ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
Главная | ПОЛИТИКА | Президент утвердил Положение о взаимодействии Минюста с Генпрокуратурой и Верховным судом по выявлению пробелов в законодательстве

Президент утвердил Положение о взаимодействии Минюста с Генпрокуратурой и Верховным судом по выявлению пробелов в законодательстве

Президент Садыр Жапаров распоряжением от 16 сентября 2024 года №210 утвердил Положение о взаимодействии Кабинета министров в лице Министерства юстиции с Генеральной прокуратурой и Верховным судом по выявлению и устранению пробелов и противоречий в законодательстве.

Решение принято для реализации указа президента «Об утверждении Концепции правовой политики КР на 2023-2026 годы» от 31 мая 2023 года № 146.

Распоряжение вступает в силу со дня подписания.

Основными задачами данного положения являются:

1) создание единой системы взаимодействия государственных органов для выявления и устранения коллизий, пробелов, противоречий и коррупционных норм в законодательстве, выявленных при отправлении правосудия и осуществлении прокурорского надзора, а также их устранение;

2) создание условий для конструктивного диалога между государственными органами по вопросу совершенствования законодательства;

3) создание межведомственных рабочих групп и организация встреч и совещаний между государственными органами для обсуждения и анализа проблем в законодательстве с целью разработки совместных решений для его совершенствования;

4) обмен опытом и рекомендациями в области правовой практики для проведения анализа и внесения рекомендаций по устранению коллизий, пробелов, противоречий и коррупционных норм в законодательстве;

5) совместная разработка проектов нормативных правовых актов для устранения коллизий, пробелов, противоречий и коррупционных норм в законодательстве, а также совершенствования правоприменительной практики.

Положение о взаимодействии Кабинета министров КР в лице Министерства юстиции КР с Генеральной прокуратурой КР и Верховным судом КР по выявлению и устранению пробелов и противоречий в законодательстве

Глава 1. Общие положения

1. Настоящее Положение устанавливает порядок взаимодействия Кабинета Министров Кыргызской Республики в лице Министерства юстиции Кыргызской Республики с Генеральной прокуратурой Кыргызской Республики и Верховным судом Кыргызской Республики (далее – государственные органы) по вопросу устранения проблем в законодательстве (коллизий, пробелов, противоречий и коррупционных норм в нормативных правовых актах), выявленных судебными органами в ходе правоприменения и органами прокуратуры при осуществлении надзорных функций.

Глава 2. Задачи организации взаимодействия

2. Основными задачами настоящего Положения являются:

1) создание единой системы взаимодействия государственных органов для выявления и устранения коллизий, пробелов, противоречий и коррупционных норм в законодательстве, выявленных при отправлении правосудия и осуществлении прокурорского надзора, а также их устранение;

2) создание условий для конструктивного диалога между государственными органами по вопросу совершенствования законодательства;

3) создание межведомственных рабочих групп и организация встреч и совещаний между государственными органами для обсуждения и анализа проблем в законодательстве с целью разработки совместных решений для его совершенствования;

4) обмен опытом и рекомендациями в области правовой практики для проведения анализа и внесения рекомендаций по устранению коллизий, пробелов, противоречий и коррупционных норм в законодательстве;

5) совместная разработка проектов нормативных правовых актов для устранения коллизий, пробелов, противоречий и коррупционных норм в законодательстве, а также совершенствования правоприменительной практики.

Глава 3. Порядок взаимодействия

3. Взаимодействие государственных органов осуществляется путем:

1) предоставления информации на основе результатов анализа по судебной практике и осуществления надзорных функций;

2) сбора и анализа полученных сведений.

4. Взаимодействие государственных органов определяется в следующем порядке:

1) Генеральная прокуратура Кыргызской Республики в случае выявления в законодательстве коллизий, пробелов, противоречий и коррупционных норм в ходе осуществления надзорных функций, установленных конституционным Законом Кыргызской Республики “О прокуратуре Кыргызской Республики”, обобщает и вырабатывает рекомендации по их устранению.

Ежегодно до 1 февраля вносит рекомендации по устранению коллизий, пробелов, противоречий и коррупционных норм в нормативных правовых актах в Министерство юстиции Кыргызской Республики согласно прилагаемой таблице.

В случае невыявления пробелов, противоречий и коррупционных норм в законодательстве Генеральная прокуратура Кыргызской Республики также информирует об этом Министерство юстиции Кыргызской Республики в течение года;

2) Верховный Суд Кыргызской Республики при выявлении коллизий, пробелов, противоречий и коррупционных норм в законодательстве направляет рекомендации по их устранению в Министерство юстиции Кыргызской Республики согласно прилагаемой таблице;

3) Министерство юстиции Кыргызской Республики анализирует и обобщает рекомендации государственных органов, вносит их на рассмотрение Межведомственной комиссии по инвентаризации нормативных правовых актов, а также подготавливает аналитическую записку в Кабинет Министров Кыргызской Республики.

