Главная | ПОЛИТИКА | День 12 Февраля: Президент Жапаров предложил Блинкену аудит

День 12 Февраля: Президент Жапаров предложил Блинкену аудит

Пресс-секретарь президента Аскат Алагозов опубликовал на своей странице в соцсетях ответ Садыра Жапарова на письмо государственного секретаря США Энтони Блинкена.

17 января Энтони Блинкен написал о своей озабоченности законопроектом об иностранных агентах. «…В случае его принятия введут обременительные гражданские и уголовные наказания для неправительственных организаций… Я призываю вас взвесить эти опасения и обсудить их с лидерами парламента», – писал он.

Во-первых, законопроект депутатов Жогорку Кенеша близок к концепции действующего закона о регистрации иностранных агентов (Foreign AgentsRegistration Act, FARA), принятого в США в 1938 году. «В этой связи не может не возникнуть вопрос: почему вам можно, а нам нельзя?» – пишет президент Жапаров.

Во-вторых, по мнению президента, Блинкен поделился опасениями по поводу проекта закона, опираясь на недостоверную информацию со стороны отдельных неправительственных/некоммерческих организаций, действующих в стране. «За последние три десятилетия в нашей стране появилась «прослойка» неправительственных/некоммерческих организаций, получающих финансирование из-за рубежа (в кыргызском обществе их называют «грантоедами»), руководители которых превратили их на самом деле в «семейные предприятия», занимающиеся «распиливанием» денег, поступающих от иностранных спонсоров», – определил президент источник дезинформации.

В-третьих, президент предлагает провести аудит использования финансовых средств, неправительственными/некоммерческими организациями, финансируемыми правительственными организациями США. Хотя бы за последние 10 лет.

Наконец, у президента есть единственная просьба к госсекретарю США: не вмешивайтесь во внутренние дела нашей страны.

В октябре 2023 года посол США в Кыргызстане Лесли Вигери высказывался о законопроекте, в частности, о параллели с американским актом FARA. «На мой взгляд, эти сравнения не представляют никакой ценности, поскольку основаны на неточной или неполной информации о практике применения этого закона», – сказал он.

По словам посла, во-первых, на практике FARA действует как механизм раскрытия информации или уведомления, а не как процедура «предварительного одобрения». Во-вторых, регистрация по процедуре FARA требуется только при определенных обстоятельствах. Получение финансирования из иностранного источника – например, в виде гранта – не делает организацию автоматически «иностранным агентом». В-третьих, и, что наиболее важно, говоря о том, как он отличается от законопроекта в парламенте Кыргызстана, FARA не дает разрешения правительству США регулировать внутреннюю деятельность НПО.

Однако, не все кыргызские НПО будут включены в иноагенты автоматически. Одним из условий включения кыргызского НПО в список иностранных агентов является участие в политической деятельности. Таковым признается организация и проведение политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях.

Является ли митинг экологического НПО против решения госоргана о вырубке деревьев политической акцией? Интерпретация этого и беспокоит международных доноров. Такая же неопределенность с новой статьей (200-1) в Уголовном кодексе. Теперь за создание или руководство НПО, посягающей на личность и права граждан, можно получить 5 лет тюрьмы.

14 февраля законопроекты вынесены на обсуждение в Жогорку Кенеш во втором чтении.

В скором времени правительство полностью перейдет на электронный формат работы, сказал президент Садыр Жапаров в интервью агентству «Кабар».

По его словам, сотрудники будут обязаны использовать электронные документы вместо беготни с бумагами между министерствами и администрацией. Это позволит сэкономить затраты на бумагу, ручки и время.

Как сообщил президент, с началом цифровизации расходы бюджета сократились с 441 млн сомов в 2022 году до 230 млн сомов в 2023 году.

Отказ от бумаги отстает от заявленного графика. 25 декабря 2021 года на заседании Кабинета министров президент Жапаров сказал, что государственные органы до 1 июня 2022 года должны перейти на электронное документирование. «С 1 июня прекратим покупать бумагу. До этого времени нам нужно перейти на электронное документирование», – сказал президент.

22 августа 2022 года президент Жапаров на своей странице в соцсети опубликовал список министерств, не желающих переходить на цифровой формат. Он отметил, что министру цифрового развития было поручено в течение года перевести работу всех министерств и государственных учреждений в цифровой формат.

«Министерства или госучреждения, не желающие переходить на цифровые технологии, являются коррумпированными органами. Мы будем знать, что они намерены продолжать работать с бумагами и жить за счет коррупции», – написал он.

Но у коррупционеров может быть свой аргумент — все электронные носители имеют риск прослушивания, взлома, безвозвратной потери информации и утечка информации в Сеть…

Источник