
В Сузакском районе Жалал-Абадской области открылся Центр охраны материнства и детства имени Алиймы Ташиевой. В церемонии открытия 13 мая приняли участие президент Садыр Жапаров, заместитель председателя Кабинета министров — глава ГКНБ Камчыбек Ташиев, министр здравоохранения Эркин Чечейбаев и другие.
Для запуска работы в первый месяц были командированы врачи из Бишкека, в том числе специалисты Кыргызского научного центра репродукции человека.

16 мая в новый центр прибыла команда Центра репродукции во главе с директором Нургуль Шоонаевой. В новом центре работали 4 врача-акушера-гинеколога родильного дома, 1 врач анестезиолог-реаниматолог и 5 акушерок. Хотя центр был полностью оборудован, врачи не имели достаточного опыта.
АКИpress в своем материале расскажет об опыте медиков Центра репродукции человека в новом медицинском учреждении. Нургуль Шоонаева проинформировала, что команда отработала месяц, с 16 мая по 16 июня.
— Как ваша команда помогла выстроить работу новому центру?
— Наш центр был закрыт на ремонт, наши пациенты были распределены по другим учреждениям, и по инициативе Министерства здравоохранения мы направились в Жалал-Абад. Центр новый, нам пришлось выстраивать работу с нуля, а в начале всегда есть трудности. Первая и главная проблема, как и во всей стране — кадровый дефицит. Штат не был укомплектован, врачи имели опыт работы всего 3-4 года. Каждое отделение требовало создания с нуля и сильного специалиста, который мог бы обучить и наставить.
Я связалась со своей командой и начала привлекать необходимых специалистов. Привлекла троих лаборантов во главе с заведующей, поскольку все лабораторные анализаторы нуждались в настройке и обслуживании. Первые анализы стали проводить наши специалисты.
В центральном стерилизационном отделении работали местные девочки, которым тоже нужна была помощь. Я пригласила своих специалистов по инфекционному контролю. Они провели несколько лекций, собрав около 50 человек — не только из Сузакского района, но и со всей Жалал-Абадской области. Были обсуждены вопросы инфекционного контроля, проведена работа с документацией и нормативно-правовыми актами. Инфекционный контроль — основа основ, стерильные инструменты — прежде всего безопасность пациентов. Это исключает случаи заражения гепатитами, ВИЧ и другими инфекциями.
Что касается командной работы, я пригласила старшую акушерку родильного зала и местных акушерок, чтобы обучить их вести документацию, основам грудного вскармливания, правильному приему родов, проведению занятий и общению с женщинами. Мы пытались внедрить партнерские роды, ведь партнер рядом — самая большая поддержка для женщины и важная часть безопасных родов.
В отделении реанимации из основных сотрудников был только заведующий. Не было анестезиологов и медсестер. Наша старшая медсестра по физиологии реанимации вместе с заведующим наладили работу, обучили хранению медикаментов, особенно наркотических препаратов, используемых при обезболивании. Учет и утилизация таких препаратов — очень серьезный вопрос, требующий строгого контроля. Они разработали соответствующие протоколы и провели большую работу.
— Какие срочные операции проводили?
— Поступила женщина с сахарным диабетом, тяжелой анемией и кровотечением из-за миоматозного узла. Гемоглобин был очень низкий, кровотечение не останавливалось. Ей было около 65 лет. Мы провели быструю предоперационную подготовку, перелили компоненты крови, подняли гемоглобин. С помощью коагулятора выкрутили миоматозный узел размером 7 на 8 см без операции. Осмотрели полость матки, ножку и кровоточащие участки, провели коагуляцию и взяли материал на гистологию. Женщина осталась очень довольна — матка на месте, миому удалили, гемоглобин восстановили. Это была наша первая операция, примерно на четвертый день работы.
Когда запустили лапароскоп, провели шесть лапароскопических операций: внематочные беременности, кисты яичников, апоплексии, а также операции по бесплодию и гидросальпинксам. Мы полностью ввели лапароскоп в эксплуатацию, научили операционных сестер готовить наборы, правильно обрабатывать и стерилизовать инструменты.
Хочу отметить, что у них была практически вся необходимая и очень современная аппаратура — такой техники, возможно, даже в Бишкеке нет. На каждом этаже стояли аппараты ультразвукового исследования экспертного класса с доплером. Настроили и запустили УЗИ-аппарат. Без них нам было бы очень сложно.
— А сколько родов приняли за месяц?
— За месяц мы приняли 436 родов. Помимо родов, в отделении было много женщин с гинекологическими заболеваниями и пациенток на амбулаторном приеме. Наши специалисты УЗИ работали круглосуточно, так как поступали и беременные, и гинекологические пациенты.
Я сама провела лекции по неотложным состояниям в акушерско-гинекологической помощи. Основные неотложные состояния — преэклампсия и эклампсия, самые тяжелые осложнения беременности. За наш период три женщины поступили с эклампсией — когда долгое время высокое давление и отёки переходят в судороги и потерю сознания. Одна беременная была привезена в сопорозном состоянии из Таш-Кумыра. Мы провели кесарево сечение, стабилизировали состояние и остановили кровотечение.
