Главная | ПОЛИТИКА | «Новый инструмент власти?». Интервью с замминистра юстиции о законопроекте о СМИ

«Новый инструмент власти?». Интервью с замминистра юстиции о законопроекте о СМИ

Администрация президента в 2022 году инициировала новую редакцию закона о средствах массовой информации. Тогда медиа-сообщество, активисты, неправительственные организации выступили против.

Был проведен круглый стол вместе с представителями Администрации президента, Жогорку Кенеша, активистами, журналистами. После этого президент Садыр Жапаров поручил создать рабочую группу для доработки законопроекта.

В конце 2023 года законопроект о СМИ поступил в Жогорку Кенеш, а с 2024 года комитеты парламента начали его рассматривать. Докладчиками выступают Министерство культуры, информации, спорта и молодежной политики, Министерство юстиции, Министерство цифрового развития.

В интервью АКИpress заместитель министра юстиции Орозбек Сыдыков рассказал о новшествах, введенных в новую редакцию, и о сложностях, о которых говорит медиа-сообщество.

– Расскажите, что предлагается новой редакцией закона о средствах массовой информации?

– Законопроект о СМИ рассматривается только в первом чтении, и 6 комитетов должны высказать свое согласие. На данном этапе только 2 комитета его рассмотрели.

Мы должны понимать, что мир развивается, и граждане получают информацию через интернет. Это современный вызов, и мы должны принять его. Закон от 1992 года морально устарел. Согласно закону, все виды СМИ должны либо вещать, либо в бумажном виде распространять информацию. На 90% всё стало электронным в связи с развитием интернет-ресурсов и веб-сайтов.

Предлагаемая редакция направлена на регулирование интернет-ресурсов. Государство предоставляет возможность регистрировать и перерегистрировать свои веб-сайты. Закон от 1992 года также включает в себя регистрацию и перерегистрацию, но там отсутствует слово «интернет», и не предусмотрена их регистрация. По этой причине нынешняя редакция закона устарела.

Сейчас все СМИ открывают свои веб-сайты. Это соответствует современным требованиям, и мы должны учесть это, предоставив возможность регистрации. Таким образом, признаем интернет и веб-сайты как средства массовой информации.

– А как сейчас работают?

– Мы на разных площадках говорили, что закон от 1992 года предусматривает регистрацию, но отсутствует понятие «интернет». Таким образом, согласно текущей редакции, СМИ, размещающие контент на веб-сайтах, не могут считаться СМИ, хотя представляют собой средство массовой информации и полностью функционируют на сайтах и YouTube, распространяя информацию.

Мы утверждаем, что без регистрации они не должны вводить общественность в заблуждение и не имеют права называться СМИ; они являются просто каналами на YouTube.

– Можно ли сказать, что теперь налагается ответственность за распространение информации через интернет?

– После принятия закона от 1992 года было принято постановление Кабмина, согласно которому был утвержден порядок проведения регистрации СМИ, а также утверждены виды свидетельств и заявлений. По всему миру и у нас в Кыргызстане практикуется отнесение СМИ к разрешительным документам, согласно реестру постановления Кабмина от 2004 года. Поэтому, чтобы называться СМИ, у вас должна быть регистрация.

– Сейчас почти все СМИ, включая информационные агентства, размещают контент на веб-сайтах. Некоторые из них уже прошли регистрацию в Минюсте. В связи с принятием нового закона возникает вопрос: должны ли они проходить перерегистрацию, и что изменится для них?

– Учредителями средств массовой информации могут быть физические и юридические лица. В большинстве случаев СМИ заблуждаются, полагая, что, обладая регистрацией общественного фонда или общества с ограниченной ответственностью, они завершают процесс. На самом деле, регистрация СМИ – это отдельный вид документа, существующий с 1992 года. После регистрации информационного агентства необходимо также получить свидетельство о регистрации для законной деятельности.

Примерами такого соблюдения закона могут служить АКИpress, «Вечерний Бишкек», «Супер-инфо» и другие, обладающие соответствующей регистрацией и свидетельством. Однако некоторые СМИ имеют лишь регистрацию юридического лица без соответствующего свидетельства, что лишает их права распространять информацию.

– Почти все газеты и журналы, которые существовали с момента получения независимости, перешли на цифровой формат. У Минюста есть данные о количестве СМИ. Проводился ли анализ того, сколько из них функционируют в соответствии с законом?

– У нас есть 2740 СМИ: газеты — 1385, журналы — 778, телеканалы — 287 и другие.

У нас отсутствует инспектирующая функция. Когда в стране принимается какой-либо закон или нормативно-правовой акт, он публикуется через СМИ. Важно отметить, что незнание закона не освобождает от ответственности. Лицо, желающее заниматься деятельностью в сфере СМИ, должно получить разрешение.

Например, если вы хотите водить машину, вы сначала получаете водительское удостоверение, так как это в ваших интересах. К вам не подходит представитель «Унаа», выдающий водительское удостоверение. Правильно? Точно так же и здесь: если хотите заниматься этой деятельностью, получите разрешение и действуйте. Есть несколько СМИ, которые я могу перечислить, у которых отсутствует свидетельство о СМИ, то есть у них нет паспорта.

– В стенах парламента говорилось, что законопроект списали с закона России.

– Я несколько раз выступал на площадках. Мы все живем на одной планете, и интернет развивается во всем мире, что приводит к аналогичным названиям в различных сферах.

Есть председатель союза журналистов, которая высказывается против и заявляет, что проект списан с законов России. Однако она также предлагает установить условия, аналогичные российским, то есть регистрировать по желанию СМИ. Важно иметь четкую позицию: либо заявлять, что проект списан, либо приветствовать аналогичные условия, как в России.

Законотворчество во всем мире схоже, например, в экономике, физике, биологии. Мы не списывали ничего; все регулируется внутренней политикой страны. Здесь отсутствует что-либо ухудшающее или ущемляющее.

– Также отмечается, что многие вопросы усложняются. Например, аккредитация журналистов. Согласно статье 30 законопроекта, журналист имеет право посещать государственный орган, органы местного самоуправления и другие на основании аккредитации. То есть каждый орган будет проводить свою аккредитацию?

– Законопроект утверждает, что каждый государственный орган должен проводить свою аккредитацию. Мы провели переговоры с Минкультуры, и в части аккредитации будут внесены изменения для упрощения. Некоторые депутаты также высказывают свои предложения, которые будут учтены.

В нынешней редакции законопроекта журналист посещает государственный орган на основании аккредитации. Мы также осознаем необходимость упрощения в этой части и готовы предложить изменения, так как являемся докладчиками.

Государственные органы должны чаще освещать свою деятельность, рассказывать и показывать. Мы пересмотрим это требование и готовы рассмотреть конкретные предложения.

СМИ, высказывающие мнение в парламенте о сложностях регистрации, аккредитации или самого закона, сами никогда не проходили регистрацию и не предоставляли документы. Появляется вопрос: о каких сложностях они могут говорить, если не соблюдают закон? СМИ, следующие закону и работающие в его рамках, молчат.

Они могут изучить закон от 1992 года и провести анализ, так как там также требуется указание источников финансирования.

– На данном этапе есть уже предложения со стороны депутатов?

