Главная | ЗДОРОВЬЕ | Нужны ли клинические базы, чтобы научить хорошего врача? Пояснение профессора Т.Батыралиева

Нужны ли клинические базы, чтобы научить хорошего врача? Пояснение профессора Т.Батыралиева

В Кыргызстане приоритетом является реформа в подготовке медицинских кадров. Этому свидетельствует подписанный президентом Садыром Жапаровым закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в сферах образования, науки и здравоохранения». Закон направлен на повышение качества подготовки медицинских специалистов.

В подготовке кадров важную роль играют научные клинические медицинские базы. О значении таких баз для формирования квалифицированного врача в интервью рассказал профессор, бывший министр здравоохранения Талантбек Батыралиев.

  • Талантбек Батыралиев — доктор медицинских наук, профессор, академик РАЕ РФ, действительный член Американского колледжа кардиологов (MD, PhD, DSc, FACC, FSCAI, FAHA, FESC).

— Что такое клиническая база и зачем она нужна для врачей-резидентов?

—  Начну ответ с шутки: «Доктор, скажите, а правда, что меня будет оперировать врач-резидент?

— Да, правда.

— А если он меня «зарежет»?

— А мы ему тогда двойку поставим и сертификат не дадим…». 

А если говорить серьезно. В современном мире далеко не все клиники и центры работают на высоком уровне. Это важно понимать. В самых передовых мировых центрах существует практика приглашать ведущих специалистов из разных стран по соответствующему профилю медицины для работы по контракту на несколько лет. Такая система контрактов с мировыми хирургами, терапевтами и специалистами других направлений позволяет клиникам поддерживать свой имидж ведущих центров компетенции в своей области.

Эти учреждения следует считать образцом клинических научных баз для молодых врачей, проходящих стажировку или находящихся в резидентуре по выбранной специальности. Однако таких центров во всем мире не так много.

В Центральной Азии есть один такой центр — клиника в Астане, где работает кардиохирург мирового класса Юрий Владимирович Пя. Она соответствует самым строгим критериям международных медицинских центров высокого класса. Многие хотели бы «надеть его шинель», но она им не по плечу. Этот центр Ю.В. Пя создавал сам по лучшим стандартам медицины, будучи приглашён в страну ее руководством. Научно-образовательный медицинский комплекс находится в лидерах как по широкому спектру клинических направлений, так и по оказанию услуг в области сердечно-сосудистой хирургии.

Остальные медицинские университеты, в основном негосударственные (частные), привлекают на работу опытных врачей-педагогов — доцентов и профессоров, которые не являются мировыми «звёздами» первой величины. Это позволяет формировать научные и клинические направления, делает обучение более доступным по цене и подходит для широкого круга врачей, нуждающихся в получении специальности и практических навыков.

Медицинский университет или университет с медицинским факультетом, работая с одной или несколькими больницами на одной территории (город или район), ведёт практические занятия в этих учреждениях. В оптимальном варианте врачи-резиденты работают в отделениях больницы вместе со своими наставниками-педагогами и практикующими врачами, приобретая опыт и знания. Чем плотнее такой симбиоз преподавателей (ассистентов, доцентов, профессоров клинических кафедр) с врачами отделений, тем больше знаний и практического опыта получают резиденты.

И, разумеется, идея клинических баз не нова. Она сформировалась ещё в середине прошлого века, когда симбиоз науки, преподавания и клинической практики показал максимальные результаты в подготовке квалифицированных специалистов.

— А как сейчас бывает чаще всего?

— В большинстве стран и городов медицинские ВУЗы стали малонужными практическому здравоохранению. Руководители департаментов и министерств здравоохранения во многих местах на постсоветском пространстве считают медицинские вузы обузой для больниц и стараются ограничить их функционал. Правда, там, откуда медицинские кафедры уходят, потом обычно чахнет и хиреет медицинская практика самих больниц и некоторые из них попросту закрываются как неэффективные и лишние.

— Как же совместить интересы по высококлассному обучению врачей и права пациентов, которых молодые врачи-стажеры не должны калечить?

— Разумеется, строго соблюдать законы и права пациентов. Нельзя, чтобы первую инъекцию или первый разрез врач делал на пациенте, не потренировавшись на муляже.

Но никакой муляж и симулятор не заменит реальной живой клинической практики. В этом и играют ключевую роль наставники молодого врача. Если врач работает без контроля, его наставника рядом нет, то, конечно, риски ошибок и осложнений буду выше. Но если рядом опытный врач-педагог, то для такого пациента команда врачей во главе с опытным врачом-наставником не представляет большей угрозы, чем просто один молодой врач без наставника за спиной.

Уникальность наших законов в том, что мы имеем возможности охранять права пациентов, и при этом позволять молодым врачам учиться в хороших клинических базах, набирая живой опыт и не вредя при этом больным.

Вопрос только в правильной организации этических вопросов и взаимодействия ВУЗов и больниц.

Источник