Депутаты одобрили снятие моратория на разработку и добычу урана и тория в Кыргызстане в первом чтении. 69 депутатов проголосовали за отмену запрета, 3 проголосовали против.
19 февраля 2024 года президент Садыр Жапаров в городе Балыкчы встретился с жителями Тонского и Кочкорского районов. «Тема сегодняшней встречи — это уран», – говорит президент на видео, которое распространила пресс-служба президента.
Президент поблагодарил жителей близлежащих районов за то, что остановили в 2019 году разработку месторождения Кызыл-Омпол. Cвое внимание он заострил на экономической стороне, а не на экологии. Тогда разрабатывать месторождение собиралась частная компания, сейчас это будет 100% государственная. «Это второй Кумтор», – сказал президент.
Сейчас в горной агломерации ледников Ак-Шыйрак в подтаивающем хвостохранилище лежат 100 млн тонн отходов от производства золота, а площадь ледников агломерации за 20 лет сократилась вдвое. Из пяти ледников Давыдов, Лысый, Петров, Сары-Тор, Бордо в ходе разработки Кумтора были уничтожены Давыдов и Петров, оставшиеся ледники значительно сократились. Уже сейчас мы начали ощущать дефицит воды.
На месторождении Кызыл-Омпол имеется около 14 млн 757 тысяч тонн руды, сказал в феврале президент. Из них 95% составляет титаномагнетит, 3% фосфора, 2% циркония, 0,22% тория и 0,17% урана (25 тыс. тонн).
Некоторые участки месторождения находятся в 19 км от берега озера Иссык-Куль.
Министр природных ресурсов Мелис Тургунбаев в парламенте сказал, что на сегодня нет научного доказательства о том, что из-за урана люди болеют онкозаболеваниями. «Природный уран не наносит вред здоровью, а вот обогащенный наносит. Минздрав по этому поводу давал свое заключение», – сообщил он. С ним согласилась директор Национального центра онкологии и гематологии Бактыгуль Султангазиева.
Тургунбаев и Султангазиева не работали на урановых шахтах. Наша страна продолжает бороться с экологическими последствиями и тратить деньги на рекультивацию 55 хвостохранилищ.
Производство руды для аффинажного завода в Кара-Балте должно пройти несколько стадий. Первая стадия — породу дробят и смешивают с водой. Опасность представляют продукты распада урана — радий и радон. В воздух поднимается радиоактивная пыль и аэрозоли. Пустую породу, тоже со следами радиации, нужно собирать в хвостохранилище. Стадия требует большого объема воды.
Вторая стадия — выщелачивание концентратов, перевод урана в раствор. Применяют кислотное и щелочное выщелачивание. Первое — дешевле, поскольку для извлечения урана используют серную кислоту.
На следующем этапе из полученного раствора нужно избирательно выделить уран и перевести в твёрдое состояние.
Министр Тургунбаев ответственно заявил, что озеру Иссык-Куль не будет никакого вреда. «Будет строгий контроль над этим, мы полностью обеспечим безопасность», – пообещал министр.
…
На заседании Кабинета министров принято постановление о введении трехлетнего временного запрета (моратория) на заготовку и сбор сырья ряда растений и лекарств. В список вошли 5 растений.
Аконит стал именем нарицательным после того, как министр здравоохранения Алымкадыр Бейшеналиев пил его на пресс-конференции перед журналистами.
«Вреда здоровью от средства нет. Чтобы не потерять многих людей, мы пошли на этот шаг. Во вторую волну мы тоже лечили иссык-кульским корнем, но не говорили об этом», – сказал министр о том, как страна лечилась во вторую волну пандемии.
Власти распространили видео, где аконит варили и упаковывали в пластиковые бутылки на территории госрезиденции «Ала Арча».
Теперь ценность аконита настолько возросла, что государство взяло его под охрану.