Главная | ЗДОРОВЬЕ | Член Американского колледжа кардиологов возглавил кафедру Жалал-Абадского университета и поделился планами развития. Интервью с И.Першуковым

Член Американского колледжа кардиологов возглавил кафедру Жалал-Абадского университета и поделился планами развития. Интервью с И.Першуковым

Игорь Першуков по приглашению Медицинского института Жалал-Абадского государственного университета возглавил кафедру клинических дисциплин.

Он доктор медицинских наук, профессор и действительным членом Американского колледжа кардиологов.

АКИpress побеседовал с Першуковым о его профессиональной деятельности, о том, почему он выбрал путь медицины, и о том, какой вклад планирует внести в развитие института.

— Когда и как вы поняли, что хотите связать жизнь с медициной?

— Когда-то в школе я мечтал стать радиоинженером. Сидел с паяльником, как многие советские мальчишки, собирал цветомузыку, радиоприемники, прочие штуки. Но к 9 классу оказалось, что мне крайне интересно пойти в физ-мат класс и изучать помимо этого программирование, а еще заниматься медициной. В физ-мат школе этого настроя, то есть медицина и программирование, не очень поняли. На дворе был 1986 год, какое программирование в медицине тогда могло быть? Но поступил я в мединститут и стал врачом.

— Чем вы занимались в годы учебы в институте?

— Все годы института была страсть к исследованиям: я возился в виварии, делал разные опыты, потом, студентом, под руководством профессора Я.Г.Тимошенко делал расчеты для ученых-фармакологов и онкологов. За такие модели получил грант от Академии наук России как за лучшую студенческую научную работу. На деньги гранта купил первый личный персональный компьютер домой в 1993 году.

— Как сложилась ваша карьера после института?

— Через год, получив диплом врача с отличием, я поехал с этим компьютером в ординатуру в Москву в Чазовский кардиоцентр (тогда КНЦ РАМН, потом РКНПК МЗ РФ). Это отдаленно напоминало Д’Артаньяна, который с одной шпагой ехал покорять Париж. Я стал врачом, а помимо этого у меня был «комп» и умение писать на нем программы.

Наверное, это были не самые лучшие годы для страны, для медицины, для науки. Но я этого не замечал. Мне было интересно. Интересно все.

— Как сложились ваши первые профессиональные контакты и практика после института?

— Наверное, я могу выделить знакомство с Батыралиевым Талантбеком Абдуллаевичем. Это был очень открытый и общительный человек. Мы сдружились, и в последующие приезды перед защитой я с охотой помогал Талантбеку Батыралиеву в организационных мелочах. Он пригласил меня на свою защиту, а потом после защиты предложил приехать к нему в клинику в Турцию и посмотреть, как они там работают.

Сделал я это, правда, год спустя, сам защитившись в декабре 1999 году. Во время защиты в Кардиоцентре был первый показ цифровой ангиографии с индуцированным спазмом артерий на экране, до этого все ангиограммы за пределами операционной в цифровом формате не могли быть показаны. К тому моменту я уже перебрался работать в город Воронеж в ангиографию Областной больницы.

— Какие впечатления оставила эта поездка и чему она вас научила?

— Открытий в этой поездке для меня было так много, что их перечислять можно очень долго. Но больше всего поразило, как четко и быстро работали все в клинике, при этом в операционной играла музыка, и, выполняя ангиографию на высшем уровне за 3-4 минуты, врачи и медсестры еще и подтанцовывали в ритм песням.

Набравшись новых техник и насобирав много разных клинических случаев в таком потоке больных в Клинике СанКо, я загорелся желанием внедрить многое в свою практику. По факту сказать, это удалось, и мои достижения в работе в операционной служили образцом для подражания многим коллегам. Моя техника работы сильно изменилась: я стал делать исследования очень быстро, при этом качество работы тоже росло. Совсем недавно мои пациенты, появившись с новыми проблемами через 15 лет после стентирования, доказали, что выполненные операции и данные им правильные рекомендации сохранили проходимость их стентов в сердце более чем на 15 лет.