Министерство юстиции Кыргызской Республики каждое полугодие информирует Верховный Суд Кыргызской Республики и Генеральную прокуратуру Кыргызской Республики о результатах работы Межведомственной комиссии по инвентаризации нормативных правовых актов.

Глава 4. Факторы взаимодействия

5. При проведении анализа и выявлении коллизий, пробелов, противоречий и коррупционных норм в законодательстве Кыргызской Республике учитываются следующие факторы:

1) учет судебных актов по делам об оспаривании нормативных правовых актов;

2) несоблюдение гарантированных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина;

3) издание государственным органом актов, выходящих за пределы его полномочий;

4) несоответствие нормативного правового акта Кыргызской Республики международным обязательствам Кыргызской Республики;

5) наличие в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов;

6) неполнота правового регулирования;

7) коллизии норм права;

8) наличие ошибок юридико-технического характера;

9) использование положений нормативных правовых актов в качестве оснований совершения юридически значимых действий;

10) искажение смысла положений нормативного правового акта при его применении;

11) неправомерные или необоснованные решения, действия (бездействие) при применении нормативного правового акта;

12) использование норм, позволяющих расширительно толковать компетенцию органов государственной власти и органов местного самоуправления;

13) наличие (отсутствие) единообразной практики применения нормативных правовых актов;

14) количество и содержание заявлений по вопросам разъяснения нормативного правового акта;

15) постановления Пленума Верховного суда Кыргызской Республики по вопросам практики по применению законодательства Кыргызской Республики;

16) количество и характер актов прокурорского реагирования, зафиксированных правонарушений в сфере действия нормативного правового акта, а также количество случаев привлечения виновных лиц к ответственности.

Глава 5. Источники информации

6. Для подготовки рекомендаций Генеральная прокуратура Кыргызской Республики и Верховный суд Кыргызской Республики могут использовать следующие источники информации:

1) акты прокурорского реагирования, результаты антикоррупционной экспертизы законов и иных нормативных правовых актов, отчеты органов прокуратуры и их анализы о состоянии законности;

2) постановления Пленума Верховного суда и позиции Конституционного суда Кыргызской Республики;

3) обращения и заявления граждан, общественных организаций и бизнес-сектора;

4) научно-исследовательские и аналитические материалы;

5) результаты социологических опросов и другие источники.

Глава 6. Дополнительные меры

7. Для эффективного взаимодействия могут создаваться межведомственные рабочие группы по совместному решению руководителей государственных органов.

8. Для создания рабочей группы заинтересованный орган должен подать предложение другому государственному органу о создании межведомственной рабочей группы.

9. Межведомственная рабочая группа вправе привлекать к своей деятельности министерства, ведомства, органы местного самоуправления, независимых экспертов и специалистов.

10. Результаты работы межведомственной рабочей группы направляются на рассмотрение министерствам и ведомствам, органам местного самоуправления для согласования и дальнейшего продвижения рекомендаций.

В зависимости от характера рекомендаций межведомственной рабочей группой принимается решение о направлении его в соответствующий государственный орган для:

1) инициирования законопроекта в целях усовершенствования законодательства;

2) разработки нормативного правового акта в целях устранения выявленных коллизий, пробелов, противоречий и коррупционных норм;

3) принятия мер по устранению нарушений, допущенных министерствами, ведомствами, органами местного самоуправления или их должностными лицами.

11. Государственный орган, получивший рекомендации, обязан их исполнять в рамках своей компетенции.

12. В целях повышения осведомленности и квалификации судей, сотрудников судебных органов и сотрудников прокуратуры, проводятся совместные обучения, семинары и конференции по подготовке и проведению специализированных видов экспертиз проектов нормативных актов.

Приложение
к Положению о взаимодействии Кабинета Министров Кыргызской Республики в лице Министерства юстиции Кыргызской Республики с Генеральной прокуратурой Кыргызской Республики и Верховным судом Кыргызской Республики по выявлению и устранению пробелов и противоречий в законодательстве

Виды недостатков норм права
Вид, дата принятия, номер и наименование нормативного правового акта, выявленного в ходе проведения анализа
Часть, абзац, пункт, статья, вид, дата принятия, номер и наименование акта, которым не соответствует нормативный правовой акт
Краткая информация по выявленной проблеме

1
Противоречащие нормы

2
Коррупциогенные нормы

3
Пробелы норм

4
Несоответствие нормативного правового акта Кыргызской Республики международным обязательствам Кыргызской Республики

5
Ошибки юридико-технического характера

6
Искажающие смысл положения нормативного правового акта при его применении

7
Нормы, позволяющие расширительно толковать компетенцию органов государственной власти и органов местного самоуправления

8
Иное

Источник