По данным «Автостата», на российском рынке за прошлый год в общей сложности было продано 1 058 708 новых легковых автомобилей: этот результат оказался на 69% больше по сравнению с провальным 2022-м (тогда продажи рухнули почти на 59% до 626,3 тыс. шт.). Для сравнения, результат «докризисного» 2021-го – около 1,516 млн новых «легковушек». Сейчас готов новый прогноз по российскому авторынку, касающийся этого и следующего годов.
На фото: Lada Vesta
Свой собственный прогноз по российскому рынку новых легковых автомобилей подготовили в НАПИ (Национальном агентстве промышленной информации). Эксперты сформировали его с построением трёх сценариев: базового, оптимистичного и пессимистичного. При этом во всех вариантах предусмотрен прирост показателя к предыдущему году, однако даже оптимистичный сценарий не приближает предполагаемый результат к «докризисному» значению.
Согласно прогнозу НАПИ, базовый сценарий предполагает, что по итогам текущего года российский рынок новых легковых автомобилей вырастет на 5,87% примерно до 1 096 640 проданных машин. А в 2025-м показатель может подрасти ещё на 1,98% – до 1 118 310 экземпляров.
На фото: Chery Tiggo 7 Pro Max
Если взять за расчёт оптимистичный сценарий, то по итогам текущего года местным дилерам предположительно удастся реализовать 1 123 290 новых «легковушек», что на 8,45% больше, чем в 2023-м. «Оптимистично» прогнозируемый итог следующего года – 1 196 980 экземпляров и годовая прибавка на 6,56%.
В случае, если ситуация на российском авторынке будет развиваться согласно пессимистичному сценарию, по итогам 2024-го дилеры сумеют реализовать всего около 1 047 070 новых легковых машин (прибавка – на 1,09%). Результат 2025-го при этом варианте может составить примерно 1 055 690 (больше на 0,82%, чем годом ранее).
На фото: Belgee X50
В НАПИ определили список факторов, которые негативно влияют на ситуацию на российском рынке новых легковых автомобилей. В нём числятся санкции, увеличение утилизационного сбора (с августа 2023-го, плюс планируется дальнейший рост), ужесточение условий сертификации импортируемой техники (с октября прошлого года), а также высокие процентные ставки по кредиту / лизингу и ужесточение условий автокредитования для физлиц с высокой долговой нагрузкой (с 1 июля 2024-го). Ещё к этому перечню эксперты отнесли грядущую налоговую реформу (будет проведена в 2025 году) и реализацию отложенного спроса: дело в том, что многие клиенты удовлетворили потребность в новом автомобиле в 2023-м, так что они не будут покупать новую машину в течение ближайших двух лет.
Прогноз по всем трём сценариям предполагает, что на российском рынке новых легковых автомобилей в 2024-2025 годах будут преобладать отечественные и китайские бренды. Согласно базовому сценарию, по итогам текущего года на машины «поднебесных» марок придётся 56,30% (в 2025 – 56,28%), российских – 34,17% (в 2025 – 34,74%), остальных (вероятно, речь о параллельном импорте) – 9,52% (в 2025 – 8,98%).