– В рамках первого чтения они могут пока только задавать вопросы и уточнять детали. После принятия концепции законопроекта депутаты могут вносить свои предложения. Мы ведем переговоры с ними после заседаний комитетов и обсуждаем все. Мы думаем, что появится ряд предложений.

В рамках законопроекта: Минкультуры будет осуществлять основную политику в сфере средств массовой информации. Министерство юстиции будет заниматься государственной регистрацией и выдачей свидетельства о регистрации. Министерство цифрового развития будет заниматься регистрацией веб-сайтов.

После принятия новой редакции закона о СМИ Кабмин утвердит свой подзаконный акт, в соответствии с которым будет утвержден порядок проведения регистрации веб-сайта у Минцифры. Не будет необходимости обращаться сразу к трем органам. Каждый вид СМИ будет обрабатываться определенным органом: веб-сайты — Минцифры, информационные агентства, тв и радио — как раньше.

– Мы свой веб-сайт регистрируем в Минцифры и идем в Минюст, чтобы все это заверить?

– У вас учредитель — «ОсОО АКИ Кыргызстан», вы просто будете являться учредителем веб-сайта и все. Пока концепция такая, но подробно распишет Кабмин. Мы тоже за то, чтобы все было просто.

– А контроль будет ввести Минкультуры?

– Да, как и сейчас.

– Как будет интеграция с законом о фейковой информации, которая принята в 2021 году?

– Этот закон же регулирует распространение фейковой информации.

– Ранее говорилось, что закон о фейковой информации не охватывает соцсети и не могут быть приняты меры. Эти два закона близки.

– Я пока не могу ответить, так как законопроект о СМИ только рассматривается. Скорее всего Минкультуры в свою очередь примет определенное решение, но пока рано говорить об этом.

– Не станет закон мощным инструментом для власти, чтобы контролировать СМИ?

– У нас есть разные СМИ: частные, государственные и смешанные. Когда учредителями выступают юридические лица или фонды, СМИ становятся частными. Однако, если они выступают под лозунгом «Свобода слова», это, на мой взгляд, неправильно, поскольку они зависят от финансирования. Любое средство массовой информации подчинено источнику финансирования, поэтому понятие свободных СМИ может быть ошибочным.

СМИ, независимо от формы собственности, должны действовать в рамках закона.

Например, «Клооп медиа» закрыли в соответствии с действующей редакцией, которая предусматривает соответствующие требования. Напротив, предложенный законопроект о СМИ подробно регулирует и соответствует современным требованиям.

– Государство, согласно новой редакции закона, может инициировать заявление и просить суд ликвидировать СМИ, которые работают без регистрации?

– Нет, только на основании. Поступит заявление, и суд начнет рассматривать дело, требуя документы, определяющие основы деятельности того или иного СМИ. Если СМИ нарушало законы при распространении информации, суд имеет право ликвидировать его. Закон о СМИ с 1992 года и подзаконные акты предоставляют основание для этого.

Текст законопроекта о СМИ

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

О средствах массовой информации

Настоящий Закон направлен на обеспечение реализации установленного и гарантированного Конституцией Кыргызской Республики права каждого на свободу выражения своего мнения, свободу слова и печати, получения и распространения информации и регулирует связанные с этими правами общественные отношения.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Свобода выражения своего мнения, свобода слова и печати, получения и распространения информации

1. В Кыргызской Республике каждый имеет право на свободу выражения своего мнения, на свободу слова и печати, получения и распространения информации, которое реализуется путем:

1) свободного выражения своего мнения любым, не запрещенным Конституцией Кыргызской Республики и законодательством Кыргызской Республики, способом;

2) свободного поиска, выбора, получения и распространения информации любым, не запрещенным законодательством Кыргызской Республики, способом;

3) свободного доступа к информации, за исключением информации, содержащей государственные секреты и иную охраняемую законом тайну;

4) свободного создания и распространения продукции средств массовой информации;

5) ограничения законами Кыргызской Республики оснований для вмешательства в деятельность средств массовой информации;

6) защиты источников информации;

7) запрещения цензуры;

8) запрещения монополии на средства массовой информации.

2. В Кыргызской Республике право каждого на свободу выражения своего мнения, на свободу слова и печати, получения и распространения информации реализуется в устной, письменной, печатной и иных формах, не запрещенных законодательством Кыргызской Республики.

3. В Кыргызской Республике поиск, получение, производство и распространение массовой информации, учреждение печатных и других средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими, изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации, не подлежат ограничениям, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики.

4. Государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица, общественные объединения, предприятия, организации и учреждения независимо от формы собственности, обязаны обеспечить каждому гражданину право ознакомиться с затрагивающими его права и интересы документами, решениями, за исключением сведений, содержащих государственные секреты и иную охраняемую законом тайну.

5. Ограничение свободы выражения своего мнения, свободы слова и печати, получения и распространения информации допускается в условиях чрезвычайного или военного положения в соответствии с конституционным законом.

Статья 2. Законодательство Кыргызской Республики о средствах массовой информации

1. Законодательство Кыргызской Республики о средствах массовой информации состоит из Конституции Кыргызской Республики, настоящего Закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов.

2. Настоящий Закон применяется в отношении средств массовой информации, учреждаемых в Кыргызской Республике, а для создаваемых за ее пределами – лишь в части, касающейся распространения их продукции на территории Кыргызской Республики.

3. Юридические лица и граждане других государств, лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные настоящим Законом, наравне с юридическими лицами и гражданами Кыргызской Республики, если иное не установлено законом.

4. Если международным договором, вступившим в силу в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, предусмотрены для организации и деятельности средств массовой информации иные правила, чем установленные настоящим Законом, применяются правила международного договора.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

1) массовая информация – предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы;

2) средство массовой информации – периодическое печатное издание, информационное агентство, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием), включая веб-сайты в телекоммуникационной сети Интернет;

3) периодическое печатное издание – газета, журнал, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное наименование (название), текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в 6 месяцев;

4) радио-, теле-, видео-, кинохроникальная программа – совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное наименование (название) и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год;

5) продукция средства массовой информации – тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск телеканала, радиоканала, радиопрограммы, телепрограммы, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы, отдельный выпуск либо обновление сетевого издания, отдельный выпуск иного средства массовой информации;

6) распространение продукции средства массовой информации – продажа, подписка, доставка, раздача периодического печатного издания, аудио- или видеозаписи программы, вещание телеканала, радиоканала (телевизионное вещание, радиовещание), вещание телепрограммы, радиопрограммы в составе соответственно телеканала, радиоканала, демонстрация кинохроникальной программы, предоставление доступа к сетевому изданию, иные способы распространения;

7) редакция средства массовой информации – физическое или юридическое лицо, осуществляющее производство и выпуск средства массовой информации;

8) редактор – лицо, осуществляющее общую координацию деятельности редакции, соблюдение основных стандартов и правил, действующих в редакции, редактуру, литературную правку сообщений и материалов в соответствии с должностными полномочиями;

9) журналист – лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию;

10) издатель – физическое или юридическое лицо, осуществляющее материально-техническое обеспечение производства и выпуска продукции средства массовой информации;

11) распространитель – специалист, осуществляющий распространение продукции средства массовой информации по договору с редакцией, издателем;

