Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев 20 февраля подписал закон, согласно которому водителям, нарушившим правила дорожного движения, будут начислять штрафные баллы. При наборе 12 баллов в течение года гражданина лишат права управлять автомобилем, сообщает Министерство юстиции республики в своем Telegram-канале.
Отмечается, что баллы являются дополнительным наказанием, применяемым с основными санкциями, прописанными в Административном или Уголовном кодексах. То есть, если водителю за нарушение определенного ПДД полагается денежное взыскание, то он и выплатит штраф, и получит на свой “счет” энное количество баллов.
Согласно закону, за одно нарушение будет начисляться максимум 2 балла.
Получается, что за год нужно совершить шесть серьезных проступков, чтобы лишиться права управлять транспортным средством и то не навсегда, а на шесть месяцев.
При этом отсчет времени ведется, начиная с первого начисления штрафных баллов. Спустя год с этого момента все собранные за данный период баллы автоматически сгорают.
Новая система распространится на множество статей Кодекса об административной ответственности, связанных с ПДД. В частности, управление неисправным транспортом и машинами с тонированными стеклами, бесцельная подача звукового сигнала, превышение скорости, нарушение правил стоянки, обгона, перевозки людей и прочее.
Размер и порядок начисления баллов будет определен позднее отдельным постановлением правительства Узбекистана.
Известно, что в ноябре 2023 года, когда документ принимали депутаты Законодательной палаты Олий Мажлиса (парламента), планировалось, например, назначать 2 балла за проезд на красный свет светофора, или 1,5 – за игнорирование правил дорожного движения при обгоне. Тогда же говорилось о введении нормы, согласно которой тем, кто собрал 12 баллов в год и лишился прав, придется повторно сдавать экзамен для получения водительского удостоверения. Включит ли Кабмин данное требование в постановление, неизвестно.
Добавим, что законом также вводится уголовная ответственность за ряд нарушений:
– незаконное изготовление и использование автомобильных номерных знаков;
– нарушение порядка подготовки и переподготовки водителей, включая проведение экзамена и выдачу прав;
– управление транспортным средством в состоянии опьянения или уклонение от прохождения освидетельствования;
– управление автомобилем лицом, лишенным такого права;
– нарушение правил безопасности при эксплуатации транспорта, работающего на сжатом природном газе, сжиженном нефтяном газе или смеси дизельного и газообразного топлива.
– Идея введения штрафных баллов для водителей-нарушителей обсуждается на протяжении нескольких лет. Так, планировалось внедрить ее еще в конце 2022 года. Но несколько раз чиновники откладывали применение инициативы на практике.
Источник: Фергана