Комиссия Бишкекского городского кенеша по социальным вопросам 5 декабря рассмотрела недавнюю смерть 38-летнего мужчины в Клинической больнице скорой медпомощи, в стационар которой он обратился со сломанной рукой.
Как рассказал главный врач Больницы скорой медицинской помощи Бишкека Алмазбек Кубатбеков, А.Асанкожоев, 1985 года рождения, 7 ноября в 18:30 обратился в приемное отделение. По его словам, он упал со стула и сломал руку, в тот день врачи осмотрели его, сделали рентген и наложили гипс на руку, сообщил главврач.
Больной в связи с жилищными условиями 7 ноября не лег в больницу, сказал, что 8 ноября вечером вернется в больницу, потому что 7-8 были праздничные дни, в журнал написал и подписал. 8 ноября в 17:20 больной снова обратился в приемное отделение, история болезни была заполнена и 8 ноября в 17:20 его госпитализировали. По словам принимавшего врача, внутри гипса была подкладка ватой, признаков сдавливания не было, его положили в отделение, до утра был под наблюдением в отделении. Утром 9 ноября все врачи вышли на работу, глава отделения, кандидат медицинских наук Рахматов и лечащий врач, кандидат меднаук Азамат Борукеев провели общий обход. После обхода не было симптомов сдавления гипса. Как увидели рентгеновский снимок, была назначена плановая операция. Были назначены все анализы перед плановой операцией. Это было 9 ноября.
10 ноября повторно с палатным врачом осмотрели, в тот день не было признаков сдавления гипсовой повязки, предварительные анализы посмотрели, анализы сердца посмотрели.
11 ноября (суббота) после осмотра плановую операцию назначили на понедельник, две кости были сломаны, остеосинтез был запланирован.
11 ноября сняли гипс, и осмотрели место планируемого разреза на руке, потому что под гипсом иногда появляются волдыри. За 1-2 дня перед операцией снимают гипс и осматривают, и потом когда все хорошо, в понедельник на 13 ноября назначили плановую операцию.
11 ноября больной сказал медсестре, что отпросился у палатного врача, чтобы перед операцией помыться и побриться и ушел домой. Но оказывается у палатного врача не отпрашивался. В истории болезни записи нет. Он ушел домой, 11 ноября в 23:30 вернулся из дома, сказав, что рука под гипсом болит, вызвал дежурного врача.
«Дежурный врач пришел, осмотрел его, разрезал гипс, так как говорил, что сдавливает. И после того, как разрезал гипс, как будто бы наступило облегчение, пишет, что такое чувство было. Затем обезболивающее назначил. Потом больной ушел домой, по словам его жены, принял душ, искупался. И по нашему предположению, гипс снял и принял душ, и потом, возможно, побрил так называемое операционное поле, и снова гипс наложил, возможно, потуже наложил», – рассказал Кубатбеков.
Дежурный врач в 23:30 осмотрел, разрезал гипс, наступило облегчение, и снова ушел. В 4 утра, так как пожаловался на боли, дежурный врач приемного отделения назначил ему наркотическое обезболивающее. После этого боль прекратилась. 12 ноября, в воскресенье, в 13:30 больной пришел в приемное отделение и сказал дежурному врачу, что у него болит рука. Они полностью сняли гипс, руку на косыночную повязку повесили. И затем в 20 часов был обход, состояние больного было спокойное, жалобы были — умеренные периодические боли.
В 8 утра 13 ноября, в понедельник, лечащий врач и заведующий провели обход перед плановой операцией, при осмотре 13 ноября рука уже имела выраженный отек. Они экстренно направили в сосудистую хирургию на допплер, хирурги, осмотрев на допплере, поставили диагноз — тромба нет, ангиоспазм. И поставили динамическое наблюдение: если и дальше будет расти, то дали рекомендацию провести фасциотомию («лампасные разрезы»). В понедельник они сделали «лампасные разрезы», и на руку установили аппарат Илизарова, но так как не было улучшения, то 14 ноября провели повторный консилиум сосудистых хирургов и решением консилиума решили ампутировать руку. Ему ампутировали руку, он попал в реанимацию, после этого давление не повышалось, состояние было тяжелым, и в 22:30 14 ноября больной скончался.
«Было проведено вскрытие, мы настаивали. Во время вскрытия предварительный диагноз — компартмент-синдром предплечья, семи септико-токсический шок, общая интоксикация организма, жировая эмболия сосудов под вопросом, полиорганная недостаточность и перелом средних костей предплечья. Компартмент синдром предплечья, основная причина смерти — криптогенный сепсис молниеносной формы», – рассказал главврач.
По данному резонансному случаю Минздрав создал комиссию, она два раза собиралась, до конца этой недели подведет итоги. Гистологические результаты где-то в течение 4 недель будут известны.
В ответ депутат Элизавета Алымбаева («Эмгек») заявила, что это было «грубейшей» врачебной ошибкой. «Человек на своих ногах пришел со сломанной рукой, отец 4 детей, кормилец семьи», – сказала она.
Также она сказала, что 7 ноября больной обратился со сломанной рукой, а операцию назначили на 13 ноября. Депутат считает, что операцию можно было бы сделать пораньше.
Как ответил главврач, первая помощь была оказана, 7 ноября приемные врачи гипс наложили, 7-8 ноября были нерабочие дни, больной отказался от госпитализации 7 ноября, сказав, что 8 ноября вечером придет. В журнале подписал отказ, что нет претензий, что в связи с жилищными условиями на один день домой уйдет.
Что касается экстренных операций, то у них есть показания: если открытый инфицированный перелом, то экстренно делают операцию.
А такие переломы, когда две кости ломаются, есть позиционный отек, все переломы сопровождаются отеками, поэтому плановые операции через 5-7 дней делать надо, чтобы при разрезе не было присоединение инфекции, рассказал главврач.
«А у больного был закрытый перелом, судмедэксперты говорят о криптогенном сепсисе. У криптогенного сепсиса «ворота инфекции» неизвестны, источник неизвестен. Это может быть банальный кариес зубов, отит, гайморит, инфекция распространяется в крови, и в сломанной руке же есть сгусток крови внутри фасции, там оседает и происходит молниеносной формы сепсис. В таких случаях в 90% летальность. Я 22-23 года работаю травматологом, это первый случай в моей практике», – рассказал главврач.
Депутат Алымбаева спросила, накажут ли кого-то по итогам работы комиссии.
Главврач сообщил, что сторона больного написала заявление в Генпрокуратуру, комиссия два раза заседала и после итогов ее работы наказание будет назначено в соответствии с ее заключением.
В период работы комиссии до уточнения причины смерти главу отделения и палатного врача отстранили от работы. Также дежуривших в субботу и воскресенье двоих дежурных врачей отстранили от стационара и объявили выговор, рассказал главврач.