Человек переживает два пика резких возрастных изменений: в 44 года и в 60 лет. К таким выводам пришли ученые из Стэнфорда на основе многолетних исследований, пишет издание Republic.
Если вам кажется, что вы состарились на десять лет за одну ночь — вам это не кажется.
Что такое старение?
Старение — это сложный многофакторный процесс физиологических изменений, который, к сожалению, тесно связан с различными патологиями, включая ишемическую болезнь сердца, инфаркт, инсульт, диабет, нейродегенеративные заболевания и рак.
К ключевым признакам старения относятся:
- Накопление генетических повреждений (нестабильность генома);
- Укорочение теломер — концевых участков хромосом;
- Эпигенетические изменения (например, преобразования в паттерне метилирования ДНК);
- Потери в протеостазе — процессе поддержание пула протеинов, необходимых для нормального функционирования клеток;
- Нарушение распознавания питательных веществ;
- Дисфункция митохондрий;
- Клеточное старение, которое определяется как прекращение деления с характерными изменениями фенотипа;
- Истощение стволовых клеток — возможно, одна из основных причин старения тканей и организма в целом;
- Изменение межклеточной коммуникации.
Некоторые исследователи дополняют этот список другими признаками, в числе которых:
- Нарушение процесса аутофагии;
- Заметные изменения в микробиоме кишечника, которые выражаются в потере его видового разнообразия;
- Дефекты в процессинге РНК — превращению первичного транскрипта в зрелую РНК;
- Изменение механических свойств клеток, в частности, их подвижности;
- Различные воспалительные процессы.
«Объяснить причину старения— значит разгадать давнюю загадку о его роли в природе», – пишет геронтолог Томас Кирквуд из Университета Ньюкасла. По его словам, согласно современной точке зрения, организм имеет ограниченные ресурсы, которые должен распределять стратегически.
«Долголетие требует вложений в поддержание и восстановление соматического здоровья, которые конкурируют с инвестициями в рост и размножение, [которые с точки зрения сохранения вида важнее]», — объясняет он.
На вопрос о биологическом возрасте точного ответа нет
Геронтологи и генетики убеждены, что хронологический (по документам) и биологический (истинный возраст наших клеток, тканей и систем организма) могут существенно отличаться — и это очень важно.
«Тот, кому сейчас 50 лет, биологически может быть и сорокалетним, и шестидесятилетним», — говорит доктор Нир Барзилай, директор Института исследований старения при Медицинском колледже Альберта Эйнштейна.
Но о том, как именно системы или органы должны выглядеть в том или ином возрасте, продолжаются споры; никакого научного консенсуса по поводу методов определения биологического возраста до сих пор нет.
«Существует несколько способов расчета, и ученые пока не пришли к единому мнению, какой из них лучше, — пишет репортер Business Insider Хилари Брук.
Сегодня медицинские компании в США и Великобритании предлагают определить биологический возраст, используя образцы крови или слюны; в Америке за это нужно заплатить от $200 до $500, в Англии — почти 300 фунтов стерлингов.
Один из самых популярных и как будто бы надежных методов — тест, основанный на биохимическом анализе меток метилирования ДНК, разработанный учеными Университета Глазго и Каролинского института в Стокгольме.
Однако даже если эти тесты надежны, похоже, пользы от них немного: последние исследования показывают, что старение — это не последовательный и постепенный процесс.
Наиболее драматические изменения происходят приблизительно в 44 года и 60 лет, свидетельствует опубликованное на прошлой неделе в Nature исследование ученых Медицинской школы Университета Стэнфорда.
44 и 60
«Если у вас когда-нибудь возникало ощущение, что все в организме разрушается одновременно, возможно, это не плод воображения», — пишет научный журналист Рэйчел Томпа.
108 добровольцев из Калифорнии в возрасте 25–75 лет сдавали кровь и другие биологические образцы каждые несколько месяцев в течение нескольких лет; ученые отслеживали изменения в количестве РНК, молекул различных типов белка и метаболитов и изменения в составе микробиома участников; анализировались возрастные изменения более чем 135 тысяч различных молекул, микробов, грибков и бактерий.
Количество около 81% молекул и микробов увеличивалось или сокращалось в строго определенном возрасте: примерно в 44 года и 60 лет. Наиболее сильную связь с возрастом показали результаты анализа количества цитокинов и микробиоты полости рта.
Изменения в середине пятого десятилетия жизни участников сначала удивил ученых; они предположили, что общая картина искажается пременопаузой, которую переживают большинство женщин этого возраста. Разделив группу по гендерному признаку и перепроверив данные, они обнаружили, что такой же сдвиг происходит у мужчин.
«Это говорит о том, что хотя менопауза или пременопауза могут способствовать изменениям, наблюдаемым у женщин, вероятно, существуют другие более существенные факторы, влияющие и на мужчин», — предполагает один из авторов исследования Сяотао Шэн, работающий сейчас в Наньянском технологическом университете в Сингапуре.
Интересно, что первая волна критических изменений затрагивает молекулярные структуры, связанные с сердечно-сосудистыми заболеваниями и способностью метаболизировать кофеин, алкоголь и липиды; вторая — с переработкой углеводов, иммунным регулированием, функционированием почек, сердечно-сосудистыми заболеваниями, состоянием кожи и мышц.
Возможно, некоторые из этих изменений могут объясняться какими-то поведенческими, а не биологическими факторами, считает профессор генетики из Стэнфорда Майкл Снайдер, например, ростом потребления алкоголя в 44–45 лет — это для многих мужчин наиболее стрессовый период жизни.
Однако вне зависимости от причин, эти пики старения должны заставить нас особенно внимательно относится к здоровью в определенном возрасте, говорит он.
«Мы должны попытаться изменить наш образ жизни, пока еще здоровы», — убежден Майкл Снайдер.