12) телеканал, радиоканал – сформированная в соответствии с сеткой вещания (программой передач) и выходящая в свет (эфир) под постоянным наименованием (названием) и с установленной периодичностью совокупность теле-, радиопрограмм и (или) соответственно иных аудиовизуальных, звуковых сообщений и материалов. Правила, установленные настоящим Законом и законодательством Кыргызской Республики для телепрограммы, радиопрограммы, применяются в отношении телеканала, радиоканала, если иное не установлено настоящим Законом;

13) вещатель – юридическое лицо, осуществляющее формирование телеканала или радиоканала и его распространение в установленном порядке на основании лицензии на телевизионное вещание, радиовещание;

14) сетевое средство массовой информации ‒ электронное издание, предназначенное для распространения массовой информации в электронно-цифровой форме через общедоступные телекоммуникационные сети, имеющее постоянное название, текущий номер и обновляемое не реже одного раза в полугодие;

15) уполномоченный государственный орган по делам средств массовой информации – орган исполнительной власти, осуществляющий государственное регулирование деятельности средств массовой информации;

16) редакционная политика – внутренние стандарты и предписания деятельности редакции средства массовой информации;

17) аккредитация ‒ процедура назначения журналиста и признание его полномочий государственным органом, органом местного самоуправления, общественным объединением и организацией, учреждением;

18) информационное агентство ‒ это зарегистрированное в соответствии с законодательством Кыргызской Республики в качестве средства массовой информации юридическое лицо, занимающееся сбором и распространением массовой информации;

19) Веб-сайт ‒ подготовленная при помощи программных средств электронная представительская страница физического либо юридического лица Кыргызской Республики, на которой собственник размещает информацию в целях массового распространения;

20) реестр зарегистрированных средств массовой информации ‒ банк данных о зарегистрированных средствах массовой информации;

21) сеть Интернет ‒ глобальная информационно-телекоммуникационная сеть, связывающая информационные системы и сети электросвязи различных стран посредством глобального адресного пространства, основанном на использовании Интернет-протокола (internet protocol-IP) и протокола передачи данных (Transmission Control Protocol-TCP).

Статья 4. Недопустимость вмешательства в деятельность средства массовой информации

Любое незаконное воспрепятствование, вмешательство со стороны любых физических и юридических лиц, в том числе государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, в процесс производства продукции средств массовой информации, в том числе в отношения между производителем и собственником (учредителем) и (или) редакцией (редактором) средства массовой информации, влечет ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Статья 5. Недопустимость злоупотребления свободой выражения своего мнения, свободой слова и печати, получения и распространения информации

1. Запрещается использование средств массовой информации:

1) для распространения материалов, содержащих публичные призывы к насильственному захвату власти или насильственному изменению конституционного строя Кыргызской Республики, организации массовых беспорядков;

2) для пропаганды преступлений, правонарушений, войны, разжигания национальной, расовой, региональной и религиозной вражды;

3) для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов;

4) для распространения материалов, пропагандирующих порнографию, однополые браки, нетрадиционную сексуальную ориентацию, наносящие вред здоровью и нравственности населения, культ насилия и жестокости;

5) для распространения материалов, подвергающих граждан дискриминации по признаку пола, расы, языка, инвалидности, этнической и региональной принадлежности, вероисповедания, возраста, политических или иных убеждений, образования, происхождения, имущественного или иного положения;

6) для вмешательства в личную жизнь граждан, посягательство на их честь и достоинство, деловую репутацию;

7) для распространения информации о частной жизни человека без его согласия, кроме случаев, установленных законом либо если это необходимо для защиты общественных интересов и/или приняты меры против возможной идентификации посторонних лиц;

8) для разглашения сведений, составляющих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну;

9) для пропаганды и распространения сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

10) для распространения информации, причиняющей вред здоровью или физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, запрещенной для распространения среди детей.

2. Запрещается распространять материалы, нарушающие принцип презумпции невиновности гражданина.

Статья 6. Случаи неразглашения информации

Средства массовой информации не вправе:

1) разглашать предоставленную ему юридическими и физическими лицами информацию с условием сохранения ее в тайне;

2) называть лицо, предоставившее ему информацию с условием неразглашения его имени;

3) разглашать сведения об оперативно-розыскной, внешней разведывательной и контрразведывательной деятельности, производстве по уголовному делу в случаях, установленных законом;

4) предавать гласности любую полученную информацию, касающуюся несовершеннолетнего правонарушителя или подозреваемого в совершении правонарушения без согласия его законного представителя.

Статья 7. Язык средств массовой информации

1. Средства массовой информации распространяются на государственном, официальном или других языках.

2. Государство обеспечивает право граждан Кыргызской Республики на использование родного языка и других языков при получении и распространении массовой информации в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Статья 8. Запрет цензуры средств массовой информации

Цензура средств массовой информации, то есть требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы, а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей, запрещается.

Глава 2. Средства массовой информации

Статья 9. Виды средств массовой информации

К средствам массовой информации относятся периодические печатные издания, теле-, радиовещание, веб-сайты в телекоммуникационной сети Интернет и иные электронные средства массовой информации, а также зарегистрированное как средство массовой информации информационное агентство, деятельность которого направлена на сбор, обработку и распространение сообщений и материалов информационного характера.

Статья 10. Право на создание средства массовой информации

1. Право на создание (учреждение) средства массовой информации принадлежит гражданину Кыргызской Республики, объединению граждан, государственным органам, органам местного самоуправления, иным юридическим лицам.

2. Не может выступать учредителем (собственником) средства массовой информации:

1) гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста либо признанный судом недееспособным;

2) гражданин, отбывающий наказание в местах лишения свободы по приговору суда либо имеющий судимость за совершение преступления с использованием средств массовой информации или информационно-телекоммуникационной сети Интернет;

3) объединение граждан, юридическое лицо, деятельность которых запрещена в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;

4) гражданин иностранного государства или лицо без гражданства.

Статья 11. Собственник (учредитель) средства массовой информации

1. Собственником (учредителем) средства массовой информации может быть юридическое или физическое лицо либо объединение юридических и (или) физических лиц. На основании настоящего Закона собственник наделен правом создания, а также управления (владения, пользования, распоряжения) средствами массовой информации.

2. Собственник (учредитель) утверждает устав редакции и (или) заключает договор с редакцией средства массовой информации (редактором).

3. Собственник (учредитель) вправе обязать редакцию поместить бесплатно и в указанный срок сообщение или материал от его имени (заявление собственника (учредителя). Максимальный объем заявления собственника (учредителя) определяется в уставе редакции, ее договоре либо ином соглашении с учредителем. По претензиям и искам, связанным с заявлением учредителя, ответственность несет учредитель. Если принадлежность указанного сообщения или материала учредителю не оговорена редакцией, она выступает соответчиком.

4. Собственник (учредитель) средства массовой информации вправе выступать в качестве учредителя редакции, редакции, журналиста, вещателя, производителя продукции, распространителя как в отношении собственного, так и других средств массовой информации на основе соответствующего договора.

5. Собственник (учредитель) средства массовой информации имеет право на:

1) наименование средства массовой информации;

2) учреждение редакции средства массовой информации;

3) заключение договора с физическими лицами относительно принятия ими на себя функций редакции (редактора) средства массовой информации;

4) передачу своих прав в отношении средства массовой информации, установленных настоящим Законом, юридическому и (или) физическому лицу, за исключением лиц, указанных в части 7 настоящей статьи, включая редакцию (редактора) средства массовой информации;

5) принятие решения о прекращении деятельности средства массовой информации.

