Предыстория: В 2023 году более 22 тыс. человек отказались от вакцинации
В 2023 году от кори скончались 9 непривитых детей, сообщила 27 января директор Республиканского центра иммунопрофилактики Гулбара Ишенапысова в ходе брифинга.
- Ранее она рассказала, что в 2023 году более 22 тыс. человек отказались от вакцинации.
Ей задали вопрос, какую ответственность несут родители, которые отказались вакцинировать детей.
По словам Ишенапысовой, до настоящего времени в том законе об иммунопрофилактике было очень много статей, где были права на отказ от вакцинации, право на получение возмещения ущерба на лечение от государства в случае реакции на вакцинацию, в случае инвалидности.
Этих прав у населения было много, и это тоже очень сказалось на ситуации, но в новом законе об иммунопрофилактике внесены изменения, их поддержали депутаты Жогорку Кенеша из-за ситуации по кори.
«В целом дифтерия не за горами, она может прийти к нам, потому что она уже регистрируется в европейском регионе. Паралич, который полиомиелитом вызывается. В Таджикистане 3 года была ЧС-ситуация, там было шесть летальных случаев. И сейчас Афганистан, Пакистан. И поэтому в любой момент к нам может быть этот завоз этих инфекций.
И поэтому в этом новом законе, в статье 14, где права и обязанности, это Кодекс по защите прав детей, там 9 статья, «Умышленный вред здоровью».
В позапрошлом году от столбняка ребенка потеряли, в этом году от кори 9 детей мы потеряли. Если родитель неосознанно не берет [вакцину], а потом страдают дети, а ребенок — это уже гражданин нашего государства. И поэтому, если родитель уже дал возможность этим летальным исходам необоснованно, сказал «нет, я по религиозным или я не верю», тогда это уже умышленный вред здоровью ребенка», – рассказала Ишенапысова.
Раньше медики, соцработники и органы местного самоуправления бились с отказниками, а теперь отказы будет рассматривать комиссия.
Медработник будет собирать в течение двух дней количество отказов, этот список родителей передадут в комиссию по правам детей в органы местного самоуправления, рассказала она.
«Я очень надеюсь, когда уже не только медработники будут говорить, а когда уже государство будет говорить, что ребенок — наше будущее или это гражданин Кыргызстана, я очень надеюсь, тогда уже родитель осознанно поймет, значит, это очень серьезно, это национальная безопасность нашей республики», – выразила она надежду.
Но отказ не убрали, он еще есть, каждый закон с друг с другом взаимосвязан, пояснила она.
«В Конституции его права написаны, в кодексах каких-то написаны их права. И поэтому тут уже дело будет касаться ребенка», – сказала она.