В Пекине 6 июня 2024 года было подписано соглашение между Кыргызстаном, Узбекистаном и Китаем о совместном осуществлении проекта железной дороги “Китай-Кыргызстан-Узбекистан”. По плану маршрут железной дороги по территории Кыргызстана длиной в 311 километров будет проходить по маршруту “Торугарт – Кош-Добо – Казарман – Джалал-Абад”. Примерная стоимость строительства железной дороги составит около 5 млрд.долларов.
Железная дорога открывает для Кыргызстана и Узбекистана новые и масштабные пути к мировой торговле, позволит создать новые рабочие места и логистические центры. Китай рассматривает строительство железной дороги в Центральной Азии, как стратегически важный проект.
Следовательно, усиливается роль Дракона (символ Китая) в центральноазиатском регионе как основного экономического игрока. Разумеется, укрепление позиций Дракона в ЦА противоречит интересам другой мировой державы – США. Американцы вряд ли оставят без внимания начало проекта по строительству железной дороги Китай-Центральная Азия. США из-за российско-украинской войны и эскалации конфликта на Ближнем Востоке ослабили свое участие в политических процессах ЦА. Но, при этом западные аналитические центры, спецслужбы и корпорации не забывают систематически отслеживать ситуацию в странах Центральной Азии.
На мой взгляд, Вашингтон возможно немало постарается помешать реализации строительства железной дороги. Причем препятствия будут созданы именно на территории Центральной Азии. В руках или когтях Белого Орлана (символ США) имеется множество козырей, то бишь рычагов внешнего и внутреннего воздействия.
Рассмотрим вероятные инструменты влияния США. Первый рычаг, назовем его не силовым. Подконтрольные США/Западу средства массовой информации, так называемые независимые СМИ и журналисты проведут и опубликуют так называемые “независимые” расследования с целью дискредитации строительства железной дороги и участников проекта. Финансируемые на деньги американских институтов власти кыргызские НПО возможно поднимут вопросы о вреде экологии, разрушениях/изменениях горного рельефа и местности, через которые будут прокладываться железнодорожный путь, тоннели и инфраструктура железной дороги. Возможно прозападные СМИ и организации попытаются играть на эмоциях и чувствах местных жителей, которым придется освобождать пространство и места своего жительства для железной дороги.
Есть риск возникновения локальных и стихийных очагов неповиновения властям, самоуправства и тому подобное в районах, чьи земли будут отданы под строительство ж/д. Подобные действия возможно получат огласку в социальных сетях, что может вызвать протесты и негодование граждан, как это было в Бишкеке в мае текущего года из-за драки иностранцев и кыргызских парней. Возможно прозападные СМИ и НПО попытаются использовать патриотизм местного населения в негативном русле и направить гнев жителей против строительного персонала, спровоцировать погромы и уничтожение техники.
Напомню, что действия местного населения против деятельности китайских компаний в Кыргызстане происходили неоднократно – события на месторождении Солтон-Сары (Нарынская область) в августе 2019 года являются наиболее ярким тому примером. Также не исключено, что Вашингтон возможно начнет финансировать антикитайские общественные движения в Кыргызстане, которые заявят политические требования о приостановлении возведения железной дороги.
Второй рычаг – это силовой инструмент
Возможно американцы активизируют деятельность террористических ячеек в регионах Кыргызстана. К сожалению, за последние 4 года борьба с терроризмом в КР отошла на второй план из-за антикоррупционной кампании. Если террористов не ловят, то это не означает, что их нет. Возможная террористическая активность может временно приостановить строительство железной дороги или создать угрозу для рабочих команд на местах. Террористы возможно могут атаковать офисы компаний подрядчиков, общежития строителей и тому подобное.
Третий рычаг – геополитический
Таджикистан, сосед Бишкека и Ташкента не участвует в китайском проекте строительства железной дороги и остается за бортом. Возможно Вашингтон стремясь как-то создать баланс в регионе, пожелает вернуться в Таджикистан. Т.е. не стоит исключать вариант восстановления военно-политического присутствия США на таджикской земле. Используя повод о необходимости контроля обстановки в Афганистане и обеспечения безопасности, американцы возможно создадут военную базу в Таджикистане. Кроме многомиллионной оплаты за аренду, официальный Душанбе вероятно получит безвозмездные поставки американской военной техники, оружия и снаряжения под ширмой помощи в рамках противодействия международному терроризму. Накачка Таджикистана американским вооружением уже несет в себя определенную угрозу. Финансовая поддержка США и обеспечение оружием позволит Душанбе удвоить военный потенциал.
Американцы в свою пользу обретут возможность разместить на территории Таджикистана свою резидентуру, технические станции сбора данных, разведывательные/ударные БПЛА, а также группы спецназначения для проведения тайных операций на территории Афганистана и Центральной Азии. Возможно именно с территории Таджикистана, со своей базы, американцы будут координировать действия террористического подполья в Центральной Азии.
Автор: Медербек Корганбаев, политический эксперт