ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
Главная | ПОЛИТИКА | Садыр Жапаров преобразовал Госкомрелигий в Национальное агентство по делам религий и межэтнических отношений при президенте КР

Садыр Жапаров преобразовал Госкомрелигий в Национальное агентство по делам религий и межэтнических отношений при президенте КР

Президент Садыр Жапаров преобразовал Государственную комиссию по делам религий Кыргызской Республики в Национальное агентство по делам религий и межэтнических отношений при президенте КР.

Как говорится в указе президента от 10 апреля 2025 года № 126, решение принято для дальнейшего повышения эффективности государственной политики в сферах религий и межэтнических отношений, учитывая накопленный положительный опыт комплексного решения вопросов по указанным направлениям.

Также утверждены:

1) Положение о Национальном агентстве по делам религий и межэтнических отношений при президенте;

 Глава 1. Общие положения

1. Положение о Национальном агентстве по делам религий и межэтнических отношений при Президенте Кыргызской Республики (далее – Положение) определяет правовые и организационные основы деятельности Национального агентства по делам религий и межэтнических отношений при Президенте Кыргызской Республики (далее – Национальное агентство).

2. Национальное агентство является центральным органом Кыргызской Республики, проводящим работу по формированию и реализации государственной политики в сферах религий и межэтнических отношений и координирующим деятельность государственных органов Кыргызской Республики в области религий и межэтнических отношений.

3. Национальное агентство в своей деятельности руководствуется Конституцией и законами Кыргызской Республики, решениями Президента Кыргызской Республики, постановлениями Кабинета Министров Кыргызской Республики, вступившими в установленном законом порядке в силу международными договорами и соглашениями, участницей которых является Кыргызская Республика, а также настоящим Положением.

4. Национальное агентство в своей деятельности подотчетно Президенту Кыргызской Республики.

5. Национальное агентство является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Кыргызской Республики и наименование на государственном и официальном языках.

6. Финансирование расходов на содержание Национального агентства осуществляется за счет республиканского бюджета и иных источников финансирования, предусмотренных в бюджетном законодательстве Кыргызской Республики.

7. Официальное наименование Национального агентства:

– на государственном языке: “Кыргыз Республикасынын Президентине караштуу Дин иштери жана этностор аралык мамилелер боюнча улуттук агенттик”;

– на официальном языке: “Национальное агентство по делам религий и межэтнических отношений при Президенте Кыргызской Республики”.

Сокращенное наименование:

– на государственном языке: “ДИЭМУА”;

– на официальном языке: “НАДРМО”.

Юридический адрес Национального агентства: 720040, Кыргызская Республика, город Бишкек, пр.Ч.Айтматова 1 ст.2; город Ош, ул.Заднепровского, 4.

 Глава 2. Основные задачи Национального агентства

8. Основными задачами Национального агентства являются:

1) формирование и реализация государственной политики в сферах религий и межэтнических отношений;

2) обеспечение прав граждан на свободу совести и вероисповедания, координация отношений государства с религиозными организациями и этническими общественными объединениями, входящими в состав Ассамблеи народа Кыргызстана, в соответствии с положениями Конституции Кыргызской Республики, актами Президента Кыргызской Республики и Кабинета Министров Кыргызской Республики, иными нормативными правовыми актами;

3) обеспечение правовых гарантий свободы вероисповедания, дальнейшее совершенствование правового регулирования взаимоотношений государства и религиозных организаций;

4) координация деятельности государственных органов Кыргызской Республики по вопросам государственной политики в сферах религиозных и межэтнических отношений;

5) обеспечение пропаганды ценностей, принципов, светского, поликонфессионального и полиэтнического общества;

6) пресечение деятельности религиозных организаций, наносящих ущерб или угрожающих здоровью, нравственности, правам и законным интересам граждан, основам конституционного строя, безопасности государства, в соответствии с законодательством в сфере свободы вероисповедания и деятельности религиозных организациях, а также противодействия экстремистской деятельности;

