ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
Главная | ЗДОРОВЬЕ | Как развивается кардиохирургия и что она может дать для здоровья? Интервью с Сейтханом Джошибаевым

Как развивается кардиохирургия и что она может дать для здоровья? Интервью с Сейтханом Джошибаевым

В Бишкеке прошел форум по кардиохирургии, собравший специалистов с ближнего и дальнего зарубежья. Руководитель расположенного в Таразе ТОО «Научно-клинический центр кардиохирургии и трансплантологии» Сейтхан Джошибаев в интервью рассказал о работе форума и своем опыте в медицине.

– Расскажите о конференции, что она из себя представляет?

– Время всему судья. Оно бежит неумолимо и безвозвратно. Поэтому профессионалы пользуются возможностью собраться вместе, поделиться своим опытом, пообщаться с другими специалистами. Вот так и организовываются форумы, как этот. Он посвящен теме хирургии сердца и сосудов. Благодаря труду моих учеников и хорошей поддержке со стороны Минздрава Кыргызстана форум удался. На нем присутствовали представители ведущих организаций, которые занимаются сердцем и сосудами: из Москвы, Новосибирска, Тюмени, соседних с нами республик, вплоть до Китая и Турции.

Форум очень солидный и полезный для прогресса и изучения этой проблемы. На нем было представлено и мое детище – Институт хирургии сердца и трансплантации органов, который организовал 20 лет назад. Несколько лет я вел его, потом передал своим ученикам ввиду разных обстоятельств, в том числе и своего возраста. И сейчас вижу плоды своего труда. Рад, что молодежь не подводит, идет вперед, вместе с современным технологическим прогрессом.

Представленные здесь доклады очень полезны для дальнейшего развития кардиологии и кардиохирургии. Радует единство связей, добропорядочность, поддержка друг друга. Дружно организованный коллектив взял на себя такую большую ответственность, как организация этого форума. Его результаты будут оценены и далее применяться на практике по лечению тяжело больных, что поможет нашим гражданам. Ведь врачи созданы, чтобы помогать людям, делать добро, облегчать их страдания и помогать выздоравливать.

– Вы представляли доклад на форуме?

– Я один из родоначальников изучения этой проблемы. Организовал отделение сердечной хирургии, кардиохирургии при Республиканской клинической больнице. Спроектировал специализированный отдельный институт, которому исполнилось уже 20 лет. Он был образован еще во времена президента Акаева и стал первым научно-исследовательским специализированным институтом в республиканском масштабе. До этого только в Москве существовал институт сердечно-сосудистой хирургии союзного уровня. Сейчас этот институт, расположенный в Бишкеке, не отстает от международного уровня.

– Какие актуальные вопросы и тренды в этой сфере? Что популярно в мире кардиологии?

– Актуальность патологий сердечно-сосудистой системы не вызывает сомнений. По всему миру распространены болезни от них. Болезни тяжелые, приводящие к смерти больных. По статистике, смертность от сердечно-сосудистых заболеваний занимает первое место в мире. На 125% превышает смертность от онкологии.

Статистика в Казахстане и Кыргызстане доказывает наличие этой опасности и у нас. Сегодня в каждом областном центре построены онкологические центры. В свое время кардиохирургия также развивалась. После того, как СССР распался, остался институт кардиологии, а кардиохирургии отпал. Сейчас уже он возрождается. Медики поняли, что лечить можно не только лекарствами и инъекциями, но нужна хирургическая помощь. Около 75% больных, которые получают лечение, потом возвращаются в рабочее состояние.

– Насколько изменились кардиологические болезни?

– Трудно сказать. Дело в том, что разные причины приводят к этим болезням. Есть связи с экологией, питанием, малоподвижным образом жизни, старением организма. Могу сказать, что есть и природная причина, так как организм подвержен изменениям со временем. Сосуды начинают работать не так, как положено. Замечу, что уровень кардиологических заболеваний вырос по всему миру. Идет рост заболеваний. На это нужно обращать очень серьезное внимание, чтобы продлить нашу продолжительность жизни. Сохранив при этом ее качество, свою работоспособность.

– Как давно не встречались со своими кыргызстанскими коллегами? Какого прогресса они достигли в этой области?

– Я здесь вырос. Переживаю, когда смотрю, как идут дела в Кыргызстане. На мой взгляд, республика стала более продвинутой по сравнению с другими странами. В самом Бишкеке появилось 8 кардиохирургических центров. С другой стороны, надо ли столько? Конечно, работы всем хватает. Однако Минздрав мог бы объединить усилия этих центров. Выбрав 3-4, сосредоточив в них самых лучших специалистов со специализацией: для детей, взрослых, с болезнями периферийных сосудов.

Конкуренция — нужная вещь, но демократия должна быть управляемой. Так как разбрасываются силы, не все центры могут купить нужную аппаратуру, ультразвуковое оборудование. Такая аппаратура дорого стоит. И координировать работу таких центров Минздрав может, ведь он выдает лицензии.