6. Собственник (учредитель) не вправе вмешиваться в деятельность средства массовой информации, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом, уставом редакции, договором между собственником (учредителем) и редакцией (редактором).

7. Гражданин Кыргызской Республики, имеющий двойное гражданство, гражданин иностранного государства, иностранное юридическое лицо, а равно юридическое лицо Кыргызской Республики с иностранным участием, доля (вклад) иностранного участия в уставном капитале которого составляет 50 процентов и более, не могут выступать учредителями теле- и радиоканалов, теле-, радио-, видеопрограмм, веб-сайта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

8. По претензиям и искам, связанным с сообщением или материалом собственника (учредителя) средства массовой информации, ответственность несет собственник (учредитель).

Статья 12. Редакция (редактор) средства массовой информации

1. Редакцией (редактором) средства массовой информации, которая осуществляет производство и подготовку к выпуску (выходу в эфир) средства массовой информации, является:

1) физическое лицо, привлеченное собственником (учредителем) средства массовой информации на основании договора;

2) творческий коллектив;

3) средства массовой информации на основании коллективных договоров.

2. Отношения между собственником (учредителем) и редакцией (редактором) средства массовой информации регулируются уставом редакции и (или) договором и настоящим Законом.

Редакция также может выступать в качестве собственника (учредителя), вещателя, производителя продукции, распространителя средства массовой информации.

3. Редакция (редактор) средства массовой информации осуществляет свою деятельность на основе настоящего Закона и законодательства Кыргызской Республики, устава редакции и (или) договора с собственником (учредителем) средства массовой информации.

4. Никто не вправе обязать редакцию средства массовой информации обнародовать и/или опубликовать отклоненный ею материал, если иное не предусмотрено законодательством Кыргызской Республики.

Статья 13. Редакционная коллегия (редакционный совет)

Редакционная коллегия (редакционный совет) является консультативным, совещательным органом средства массовой информации без образования юридического лица, уполномоченный редакцией и собственником на определение редакционной политики средства массовой информации.

Статья 14. Особенности государственного антимонопольного регулирования рынка средств массовой информации

1. Недопустима монополизация средств массовой информации в интересах какого-либо физического или юридического лица.

2. В целях недопущения монополизации использования ограниченных государственных ресурсов теле- и радиочастотного спектра одно и то же физическое или юридическое лицо и (или) аффилированные с ними лица имеют право быть собственником (учредителем):

1) не более одного теле- и (или) радиоканала, имеющего лицензию на вещание по всей территории Кыргызской Республики;

2) не более одного теле- и (или) радиоканала, имеющего лицензию на вещание в областях, городах Бишкек и Ош.

3. Физическому лицу, которое является единоличным собственником (учредителем) вещательной организации или вклад которого в вещательную организацию обеспечивает контроль над нею, или супругу этого лица не может принадлежать более 25 процентов акций (долей капитала) в других вещательных организациях.

Статья 15. Гласность деятельности средств массовой информации

1. Каждый выпуск периодического печатного издания должен содержать следующие выходные данные: название издания, собственника (учредителя) – юридического лица, фамилию и инициалы собственника (учредителя) – физического лица и редактора, порядковый номер выпуска, дату выхода, периодичность, тираж, адрес редакции.

2. Все средства массовой информации и веб-сайты в телекоммуникационной сети Интернет имеют право указывать по своему выбору в своих выходных данных любую другую информацию.

Глава 3. Государственная регистрация средств массовой информации

Статья 16. Государственная регистрация средства массовой информации

1. Средство массовой информации осуществляет свою деятельность после его государственной регистрации, за исключением случаев освобождения от регистрации, предусмотренных настоящим Законом.

2. Веб-сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернет подлежит регистрации Министерством цифрового развития Кыргызской Республики (далее – Министерство цифрового развития) как сетевое средство массовой информации в порядке, установленном Кабинетом Министров Кыргызской Республики.

3. Заявление о регистрации средства массовой информации подается в Министерство юстиции Кыргызской Республики (далее – Министерство юстиции) или в Министерство цифрового развития.

4. Заявителю (собственнику/учредителю) выдается расписка о приеме такого заявления и необходимых документов с указанием даты их поступления. Рассмотрение заявления о регистрации средства массовой информации и принятие соответствующего решения осуществляются Министерством юстиции в течение 5 рабочих дней с указанной даты.

5. Средство массовой информации считается зарегистрированным со дня принятия Министерством юстиции либо Министерством цифрового развития решения о регистрации.

6. На основании решения о регистрации средства массовой информации заявителю выдается свидетельство о регистрации средства массовой информации. Свидетельство о государственной регистрации средства массовой информации оформляется на бланке, являющемся документом строгой отчетности и защищенном от подделок полиграфической продукцией, по форме, установленной Министерством юстиции либо Министерством цифрового развития.

7. Министерство юстиции и Министерство цифрового развития ведут Реестр зарегистрированных средств массовой информации в порядке, установленном Кабинетом Министров Кыргызской Республики.

8. Информация, содержащаяся в Реестре зарегистрированных средств массовой информации, является открытой и доступной для ознакомления с ней любых физических лиц и юридических лиц.

9. Сведения о конкретном средстве массовой информации предоставляются Министерством юстиции, Министерством цифрового развития бесплатно в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления о предоставлении таких сведений.

10. Сведения о конкретном средстве массовой информации направляются в письменной форме в виде выписки из Реестра зарегистрированных средств массовой информации или справки об отсутствии запрашиваемых сведений, которая выдается при отсутствии в данном реестре сведений о конкретном средстве массовой информации.

11. Собственник (учредитель) сохраняет за собой право приступить к производству продукции средства массовой информации в течение шести месяцев со дня выдачи свидетельства о государственной регистрации.

В случае пропуска этого срока свидетельство о государственной регистрации средства массовой информации признается недействительным.

Статья 17. Подача заявления о государственной регистрации средства массовой информации

1. В заявлении о регистрации средства массовой информации должны быть указаны:

1) сведения о собственнике (учредителе, соучредителях), фамилия, имя, отчество учредителя, если это физическое лицо, либо полное фирменное наименование, если учредитель юридическое лицо, адрес заявителя;

2) наименование (название) средства массовой информации;

3) язык (языки) распространения массовой информации;

4) адрес редакции;

5) форма периодического распространения массовой информации;

6) предполагаемая территория распространения продукции;

7) предполагаемые периодичность выпуска, максимальный объем средства массовой информации;

8) источники финансирования;

9) сведения о том, в отношении каких других средств массовой информации заявитель является учредителем, собственником, редактором (редакцией), издателем или распространителем;

10) доменное имя веб-сайта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

К заявлению прилагается документ, удостоверяющий уплату государственной пошлины, а также документы, подтверждающие соблюдение заявителем при учреждении средства массовой информации требований, установленных настоящим Законом.

2. Предъявление иных требований при регистрации средства массовой информации запрещается.

