АВАРИЯ НА ТЭЦ
Главная | ПОЛИТИКА | Пенсионная реформа. Глава Соцфонда рассказал, какие предложения депутатов учтены

Пенсионная реформа. Глава Соцфонда рассказал, какие предложения депутатов учтены

Председатель Социального фонда Бактияр Алиев рассказал, какие изменения произошли в пенсионной реформе после отклонения Жогорку Кенешем.

В апреле 2023 года депутаты Жогорку Кенеша отклонили поправки в закон о государственном пенсионном социальном страховании. На заседании парламента было отмечено, что в законопроект не были внесены никаких изменений и предложений депутатов.

В январе 2024 году парламент вновь начал рассматривать законопроект.

Алиев сообщил, что рассмотрены предложения депутатов и из закона убрали два пункта. «Основными вопросами, приведшими к возражениям со стороны парламента, являлись приведение некоторых льготных возрастов (высокогорье) в соответствие с общеустановленным возрастом. Мы убрали данный пункт по предложению депутатов.

Также убрали пункт, которым хотели отменить выплаты базовой части пенсии для работающих пенсионеров-госслужащих, согласно утвержденному реестру государственных и муниципальных должностей», – сказал он.

Изменения, которые предлагаются в рамках пенсионной реформы:

1. Назначение базовой части пенсии в полном размере.

В настоящее время она назначается пропорционально имеющемуся стажу, что приводит к снижению общего размера пенсии, учитывая, что базовая часть пенсии является поддержкой государства в связи с утратой возможности зарабатывать. Предлагается исключить привязки к стажу и назначать ее в полном размере.

2. Упрощение процедуры назначения и расчёта величины первой страховой части пенсии (за стаж до 1996 года).

Предлагается при назначении пенсии по возрасту за стаж до 1996 года учитывать 13 и 18 лет для женщин и мужчин, без истребования документов, так как сведения за этот период отсутствуют в действующих информационных системах. Эта мера значительно упростит процесс назначения пенсии и будет удобна гражданам, отпадает надобность предоставления трудовой книжки, архивных справок, подтверждающих периоды работы до 1996 года, а также позволит исключить коррупционные элементы.

3. Установление в полном размере страховых частей пенсии для инвалидов III группы.

На данный момент инвалиды I и II группы получают 100% назначенной пенсии, а III группы получают только 50%. Так как страховая пенсия – это часть пенсии, заработанная самим человеком, предлагается страховую часть пенсии для инвалидов III группы назначать в 100% размере, что повысит уровень их пенсионного обеспечения.

4. Для пенсий по потере кормильца:

  • предельный возраст, дающий право на пенсию по потере кормильца без истребования документов об обучении, поднимается с 16 до 18 лет;
  • предоставляется право на пенсию не только по очной, но и по заочной форме обучения, а также периоды обучения в иностранных образовательных учреждениях до достижения возраста 25 лет.
  • Сейчас дети только до 16 лет, и студенты вузов республики и только очного отделения имеют право на пенсию по потере кормильца (СПК). Эти меры продлят срок получения пенсии по СПК, поощрят стремление к учебе.
  • Также вносятся уточнения, предусматривающие исчисление пенсии – в случае если кормилец являлся пенсионером или получателем пенсии по инвалидности I группы исчисление пенсии производить из размера получаемой пенсии, что благоприятно отразится на получателях пенсии по потере кормильца.

5. Сохранение надбавок, установленных ранее с учетом районного коэффициента при переезде пенсионера в населенный пункт, где не установлен районный коэффициент.

Сейчас четко не определено, что при переезде пенсионера в населенный пункт без районного коэффициента сохраняется этот коэффициент к пенсионной надбавке. Так как лицо, получающее пенсию по высокогорью, уже прожило и проработало требуемое количество лет в условиях высокогорья, то предлагается райкоэффициент к надбавке сохранить даже при переезде пенсионера в другую местность.

6. Увеличивается с 3 до 5 лет срок, за который могут выплачиваться начисленные суммы пенсии за прошлое время, не востребованные пенсионером своевременно.

В современных условиях глобализации и свободного передвижения в том числе и пожилых граждан по всему миру, бывают случаи невостребованных своевременно пенсий в течение срока и выше трех лет, установленных законом. Поэтому предлагается трехлетний срок права выплаты невостребованных пенсий увеличить до пяти лет.

