На Иссык-Куле состоялось VI заседание межправительственной кыргызско-туркменской комиссии. Кроме прочего, стороны обсудили запуск транспортного коридора из Китая через Кыргызстан и Узбекистан в Туркменистан с использованием возможностей морского порта «Туркменбаши», который обеспечит выход к Каспийскому морю и Российской Федерации.
Попытки Кыргызстана выйти к Каспийскому морю в последние годы можно объяснить несколькими факторами. Во-первых, это станет логическим продолжением железной дороги Китай—Кыргызстан—Узбекистан (ККУ). Во-вторых, Кыргызстан ищет альтернативный транзит кыргызских товаров в обход Казахстана. Соседняя страна, есть такие подозрения, применяет транспортную блокаду слишком часто для достижения своих целей.
Инфраструктура этого коридора к Каспию пока слабая, особенно через море из Туркменистана в Россию. Проблемой также, например, остается транзит через Туркменистан, который требует визу для водителей-иностранцев.
Попытки создать новые коридоры происходят на фоне бурного роста транспортных коридоров через Центральную Азию по направлению Восток-Юг (санкции плюс пробки на Транссибе), Север-Юг (попытки обойти санкции).
Конкуренция высокая. Китай продолжает строить «Один пояс, один путь», который также включает стратегическую для него железную дорогу ККУ, Европейский союз планирует вложить $10 млрд в развитие Среднего коридора (Китай-Казахстан-Кавказ), G7 инициировал Партнёрство для глобальной инфраструктуры и инвестиций.
В транспортной борьбе появляются новые очертания. Как пишет издание The Diplomat, в начале июля провинциальный губернатор в Пакистане сказал, что правительство планирует продлить Китайско-пакистанский экономический коридор до Узбекистана, построив железную дорогу до границы с Афганистаном. Это соответствует планам Ташкента построить железную дорогу от Мазари-Шарифа до Пешавара. Пока Ташкент ищет инвесторов на Ближнем Востоке.
От строительства этой железной дороги Кыргызстан однозначно выиграет — она увеличит объемы перевозок ККУ и откроет путь к морским портам Пакистана.
…
После 16 лет задержек из-за войны в среду (24 июля 2024 года) с участием представителей Китая и Афганистана прошла церемония, ознаменовавшая начало работ по освоению второго по величине в мире медного рудника — Мес-Айнак. Об этом сообщает South China Morning Post.
Месторождение Мес-Айнак остается одним из самых привлекательных предложений для китайских фирм. Его мощность оценивается в 11,5 млн тонн медной руды, которая жизненно важна для электронных компонентов и повышается в цене из-за ее использования на растущих рынках, связанных с электромобилями, возобновляемой энергией и центрами обработки данных.
По данным отчета Института Брукингса, Афганистан располагает примерно 2,3 млрд тонн железной руды и 1,4 млн тонн редкоземельных минералов, а Геологическая служба США подсчитала, что страна располагает неиспользованными полезными ископаемыми стоимостью 1 триллион долларов, такими как железо, золото и литий — важный, но дефицитный компонент в аккумуляторных батареях и других технологиях.
Пекин сразу начал налаживать контакты после прихода к власти Талибов. В отличие от России и Запада, Китай не пытался изменить Афганистан силой. Экономическое сотрудничество куда более эффективный способ.