7) взаимодействие с государственными органами по разработке профилактических мер по недопущению религиозного экстремизма и межэтнических конфликтов на территории республики;

8) разработка и реализация программ, направленных на укрепление межэтнического согласия и единство народа, духовных и нравственных основ общества, а также установление отношений взаимной терпимости между последователями различных религий, конфессий;

9) укрепление межэтнического согласия, развитие гражданской идентичности в Кыргызской Республике;

10) принятие мер для свободного и равного развития этносов Кыргызской Республики и обеспечения их прав;

11) совершенствование системы раннего предупреждения социальной напряженности на межэтнической, межконфессиональной почве и других негативных факторов конфликтов.

 Глава 3. Функции Национального агентства

9. В целях реализации поставленных задач Национальное агентство осуществляет следующие функции:

1) по реализации отраслевой политики:

– разработка и внесение на рассмотрение в установленном порядке проектов законов и иных нормативных правовых актов, а также других материалов в сферах религий и межэтнических отношений, касающихся вопросов свободы совести и вероисповедания, деятельности религиозных организаций, предоставление официальных экспертных заключений по проектам нормативных актов по вопросам религий;

– проведение анализа и мониторинга религиозной и межэтнической ситуации в Кыргызской Республике и других странах мира, изучение мирового опыта в области взаимодействия государственных органов с религиозными организациями и этническими сообществами;

– изучение законодательств зарубежных стран в религиозной сфере, осуществление взаимодействия с аналогичными государственными органами других стран по вопросам формирования государственной политики в сферах религий и межэтнических отношений;

– участие в разработке государственных программ по профилактике и борьбе с распространением религиозного экстремизма и терроризма, деятельностью псевдорелигиозных течений и религиозных групп, наносящих ущерб или угрожающих правам и законным интересам граждан, основам конституционного строя и безопасности государства;

– изучение и анализ развития религиозной ситуации, деятельности созданных на территории Кыргызской Республики религиозных организаций, миссий, миссионеров и малочисленных религиозных групп, не имеющих учетную регистрацию в Национальном агентстве;

– разработка предложений по совершенствованию государственной политики в сферах религий и межэтнических отношений;

2) по регулированию в сферах религий и межэтнических отношений:

– осуществление учетной регистрации религиозных организаций, объектов религиозного назначения (мечети, церкви, храмы, молельные дома и т.д.), миссий религиозных зарубежных организаций и иностранных граждан, прибывающих в Кыргызскую Республику с целью религиозной деятельности, а также религиозных учебных заведений, действующих в республике;

– предоставление в пределах своих полномочий рекомендаций и консультаций по запросам государственных органов;

– оказание содействия религиозным организациям, этническим общественным объединениям Ассамблеи народа Кыргызстана в налаживании связей с государственными органами и необходимой помощи по вопросам, требующим решения государственных органов;

– осуществление согласования вопросов, связанных с визовой поддержкой миссионеров, иностранных граждан, осуществляющих религиозную деятельность на территории Кыргызской Республики;

– проведение религиоведческой экспертизы религиозных материалов (литературы, религиозных текстов, священных писаний, произведений, печатных, электронных, аудио- и видеоматериалов) и литературы, ввозимой из зарубежных стран;

– осуществление согласования образовательных программ религиозных учебных заведений;

– осуществление согласования включения религиоведческих дисциплин, имеющих общеобразовательный характер, в образовательные программы системы образования Кыргызской Республики;

– осуществление учета заявлений граждан, выезжающих на обучение в религиозные учебные заведения зарубежных государств;

– информирование уполномоченного государственного органа в сфере иностранных дел о выезжающих гражданах на обучение в религиозные учебные заведения зарубежных государств;

– осуществление предварительной проверки наименования создаваемой религиозной организации, религиозного учебного заведения, миссии, благотворительного фонда;

– оказание методической и консультативной помощи государственным органам, органам местного самоуправления по вопросам религий и межэтнических отношений;