Коллектив обучали поэтапной помощи при кровотечениях и лечению послеродовых осложнений, таких как эндометрит. Мы показали, как правильно вести таких пациенток и административную работу — это кажется мелочью, но сейчас они ежедневно со мной на связи. Мы дали хороший пример того, как нужно работать. Было большое желание делиться знаниями.
Пока мы там работали, отделение было закрыто на ремонт, но, насколько мне известно, с 1 июля они уже работают. Это круглосуточная работа — нужно принимать роды, оказывать помощь, консультировать до 100 женщин в день. Им очень нужны руки и мозги, ведь график был очень плотным, и команда быстро уставала. Каждую неделю я меняла сотрудников, чтобы они могли отдохнуть.
— Получается, центру необходимы кадры?
— Это острая проблема — нехватка кадров. Думаю, это не только в Жалал-Абадской области. Очень понравилась инициатива местного самоуправления Таласской области, которое планирует обучать 200 молодых девушек в Медакадемии с оплатой учебы, рассчитывая, что они вернутся в регион. Это отличный пример, и было бы замечательно, если бы другие регионы последовали этому примеру.
Молодежь уезжает за границу, получая хорошее образование и карьерные возможности, но возвращаются далеко не все — зарплаты там выше и условия привлекательнее. Даже за границей отмечают уровень медицины в Бишкеке, но многие специалисты остаются там, не возвращаясь домой.

Заместитель директора Центра репродукции Данияр Игликов также проработал в новом медицинском учреждении месяц и помог выстроить работу на начальном этапе. Он отметил, что работы было много, регион большой, пациентов много. В это время Жалал-Абадский роддом тоже закрылся на ремонт и все пациенты перенаправлялись в новый центр.
«Работали круглосуточно, жили в здании роддома. Хотя нам и предоставили жильё, оно находилось далеко. Акушерство — дело такое: сейчас всё спокойно, а через полчаса — кровотечение или иная экстренная ситуация. Поэтому основная команда — оперирующие врачи, реаниматологи, заведующие — жила прямо в роддоме.
Центр действительно хорошо оснащён: УЗИ-аппараты, в том числе экспертного класса, лапароскопические стойки, современное операционное оборудование — всё на высоком уровне. Но, как и во всём Кыргызстане, серьёзная проблема — это нехватка медицинских кадров. Учреждения устаревшие, условия сложные. Мы несколько раз выезжали в областной роддом на консилиумы — туда направляли заведующих, реаниматологов. Роддом в очень плохом состоянии — тесный, здание старое, условия не соответствуют современным требованиям.
Государство сегодня уделяет внимание вопросам материнства и родовспоможения. Новый центр — красивый, просторный, территория благоустроена. Очень удобно, что рядом, буквально в 50 метрах, находится детская больница с детской хирургией. Это важно, если у новорождённого выявляются патологии: его можно сразу перевести в соседнее учреждение и оказать помощь», — рассказывает он.
В центре оказывается помощь не только акушерская, но и гинекологическая.
«Работало и консультативное гинекологическое отделение. Оборудование есть, но, как вы правильно отметили, без специалиста оно бесполезно. Поэтому наши специалисты проводили на месте обучающие программы: по УЗИ, по эндохирургии (лапароскопии), лекции и практические занятия. Обучение велось без отрыва от работы. Многие специалисты имели сертификаты, но практически не умели работать на новых аппаратах. Поэтому мы показывали на месте, объясняли, чтобы они сразу подключались к процессу. Ведь не у всех есть возможность выехать в Бишкек на месяц для обучения», — добавил Игликов.
Основная проблема в регионах — это ведение беременности. По словам Игликова, бывали случаи, когда женщина всю беременность не наблюдалась у врача. Такие случаи сложны тем, что врачи не знают, с чем они столкнутся.
«В регионах 50-60% пациенток, которые приходят в роддом, ранее не наблюдались у врача. Это в основном многорожавшие женщины: дети, семья, хозяйство, нет времени на анализы. Была женщина, которая думала, что у нее миома, а оказалось 18-19 недель беременности. Обратилась только потому, что почувствовала «опухоль», которая шевелится», — добавил Игликов и добавил, что проводились разные операции по внематочной беременности, были и консультации. Ряд пациентов после консультации при необходимости направляли в Бишкек для более расширенного обследования.
За время работы врачей в центре в гинекологическом отделении были проведены следующие операции: удаление рождающегося субмукозного миоматозного узла крупных размеров (САМК-1), разъединение синехий малых половых губ при полном сращении у девочки 1,5 лет, лечение пациенток с миомой матки, придаточными образованиями, опущением передней и задней стенок влагалища, недостаточностью мышц тазового дна. Также были случаи осложнений после внутриматочной спирали (ВМС-1, ЮМК-2), и проводилось лечение женщин с бесплодием.
Акушер-гинеколог, лапароскопист Центра репродукции Тынчтык Кыштообаев рассказал, что с помощью эндоскопии были проведены операции женщинам с бесплодием. В одном из случаев была устранена непроходимость маточной трубы.
«Также у нас родилась двойня на 34-й неделе, причем дети появились «в рубашке», то есть в плодном пузыре. Мы видим такое в нашей практике, но именно в нашем новом центре это произошло впервые. Это практикуется при кесаревом сечении, чтобы не травмировать ребенка. Мы провели очень хорошую работу с командой», — отметил он.
НОВОСТИ В КЫРГЫЗСТАНЕ