Всемирная организация здравоохранения заявила о росте проблемы нездорового отношения подросткам к проведению времени онлайн. Об этом говорится в новом отчете Европейского регионального бюро ВОЗ.
В отчете говорится о резком росте показателей проблемного использования социальных медиа подростками — с 7% в 2018 году до 11 % в 2022 году. Для 12% подростков актуален риск проблемного поведения в отношении цифровых игр.
В исследовании приняли участие почти 280 тыс. детей и подростков в возрасте 11, 13 и 15 лет в Европе, Центральной Азии и Канаде (в общей сложности 44 страны и региона).
Пресс-служба Минздрава Кыргызстана поделилась с основными выводами исследования:
• У 11% подростков наблюдаются признаки проблемного поведения в отношении социальных медиа: они не в состоянии контролировать их использование, что влечет за собой негативные последствия. Среди девочек проблемное использование социальных медиа распространено выше, чем среди мальчиков (13% и 9%, соответственно).
• Более трети (36%) молодых людей сообщали, что постоянно поддерживают контакты с друзьями онлайн (самый высокий показатель (44%) отмечается среди 15-летних девушек).
• Одна треть (34%) подростков ежедневно играют в цифровые игры, и 22% подростков могут проводить за этим занятием не менее четырех часов в день (в те дни, когда им разрешается играть).
• Риску проблемного поведения в отношении игр подвержены 12% подростков, причем это более характерно для мальчиков, чем для девочек (16% и 7%, соответственно).
Проблемное использование социальных медиа определяется в докладе как модель поведения, характеризующаяся симптомами зависимости. К таким симптомам относится неспособность контролировать использование социальных медиа, абстинентный синдром при прекращении их использования, отказ от других занятий в пользу социальных медиа и негативные последствия их чрезмерного использования для повседневной жизни.
Последствия роста проблемного использования социальных медиа
В отчете говорится, что рост проблемного использования социальных медиа среди подростков вызывает серьезную обеспокоенность по поводу его потенциальных последствий для молодых людей. По данным проведенных ранее исследований, проблемное использование социальных медиа сопровождается снижением психологического и социального благополучия и более высокими показателями употребления психоактивных веществ по сравнению с людьми, которые ответственно пользуются социальными медиа или же не используют их в принципе. Эта тенденция способна привести к далеко идущим последствиям для развития подростков и их здоровья в долгосрочной перспективе. Более того, проблемное использование социальных медиа ассоциирует со снижением продолжительности сна и более поздним отходом ко сну, что может влиять на общее состояние здоровья подростков и их академическую успеваемость.
Положительные аспекты использования социальных медиа
В докладе в первую очередь говорится о рисках, связанных с социальными медиа, но также отмечаются и положительные аспекты их ответственного использования. Подростки, которые пользуются социальными медиа активно, но при этом ответственно, говорят о более высоком уровне поддержки со стороны сверстников и крепких социальных связях.
Тенденции в отношении цифровых игр и их последствия
В отчете говорится, что 34% подростков играют в цифровые игры каждый день, и 22% проводят за игрой не менее четырех часов в те дни, когда им разрешается играть. Тогда как 68% подростков не испытывают проблем с цифровыми играми, для 12% характерно проблемное поведение.
Целенаправленные вмешательства
Меры по профилактике проблемного использования социальных медиа должны соответствовать возрасту целевых групп, на которые они направлены, и учитывать гендерные аспекты и культурные особенности. Они прежде всего должны помогать молодым людям повысить уровень цифровой грамотности, пропагандировать здоровое поведение в интернете и обеспечивать поддержку для тех, кому угрожает риск формирования проблемного поведения в отношении социальных медиа.
Дорожная карта для действий
Европейское региональное бюро ВОЗ, которое работает со странами Европы и Центральной Азии, призывает разработчиков политики, педагогов и медицинских работников в приоритетном порядке уделять внимание цифровому благополучию подростков и предпринять следующие шаги:
Вкладывать средства в создание в школах условий, способствующих укреплению здоровья, что предполагает и повышение цифровой грамотности учащихся. Реализовать в школах обоснованные научными данными программы по ответственному и безопасному использованию социальных медиа, развитию навыков критического мышления и формированию здорового отношения к онлайновым играм.
Улучшать услуги по охране психического здоровья. Обеспечить доступ к конфиденциальным, без осуждающего отношения и доступным по цене услугам по охране психического здоровья, в том числе в связи с проблемным использованием цифровых технологий.
Стимулировать открытый диалог. Поощрять обсуждение цифрового благополучия в семье, в школе и на уровне местных сообществ, в целях противодействия стигматизации и повышения осведомленности населения.
Обучать педагогов и медицинских работников. Обеспечить специальную подготовку для педагогов и медицинских работников, чтобы они могли эффективно и в соответствии с принципом инклюзивности повышать цифровую грамотность детей и подростков и оказывать им необходимую поддержку.
Обеспечить ответственность платформ. Обеспечить соблюдение цифровыми платформами и социальными медиа требований, касающихся возрастных ограничений, и создать нормативную базу, которая будет стимулировать ответственный подход к разработке цифровых инструментов для детей и подростков.