в ЕС стали сюрпризом — страна разделилась поровну по этому вопросу. Молдова остается последней страной бывшего СССР, которая имеет реальные шансы войти в ЕС.
…
В Кыргызстане с ростом профицита в бюджете и ростом «ремонтных работ» в энергосистеме страны названия экономических программ трансформируются. Особенно это стало актуально после того, как генсек ООН Гуттериш по прибытию в Кыргызстан в июле похвалил развитие страны. «Раньше я говорил, что Кыргызстан – «спящая красавица». Теперь я верю, что Кыргызстан — мчащийся скакун»,- сказал он тогда.
«Мчащийся скакун» не прижился из-за указа президента. «После того как наш президент Садыр Нургожоевич издал указ о признании барса в качестве тотема нашей страны, мы должны достичь успехов, подобных прыжку барса», – сказал Акылбек Жапаров 17 июля на заседании коллегии Министерства экономики и коммерции по итогам первого полугодия.
Через два месяца Кыргызстан уже совершил «прыжок барса» в экономике. Об этом заявил 26 сентября Акылбек Жапаров на международной научно-практической конференции «Развитие экономической мысли: исследования и решения».
«Не все верят, что «прыжок барса» состоится», – сказал сегодн я Акылбек Жапаров. Для убедительности он поменял название – «прыжок кыргызского барса».
У этого названия сегодня появился конкурент — это стратегия «Экономическое чудо — 2030».
«Мы видим, как Кыргызстан из маленького звена на мировой карте превращается в важный транспортный узел, связывающий страны и континенты… 3 года назад эти изменения многие рассматривали бы как фантастику, фантазией какого-то оптимиста, романтика. Сейчас это действительность… «Прыжок барса» состоится и мы сотворим экономическое чудо», – пообещал он сегодня.
День 22 Октября: Профицит бюджета решили увеличить за счет сусликов, кабанов и фазанов
День 21 Октября: Безработные доминируют в списках партий на выборах
День 17 Октября: Первое ЧП у нового здания Администрации
#этот день #зеленая экономика #электромобили #энергетический кризис #молдова