Главная | ПОЛИТИКА | Верховный суд предлагает отсрочить введение института присяжных заседателей в судах на 1 января 2027 года

Верховный суд предлагает отсрочить введение института присяжных заседателей в судах на 1 января 2027 года

Верховный суд предлагает отсрочить введение института присяжных заседателей в судах Кыргызстана из-за недостаточности финансовых средств для его реализации в установленные законодательством сроки на 1 января 2027 года. Соответствующий законопроект « О внесении изменений в некоторые законодательные акты КР (в законы КР «О присяжных заседателях в судах КР», «О введении в действие Уголовного кодекса КР, Уголовно-процессуального кодекса КР, Кодекса КР о правонарушениях и внесении изменений в некоторые законодательные акты КР») Верховный суд вынес на общественное обсуждение.

Как пишет Верховный суд, экспертная группа выработала предложения по совершенствованию и разработке правовой базы, регулирующей деятельность института присяжных заседателей, а также произведены расчеты по затратам на строительство зданий и обеспечение деятельности присяжных заседателей, заработной плате и др. По расчетам экспертной рабочей группы, для введения института присяжных заседателей в судах КР потребуется 1 млрд 189 млн 704,1 тыс. сомов:

– 2 млн 142,6 тыс. сомов — заработная плата администратора суда;

– 476 млн 881,6 тыс. сомов — материальное вознаграждение присяжных заседателей;

– 617 млн 467,9 тыс. сомов — строительство нового здания или пристройка к зданию;

– 13 млн 248 тыс. сомов — офисная мебель;

– 49 млн 716 тыс. сомов — техническое оборудование;

– 10 млн 448 тыс. сомов — канцелярские и хозяйственные товары;

– 10 млн 500 тыс. сомов — командировочные расходы присяжных заседателей;

– 9 млн 300 тыс. сомов — услуги связи (почта, связь, интернет) и услуги последовательного перевода.

В заключении рабочей группы также указано, что для реализации норм Уголовно-процессуального кодекса в части введения института присяжных заседателей, Судебным департаментом при Верховном суде при формировании бюджета судебной системы на 2025 год предусмотрено 499 млн 831,9 тыс. сомов.

Но на реализацию данного института с 1 января 2025 года финансы должны были быть предусмотрены при формировании бюджета на 2024 год.

В 2022 году межведомственная рабочая группа разработала законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты по вопросам деятельности присяжных заседателей КР», предусматривающий внедрение новых цифровых технологий и улучшение инфраструктуры судов, формирование списков присяжных заседателей, что потребовало бы значительных финансовых затрат из республиканского бюджета.

При согласовании законопроекта с государственными органами Министерство финансов отметило, что поддержка предлагаемого законопроекта с учетом ограниченных ресурсов невозможна. В законе о республиканском бюджете КР на 2022 год и прогнозе на 2023-2024 годы денежные средства на вышеуказанные цели не были предусмотрены.

По закону о нормативных правовых актах КР, НПА, реализация которых влечет финансирование из государственного бюджета, не должны приниматься до определения по ним источника финансирования.

Также по закону о присяжных заседателях в судах, орган местного самоуправления соответствующей административно-территориальной единицы (администрации районов г.Бишкек) один раз в два года до 15 сентября второго года составляет список граждан, проживающих на постоянной основе в соответствующей административно-территориальной единице, направляет гражданам уведомления об их включении в указанные списки и предлагает им в месячный срок направить в орган местного самоуправления (администрации районов г.Бишкек) свой отказ быть присяжным заседателем.

После составления списка граждан с учетом поступивших заявлений орган местного самоуправления до 1 ноября представляет указанные списки в соответствующую государственную администрацию района.

Государственная администрация района представляет данные списки до 15 ноября в соответствующую государственную администрацию области, которая представляет их до 1 декабря в соответствующие суды.

При направлении вышеуказанного законопроекта на рассмотрение в Администрацию президента также просили определить ответственный государственный орган для дальнейшего его продвижения в установленном порядке, так как составление списка граждан в присяжные заседатели не относится к компетенции Верховного суда КР.

На сегодня требования статьи 8 закона «О присяжных заседателях в судах КР» о формировании органом местного самоуправления соответствующей административно-территориальной единицы не выполнены. Учитывая, что Судебным департаментом только часть финансовых средств для реализации данного института предусмотрел при формировании бюджета судебной системы на 2025 год, реализация института присяжных заседателей с 1 января 2025 года не представляется возможным. Поэтому Верховный суд предлагает отсрочить вступление в силу института присяжных заседателей.

Источник