— Как научная работа поддерживала вашу клиническую практику?

— Эта клиническая профессиональная работа хорошо подкреплялась самыми актуальными научными знаниями. Талантбек Абдуллаевич открыл мне, как и многим врачам, где находятся кладези передовых знаний в современной медицине. Сам он, пройдя этот путь и подтвердив свои квалификации, стал признанным специалистом в Американской коллегии кардиологов, Американском обществе по сердечно-сосудистой ангиографии и вмешательствам, в Европейском обществе кардиологов и многих других профессиональных сообществах. А своим ученикам и коллегам он помогал открывать новые знания и приглашал их входить в эти профессиональные ассоциации.

Все эти решения очень подталкивали двигаться дальше.

— Какие новые возможности открылись благодаря наставникам и научной школе?

— Случайным поводом стало приглашение защищать докторскую диссертацию в Медицинском центре Управления делами Президента России. Это предложение сделал друг Талантбека Абдуллаевича, профессор Борис Алексеевич Сидоренко, который знал Батыралиева с его аспирантуры и высоко оценивал его работу, а позже — работы его коллег из Турции. Заедая такое предложение арбузом, плывя в тот момент на лодке с Батыралиевым, Сидоренко и еще многими видными учеными по Средиземному морю, я ответил серьезно далеко не сразу.

А ответив Борису Алексеевичу Сидоренко и защитившись под его и Батыралиева руководством в МЦ УД президента РФ, я получил предложение поучаствовать в национальных конгрессах, где тогда профессор Сидоренко часто выступал. Так моя научная траектория пересеклась на 20 лет с учителем и наставником, каким стал для меня и многих своих учеников Борис Алексеевич.

Сам будучи учеником научной школы академика Лукомского, Сидоренко вырастил более 130 диссертантов, в круг которых попал и я. А потом он предложил мне преподавать инвазивную кардиологию на его кафедре в ЦКБ Управделами Президента России, куда я пришел сначала в качестве доцента, а потом стал профессором его кафедры на много лет.

— Как развивалась ваша карьера в междисциплинарной и образовательной деятельности?

— Активно поддерживаемый своими старшими товарищами и учителями — Батыралиевым, Сидоренко, Самко, Беленковым, Огановым, я с их поддержкой в 2006 году во Всероссийском научном обществе кардиологов (ВНОК) открыл и возглавил секцию интервенционной кардиологии. Врачи страны, и не только РФ, но всего СНГ, требовали новых знаний и активно откликались на организуемые школы и мастер-классы: от Калининграда до Владивостока, от Мурманска до Сочи, в Казахстане и Кыргызстане. Мы с коллегами из Москвы и других городов обучали, читали лекции и проводили семинары-практикумы. За много лет этих школ было проведено более 100, многие города повторно приглашали для повышения квалификации своих специалистов.

— Какие новые возможности открылись благодаря международному и межрегиональному сотрудничеству?

— Следующим этапом стало приглашение от ректора Ошского государственного университета, профессора Каныбека Исакова, приехать в 2015 году в Ош с лекциями. Я принял это приглашение и меня хорошо встретили. Лекции, мероприятия, общение оставили в памяти теплый след. Итогом поездки стало предложение стать профессором на медицинском факультете ОшГУ и преподавать удаленно кардиологию.

Теперь, спустя 10 лет, пройдя в ОшГУ путь до профессора на двух факультетах и главного научного сотрудника на Международном медицинском факультете, успешно защитив в стенах университета наших с профессором Т.Батыралиевым учеников по новой программе «Доктор философии (PhD)», я могу сказать, что это был очень интересный и обоюдно полезный опыт для меня и для университета.

— Какие новые перспективы открываются перед вами сейчас?

— Последним пока витком в спирали жизни стало недавнее предложение от ректора Жалал-Абадского государственного университета, профессора Кенешбека Усенова, возглавить клиническую кафедру на медицинском факультете его вуза. Я с большим энтузиазмом рассматриваю это предложение как возможность принести практическую пользу в науку, медицинскую практику и преподавание медицины в этом быстро развивающемся городе Юга Кыргызстана.

Источник