
В Кыргызстане наблюдается спад заболеваемости коклюшем по сравнению с прошлым годом. По данным республиканского центра иммунопрофилактики, на 1 мая 2025 года в стране зарегистрировано 172 случая коклюша.
Однако большинство случаев, особенно среди младенцев, по-прежнему связано с отказом от вакцинации, сказала в интервью АКИpress заведующая отделением инфекционной больницы Зарина Балтабаева.
— В 2024 году в Кыргызстане была зафиксирована вспышка коклюша. Какова ситуация на сегодняшний день?
— На сегодняшний день вспышки коклюша не отмечается, но случаи заболевания есть.
В 2024 году в нашей больнице был пролечен 1951 пациент. В этом году с начала года зарегистрировано 175 случаев, из них 118 детей до года и двое младенцев.
— С чем, по вашему мнению, связан спад?
— Может быть, из-за вакцинации или просто переболели. Потому что после болезни образуется иммунитет и повторно не болеют.
— Есть ли сейчас пациенты с коклюшем в вашей больнице?
— На данный момент у нас лечатся 7 больных, из них 3 детей до года. Они все не получали вакцины.
— Какие симптомы коклюша? Как можно отличить коклюш от других заболеваний?
— При коклюше дети просто кашляют. Постепенно начинается. В среднем 10 дней лечатся на участке или у частных врачей. В основном это аллергический кашель. Температуры нет, катаральных симптомов нет, как при гриппе. А когда начинаются приступы, период спазматического кашля, врачи отправляют к нам. Первоначально сложно определить диагноз. Потому что в катаральном периоде не все определяют, что это коклюш. Нужно сдать специальный анализ. Родители могут дать ребенку просто лекарство от кашля, раз температуры и других симптомов нет. Не обращаются к врачу сразу.
— Подтверждается ли информация о тяжелом течении заболевания у младенцев?
— Да, чем младше ребенок, тем тяжелее проходит заболевание.
— Как оказывается помощь больным коклюшем? Какие методы лечения применяются?
— Специфического лечения нет, нужна только вакцинация. Когда больного к нам госпитализируют, мы назначаем антибактериальную терапию, наблюдаем. Если есть необходимость, делаем кислородотерапию. Но в основном симптоматическое лечение. В период спазматического кашля наблюдаем, чтобы не было осложнений. Если есть осложнения в виде пневмонии, мы их лечим.
— Насколько эффективно проходит терапия?
— Обычно мы их наблюдаем. После выписки дети еще наблюдаются у педиатра, потому что остаточный кашель бывает, но не такой длительный. Мы выписываем больных, когда им ничего не угрожает. Период остаточного кашля у всех по-разному проходит — у кого 2 недели, у кого-то 3 недели. После выписки они наблюдаются у участкового врача. Нужно продолжать кислородотерапию, поменьше раздражителей и не болеть. В среднем дети лежат у нас одну-две недели в зависимости от осложнений и тяжести заболевания. За две недели достаточно антибактериальной и симптоматической терапии, если нет осложнений.
— Какие осложнения могут быть?
— Остановка дыхания. Дети на пике кашля перестают дышать. А также пневмония, ателектаз легкого. При кратковременной остановке дыхания сразу подключаем кислород, очищаем дыхательные пути.
— Отмечались ли тяжелые последствия у детей? Зафиксированы ли случаи летального исхода?
— В этом году нет. Летальный исход возможен от осложнений. Если ребенок маленький и у него осложнения в виде пневмонии, дыхательной недостаточности, возможен летальный исход. Но это происходит крайне редко. У нас такого случая не было.
— Почему, по вашему мнению, родители отказываются от вакцинации?
— В первую очередь это из-за дезинформации. В интернете многие пишут, что вакцины некачественные: якобы если получить вакцинацию, дети перестают разговаривать, умирают или еще что-то такое. Люди где-то услышат эту дезинформацию и передают друг другу. Но о последствиях отказа от вакцин нигде не пишут. Сейчас по религиозным соображениям тоже очень часто отказываются. В последние лет 10 постепенно начался такой отказ. Это очень страшно.
— Какие меры предпринимаются для повышения уровня охвата прививками?
— Мне кажется, участковые врачи должны проводить беседы с родителями и объяснять важность прививок.
Мы проводим беседы, объясняем и наглядно показываем, что от некоторых болезней нет лекарств. Мы просто наблюдаем, лечим посимптомно. Объясняем, что дети так тяжело болеют, и это может привести к летальному исходу. Но не все понимают, не все соглашаются. Мы стараемся объяснить, что во взрослом возрасте могут быть разные последствия, например, заболевания легких.
— Бывают ли случаи заболевания коклюшем среди непривитых взрослых?
— Бывают, но у взрослых легче протекает. Только кашель у них. Взрослые болеют легкой формой, но заражают детей.
— Каков процент привитых среди заболевших коклюшем?
— Очень маленький. Больше 5%, но они переносят легче. В основном болеют непривитые и дети до года.
— А родители заболевших непривитых детей после лечения идут прививаться?
— Кто-то идет, но в основном нет. Потому что часто из-за религиозных соображений отказываются.
— Есть ли случаи заболевания среди полностью вакцинированных детей?
— Нет, таких нет. Обязательно где-то одну прививку не сделали.
— Какие рекомендации вы можете дать родителям для защиты детей?
— Вакцинация, только вакцинация.
НОВОСТИ В КЫРГЫЗСТАНЕ