Статья 18. Перерегистрация средства массовой информации

1. Смена собственника (учредителя), изменение состава собственников (соучредителей), а равно наименования (названия) допускается лишь при условии перерегистрации средства массовой информации.

Во время прохождения процедуры перерегистрации деятельность средства массовой информации не приостанавливается.

2. Перерегистрация средства массовой информации осуществляется в том же порядке, что и его регистрация.

3. Перерегистрация средства массовой информации, деятельность которого прекращена судом, запрещается.

4. При изменении местонахождения редакции, доменного имени веб-сайта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для сетевого издания, периодичности выпуска и максимального объема средства массовой информации учредитель обязан в месячный срок письменно уведомить об этом уполномоченный государственный орган.

Статья 19. Освобождение от государственной регистрации средства массовой информации

Не требуется государственная регистрация:

1) периодических печатных изданий тиражом менее 100 (сто) экземпляров;

2) радио- и телепрограмм, распространяемых по кабельным сетям, ограниченным помещением либо территорией одного государственного органа, органа местного самоуправления, учебного заведения или предприятия, организации, учреждения независимо от формы собственности.

3) средств массовой информации, учреждаемых органами государственной власти и органами местного самоуправления исключительно для издания их официальных сообщений и материалов, нормативных правовых актов.

Статья 20. Отказ в государственной регистрации средства массовой информации

1. Отказ в государственной регистрации средства массовой информации возможен только по следующим основаниям, если:

1) заявление подано от имени физического лица, объединения граждан, юридического лица, не обладающих правом на учреждение средства массовой информации в соответствии с настоящим Законом;

2) не полноты представленных сведений, предусмотренные в части 1 статьи 17 настоящего Закона.

3) Министерством юстиции, Министерством цифрового развития ранее зарегистрировано средство массовой информации с тем же наименованием (названием).

2. Извещение об отказе в государственной регистрации направляется заявителю в письменной форме с указанием оснований отказа, предусмотренных настоящим Законом, в течение двух рабочих дней со дня принятия соответствующего решения Министерством юстиции.

3. Заявление о государственной регистрации средства массовой информации возвращается заявителю без рассмотрения в течение двух рабочих дней со дня принятия соответствующего решения Министерством юстиции, Министерством цифрового развития с указанием основания возврата, если:

1) заявление подано с нарушением требований настоящего Закона;

2) заявление от имени учредителя подано лицом, не имеющим на то полномочий;

3) не уплачена государственная пошлина.

После устранения нарушений заявление принимается к рассмотрению.

Статья 21. Признание свидетельства о государственной регистрации средства массовой информации недействительным

Свидетельство о государственной регистрации средства массовой информации может быть признано недействительным Министерством юстиции либо Министерством цифрового развития только в случаях, если:

1) свидетельство о регистрации получено обманным путем;

2) средство массовой информации не выходит в свет (в эфир) более шести месяцев;

3) устав редакции или заменяющий его договор не принят и (или) не утвержден в течение двух месяцев со дня первого выхода в свет (в эфир) данного средства массовой информации;

4) имела место повторная регистрация данного средства массовой информации.

Глава 4. Организация деятельности средства массовой информации

Статья 22. Возникновение прав и обязанностей средства массовой информации

1. Права и обязанности собственника (учредителя) и редакции, предусмотренные настоящим Законом, возникают со дня регистрации средства массовой информации, а предусмотренные уставом редакции – со дня его утверждения.

2. Собственник (учредитель), редакция (редактор), издатель, распространитель могут дополнительно установить на договорной основе взаимные права и обязанности. Положения устава и договоров не должны противоречить настоящему Закону и законодательству Кыргызской Республики.

Статья 23. Статус редакции средства массовой информации

1. Редакция осуществляет свою деятельность на основе профессиональной самостоятельности.

2. Редакция может быть юридическим лицом, самостоятельным хозяйствующим субъектом, организованным в любой допускаемой законом форме. Если редакция зарегистрированного средства массовой информации организуется в качестве предприятия, то она подлежит также регистрации в соответствии с законодательством Кыргызской Республики о государственной регистрации юридических лиц и помимо производства и выпуска средства массовой информации вправе осуществлять в установленном порядке иную не запрещенную законом деятельность.

3. Редакция может выступать в качестве учредителя средства массовой информации, издателя, распространителя, собственника имущества редакции.

4. Редакцией руководит редактор, который осуществляет свои полномочия на основе настоящего Закона, устава редакции, договора между собственником (учредителем) и редакцией (редактором).

5. Редактор представляет редакцию в отношениях с учредителем, издателем, распространителем, гражданами, объединениями граждан, предприятиями, учреждениями, организациями, государственными органами, а также в суде. Он несет ответственность за выполнение требований, предъявляемых к деятельности средства массовой информации настоящим Законом и законодательством Кыргызской Республики.

Статья 24. Устав редакции средства массовой информации

1. Устав редакции средства массовой информации принимается на общем собрании коллектива журналистов – штатных сотрудников редакции большинством голосов при наличии не менее двух третей его состава и утверждается учредителем.

2. В уставе редакции должны быть определены:

1) взаимные права и обязанности учредителя, редакции, редактора;

2) полномочия коллектива журналистов – штатных сотрудников редакции;

3) порядок назначения (избрания) редактора, редакционной коллегии и (или) иных органов управления редакцией;

4) основания и порядок прекращения и приостановления деятельности средства массовой информации;

5) передача и (или) сохранение права на наименование (название), иные юридические последствия смены учредителя, изменения состава соучредителей, прекращения деятельности средства массовой информации, ликвидации или реорганизации редакции, изменения ее организационно-правовой формы;

6) порядок утверждения и изменения устава редакции, а также иные положения, предусмотренные настоящим Законом и не противоречащие законодательству Кыргызской Республики.

3. Устав редакции, организуемой в качестве предприятия, может являться одновременно уставом данного предприятия. В этом случае устав редакции должен соответствовать также законодательству о предприятиях и предпринимательской деятельности.

4. Копия устава редакции или заменяющего его договора направляется в уполномоченный государственный орган не позднее двух месяцев со дня первого выхода в свет (в эфир) данного средства массовой информации. При этом редакция вправе оговорить, какие сведения, содержащиеся в ее уставе, составляют коммерческую тайну.

Статья 25. Статус издателя средства массовой информации

Издатель осуществляет свои права и несет обязанности на основе настоящего Закона и законодательства Кыргызской Республики. Издатель может выступать в качестве учредителя средства массовой информации, редакции, распространителя, собственника имущества редакции.

Статья 26. Договоры между собственниками (соучредителями) средства массовой информации, между собственником (учредителем) и редакцией, между редакцией и издателем

1. Договором между собственниками (соучредителями) средства массовой информации определяются их взаимные права, обязанности, ответственность, порядок, условия и юридические последствия изменения состава собственников (соучредителей), процедура разрешения споров между ними.

2. Договором между собственником (учредителем) и редакцией (редактором) определяются производственные, имущественные и финансовые отношения между ними: порядок выделения и использования средств на содержание редакции, распределения прибыли, образования фондов и возмещения убытков, обязательства учредителя по обеспечению надлежащих производственных и социально-бытовых условий жизни и труда сотрудников редакции. Стороной в договоре с редакцией может быть каждый соучредитель (собственник) в отдельности либо все соучредители (собственники) вместе.