А цель у клиник одна, хоть она частная или государственная – повысить здоровье, победить болезнь, продлить жизнь, сохранив ее качество. Минздрав знает, насколько подготовлены специалисты. Сейчас обходным путем можно получить всякие бумажки, но качество все-таки определяет государство. В том числе, какая модель современного кардиохирурга.

– Какие сейчас новые методы и технологии используются в кардиологии?

– Раньше говорили: 5-7 лет, и точка зрения на болезнь или технология лечения меняются кардинально. Сейчас уже изменения есть через 3 года. Появляются новые лекарства, инструменты. В целом процесс лечения меняется. Необходимо это отслеживать и меняться самому. Для этого нужна молодежь. Поэтому нужно объединяться, чтобы были сильные стороны.

Например, на Западе клиники объединяют университеты. В одной из них я побывал, занимает три квартала и подчинена политехническому институту. Такое объединение позволяет не просто управлять больницей, а решать научные вопросы. Иначе медицина без научного подхода и отслеживания инноваций будет отставать. В Кыргызстане, я заметил, много университетов.

– Как вы оцениваете уровень кардиохирургии в КР?

– В целом, еще со времен СССР уровень медицины в Кыргызстане был выше, чем в других республиках. Сам я уроженец Казахстана. Отучился здесь, начал работать, потом на 8 лет переехал в Алматы. Тогда я видел, что уровень кыргызстанской медицины был выше. Причины? Требования высокие, активность, честность подхода, чистота. Один медицинский институт чего стоил, выпускал хороших врачей. С моей родины из Джамбульской области приезжали сюда на консультации. Отмечу еще, что у вас врачи с состраданием относятся. Это важно, кроме высокого научного уровня важен человеческий подход. Точно, если не поднялся уровень, то уж точно не опустился.

– Какие можете дать советы молодым кардиохирургам?

– Любить свою специальность и ставить перед собой высокую, большую цель. Как альпинисты — постепенно покоряя вершину за вершиной, и потом – Эверест. Совершенству нет предела, поэтому наука постоянно развивается. И медицина быстро развивается, порой быстрее, чем другие отрасли. Мы росли в такое время, что если не хватало информации для диссертации или кандидатской, давали трехмесячную командировку в Москву, в Государственную библиотеку. Сейчас можно на компьютере из дома через интернет или через телефоны получать нужную информацию. Поэтому молодежь должна ставить себе большие, амбициозные цели.

– Каким образом пациенты могут получить доступ к новейшим достижениям кардиохирургии?

– Обычным. Медицина была бесплатной, всем доступной. По-моему, так и осталось. У нас в Казахстане медицинские услуги оплачивает государство.

– А если нет нужного аппарата, и у человека проблемы с сердцем, как получить услуги? Лучше ли искать альтернативы внутри республики, или в других странах?

– Этот вопрос в ответственности руководства. Если аппаратура дорого стоит, они решают вопросы по ее приобретению. Я руковожу частной клиникой. У нас есть вся современная аппаратура, на каждого кардиолога. Раньше слушали фонендоскопом. Сейчас используют УЗИ-аппараты. Если руководство захочет, найдет деньги на нужное оборудование. Я ни копейки от государства не беру. Но государство оплачивает ФОМС как частникам, так и государственным заведениям. Нам хватает не только на работу, но и развитие. Строим учебные заведения, хочу вот организовать академию.

– Расскажите о вашем опыте работы в кардиохирургии, и какие проводятся операции?

– У нас доступны все операции, какие проводятся во всем мире. Начиная от тех, что делают новорожденным. Недавно прооперировали 14-дневнего младенца, провели радикальную коррекцию. Возраст на хирургическое вмешательство не ограничен. Все оперативные вмешательства у нас внедрены. Вплоть до замены сердца.

Поясню, пересадку сердца делают в Казахстане только государственные учреждения. Так по закону. Мы набрались опыта в Китае, Индии, Турции. Провели бесплатно 13 операций по пересадке почек. Донорами стали родственники. Но как вышел закон – перестали. Ждем изменения закона – тогда начнем сердце пересаживать. А так ставим искусственные сердца. Когда сердце не может работать по-прежнему, но менять сердце не так просто.

Даже в Астане только 8 человек сделали пересадку сердца. Донора найти не так просто. Пересадка искусственного сердца стоит 6 млн тенге. Внутри грудной клетки ставят насос, в левой части сердца, и он качает кровь в аорту. Заменяет один отдел сердца. На батарейках, провод там торчит. В этом году сделали 20 таких операций. Уже по 4 года у нас живут люди после таких вмешательств. Однако бывают нагноения, так как там провод торчит с аккумулятора батареи. Надо подзаряжать.

Надеюсь, со временем инженеры придумают, как заряжать через кожу. Тогда нагноения не будет. Сама такая операция легко переносится. В начале делал сам, сейчас доверяю своим ребятам. Они были в Индии, в центре, где делается 200 с лишним пересадок сердца. Набирались там опыта 6 месяцев. Сейчас работают в Научно-клиническом центре кардиохирургии и трансплантологии в Шымкенте. Если приезжают к нам кыргызстанцы, мы делаем им льготу в 50%, так как я обязан Кыргызстану своим ростом, становлением как доктора. Стоимость операции включает все расходы: и операцию, и необходимые элементы.

