
Турция не занимается благотворительностью в КР в вопросах образования, это не только идеология для Анкары, но ещё и достаточно доходный бизнес. Об этом VB.KG сообщил политолог, директор центра экспертных инициатив «Ой Ордо» Игорь Шестаков.
По его словам, Турция активно развивает свои образовательные программы в Центральной Азии, опираясь на идеологические принципы и свое историческое влияние.
«Это выражается в таких инициативах, как внедрение тюркского алфавита и создание единой картографической системы. Эрдоган стремится позиционировать себя как объединитель тюркских народов, а его внешнеэкономические действия можно рассматривать как попытку возрождения Османской империи. С начала 1990-х годов Турция акцентирует внимание на образовании как важнейшем инструменте своей мягкой силы в Центральной Азии. Особое внимание уделяется молодежи», — отмечает Шестаков.
Тем не менее, по словам политолога, в Кыргызстане реакция на турецкие образовательные инициативы оказалась неоднозначной.
«Десять лет назад после требования Эрдогана закрыть лицеи «Себат», которые пользовались популярностью, эти учебные заведения были переименованы в «Сапат». А 8 лет назад запущен проект колледжей «Маариф», который был предложен как альтернатива «Сапату». Однако в конце 2024 года «Маариф» неожиданно заменил «Сапат», что вызвало бурные обсуждения в обществе и средствах массовой информации. Это событие вызвало обеспокоенность из-за проблем с качеством преподавания и отсутствием иностранных языков в учебных планах. Родители не желают участвовать в идеологических маневрах, которые они считают неактуальными. Это подчеркивает, что турецкое образование в регионе служит политическим интересам Анкары, а не реальным потребностям граждан Кыргызстана», — заключил в беседе с редакцией политолог.
НОВОСТИ В КЫРГЫЗСТАНЕ