3. Договором между редакцией и издателем определяются производственные, имущественные и финансовые отношения между ними, взаимное распределение издательских прав, обязательства издателя по материально-техническому обеспечению производства продукции средства массовой информации и ответственность сторон.

Статья 27. Информационные агентства

1. В отношении информационных агентств одновременно распространяются статус редакции, издателя, распространителя и правовой режим средства массовой информации.

2. Информационное агентство регистрируются в порядке, установленном настоящим Законом.

3. При распространении сообщений и материалов информационного агентства другим средством массовой информации ссылка на информационное агентство обязательна.

Статья 28. Прекращение и приостановление деятельности средства массовой информации

1. Деятельность средства массовой информации может быть прекращена или приостановлена только по решению собственника (учредителя) либо судом в порядке гражданского судопроизводства по иску уполномоченного государственного органа.

2. Собственник (учредитель) имеет право прекратить или приостановить деятельность средства массовой информации исключительно в случаях и порядке, предусмотренных уставом редакции или договором между собственником (учредителем) и редакцией (редактором).

3. Основанием для прекращения судом деятельности средства массовой информации являются неоднократные (более двух раз) в течение двенадцати месяцев нарушения редакцией требований настоящего Закона, по поводу которых Министерством юстиции, Министерством цифрового развития либо Генеральной прокуратурой Кыргызской Республики были вынесены письменные предупреждения учредителю и (или) редакции (редактору), а равно неисполнение акта суда о приостановлении деятельности средства массовой информации.

4. Основанием для приостановления судом деятельности средства массовой информации могут служить:

1) необходимость обеспечения иска, предусмотренного частью первой настоящей статьи;

2) нарушение Конституции и законодательства Кыргызской Республики.

5. Прекращение деятельности средства массовой информации влечет недействительность свидетельства о его государственной регистрации и устава редакции.

Глава 5. Права и обязанности журналиста

Статья 29. Статус журналиста

Профессиональный статус журналиста, установленный настоящим Законом, распространяется:

1) на штатных сотрудников редакций, занимающихся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для многотиражных газет и других средств массовой информации, продукция которых распространяется исключительно в пределах одного предприятия (объединения), организации, учреждения;

2) на авторов, не связанных с редакцией средства массовой информации трудовыми или иными договорными отношениями, но признаваемых ею своими внештатными авторами или корреспондентами, при выполнении ими поручений редакции.

Статья 30. Права журналиста

1. Журналист имеет право:

1) искать, запрашивать, получать и распространять информацию;

2) посещать государственные органы, органы местного самоуправления, организации, предприятия и учреждения либо их пресс-службы на основании аккредитации;

3) посещать органы общественных объединений либо их пресс-службы;

4) быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации;

5) получать доступ к документам и материалам, за исключением документов и материалов, содержащих сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну;

6) копировать, публиковать, оглашать или иным способом воспроизводить документы и материалы при условии соблюдения требований настоящего Закона;

7) с согласия должностных лиц или граждан производить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино – и фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законом;

8) посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение, присутствовать на собраниях, митингах, курултаях в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики;

9) проверять достоверность сообщаемой ему информации;

10) излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью;

11) отказаться от подготовки за своей подписью сообщения или материала, противоречащего его убеждениям;

12) снять свою подпись под сообщением или материалом, содержание которого, по его мнению, было искажено в процессе редакционной подготовки, либо запретить или иным образом оговорить условия и характер использования данного сообщения или материала в соответствии с требованиями настоящего Закона;

13) распространять подготовленные им сообщения и материалы за своей подписью, под псевдонимом или без подписи.

2. Журналист пользуется также иными правами, предоставленными ему законодательством Кыргызской Республики.

Статья 31. Аккредитация журналистов средства массовой информации

1. Редакция средства массовой информации, зарегистрированная в установленном настоящим Законом порядке, имеет право подать заявку в государственный орган, орган местного самоуправления на аккредитацию при них своих журналистов.

2. Государственные органы, органы местного самоуправления, аккредитуют заявленных журналистов при условии соблюдения редакциями правил аккредитации, установленных этими органами.

Аккредитации подлежат только журналисты средств массовой информации, зарегистрированных в порядке, установленном настоящим Законом.

3. Аккредитовавшие журналистов государственные органы, органы местного самоуправления обязаны предварительно извещать их о заседаниях, совещаниях и других мероприятиях, обеспечивать стенограммами, протоколами и иными документами, создавать благоприятные условия для производства записи.

4. Аккредитованный журналист имеет право присутствовать на заседаниях, совещаниях и других мероприятиях, проводимых аккредитовавшими его органами, за исключением случаев, когда приняты решения о проведении закрытого мероприятия.

5. Журналист может быть лишен аккредитации, если им или редакцией средства массовой информации нарушены установленные правила аккредитации либо распространены не соответствующие действительности сведения, порочащие честь и достоинство, деловую репутацию государственного органа, органа местного самоуправления, аккредитовавшего журналиста, что подтверждено вступившим в законную силу решением суда.

6. Аккредитация собственных корреспондентов редакций средств массовой информации осуществляется в соответствии с требованиями настоящей статьи.

Статья 32. Обязанности журналиста

1. Журналист обязан:

1) соблюдать устав редакции, с которой он состоит в трудовых отношениях;

2) проверять достоверность сообщаемой им информации;

3) удовлетворять просьбы лиц, предоставивших информацию, об указании на ее источник, а также об авторизации цитируемого высказывания, если оно оглашается впервые;

4) сохранять конфиденциальность информации и (или) ее источника;

5) получать согласие (за исключением случаев, когда это необходимо для защиты общественных интересов) на распространение в средстве массовой информации сведений о личной жизни гражданина от самого гражданина или его законных представителей;

6) при получении информации от граждан и должностных лиц ставить их в известность о проведении аудио- и видеозаписи, кино – и фотосъемки;

7) ставить в известность редактора о возможных исках и предъявлении иных предусмотренных законом требований в связи с распространением подготовленного им сообщения или материала;

8) отказаться от данного ему редактором или редакцией задания, если оно либо его выполнение связано с нарушением закона;

9) предъявлять при осуществлении профессиональной деятельности по первому требованию редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность и полномочия журналиста;

10) соблюдать запрет на проведение им предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума при осуществлении профессиональной деятельности.

2. Журналист несет также иные обязанности, установленные законодательством Кыргызской Республики.

3. При осуществлении профессиональной деятельности журналист обязан соблюдать Конституцию и законы Кыргызской Республики, уважать права, законные интересы, деловую репутацию, честь и достоинство граждан, должностных лиц и юридических лиц.

4. Государство гарантирует журналисту в связи с осуществлением им профессиональной деятельности защиту его чести, достоинства, здоровья, жизни и имущества как лицу, выполняющему общественный долг.

Статья 33. Недопустимость злоупотребления правами журналиста

1. Не допускается использование установленных настоящим Законом прав журналиста в целях сокрытия или фальсификации общественно значимых сведений, распространения слухов под видом достоверных сообщений (фейковые новости), сбора информации в пользу постороннего юридического лица или организации, не являющейся средством массовой информации.

2. Запрещается использовать право журналиста на распространение информации с целью опорочить гражданина или отдельные категории граждан исключительно по признакам пола, возраста, расовой, региональной или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их должностным положением либо политическими убеждениями.

