
Новейшие исследования показали, что аутизм, который диагностировали рано, имеет другой генетический профиль, чем тот, который был диагностирован поздно.
- Результаты исследований опубликовало издание «Republic».
Исследователи аутизма давно пытаются определить, как гены связаны с разными проявлениями аутизма, чтобы лучше и быстрее диагностировать и точнее корректировать состояние людей. Известно, что аутизм в значительной степени наследуется, и в этом процессе задействованы многие гены. До сих пор генетическое тестирование могло объяснить аутизм лишь у 20% пациентов. Однако в этом году наметились интересные открытия в этом направлении.
«Ранний» и «поздний»
Новая статья в журнале Nature рассказывает об исследовании, которое было проведено на базе генетических данных 45 тыс. человек из США, Великобритании, Европы и Австралии.
Исследование обнаружило, что дети, у которых аутизм был диагностирован в раннем возрасте, до шести лет, в детстве демонстрируют больше поведенческих проблем, но со временем стабилизируются. Наоборот, если аутизм был диагностирован позже, после десяти лет, то поведенческие проблемы с возрастом чаще усугублялись, а также развивались другие психические расстройства, например депрессия и ПТСР.
Как это объяснить? Ученые решили построить генетический предсказатель возраста диагноза, и этот предсказатель объяснял вариации в возрастах примерно на 15%, что является высоким показателем. Так исследователи поняли, что возраст диагноза может предсказывать подтип болезни.
Но далее произошло нечто еще более удивительное. Построив для обоих вариантов аутизма, «раннего» и «позднего», генетические профили, ученые обнаружили, что они практически не пересекаются. Получается, что то, что мы сейчас называем аутизмом, на самом деле два принципиально разных по своему генетическому происхождению состояния.
У этих двух состояний разные коморбидности, то есть они могут сочетаться с разными видами психических расстройств. «Поздний» аутизм связан с высоким риском депрессии и ПТСР, отчасти из-за социальных факторов риска и отсутствия поддержки в раннем детстве. Например, такие дети часто становятся жертвами школьной травли. У людей с «поздним» вариантом также чаще встречается генетический профиль, пересекающийся с СДВГ. Это объясняет, почему расстройства аутистического спектра и СДВГ иногда так трудно различить.
Именно задержка в развитии обычно приводит родителей на диагностику при «раннем» типе аутизма. «Поздний» же вариант чаще сопровождается нормальным интеллектуальным развитием и долго не приводит ни к какому дискомфорту и трениям в обществе. Только когда такой ребенок становится подростком, особенности его социально-психологического развития начинают быть заметными и вызывают проблемы.
При этом понятно, что во многих странах диагноз аутизм может ставиться поздно, даже если особенности проявляются рано: это зависит от культурных факторов, доступа к медицинскому обслуживанию, а также информированности общества (уровня стигматизации нейроотличий и гендерных предрассудков). Поэтому возраст постановки диагноза не может ничего прогнозировать: аутизм «раннего» типа также может долго оставаться нераспознанным. В то же время, если диагноз «раннего» аутизма поставлен вовремя, по словам исследователей, симптомы благодаря коррекции могут со временем сильно смягчиться, тогда как симптомы «позднего», наоборот, склонны усугубляться с годами.
Четыре группы — четыре генетических профиля
Другое недавнее исследование, опубликованное в Nature Genetics в июле этого года, было посвящено разнообразию проявления аутизма у детей. Оно также показало, что существует несколько подтипов этого заболевания и у каждого есть свой генетический профиль.
Исследователи из Принстонского университета и Фонда Симонса проанализировали данные более 5 тысяч детей с аутизмом. Далее они использовали вычислительную модель для группировки детей на основе комбинаций их характерных черт. Модель учитывала более чем 230 черт, включая социальные взаимодействия, повторяющееся поведение и разную скорость развития. При этом ученые не ставили задачи найти четкие генетические связи с отдельными чертами.
Этот подход позволил наметить несколько клинически значимых подтипов аутизма, которые исследователи связали с различными генетическими профилями и траекториями развития. Таких подтипов ученые выделили четыре, и каждый из них отчетливо отличается по биологическим, медицинским и поведенческим характеристикам, а также по сочетаемости (коморбидности) с другими заболеваниями.
Первая группа — социально-поведенческая: ребенок развивается в том же темпе, что и дети без аутизма, но демонстрирует социальные проблемы и любовь к повторяющемуся поведению. У таких детей часто встречаются СДВГ, тревожность, депрессия или обсессивно-компульсивное расстройство. Эта группа составила 37% участников исследования.
Вторая группа — группа смешанного аутизма с задержкой развития. Дети в этой группе медленнее развиваются (начинают ходить, говорить), но обычно не проявляют признаков тревожности, депрессии или проблем с поведением. Повторяющееся поведение и социальные проблемы могут присутствовать в разной степени. Эта группа составила примерно 19% участников.
Третья группа — дети с умеренными проблемами: есть повторяющееся поведение и социальные проблемы, но в меньшей степени, чем у детей других групп, и нет сопутствующих психических расстройств. В этой группе оказалось примерно 34% участников.
Четвертая группа — дети с широким спектром нарушений: задержки в развитии, социальные и коммуникационные трудности, повторяющееся поведение и сопутствующие психические расстройства, такие как тревожность, депрессия и нарушения настроения. Это самая маленькая группа, составляющая около 10% участников.
В этом исследовании использовали подход, отличающийся от классических методов обнаружения генов: подтипы аутизма связывали с различными типами генетических мутаций и затронутыми биологическими путями.
Например, дети из группы с широким спектром проявлений показали наибольшую долю мутаций de novo, то есть таких мутаций, которые не унаследованы ни от одного из родителей. А группа со смешанным аутизмом с задержкой развития чаще несла редкие унаследованные генетические варианты. Хотя дети обоих этих подтипов имеют некоторые важные общие черты, такие как задержка развития и интеллектуальная неполноценность, эти генетические различия указывают на различные механизмы, лежащие в основе внешне схожих клинических проявлений.
Исследователи также обнаружили, что подтипы аутизма различаются по времени воздействия генетических нарушений на развитие мозга. Гены включаются и выключаются в определенные моменты времени, влияя на разные стадии развития мозга. В группе детей с социальными и поведенческими проблемами, с отсутствием задержек в развитии и поздней диагностикой, были обнаружены мутации в генах, которые активируются уже после рождения.
Существует немало взрослых людей, которым диагноз аутизм был поставлен уже после совершеннолетия. Этот «поздно диагностируемый аутизм» часто сочетается с депрессий, проблемами с вниманием, гиперчувствительностью, а у женщин — с развитой социальной маскировкой, из-за которой они сами могут долгое время не подозревать о своих нейроотличиях. Возможно, вскоре этот вариант перестанут называть аутизмом, а выделят его в некий единый синдром или нозологическую единицу.
Лучшее понимание генетических факторов и клинического прогноза, включая сочетаемость «позднего» аутизма с другими психическими расстройствами, может помочь и в диагностике, и в поддержке людей с аутизмом. Ну а следующий шаг для исследователей — понять, как биологическое в «позднем» аутизме взаимодействует с социальными условиями и как помочь людям с аутизмом избежать школьной травли и других проблем.
НОВОСТИ В КЫРГЫЗСТАНЕ