– внесение предложений на рассмотрение о порядке и сумме оплаты за учетную регистрацию религиозных организаций, объектов религиозного назначения (мечети, церкви, храмы, молельные дома и т.д.), миссий зарубежных религиозных организаций и иностранных граждан, прибывающих в Кыргызскую Республику с целью религиозной деятельности;

– проведение мероприятий по пропаганде укрепления единства народа и развития гражданской идентичности в Кыргызской Республике;

– принятие мер во взаимодействии с государственными органами, органами местного самоуправления и гражданским обществом по предотвращению проявлений религиозного экстремизма и межэтнических конфликтов;

3) по контролю, координации и мониторингу деятельности:

– осуществление взаимодействия и информационного обмена с международными организациями и соответствующими органами иностранных государств в области религий, профилактики религиозного экстремизма;

– осуществление согласования внешних связей центрального органа управления, включая взаимодействие с зарубежными религиозными организациями и участие в международных религиозных мероприятиях, а также получение финансирования от зарубежных религиозных организаций;

– осуществление согласования строительства религиозных учебных заведений и объектов религиозного назначения;

– осуществление мониторинга и проверок религиозных организаций, объектов религиозного назначения (мечети, церкви, храмы, молельные дома и т.д.), миссий религиозных зарубежных организаций и иностранных граждан, религиозных учебных заведений за соблюдением законодательства Кыргызской Республики;

– осуществление контроля за соответствием деятельности субъектов религиозной деятельности, а также их объектов религиозного назначения целям, предусмотренным их уставом (положением), и законодательству о свободе вероисповедания и религиозных объединениях;

– направление письменного предупреждения субъектов религиозной деятельности в случае нарушения ими требований закона либо осуществления деятельности, противоречащей их уставу (положению), в том числе в объектах религиозного назначения, с указанием срока их устранения в пределах до 30 дней;

– приостановления деятельности субъектов религиозной деятельности, их объектов религиозного назначения на срок до 90 дней, если нарушения не были устранены в 30-дневный срок;

– обращение в суд с заявлением о ликвидации религиозной организации, религиозного учебного заведения, религиозного благотворительного фонда, если нарушения не были устранены в течение срока приостановления;

– принятие решений о запрете деятельности религиозных организаций, миссии, миссионеров и религиозных проповедников;

– осуществление учета уведомлений о проведении религиозных обрядов и собраний, а также иных массовых религиозных мероприятий в местах, не предназначенных для этих целей;

– осуществление согласования приглашенных религиозных деятелей для проведения обрядов и мероприятий в домах для престарелых и инвалидов, исправительных учреждениях и следственных изоляторах;

– осуществление мониторинга в сфере межэтнических отношений по предупреждению напряженных ситуаций;

– анализ ежегодных отчетов религиозных организаций об их деятельности;

– проведение религиоведческой экспертизы для установления характерных особенностей вероисповедания религиозных объединений, сведений об их вероучении и культовой деятельности, а также анализа содержания литературы и предметов религиозного назначения;

– координация и направление деятельности религиозных организаций на партнерское сотрудничество с государственными органами и международными организациями в работе по решению социальных проблем общества;

– информирование Президента Кыргызской Республики о религиозной ситуации в республике и деятельности религиозных организаций;

– осуществление сотрудничества с международными организациями для дальнейшего развития совместной работы с религиозными организациями по содействию в решении социально значимых задач общества;

– выявление и ведение работы с религиозными группами, иностранными гражданами, занимающимися религиозной деятельностью, уклоняющимися от учетной регистрации и приносящими вред моральному, нравственному и физическому состоянию граждан, а также разработка совместно с представителями органов местного самоуправления, заинтересованных министерств и ведомств, методов работы с общественными организациями, скрывающими свои истинные цели и намерения в нарушение законодательства Кыргызской Республики, ведущими религиозную деятельность;

– обращение в судебные органы о запрете или приостановлении деятельности религиозных организаций, занимающихся распространением религиозного экстремизма, фундаментализма, нарушающих законодательство Кыргызской Республики, несущих угрозу правам и законным интересам граждан и безопасности государства;