Глава 6. Распространение массовой информации

Статья 34. Распространение массовой информации

1. Сообщения и материалы информационного агентства должны сопровождаться его наименованием (названием).

2. Зарегистрированное средство массовой информации обязано указывать в выходных данных зарегистрировавший его уполномоченный государственный орган и регистрационный номер.

Статья 35. Тираж

1. Тираж периодического печатного издания, аудио-, видео-, кинохроникальной программы определяется редактором по согласованию с издателем.

2. Изъятие, а равно уничтожение тиража или его части допускается не иначе как по вступившему в силу решению суда.

Статья 36. Обязательные сообщения средства массовой информации

1. Редакция средства массовой информации обязана опубликовать бесплатно и в предписанный срок:

1) вступившее в законную силу решение суда, содержащее требование об опубликовании такого решения через данное средство массовой информации;

2) поступившее от органа, зарегистрировавшего данное средство массовой информации, сообщение, касающееся деятельности редакции.

2. Редакции средств массовой информации, учредителями (соучредителями) которых являются государственные органы, органы местного самоуправления обязаны публиковать их официальные сообщения в порядке, регулируемом уставом редакции или заменяющим его договором, а равно иные материалы, публикация которых в данных средствах массовой информации предусмотрена законодательством Кыргызской Республики.

3. Государственные средства массовой информации обязаны публиковать сообщения и материалы органов государственной власти Кыргызской Республики в порядке, установленном законом.

4. Редакции средств массовой информации независимо от формы собственности обязаны незамедлительно и на безвозмездной основе выпускать в свет (в эфир) по требованию уполномоченных государственных органов оперативную информацию по вопросам пожарной безопасности и других чрезвычайных ситуаций.

Статья 37. Распространение рекламы в средствах массовой информации

Распространение рекламы в средствах массовой информации осуществляется в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики о рекламе.

Глава 7. Отношения средств массовой информации с гражданами, государственными органами, органами местного самоуправления и юридическими лицами

Статья 38. Право на получение информации

1. Граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц.

2. Государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, предприятия, организации, учреждения независимо от формы собственности, их должностные лица, предоставляют сведения о своей деятельности средствам массовой информации по запросам редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах.

3. Предоставление государственными органами, органами местного самоуправления информации о своей деятельности по запросам редакций, если такие отношения не урегулированы законодательством Кыргызской Республики о средствах массовой информации, осуществляется в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, регулирующим вопросы обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Статья 39. Запрос информации

Редакция средства массовой информации имеет право запрашивать информацию о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Запрос информации возможен как в устной, так и в письменной форме. Запрашиваемую информацию обязаны предоставлять руководители указанных органов, организаций и объединений, их заместители, работники пресс-служб либо другие уполномоченные лица в пределах их компетенции.

Статья 40. Отказ в предоставлении информации

1. Отказ в предоставлении редакции средства массовой информации запрашиваемой информации возможен, только если она содержит сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну.

2. Уведомление об отказе вручается представителю редакции в пятидневный срок со дня получения письменного запроса информации.

В уведомлении должны быть указаны:

– причины, по которым запрашиваемая информация не может быть предоставлена;

– должностное лицо, отказывающее в предоставлении информации;

– дата принятия решения об отказе.

Статья 41. Обеспечение конфиденциальности информации

1. Редакция средства массовой информации не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, предоставленные физическими или юридическими лицами с условием сохранения их в тайне.

2. Редакция средства массовой информации обязана сохранять в тайне источник информации и не вправе называть лицо, предоставившее сведения с условием неразглашения его имени, за исключением случая, когда соответствующее требование поступило от суда в связи с находящимся в его производстве делом.

3. Редакция средства массовой информации не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, прямо или косвенно указывающие на личность несовершеннолетнего, совершившего преступление либо подозреваемого в его совершении, а равно совершившего административное правонарушение или антиобщественное действие, без согласия самого несовершеннолетнего и его законного представителя.

Статья 42. Авторские произведения и письма

1. Редакция средства массовой информации обязана соблюдать права на используемые произведения, включая авторские права, издательские права, иные права на интеллектуальную собственность. Использование произведения, представляемого в редакцию автором или правообладателем, должно осуществляться в соответствии с законодательством в сфере интеллектуальной собственности.

2. Письмо, адресованное в редакцию средства массовой информации, может быть использовано в сообщениях и материалах данного средства массовой информации, если при этом не искажается смысл письма и не нарушаются положения настоящего Закона. Редакция не обязана отвечать на письма граждан и пересылать эти письма тем органам, организациям и должностным лицам, в чью компетенцию входит их рассмотрение.

3. Никто не вправе обязать редакцию опубликовать отклоненное ею произведение, письмо, другое сообщение или материал, если иное не предусмотрено законом.

Статья 43. Право на опровержение

1. Гражданин, объединение граждан, государственный орган, орган местного самоуправления, должностное лицо, предприятие, организация, учреждение независимо от формы собственности вправе потребовать от редакции средства массовой информации опровержения не соответствующих действительности и порочащих их честь, достоинство и деловой репутации сведений, которые были распространены в данном средстве массовой информации. Такое право имеют также законные представители гражданина, если сам гражданин не имеет возможности потребовать опровержения. Если редакция средства массовой информации не располагает доказательствами того, что распространенные им сведения соответствуют действительности, она обязана опровергнуть их в том же средстве массовой информации.

2. Если гражданин, объединение граждан, государственный орган, орган местного самоуправления, должностное лицо, предприятие, организация, учреждение представили текст опровержения, то данный текст распространению подлежит при условии его соответствия требованиям настоящего Закона.

Статья 44. Порядок опровержения

1. В опровержении должно быть указано, какие сведения не соответствуют действительности, когда и как они были распространены данным средством массовой информации.

2. Опровержение в периодическом печатном издании должно быть набрано тем же шрифтом и помещено под заголовком «Опровержение», как правило, на том же месте полосы, что и опровергаемое сообщение или материал. По радио и телевидению опровержение должно быть передано в то же время суток и, как правило, в той же передаче, что и опровергаемое сообщение или материал.

3. Объем опровержения не может более чем вдвое превышать объем опровергаемого фрагмента распространенного сообщения или материала. Нельзя требовать, чтобы текст опровержения был короче одной стандартной страницы машинописного текста. Опровержение по радио и телевидению не должно занимать меньше эфирного времени, чем требуется для прочтения диктором стандартной страницы машинописного текста.

4. Опровержение должно последовать:

1) в средствах массовой информации, выходящих в свет (в эфир) не реже одного раза в неделю, – в течение десяти дней со дня получения требования об опровержении или его текста;

2) в иных средствах массовой информации – в подготавливаемом или ближайшем планируемом выпуске.

5. В течение десяти дней со дня получения требования об опровержении либо его текста, редакция обязана в письменной форме уведомить заинтересованного гражданина или организацию о предполагаемом сроке распространения опровержения либо об отказе в его распространении с указанием оснований отказа.

Статья 45. Основания отказа в опровержении

1. В опровержении может быть отказано, если данное требование либо представленный текст опровержения:

1) является злоупотреблением свободой массовой информации согласно настоящему Закону;

2) противоречит вступившему в законную силу решению или иному акту суда;

3) является анонимным.

