
«Почему я, законопослушный водитель с 60-летним безаварийным стажем, должен платить за ошибки других?». Таким вопросом в разговоре с корреспондентом VB.KG задался политолог Бакыт Бакетаев.
«Я вожу автомобиль уже 60 лет. За это время я не допустил ни одной аварии, ни разу не стал виновником ДТП, не подвергал опасности ни себя, ни других. Таких, как я, в Кыргызстане — большинство. По экспертным оценкам, около 80–90 процентов водителей не попадают в аварии. Тем не менее, по закону, каждый из нас обязан ежегодно оплачивать обязательное страхование гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств. Возникает закономерный вопрос: почему я, законопослушный и безаварийный водитель, обязан финансировать последствия ошибок и безответственности других водителей?», — спросил он.
В Кыргызстане действует Закон КР «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев автотранспортных средств» от 5 мая 2008 года № 83 (с изменениями по состоянию на 2023 год).
Согласно статье 4 данного закона, каждый владелец транспортного средства обязан заключить договор обязательного страхования ответственности, независимо от:
— стажа вождения;
— аварийной истории;
— поведения на дороге.
Таким образом, закон уравнивает в правах и обязанностях как добросовестного водителя, так и злостного нарушителя ПДД.
«В Основах законодательства КР (статья 6 Гражданского кодекса) закреплен принцип добросовестности и разумности в реализации гражданских прав и обязанностей. Это означает, что закон не должен поощрять безответственное поведение и не должен наказывать дисциплинированных.
Однако в действующей модели автострахования:
— одинаковую сумму страховой премии в год платит и водитель, 30 лет не имевший ни одного ДТП, и тот, кто попадал в 2–3 аварии за последний год;
— отсутствует прогрессивная шкала ответственности;
— нет действенного механизма стимулирования безопасной езды. Бонусы и скидки от страховых компаний минимальны, непрозрачны и не всегда применяются на практике.
Это противоречит принципу эквивалентности риска и обязательств, нарушает баланс интересов сторон и создает эффект коллективной безответственности.
В странах с развитой страховой системой Германии, Японии, Канаде и Южной Корее применяется персонифицированный подход к тарифу ОСАГО. Используются бонус-малус системы, где водителям с нулевой аварийной историей предоставляются скидки до 70 процентов.
В ряде штатов США и провинциях Канады предусмотрено частичное или полное освобождение от обязательной страховки для водителей с 20 и более годами безаварийной езды (при условии депозита или финансовой гарантии).
Также внедряются телематические тарифы с использованием GPS и датчиков, фиксирующих стиль вождения (резкие торможения, ускорения, превышение скорости). На основе этих данных формируется индивидуальная страховая ставка.
Почему бы не внедрить подобный подход и в Кыргызстане? Почему дисциплинированный гражданин не может рассчитывать на привилегии, если он десятилетиями ездит аккуратно?
Учитывая вышеизложенное, я предлагаю пересмотреть действующий подход к обязательному страхованию и внести в него справедливые корректировки.
Мои предложения:
— ввести категории риска для водителей на основании данных МВД и страховых компаний;
— освободить от ежегодной оплаты ОСГОПВТС водителей с 20 и более годами безаварийного стажа;
— установить повышенные ставки для лиц с аварийной историей и административными нарушениями ПДД;
— создать цифровую базу страхового рейтинга водителя, доступную для всех страховых компаний.
Такая система позволит снизить количество ДТП, поскольку водитель будет дорожить своей «безаварийной репутацией». Она повысит дисциплину и культуру вождения, а также уменьшит финансовое бремя для пенсионеров и малообеспеченных граждан, которые десятилетиями соблюдают ПДД и не создают угроз на дороге.
Принцип «платит каждый» может быть оправдан для налогов, но он несправедлив в страховой системе, где уровень риска у всех участников разный.
Если государство действительно заинтересовано в безопасности на дорогах, оно должно поощрять тех, кто своим поведением снижает аварийность, а не заставлять их платить за чужие ошибки», — резюмировал политолог.
НОВОСТИ В КЫРГЫЗСТАНЕ