4) в сфере поддержки:

– ведение разъяснительной и просветительской работы среди населения, в средствах массовой информации о религиозных организациях, деятельность которых противоречит законодательству в сфере свободы вероисповедания и религиозных организаций, а также противодействия экстремистской деятельности;

– содействие реализации творческих, культурных, языковых и других инициатив, направленных на развитие межэтнических отношений, удовлетворение этнокультурных и образовательных потребностей и развитие этнической самобытности народа Кыргызской Республики;

– предоставление разрешения на выступление религиозного проповедника и публикации информации по религиозным вопросам в средствах массовой информации и сети Интернет;

– осуществление просветительской работы среди общественности и населения, включая средства массовой информации, по недопущению пропаганды религиозного превосходства или агитации, разжигания религиозной ненависти и вражды, конфликтов на религиозной почве, а также по сохранению межконфессионального согласия и терпимости;

– оказание консультационной, информационной и другой помощи представителям органов образования, родителям, лицам, их заменяющим, занимающимся воспитанием и формированием религиозной ориентации детей и подростков;

– осуществление приема граждан и рассмотрение их предложений, заявлений и жалоб по вопросам, отнесенным к полномочиям Национального агентства;

– создание базы данных о религиозных организациях, этнических общественных объединениях, численности населения по этническому составу, ведение и публикация реестра религиозных организаций, издание информационных и аналитических материалов;

– утверждение порядка организации паломничества в святые места (хадж, умра);

– осуществление контроля за организацией паломничества граждан Кыргызской Республики;

– осуществление других функций, возложенных законодательством Кыргызской Республики.

 Глава 4. Права Национального агентства

10. Для реализации задач и функций Национальное агентство имеет право:

1) координировать соблюдение государственными органами законодательства Кыргызской Республики о свободе совести и вероисповедания, деятельности религиозных организаций;

2) вносить в установленном порядке на рассмотрение Президента Кыргызской Республики и Кабинета Министров Кыргызской Республики предложения по вопросам межконфессиональных, межэтнических отношений и гражданской интеграции;

3) оказывать содействие гражданам Кыргызской Республики в противодействии посягательствам экстремистских религиозных организаций, других деструктивных групп, занимающихся экстрасенсорной, целительной, лечебной, психотропной, медитационной, оккультной и другими видами деятельности, наносящими вред физическому и моральному состоянию человека; обращаться в соответствующие инстанции о привлечении их к ответственности и запрещении их деятельности;

4) приостанавливать деятельность организаций, псевдорелигиозных течений, агрессивных религиозных групп, наносящих ущерб или угрожающих здоровью, нравственности, правам и законным интересам граждан, основам конституционного строя, обороне и безопасности государства;

5) привлекать в установленном порядке специалистов или представителей органов исполнительной власти, научно-исследовательских и учебных заведений, общественных и международных организаций для разработки проектов нормативных правовых актов;

6) запрашивать и получать от государственных органов, органов местного самоуправления, научных и учебных учреждений находящуюся в их распоряжении информацию, документы и материалы, необходимые для реализации своих задач и функций;

7) участвовать в международных мероприятиях с целью обеспечения защиты интересов республики в области свободы совести и вероисповедания;

8) привлекать в установленном порядке экспертов и специалистов научных учреждений и ученых для консультаций; учреждать при необходимости временные и постоянные комиссии, координационный и экспертный советы, рабочие группы;

9) вносить предложения в правоохранительные органы по запрещению деятельности физических и юридических лиц, в том числе религиозных организаций, миссий, этнических общественных объединений, нарушающих законодательство Кыргызской Республики;

10) координировать представление ежегодных отчетов о своей деятельности от религиозных организаций, миссий;

11) создавать общественные приемные по вопросам межэтнических отношений;

12) учреждать в установленном порядке грамоты, значки и другие ведомственные награды Национального агентства;

13) осуществлять иные права, предусмотренные законодательством в сфере свободы вероисповедания и деятельности религиозных организаций, а также противодействия экстремистской деятельности.

