Жогорку Кенеш вынес на общественное обсуждение проект закона «О внесении изменений в закон «О выборах депутатов местных кенешей».
Как сообщил инициатор законопроекта, депутат ЖК Марлен Маматалиев («Ынтымак»), предлагается дополнить пробелы и уточнить некоторые нормы закона «О выборах депутатов местных кенешей».
Цели, задачи и предложения:
«Проект закона направлен на совершенствование и унификацию норм избирательного права, создание механизмов реализации активного избирательного права для более широкого круга граждан, дальнейшую реализацию мер по обеспечению прав лиц с ограниченными возможностями здоровья,
Также проект закона направлен на введение механизмов, обеспечивающих право избирателей влиять на персональный состав избираемых представителей в городских кенешах, а также введение механизмов, способствующих большей представленности женщин в органах представительной власти на местах, усилению ответственности за подкуп и злоупотребление административным ресурсом, упорядочиванию требований к спискам избирателей, спискам кандидатов политических партий, кандидатам.
Данный законопроект был разработан в рамках работы Межведомственной рабочей группы по совершенствованию избирательного законодательства, образованной решением Центризбиркома, в состав которой входят депутаты Жогорку Кенеша, члены ЦИК, представители государственных органов, гражданского сообщества и эксперты в области избирательного законодательства.
Предлагается внести изменения, регулирующие выборы депутатов городских кенешей, то есть дать возможность выбора избирателю не только политической партии, но и кандидата внутри списка кандидатов.
Указанная норма, как считает автор законопроекта, призвана предоставить возможность избирателю влиять на персональный состав своих представителей в городском кенеше, способствовать осознанному выбору избирателей, в итоге направлена на включение политическими партиями в списки кандидатов тех граждан, которые действительно пользуются уважением и поддержкой электората.
В целях обеспечения гендерного представительства в качестве специальной временной меры, направленной на поддержку женщин-кандидатов, предлагается установить, что в ходе выборов депутатов городских кенешей распределению подлежат не менее 30% мандатов, получаемых политической партией, между женщинами-кандидатами, набравшими наибольшее количество голосов избирателей. Во избежание спорных ситуаций и судебных споров предлагается установить конкретное количество мандатов, резервируемых за женщинами в зависимости от количества депутатских мандатов в кенеше.
С учетом предоставления избирателю возможности выбора кандидата внутри списков кандидатов от политических партий, предлагаемым проектом вносятся изменения и дополнения в нормы, регулирующие содержание избирательного бюллетеня, порядок голосования, подсчета голосов избирателей, подведения итогов голосования и определения результатов выборов.
С учетом введения открытого списка кандидатов на выборах депутатов городских кенешей предлагается исключить нормы, предоставляющие руководителям политических партий менять очередность кандидатов в списке кандидатов.
В части формирования избирательных округов предлагается увеличить допустимое отклонением от средней нормы представительства избирателей, в связи с тем, что при существующей норме зачастую происходит объединение мелких сел с крупными, что вызывает недовольство избирателей.
В целях дальнейшего противодействия злоупотреблению административным ресурсом со стороны отдельных кандидатов предлагаются изменения, в соответствии с которыми определенная категория кандидатов в депутаты местных кенешей (государственные и муниципальные политические служащие, руководители государственных предприятий и учреждений и т.д.) обязаны прекратить исполнение должностных или служебных полномочий. Аналогичная норма содержится и в конституционном законе «О выборах президента и депутатов Жогорку Кенеша».
В целях представленности в городских кенешах большего количества политических партий, обеспечения плюрализма мнений при решении вопросов местного значения указанным проектом предлагается снизить избирательный порог для доступа политических партий к распределению депутатских мандатов с 7% до 5%.
Предлагается предоставить возможность реализации активного избирательного права гражданам, находящимся в местах лишения свободы по приговору суда, отбывающим наказание за совершение менее тяжких преступлений. Согласно данным ГСИН за совершение менее тяжких преступлений наказание отбывают 862 осужденных, из них по неосторожности – 49 человек. В соответствии с предлагаемым проектом предлагается установить, что указанная выше категория избирателей будет голосовать в день голосования вне помещения для голосования.
За период с 2019 года по 2021 годы доступность избирательных участков для лиц с ограниченными возможностями здоровья повысилась с 27% до 87%. В целях продолжения усилий по созданию условий реализации активного избирательного права для лиц с инвалидностью, предлагается внесение нормы, устанавливающей, что помещения для голосования должны соответствовать установленным законодательством стандартам.
В части норм, регулирующих информирование избирателей и осуществление предвыборной агитации, предлагается ряд поправок в целях унификации с нормами конституционного закона.
С учетом случаев сбоя автоматически считывающих урн в ходе голосования предлагаемым проектом предлагается установить последовательность действия для членов участковых избирательных комиссий в таких случаях».