7. Поэтапное введение требуемого страхового стажа для получения права на пенсию с 5 лет в 2023 году до 20 лет к 2038 годам без изменения возраста выхода на пенсию.

В настоящее время не установлены требования к стажу, что позволяет выходить на пенсию со стажем и один год, из-за чего размер пенсии при назначении является незначительным и вызывает недовольства. В отличие от нас, в большинстве стран мира и СНГ введен обязательный требуемый стаж от 10 до 25 лет. Поэтапное введение минимального стажа от 5 до 20 лет, позволит привыкнуть к новым правилам, кроме того это еще один шаг к легализации занятости граждан, к повышению ответственности трудоспособных людей за свое будущее, за формирование пенсионных прав, к решению проблем низких пенсий.

В случае отсутствия или нехватки минимального страхового стажа, граждане будут иметь право восстановить недостающий период по действующей норме восстановления страхового стажа или претендовать только на социальное пособие по возрасту в размере 2000 сомов.

8. Отмена досрочных пенсий с уменьшением размера пенсии и без уменьшения.

При повышении пенсионного возраста в 2008 году для смягчения этой меры был оставлен возраст 55-60 лет для лиц со стажем, превышающем расчетный стаж на 10-15 лет.

При назначении досрочных пенсий учитываются также не подкрепленные страховыми взносами «советские» периоды, военная служба, «декретные» периоды, время обучения, то есть эти периоды не подкрепляются финансовыми вложениями.

Поскольку досрочно вышедшие пенсионеры не в полной мере финансово участвуют в пенсионной системе, размер их пенсий почти в 1,4 раза ниже, чем в среднем по республике.

Досрочные пенсии появились в советское время. За основу была взята индустриализация СССР.

Высокая интенсивность промышленности, значительный рост числа занятых во вредных условиях, преждевременная утрата ими трудоспособности потребовали введения для этих лиц социального пенсионного обеспечения.

Определение права на досрочную пенсию основано на экспертной оценке вредных и тяжелых условий труда. В связи с этим были введены перечни производств, цехов, профессий и должностей, дающих право на получение государственной пенсии на льготных условиях и в льготных размерах.

Впоследствии «льготная или досрочная пенсия» стала синонимом необоснованных преференций и льгот, однако в основе этого метода изначально была заложена конструктивная идея компенсации риска потери профессиональной трудоспособности. Таким образом, досрочная пенсия не подтверждена никакими научными обоснованиями, кроме того, с момента введения этой нормы прошло 15 лет.

В связи с этим предлагается отменить назначение досрочной пенсии по возрасту в целях стимулирования застрахованных лиц к полноценному финансовому участию в формировании своей пенсии с тем, чтобы они могли рассчитывать на больший размер пенсии. Необходимо добавить, что льготники имеют право на досрочную пенсию.

9. Приведение в соответствие возраста выхода на пенсию льготным категориям к общеустановленному возрасту выхода на пенсию.

Поскольку участие лиц, выходящих на льготных основаниях в пенсионной системе недостаточно, размер их первоначальной пенсии намного ниже, чем у тех, кто вышел на пенсию с полным страховым стажем и в общеустановленном возрасте, то есть в 1,8 раза меньше среднего размера пенсии по республике. Такая ситуация приводит к бедности среди пенсионеров.

Вместе с тем, в целом по миру и в нашей республике наблюдается рост ожидаемой продолжительности жизни населения.

Ожидаемая продолжительность жизни по республике, по данным Нацстаткома (2007-2021 годы), увеличилась на 4 года. За тот же период уровень смертности снизился с 7,24 до 5,81 на 1000 человек.

Еще одним доказательством этого является рост числа пенсионеров старше 80 лет (2006 год — 21,1 тыс. человек, 2021 год — 51,9 тыс. человек).

Кроме того, согласно данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в 1963 году возраст от 60 до 74 лет рассматривался как пожилой, 75 лет и старше – старые люди, возраст 90 лет и старше – долгожители. ВОЗ в 1982 году выбрала возраст 65 лет как индикатор пожилого возраста, возраст старше трудоспособного, согласно классификации ООН — это свыше 65 лет.

В этой связи, конечно, необходимо внести соответствующие коррективы в пенсионную систему. Поэтому в целях усиления страховых принципов назначения пенсии предлагается пересмотреть льготный пенсионный возраст для некоторых категорий лиц.

Источник