
В Бишкеке прошла Национальная конференция, посвященная развитию климатического образования в школах Кыргызской Республики. Мероприятие, организованное Министерством просвещения при поддержке ПРООН, собрало представителей госорганов, педагогов со всех регионов, экспертов, партнерские организации и структуры, работающие с людьми с инвалидностью.
Участники обсуждали практические шаги по модернизации системы обучения климатическим знаниям, от обновления учебных программ до создания так называемых «зеленых школ». По мнению организаторов, речь идет о фактически новом подходе к образованию: как объяснить детям в школах и дошкольных учреждениях сложные процессы так, чтобы они не только понимали природу изменений, но и умели применять знания на практике. В этой связи было отмечено, что климатическое образование — это не только теория, ребенок должен знать, как вырастить дерево, как установить солнечную панель в деревне у дедушки или как внедрить энергоэффективные решения в своем ТСЖ.
Главное, что хотели донести до присутствующих — климатическое образование является ключевым инструментом формирования компетенций XXI века и требует системного подхода: обновления содержания учебных программ, развития школьной инфраструктуры, повышения квалификации педагогов и расширения профессиональных сообществ и партнерств.
Особое внимание уделили необходимости трансформации школьной среды — созданию «зелёных школ», внедрению устойчивых практик и интеграции климатической тематики во внеурочные образовательные инициативы. И важно, о чем и говорили участники в своих презентациях и докладах, что в Кыргызстане уже на законодательном уровне действуют несколько документов, и по зеленым навыкам, и по новым образовательным стандартам, которые позволяют работать в этом направлении более динамично, целенаправленно, с практическим применением в жизни.
Заместитель министра просвещения КР Альберт Махметкулов рассказал, что «климатическое образование является важной частью подготовки подрастающего поколения к жизни в условиях меняющегося климата. Интеграция климатической тематики в учебные программы, поддержка учителей и расширение практики цифровых платформ и интерактивных решений — одни из наших приоритетов. И задача всех нас сделать так, чтобы каждый ученик получил актуальные знания и навыки для будущего».
В ходе конференции представители школ №64 и №65 представили практические решения и инструменты для развития климатической грамотности в школах. Были продемонстрированы несколько проектов, которые проработали сами школьники при патронаже учителей. Например, одна команда сумела впервые в Кыргызстане собрать датчик для измерения кислорода в классе. Согласно наблюдениям ребят, к концу урока этот показатель резко растет вверх.
Другой проект позволяет измерять температуру в теплице, не заходя вовнутрь, и датчик сигнализирует о превышении заданных параметров звуковым сигналом. Что безусловно поможет фермеру более внимательно следить за ростом рассады или овощей. И возможно, такие датчики уже кто-то ищет? Сейчас школьники оформляют патенты на свои изобретения и готовы делиться своими ноу-хау.
На конференции особо презентовали интерактивый образовательный инструмент — «Климатическую шкатулку» — набор материалов, иллюстраций и практических заданий, которые помогают интегрировать климатические темы в разные дисциплины и формировать у учащихся навыки системного и дизайн мышления. Участники отметили, что использование набора делает уроки более наглядными и вовлекающими, облегчает объяснение сложных климатических процессов и даёт учителям готовые методические решения, которые можно применять как в классе, так и во внеурочной деятельности.
О глобальных разработках и истории развития проекта «Климатическая шкатулка рассказал представитель регионального бюро ПРООН для Европы для Европы и СНГ Данила Сорокин.По его словам на сегодня «Климатическая шкатулка» — со всеми вкладышами переведена на несколько языков, в том числе на китайский. При этом он отметил, что именно Кыргызстан первым освоил инструментарий, и даже преуспел в продвижении этого важного методического проекта в разных странах.
Первый секретарь Посольства России в Кыргызстане Алексей Пойда рассказал, что Россия вносит свой вклад в развитие и продвижение экологических проектов на территории Кыргызстана. И «Климатическая шкатулка» — один из них. Причем, проект работает при поддержке российского трастового фонда.
Александра Соловьева, постоянный представитель ПРООН в Кыргызской Республике отметила:
«Климатическое образование — это не только знания, но и формирование ценностей и навыков устойчивого развития. Кыргызстан делает важные шаги в этом направлении, создавая систему, которая даёт каждому ученику, независимо от его особенностей, доступ к качественному климатическому образованию. ПРООН продолжит поддерживать эти усилия, способствуя укреплению потенциала педагогов и развитию школьной инфраструктуры».
Она напомнила, что ПРООН более десяти лет инвестирует в разработку и внедрение инновационных образовательных решений. Одним из них стала «Климатическая шкатулка» — глобальная инициатива ПРООН, демонстрирующая, как международное сотрудничество и адаптация под локальные условия повышают климатическую грамотность молодого поколения. Начавшись в 2014 году как пилот в странах Восточной Европы и Центральной Азии, программа доказала свою эффективность и теперь реализуется во второй, расширенной фазе — с цифровыми инструментами, инклюзивными версиями и расширенным международным сотрудничеством.
Представитель общественного фонда «Экспертные решения для реализации Конвенции о правах инвалидов» Ахмадхон Юсупханов поделился своей радостью, «что Кыргызстан не только перенимает международный опыт — он создает собственные стандарты инклюзивности.
«Кыргызская Республика стала первой страной, адаптировавшей материалы «Климатической шкатулки» в формат «простыми словами» и на шрифт Брайля, что расширяет доступ детей с особыми образовательными потребностями. И хотя сегодня более младшее поколение предпочитает аудио информацию книгам, мы принимали участие в том чтобы помочь реализовать проект. Все варианты должны быть доступны людям», — сказал он.
Этот опыт демонстрирует приверженность страны принципам равного доступа к качественному образованию и может служить примером для других государств региона. И одним из важных моментов для увеличения доступности инструментов из «Климатической шкатулки» — тот факт, что материалы переведены на кыргызский язык.
По итогам конференции участники приняли резолюцию, определяющую стратегические направления развития климатического образования в стране.
Документ предусматривает дальнейшую интеграцию климатической тематики в школьные программы с учетом Программы развития образования на 2021-2040 годы, расширение использования «Климатической шкатулки» и проведение ежегодных национальных встреч педагогов для обмена опытом. Резолюция также предусматривает усиление методической поддержки педагогов, создание цифровой платформы для обмена практиками и инициативы по созданию «зелёных школ», которые будут интегрировать принципы устойчивого развития в учебный процесс и школьную среду.
Проект «Климатическое образование для продвижения ЦУР и действий в области климата» реализуется при поддержке Российского Трастового фонда ПРООН.
НОВОСТИ В КЫРГЫЗСТАНЕ