Главная | ЗДОРОВЬЕ | Кабмин утвердил Положение о Национальном координаторе по международным медико-санитарным правилам

Кабмин утвердил Положение о Национальном координаторе по международным медико-санитарным правилам

Кабинет министров постановлением от 9 декабря 2024 года № 748 утвердил Положение о Национальном координаторе Кыргызской Республики по международным медико-санитарным правилам.

Решение принято для организации и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения КР, а также предотвращения международного распространения болезней.

Департамент профилактики заболеваний и государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения определен Национальным координатором по Международным медико-санитарным правилам и ответственным лицом Национального координатора – Главного государственного санитарного врача Кыргызской Республики.

Постановление вступает в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования (опубликован в газете «Эркин Тоо» от 13 декабря 2024 года № 96).

Положение о Национальном координаторе КР по Международным медико-санитарным правилам

Глава 1. Общие положения

1. Настоящее Положение определяет функции, обязанности и права Национального координатора Кыргызской Республики по Международным медико-санитарным правилам (далее – Национальный координатор) по внедрению Международных медико-санитарных правил, принятых в 2005 году (далее – ММСП).

2. Департамент профилактики заболеваний и государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения Кыргызской Республики как ответственный государственный орган в сфере санитарно-эпидемиологического надзора в Кыргызской Республике является Национальным координатором Кыргызской Республики по ММСП, ответственным лицом которого по должности согласно 4 пункту статьи 8 Закона “Об общественном здравоохранении” является Главный государственный санитарный врач Кыргызской Республики.

3. Национальный координатор по ММСП доступен 24 часа в сутки, 7 дней в неделю для связи с контактным пунктом Всемирной организации здравоохранения (далее – ВОЗ) по ММСП.

4. В настоящем Положении используются следующие понятия:

1) Международные медико-санитарные правила – это международно-правовое соглашение, устанавливающее глобальные правила в области общественного здравоохранения с целью усиления медико-санитарной безопасности на национальном, региональном и международном уровнях, принятые на пятьдесят восьмой сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения 23 мая 2005 года и вступившие в силу 15 июня 2007 года;

2) чрезвычайная ситуация в области общественного здравоохранения, имеющая международное значение, – экстраординарное событие, определяемое ММСП как представляющее риск для здоровья населения в других государствах в результате международного распространения болезней и других рисков в области общественного здравоохранения, требующие скоординированных международных ответных мер;

3) контаминированный товар – это товар с непреднамеренным или случайным попаданием инфекционных агентов, таких как бактерии, вирусы, или их токсинов.

Глава 2. Функции Национального координатора

5. Национальный координатор выполняет следующие функции:

1) постоянный обмен информацией с контактным пунктом ММСП Европейского регионального бюро ВОЗ по ММСП (далее – ЕРБ ВОЗ по ММСП) о событиях, которые представляют собой чрезвычайную ситуацию в области общественного здравоохранения, имеющую международное значение;

2) проведение тестирования и оценки системы связи с контактным пунктом по ММСП;

3) сотрудничество с ВОЗ в определении ситуации как чрезвычайной в области общественного здравоохранения, имеющей международное значение, оценки серьезности международного риска и полноты противоэпидемических и профилактических мероприятий с целью оказания стране международной помощи в рамках ММСП;

4) по просьбе ЕРБ ВОЗ по ММСП установление достоверности сообщений, уведомлений или консультаций о событии, предположительно происходящем на территории Кыргызской Республики представляющем собой чрезвычайную ситуацию в области общественного здравоохранения, имеющей международное значение;

5) обобщение поступающей информации, анализ и направление в заинтересованные министерства, ведомства и органы местного самоуправления Кыргызской Республики для принятия соответствующих, оперативных мер по реализации мероприятий ММСП;

6) участие в оценке возможностей национальной системы санитарно-эпидемиологического контроля, надзора и ответных мер на чрезвычайные ситуации;

7) участие в республиканских, региональных и международных семинарах, круглых столах, тренингах, кабинетных и симуляционных учениях по реализации ММСП в Кыргызской Республике, организованные международными организациями, заинтересованными министерствами, ведомствами и организациями здравоохранения;

8) информирование широких слоев населения по вопросам предупреждения и реагирования на чрезвычайные ситуации в области общественного здравоохранения в мире и в Кыргызской Республике;

9) периодическое совместное с ЕРБ ВОЗ по ММСП проведение Совместной внешней оценки возможностей ММСП в Кыргызской Республике.

