Главная | ЗДОРОВЬЕ | Медицинские мифы. Более 30 лет статины спасают жизни, но почему люди их так не любят и боятся до сих пор?

Медицинские мифы. Более 30 лет статины спасают жизни, но почему люди их так не любят и боятся до сих пор?

Рассуждения профессора Игоря Першукова о статинах и развенчание мифов.

И.В.Першуков – профессор, доктор медицинских наук, заведующий кафедрой госпитальной терапии с курсом лучевой диагностики и онкологии Жалал-Абадского госуниверситета

— Зачем людям нужны статины? Неужели нельзя без них?

— Когда-то было можно жить без статинов, сегодня уже нет. Статины, хотим мы того или нет, не только снижают вредный холестерин (Холестерин липопротеинов низкой плотности), но и влияют на смертность, частоту инфарктов, инсультов, реально уменьшая их, в первую очередь – в группах высокого и очень высокого риска. Этот класс препаратов – Ингибиторы ГМГ-КоА редуктазы – является ключевым в первичной и вторичной профилактике атеросклероза и его осложнений.

История лечения статинами уходит в начало 70-х гг, когда в Японии профессор Акира Ямомото впервые использовал один из первых статинов – мевинолин для лечения девочки с семейной гиперхолестеринемией. 

До 1994 года необходимость статинов была не столь очевидна, были известны уже несколько препаратов из этой группы, и они уменьшали вредный для организма холестерин. 

Но в 1994 году были представлены миру результаты исследования 4S (Scandinavian Simvastatin Survival Study) препарата симвастатин у 4444 больных, ранее перенесших инфаркт или имевших клинику стенокардии. Впервые в клинической практике в плацебо-контролируемом исследовании была показана возможность влияния терапии симвастатином 20—40 мг/сут на прогноз тяжелых больных с дислипидемией, которые уже перенесли инфаркт миокарда. В частности, по результатам 4S у больных, принимавших симвастатин 5,4 года, было отмечено достоверное снижение количества инфарктов миокарда на 34%, смертности от ИБС на 42%, количества инсультов на 28% и снижение общей смертности на 30%. Но самое главное, в группе контроля за 5 лет наблюдения от повторных осложнений атеросклероза погибло 202(!) человека, а ведь они принимали плацебо.

Это стало самым важным доводом в терапии статинами, которые, как доказали, влияют на общую смертность, смертность от ишемической болезни сердца, на частоту инфарктов и инсультов. Поэтому с 1994 года терапия статинами перестала быть «только для снижения вредного холестерина».

Сегодня, 32 года спустя, когда в нашем арсенале есть другие группы и классы препаратов, влияющих на обмен холестерина и снижающих его, как то: эзетимиб – ингибитор абсорбции холестерина в кишечнике, ингибиторы PCSK9 – действуют путем связывания с белком в печени, называемым пропротеинконвертазой субтилизинкексин 9 (эволокумаб, алирокумаб), инклисиран (сибрава) – представляет собой двухцепочечную малую интерферирующую рибонуклеиновую кислоту (ми-РНК), обладающую гипохолестеринемическим эффектом, мы все равно говорим и еще долго будем говорит о статинах, как о самой массовой и эффективной терапии в профилактике и лечении атеросклероза и его осложнений.

— Если у человека высокий холестерин и много вредного холестерина, то его снижение понятно. Но зачем снижать вредный холестерин, когда он в норме?

— Показатели нормы были предложены и продолжают использоваться для обозначения тех значений, которые могут иметь практически здоровые люди. Это относится к холестерину в том числе. Лаборатория не может знать об индивидуальных рисках человека и она не имеет права на рекомендации по его лечению. Ее задача – правильно определить холестерин и его фракции и указать нормальные значения этих показателей. Оценку же этих значений делает врач.

После показа этой статистики я отвечу тезисно:

  • Статины на протяжении длительного многолетнего приема не провоцируют рак. Они в определенных исследованиях показали, наоборот, уменьшение частоты развития рака. Нет отрицательного влияния и на рак печени.
  • Статины не провоцируют сахарный диабет на протяжении длительного многолетнего приема. Множество исследований и мета-анализов не выявили таких связей.
  • Статины не увеличивают частоту цирроза печени на протяжении длительного многолетнего приема.

Нужно сказать честно, что частота тяжелых осложнений на статинах известна и она крайне низка – рабдомиолиз (разрушение мышечной ткани) возникает с частотой менее 1 на 1 000 000 (один миллион) принимающих аторвастатин или розувастатин в указанных врачами дозировках.

В моей личной практике не было случаев стойкого повышения ферментов печени у пациентов, которые бы не были устранимы, то есть редкие повышения АСТ и АЛТ в 5 и более раз легко проходили после отмены или уменьшения дозы статинов, и не приводили к осложнениям. Единственный в моей практике случай гепатита на фоне терапии статинами был вызван параллельным заражением пациентки вирусом гепатита В, она была направлена в инфекционный стационар и успешно пролечилась.

Потому мои рекомендации в отношении статинов весьма категоричны и прямы – они нужны больным с риском атеросклероза и его проявлениями (хроническая ИБС, инфаркт миокарда, инсульт, заболевания артерий ног и др.) В их правильном контролируемом применении кроется залог будущего здоровья нации.

Источник