Шведский профессор Карл Фагерстрем, всемирно признанный эксперт в сфере исследований зависимостей, опубликовал исследование, в котором поставил под сомнение традиционные методы Всемирной организации здравоохранения по борьбе с курением, и предложил альтернативный метод. По мнению ученого, предложенный подход позволит не только поставить точку в вопросе табакокурения, но и позволит сократить статистику по связанным с ней заболеваниям.
Запреты не дали ожидаемого результата
Исследование Фагерстрёма основывалось на нашумевшей статье ученых и бывших руководителей Всемирной организации здравоохранения ООН – ученых Роберта Биглхола и Рут Бониты. Мировые эксперты в области общественного здравоохранения назвали «недостаточно эффективными» в большинстве стран меры Рамочной конвенцией ВОЗ по борьбе против табака (РКБТ).
ВРЕЗ: Общее количество курильщиков в мире практически не изменилось за последние 30 лет.
«Четыре из пяти курильщиков в мире проживают в странах с низким и средним уровнем дохода. Показатели употребления табака в этих странах снижаются очень медленно. В глобальном масштабе общее число потребителей табака практически не изменилось. Только 30 процентов государств находятся на пути к достижению поставленной ВОЗ цели по сокращению распространенности употребления табака взрослыми на 30 процентов к 2030 году. Большинство же стран даже не начинали реализацию мер по достижению цели. Для этого потребуются более решительные меры по борьбе с табаком», — говорится в статье.
Опираясь на данные исследований, эксперты рекомендовали включить в РКБТ стратегии по снижению вреда, причиняемого традиционными сигаретами, путем замены на бездымные альтернативы.
Альтернативные методы борьбы
В своем исследовании профессор Фагерстрём отмечает, что многие развитые страны уже приняли на государственном уровне политику снижения вреда как часть своей стратегии борьбы против табака. В качестве примера с положительными изменениями ученый приводит Великобританию и Новую Зеландию, а также Норвегию, Японию и Швецию, где бездымные альтернативы получили более широкое распространение.
«Распространенность курения в Великобритании в 2020 году составляла чуть менее 14% и в последние годы снижалась быстрее, чем в остальных странах Евросоюза. В Новой Зеландии распространенность ежедневного курения снизилась быстрее, чем в соседней Австралии.
ВРЕЗ: В обеих странах действуют схожие меры по борьбе против курения сигарет: высокие акцизные налоги, простая упаковка, запрет на выкладку сигарет в торговых точках.
Однако, правительство Новой Зеландии активно поощряет переход курильщиков на менее вредные альтернативы сигарет и последующий отказ от курения. А Австралия этого не делает», – подчеркивает в докладе профессор.
Нынешняя распространенность курения сигарет среди взрослого населения Японии ниже, чем в Австралии, несмотря на гораздо более строгую политику контроля над табаком у австралийских регуляторов.
«Интересен «японский опыт» в которой бездымные альтернативные устройства подачи никотина успешно заменяют традиционное курение», – говорится в исследовании.
Неутешительные выводы
По мнению автора исследования, курильщики с большей вероятностью задумаются о вреде сигарет и полностью откажутся от них, если им будут рекомендованы другие типы альтернатив без горения и дыма.
ВРЕЗ: ВОЗ должна быть лидером по части смелых действий для искоренения курения, но, к сожалению, это не так. Организация полагается исключительно на механизмы, которые не ускорили глобальный прогресс в сокращении потребления сигарет или смертности от табака.
Профессор Карл Фагерстрем отмечает, нынешний статус-кво неприемлем. Хотя распространенность курения в мире в последние десятилетия неуклонно снижалась, одновременный рост населения означает, что число курильщиков практически не изменилось.
Отметим, по официальной статистике ВОЗ, в 2022 году в мире насчитывалось 1,3 миллиарда курильщиков – то есть количество курильщиков значительно выросло с 1 миллиарда в 2003 году, когда РКБТ была принята. От последствий употребления табака ежегодно умирает более 8 миллионов человек. Более 7 миллионов из них — действующие и бывшие потребители табака, более 1,2 миллиона — пассивные курильщики.