 Глава 5. Организация работы Национального агентства

11. Национальное агентство возглавляет председатель, назначаемый и освобождаемый от должности Президентом Кыргызской Республики.

Председатель имеет трех заместителей, назначаемых и освобождаемых от должности Президентом Кыргызской Республики по представлению председателя, осуществляющих свою деятельность в пределах возложенных на них обязанностей.

В соответствии с Законом Кыргызской Республики “О государственной гражданской службе и муниципальной службе” сотрудники Национального агентства являются государственными служащими.

12. Председатель Национального агентства:

1) несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на Национальное агентство;

2) организует и руководит деятельностью Национального агентства;

3) информирует Президента Кыргызской Республики по вопросам, отнесенным к компетенции Национального агентства;

4) представляет Национальное агентство в других государственных органах, органах местного самоуправления, предприятиях, учреждениях и организациях Кыргызской Республики, а также в иностранных государствах, ведет в пределах своих полномочий и по консультации Министерства иностранных дел Кыргызской Республики переговоры и в установленном порядке подписывает международные договоры, соглашения и протоколы о взаимодействии и сотрудничестве по вопросам, отнесенным к компетенции Национального агентства;

5) участвует в установленном порядке в заседаниях Кабинета Министров Кыргызской Республики и других государственных органов;

6) устанавливает полномочия своих заместителей, определяет полномочия других должностных лиц Национального агентства, представителей Национального агентства в областях;

7) в установленном порядке назначает и освобождает от должности работников Национального агентства, директора Центра исследования религиозной и межэтнической ситуации при Национальном агентстве и его заместителя, налагает дисциплинарные взыскания или поощряет их;

8) утверждает структуру управления, штатное расписание центрального аппарата Национального агентства, Центра исследования религиозной и межэтнической ситуаций при Национальном агентстве;

9) в соответствии с трудовым законодательством нанимает лиц, обеспечивающих деятельность общественных приемных по вопросам межэтнических отношений в качестве ответственных секретарей;

10) образует экспертные, консультативные органы, утверждает положения о них и их состав;

11) издает в пределах своей компетенции приказы и распоряжения, организует проверку их исполнения;

12) вносит на рассмотрение Президенту Кыргызской Республики представления о награждении государственными наградами Кыргызской Республики сотрудников Национального агентства, а также лиц, оказывающих содействие в решении возложенных на них задач;

13) присваивает классные чины государственным служащим Национального агентства в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики;

14) распоряжается в установленном порядке финансовыми средствами, выделяемыми из республиканского бюджета на содержание Национального агентства, и иными источниками финансирования, предусмотренными в бюджетном законодательстве Кыргызской Республики;

15) осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством в сфере свободы вероисповедания и религиозных организаций, а также противодействия экстремисткой деятельности.

 Глава 6. Отчет и прекращение деятельности Национального агентства

13. Национальное агентство при осуществлении возложенных на него функций ведет финансовый, статистический и иные виды учета своей деятельности и предоставляет отчеты в соответствующие уполномоченные органы согласно законодательству Кыргызской Республики.

14. Деятельность Национального агентства прекращается в связи с его реорганизацией или ликвидацией. Реорганизация или ликвидация Национального агентства осуществляется в порядке и случаях, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики.

15. В случае ликвидации Национального агентства документы, возникшие в ходе его деятельности, хранятся и используются в соответствии с Законом Кыргызской Республики “О Национальном архивном фонде Кыргызской Республики”.

2) схема управления Национального агентства по делам религий и межэтнических отношений при президенте.

Министерству культуры, информации и молодежной политики поручено передать функции в сфере межэтнических отношений с первоначальной штатной численностью в 14 единиц, а также соответствующими финансовыми и материально-техническими средствами в Национальное агентство по делам религий и межэтнических отношений при президенте КР.

Указ вступает в силу со дня официального опубликования.

#госкомрелигий

Источник