– Какая операция была самая сложная за всю практику?

– В разные периоды по-разному. В первой раз в аспирантуре в Таласе. Все оперировал – желудок, кишечник. Переломы. В аспирантуре было тяжело в полость сердца залезть одном пальцем. Первая операция самая тяжелая – замена клапана или аортокоронарное шунтирование. А так, человек привыкает к своей специальности.

Самое тяжелое – человек доверят тебе свою жизнь, сердце. Как оправдать это доверие? Каждый раз ощущаешь страх и ответственность. Не спишь, пока из наркоза пациент не выйдет, пока его рана не заживет. Опасаемся осложнений: кровотечения и нагноения.

– Какие достижения кардиохирургии вы считаете своими главными?

– Временная замена сердца. Во время операции, если мышца сердца не справляется, нужно заменить его механической поддержкой. Провести экстракорпоральную мембранную оксигенацию через искусственное сердце и искусственное легкое. Она спасает от неминуемой смерти на операционном столе.

В настоящее время используем искусственное сердце – LVAD. Этот аппарат временно заменяет сердце. Кровь перекачивается на месте левого отдела сердца. Его сейчас сделали компактным, как небольшой портфель или чемоданчик. И с его помощью больного можно транспортировать из одного в другое место в течение нескольких часов. Туда, где есть операционная и сотрудники могут помочь. Аппаратура совершенствуется постоянно, меняется почти каждый год. Такие вмешательства проводят в Астане, возможности у них колоссальные. И мы так делаем. В Казахстане пока два центра, где проводят такие операции. Третий центр, институт кардиологии в Алматы, подбирается к этому делу.

– Как вы относитесь к трансплантации органов?

– Это же вынужденная мера. Конечно, лучше иметь свое, чем чужое или искусственное. В общем же, это верх научно-технического прогресса. Медицина, биология – все там присутствует. Химики, биохимики, технари, инженеры занимаются разработками в этой сфере.

– Какие у вас воспоминания о работе в КР?

– Как зачислили в медицинский институт, после того, как сдал экзамены. Ученый секретарь объявлял, кто зачислен в институт. Сильно волновался: приехал из Казахстана, другой язык. Дальше – первые соприкосновения с хирургией. Первая операция, которую провел, когда был на третьем курсе. Первые операции всегда запоминаются.

– Насколько сильно шагнула кардиохирургия с ваших первых операций до сегодняшнего дня?

– Сильно изменилась. Наркоз стал как естественный сон. Сам, будучи студентом, перенес первую операцию под масочным наркозом. Было нагноение, надо было все вскрывать. Сейчас другое дело: лекарства, иголки, катетеры. Тогда как будто с бревном работали, сейчас тоненькие палочки. Медицина развивается как самая передовая отрасль. Технические новинки сразу там берут на вооружение. Как, к примеру, искусственный интеллект. Ведь для человека здоровье является одной из главных ценностей.

– Поддерживаете ли вы связь со своими коллегами и друзьями?

– Непременно. Не только с медиками, со всеми все время общаемся, поддерживаем друг друга. Трагедия или радость – в любом случае. Профессионально – само собой. Я же корнями отсюда. Когда нужно – наши приезжают одним звонком. И мои ученики все бегают, организовывают. Все мои птенцы.

– Какие местные кардиохирургические клиники к вам обращаются за советом или помощью?

– Здесь много развивается частных клиник. Поддерживаем связь через телефон с Кудайбердиевым, Жалилом Орозобековичем. Видя их труд, достижения, я становлюсь моложе. Как спортсмен: для меня встречи с ними – допинг.

– Вы проводите операции, когда приезжаете в Кыргызстан?

– Нет. Больше смотрю на изменения, происходящие здесь. Например, здание института трансплантации. Смотрю, что изменилось, советую, общаюсь. Прислушиваются как к профессионалу. Сказывается то, что у нас в Азии есть уважение к старшим. Это меня поддерживает, подпитывает.

– Что вас вдохновляет на работу?

– Движение молодежи вперед. Стараюсь их направлять, тащить, порой заставлять. Хочу людям оставить после себя что-то глобальное, нужное для общества. Вот, открываю медицинскую академию, общежитие, спортивные площадки. У меня пять гектаров земли – хватает, чтобы, например, открыть теннисный корт для студентов. Почему академия? Она отличается от университета – университет дает универсальные знания, академия специализированные. Там качество образования выше. Терапевтов хочу готовить в общей медицине для сельского здравоохранения. Стараюсь все условия создать в Таразе. Там Международная хирургическая академия уже прошла регистрацию. Лицензию получаем, набираем студентов. Поэтому скажу молодежи – дерзайте!

Беседовала Гладис Темирчиева

Источник