Главная | ЗДОРОВЬЕ | «Не хватает аппаратов, лекарств и мест». Институт омбудсмена выявил нарушения прав онкопациентов

«Не хватает аппаратов, лекарств и мест». Институт омбудсмена выявил нарушения прав онкопациентов

В Национальном центре онкологии не хватает линейных ускорителей, современной, качественной диагностической аппаратуры. Об этом сообщает Институт омбудсмена.

Нарушения выявлены в ходе мониторинга сотрудниками Института в 2025 года.   

В ходе проверки сотрудники выявили, что в Центре онкологии не хватает линейных ускорителей, современной, качественной диагностической аппаратуры, медицинских кадров, жизненно важных лекарств и мест в стационаре. Из-за этого граждане вынуждены обращаться в частные медицинские учреждения.

Во время мониторинга в Центре онкологии находились 325 пациентов, а на учете состоят 35 тыс. 163 онкобольных.

«В больнице периодически образуются очереди на получение лучевой терапии. В августе 2025 года 34 человека ожидали начала лучевой терапии, так как из трех аппаратов для лечения, два линейных ускорителя вышли из строя. Лечение проводилось только с использованием устаревшего аппарата «Бабатрон». Линейные ускорители имеются только в Национальном центре онкологии, в регионах такие аппараты отсутствуют, поэтому пациенты со всех областей вынуждены приезжать в Бишкек для получения лучевой терапии», — говорится в сообщении. 

Институт омбудсмена привел данные Центра онкологии, согласно которым, за последние 5 лет лучевую терапию смогли получить лишь около 25,6% пациентов с впервые выявленным онкологическим заболеванием. Согласно международным стандартам, на каждые 300 тыс. населения должен приходиться один линейный ускоритель, а для 7 млн человек необходимо не менее 20 аппаратов.  

«Также наблюдался дефицит специальных фиксирующих средств, в отделении лучевой терапии не было термопластических масок, а другие имеющиеся необходимые средства были изношены и деформированы. В отделении лучевой терапии нет возможностей проведения полноценных процедур для детей, так как детских термомасок вовсе не было», — добавляет Институт. 

В Центре работал один УЗИ-аппарат, один технически устаревший маммограф (с 2014 года), не хватало ангиографов, современных эндоскопических и лапароскопических систем.

По заключению Института омбудсмена, финансовое обеспечение онкологической службы не соответствует фактическим потребностям больницы. С 2018 по 2024 годы на эти цели ежегодно выделялось лишь около 3 млн сомов. В 2024 году объем финансирования был увеличен до 176 млн сомов, в 2025 году — 800 млн сомов. По информации Центра, для полноценного функционирования службы требуется 4,5 млрд сомов.

По итогам мониторинга также установлено, что онкологические пациенты не обеспечены необходимыми лекарственными препаратами. В больнице отсутствовало 80 наименований жизненно важных медикаментов. В ходе изучения документации выявлено, что проблема связана с постоянными задержками поставок и недостаточными закупками со стороны ГП «Кыргызфармация». 

Данная ситуация нарушает права граждан на доступ к необходимым лекарствам и качественное, непрерывное лечение, отметили в институте. Для полного обеспечения онкологической службы лекарственными препаратами требуется не менее 2,5 млрд сомов. 

Кроме этого, Национальный центр онкологии в срочном порядке нуждается в новых зданиях. На одно койко-место в реальности приходится два пациента, некоторые больные вынуждены получать капельницы, сидя на стуле. 

В регионах имеются онкоцентры — в Оше есть 15 койко-мест, здесь проводят химиотерапию и делают только простые операции. В Жалал-Абаде, Токмоке и Баткене принимают пациентов только с легкими формами заболеваний. В Нарынской же области нет ни одного онколога, сообщил институт омбудсмена.

Также сотрудники Института провел мониторинг в детском отделении онкологии и онкогематологии Национального центра охраны материнства и детства. На конец августа 2025 года в стационарах НЦОМиД находилось на лечении около 60 детей. Онкологи сказали про участившиеся случаи отказа от лечения детей. 

По итогам мониторинга омбудсмен направила рекомендации Кабинету министров, Министерству финансов, Министерству здравоохранения, ГП «Кыргызфармации» по устранению выявленных нарушений. Джаманбаева предложила принять новую стратегию по контролю и профилактике онкологических заболеваний и утвердить комплексный план по борьбе с онкологическими заболеваниями на 2025–2030 годы. 

Также она обращает внимание на необходимость ведения работы по вопросам отказа от лечения, оказание социальной и психологической поддержки семьям онкобольных и предлагает предусмотреть в республиканском бюджете финансирование техобслуживания оборудования, а также пересмотреть условия закупки лекарственных средств для онкологических пациентов.

Источник