Глава 3. Обязанности Национального координатора

6. Национальный координатор исполняет следующие обязанности:

1) подготовка и отправка ежегодных отчетов, обновлений, уведомлений о данных контактных лиц ответственного подразделения уполномоченного государственного органа – Национального координатора;

2) направление информации в контактный пункт ЕРБ ВОЗ по ММСП от имени Кыргызской Республики срочных сообщений о событиях в Кыргызской Республике, представляющих чрезвычайную ситуацию в области общественного здравоохранения, имеющих международное значение биологического, химического, радиационного характера, а также в области пищевой безопасности, антимикробной резистентности и медико-санитарных мерах, принятых в Кыргызской Республике в ответ на эти события;

3) уведомление ЕРБ ВОЗ по ММСП и предоставление своевременной, подробной медико-санитарной информации по результатам лабораторных исследований, источникам, видам риска, числу случаев заболевания, смерти, условиям, влияющим на распространение болезней и принятым медико-санитарным мерам;

4) при необходимости сообщение об имеющихся трудностях и необходимой поддержки ВОЗ в реагировании на чрезвычайные ситуации;

5) информирование контактного пункта ЕРБ ВОЗ по ММСП о получении информации о риске для здоровья населения, выявленном за пределами территории Кыргызской Республики, который может вызвать международное распространение болезни в результате импортированных/экспортированных случаев заболеваний людей, переносчиков инфекций или контаминированных товаров в течение 24 часов;

6) реагирование на запросы/просьбы ЕРБ ВОЗ по ММСП в отношении консультаций и подтверждения сообщений, поступающих из иных источников, помимо уведомления или консультации по поводу событий, происходящих на территории Кыргызской Республики. Предоставление в ЕРБ ВОЗ по ММСП первоначального ответа или его подтверждения в течение 24 часов;

7) обеспечение взаимодействия Операционного центра по чрезвычайным ситуациям в области общественного здравоохранения Министерство здравоохранения Кыргызской Республики с Центром управления кризисными ситуациями Министерства чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики;

8) направление в министерства и ведомства Кыргызской Республики рекомендаций ЕРБ ВОЗ по ММСП по предотвращению международного распространения заболеваний;

9) осуществление срочных коммуникаций с ответственными лицами, министерствами, ведомствами и органами местного самоуправления Кыргызской Республики через телефон, электронную почту или систему электронного документооборота “Infodocs”.

Глава 4. Права Национального координатора

7. Национальный координатор имеет следующие права:

1) запрашивать от министерств, ведомств и у органов государственной власти Кыргызской Республики ответственных за осуществление медико-санитарных мер в рамках реализации ММСП предоставления информации, необходимой для анализа событий и рисков в связи с возникшей чрезвычайной ситуацией в области общественного здравоохранения;

2) осуществлять мониторинг и контроль за выполнением рекомендаций по предотвращению распространения заболеваний;

3) при необходимости привлекать, по согласованию в установленном порядке, силы и средства других министерств и ведомств, предприятий и организаций для выполнения неотложных мер по предотвращению распространения заболеваний;

4) координировать взаимодействие санитарно-карантинной службы с другими службами, осуществляющими контроль в пунктах пропуска через государственную границу;

5) требовать от органов государственной власти, управления и хозяйствующих субъектов в пределах их компетенций своевременного проведения противоэпидемических и профилактических мероприятий;

6) в необходимых случаях обращаться в установленном порядке в ВОЗ с заявкой о предоставлении технического руководства и помощи в преодолении сложившейся чрезвычайной ситуации в сфере здравоохранения;

7) вносить предложения по совершенствованию работы министерств, ведомств и органов местного самоуправления по реализации ММСП;

8) проводить консультации с ЕРБ ВОЗ по ММСП в отношении событий, возникающих на территории Кыргызской Республики и не требующих уведомления.

Глава 5. Перечень министерств и ведомств, ответственных в пределах своих компетенций за осуществление медико-санитарных мер в рамках внедрения Международных медико-санитарных правил в Кыргызской Республике

8. Ответственными в пределах своих компетенций за реализацию ММСП являются:

1) Министерство здравоохранения Кыргызской Республики;

2) Министерство чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики;

3) Министерство обороны Кыргызской Республики;

4) Министерство внутренних дел Кыргызской Республики;

5) Министерство иностранных дел Кыргызской Республики;

6) Министерство финансов Кыргызской Республики;

7) Министерство водных ресурсов, сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Кыргызской Республики;

8) Министерство транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики;

9) Министерство экономики и коммерции Кыргызской Республики;

10) Министерство труда, социального обеспечения и миграции Кыргызской Республики;

11) Министерство природных ресурсов, экологии и технического надзора Кыргызской Республики;

12) Государственный комитет национальной безопасности Кыргызской Республики;

13) Государственное агентство по делам государственной службы и местного самоуправления при Кабинете Министров Кыргызской Республики;

14) ОАО Международный аэропорт “Манас”.

Примечание. В случае регистрации чрезвычайных ситуаций в области общественного здравоохранения и при необходимости будут вовлечены и другие министерства и ведомства.

Источник