Главная | ПОЛИТИКА | Парламент начал рассмотрение законопроекта об иноагентах

Парламент начал рассмотрение законопроекта об иноагентах

Жогорку Кенеш 25 октября в первом чтении рассматривает проект закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты (закон «О некоммерческих организациях» и Уголовный кодекс)» [законопроект об иноагентах].

Законопроект представила депутат Надира Нарматова («Ата-Журт Кыргызстан»).

Проект закона, по ее словам, разработан в целях обеспечения открытости, публичности деятельности некоммерческих организаций, в том числе структурных подразделений иностранных некоммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного представителя, и финансируемых из иностранных источников — иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников.

На сегодняшний день, по данным Министерства юстиции, только в Бишкеке зарегистрированы 18 500 различных некоммерческих организаций.

«Ни для кого не секрет, что не все они согласно своим уставным целям и задачам осуществляют свою деятельность в области науки или культуры, здравоохранения, социальной поддержки граждан, защиты материнства и детства, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, а также благотворительную деятельность. Значительная часть из них вопреки своим учредительным документам, вмешивается в политическую жизнь государства, участвуя, в том числе путем финансирования, в организации и проведении политических акций в Кыргызской Республике, стремясь к формированию общественного мнения для принятия органами государственной власти решений, противоречащих последовательности и целенаправленности государственной политики в целях устойчивого развития страны», – говорится в справке-обосновании к законопроекту.

Как отметила Нарматова, закон «О некоммерческих организациях» не раскрывает понятие «иностранная некоммерческая организация» и через какие органы осуществляется деятельность данных организаций.

Законопроектом предлагается, что иностранной некоммерческой организацией будет являться организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками, созданная за пределами территории Кыргызстана в соответствии с законодательством иностранного государства, учредителями (участниками) которой не являются государственные органы. Иностранная некоммерческая организация осуществляет свою деятельность на территории Кыргызской Республики через свои структурные подразделения — филиалы и представительства.

Предлагается ввести правовой статус для некоммерческой организации, созданной в Кыргызской Республике, и получающей денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ), и, которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Кыргызской Республики. Такая некоммерческая организация будет являться некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного представителя.

При этом, некоммерческая организация будет признаваться участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории Кыргызской Республики, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она участвует (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях.

Далее законопроектом предлагается статью 17 закона «О некоммерческих организациях» изложить в новой редакции, раскрыв ее содержание глубже и дополняя нормами о том, что предметом коммерческой тайны не могут быть размеры и структура доходов некоммерческой организации, сведения о размерах, составе имущества и расходах некоммерческой организации, численности и составе работников, об оплате их труда, использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации; о необходимости некоммерческих организаций представлять в уполномоченный орган в сфере регистрации документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного представителя, также аудиторское заключение.

Также статьей 17 в новой редакции для некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного представителя, устанавливаются плановые проверки, которые проводятся не чаще чем один раз в год.

В случае приостановления деятельности некоммерческой организации ей запрещается использовать банковские вклады, за исключением расчетов по хозяйственной деятельности и трудовым договорам, возмещению убытков, причиненных ее действиями, уплате налогов, сборов и штрафов.

Если в течение установленного срока приостановления деятельности некоммерческой организации, она подаст в уполномоченный орган заявление о включении ее в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного представителя в соответствии с законодательством, такая некоммерческая организация возобновляет свою деятельность со дня ее включения в указанный реестр.

В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны и безопасности государства, нравственности, здоровья, прав и свобод других лиц, уполномоченный орган вправе вынести структурному подразделению иностранной некоммерческой организации мотивированное решение о запрете направления денежных средств и иного имущества определенным получателям указанных средств и иного имущества, указывается в справке-обосновании.

Также законопроектом предлагается внесение соответствующих сопутствующих изменений в Уголовный кодекс (новая статья 200-1):

Статья 200-1. Создание некоммерческой организации, посягающей на личность и права граждан

1. Создание объединения или другой некоммерческой организации либо структурного подразделения иностранной некоммерческой организации либо некоммерческой организации, деятельность которых сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью либо с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению иных противоправных деяний, а равно руководство таким объединением, организацией либо структурным подразделением, –

наказываются штрафом в размере от 500 до 1000 расчетных показателей или лишением свободы на срок до пяти лет.

2. Активное участие в деятельности объединений, указанной в части 1 настоящей статьи, а равно пропаганда деяний таких организаций, –

наказываются штрафом в размере от 1000 до 2000 расчетных показателей, или лишением свободы на срок до десяти лет.

Ранее сообщалось, что инициаторами выступили депутаты парламента:

Нарматова Н.А., Садырбаева Ж.Э., Култаева Г.О., Кыдыкбаев Ж.С., Ташиев Ш.К., Атажанов Ы.Ы., Алимбеков Н.К., Сулайманов К.К., Ханджеза К.Л., Коргонбай уулу Ж., Маткеримов А.Т., Сарыбашов Т.Н., Исмаилов Ф.Д., Козуев А.А., Абдалиев М.А., Кенжебаев А.Б., Матраимов И.И., Мамасадыков З.Д., Ражабалиев Н.А., Алтынбеков А., Эрбаев А.Т., Токторбаев Ж.Ш., Боронбаев А.Ж., Сыдыгалиев Н.О., Шабазов Б.В., Масабиров Т.А., Малиев А.К., Жамгырчиев Э.Э., Токтошев Э.Т., Сарбагышев М.К., Чойбеков Б.К., Атазов Ш.К., Тумонбаев А.Т.

Позже некоторые из них вышли из состава авторов законопроекта.

Источник