2. В опровержении может быть отказано:

1) если опровергаются сведения, которые уже опровергнуты в данном средстве массовой информации;

2) если требование об опровержении либо представленный текст его поступили в редакцию по истечении одного года со дня распространения опровергаемых сведений в данном средстве массовой информации.

3. Отказ в опровержении либо нарушение установленного настоящим Законом порядка опровержения могут быть в течение 6 месяцев со дня распространения опровергаемых сведений обжалованы в суд в соответствии с гражданским и гражданско-процессуальным законодательством Кыргызской Республики.

Статья 46. Право на ответ

1. Гражданин, объединение граждан, государственный орган, орган местного самоуправления, должностное лицо, предприятие, организация, учреждение независимо от формы собственности, в отношении которых в средстве массовой информации распространены сведения, не соответствующие действительности либо ущемляющие права и законные интересы гражданина, имеют право на ответ (комментарий, реплику) в том же средстве массовой информации.

2. Ответ помещается не ранее чем в следующем выпуске средства массовой информации. Данное правило не распространяется на редакционные комментарии.

Глава 8. Международное сотрудничество в области массовой информации

Статья 47. Международные договоры и соглашения

1. Международное сотрудничество в области массовой информации осуществляется на основе договоров, заключенных Кыргызской Республикой.

2. Редакции, профессиональные объединения журналистов участвуют в международном сотрудничестве в области массовой информации на основе соглашений с гражданами и юридическими лицами иностранных государств, а также международными организациями.

Статья 48. Распространение информации зарубежных средств массовой информации

1. Гражданам Кыргызской Республики гарантируется беспрепятственный доступ к сообщениям и материалам зарубежных средств массовой информации.

2. Ограничение приема программ непосредственного телевизионного вещания допускается не иначе как в случаях, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики.

3. Распространение зарубежного телеканала или зарубежного радиоканала на территории Кыргызской Республики допускается после его регистрации в соответствии с требованиями настоящего Закона.

4. Для распространения продукции зарубежного периодического печатного издания, не зарегистрированного в Кыргызской Республике и имеющего место постоянного пребывания учредителя или редакции вне ее пределов, а равно финансируемого иностранными государствами, юридическими лицами или гражданами, необходимо получить разрешение Министерства юстиции Кыргызской Республики.

5. Разрешение на распространение продукции зарубежного периодического печатного издания оформляется на бланке, являющемся документом строгой отчетности и защищенной от подделок полиграфической продукцией, по форме, установленной Кабинетом Министров Кыргызской Республики.

Статья 49. Корреспонденты зарубежных средств массовой информации

1. Представительства зарубежных средств массовой информации в Кыргызской Республике создаются с разрешения уполномоченного государственного органа по делам средств массовой информации, если иное не предусмотрено межгосударственным договором, заключенным Кыргызской Республикой, вступившим в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

2. Зарубежные представительства средств массовой информации, зарегистрированных в Кыргызской Республике, создаются в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики, если иное не предусмотрено межгосударственным договором, вступившим в силу в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

3. Аккредитация корреспондентов зарубежных средств массовой информации в Кыргызской Республике производится уполномоченным государственным органом по делам средств массовой информации в соответствии с требованиями настоящего Закона.

4. На корреспондентов зарубежных средств массовой информации, аккредитованных в Кыргызской Республике, независимо от их гражданства распространяется профессиональный статус журналиста, установленный настоящим Законом.

5. Кабинетом Министров Кыргызской Республики могут быть установлены ответные ограничения в отношении корреспондентов средств массовой информации тех государств, в которых имеются специальные ограничения для осуществления профессиональной деятельности журналистов средств массовой информации, зарегистрированных в Кыргызской Республике.

Глава 9. Ответственность за нарушение законодательства о средствах массовой информации

Статья 50. Ответственность за нарушение законодательства Кыргызской Республики о средствах массовой информации

1. Собственники (учредители), редакции, редакторы, издатели, распространители, государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица, журналисты, авторы распространенных сообщений и материалов несут ответственность за нарушения законодательства Кыргызской Республики о средствах массовой информации.

2. Вещатель несет ответственность за соответствие распространяемых информаций и материалов телеканала, радиоканала требованиям законодательства Кыргызской Республики.

Статья 51. Освобождение от ответственности

Редакция, редактор, журналист не несут ответственности за распространение сведений, не соответствующих действительности и порочащих честь и достоинство, деловую репутацию граждан и юридических лиц, либо ущемляющих права и законные интересы граждан, либо наносящих вред здоровью и (или) развитию детей и несовершеннолетних, либо представляющих собой злоупотребление свободой массовой информации и (или) правами журналиста в случае:

1) если эти сведения присутствуют в обязательных сообщениях;

2) если они получены от информационных агентств;

3) если они содержатся в ответе на запрос информации либо в материалах пресс-служб государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, учреждений, предприятий, органов общественных объединений;

4) если они являются дословным воспроизведением фрагментов выступлений депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики и депутатов местных кенешей на заседаниях комитетов, временных комиссий, депутатских фракций, пленарных заседаниях Жогорку Кенеша Кыргызской Республики и местных кенешей, делегатов съездов, конференций, пленумов политических партий, некоммерческих организаций, а также официальных выступлений, в том числе на пресс-конференциях, должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления, политических партий, некоммерческих организаций, юридических лиц;

5) если они содержатся в авторских произведениях, идущих в эфир без предварительной записи, либо в текстах, не подлежащих редактированию в соответствии с настоящим Законом;

6) если они являются дословным воспроизведением сообщений и материалов или их фрагментов, распространенных другим средством массовой информации, которое может быть установлено и привлечено к ответственности за данное нарушение законодательства Кыргызской Республики о средствах массовой информации.

Статья 52. Ответственность за ущемление свободы на выражение своего мнения, свободы слова и печати, получения и распространения информации

Ущемление свободы на выражение своего мнения, свободы слова и печати, получения и распространения информации, то есть воспрепятствование в какой бы то ни было форме со стороны граждан, должностных лиц государственных органов и организаций, общественных объединений законной деятельности учредителей, редакций, издателей и распространителей продукции средства массовой информации, а также журналистов, в том числе посредством:

1) осуществления цензуры;

2) вмешательства в деятельность и нарушения профессиональной самостоятельности редакции;

3) незаконного прекращения либо приостановления деятельности средства массовой информации;

4) нарушения права редакции на запрос и получение информации;

5) незаконного изъятия, а равно уничтожения тиража или его части;

6) принуждения журналиста к распространению или отказу от распространения информации;

7) установления ограничений на контакты с журналистом и передачу ему информации, за исключением сведений, составляющих государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну;

8) нарушения прав журналиста, установленных настоящим Законом, – влечет ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Статья 53. Ответственность за злоупотребление свободой слова и печати

1. Злоупотребление свободой слова и печати, выразившееся в нарушении требований настоящего Закона, – влечет ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

2. Злоупотребление правами журналиста, выразившееся в нарушении требований настоящего Закона, либо несоблюдение обязанностей журналиста, – влечет ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Статья 54. Возмещение морального вреда

Моральный (неимущественный) вред, причиненный гражданину в результате распространения средством массовой информации не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию гражданина либо причинивших ему иной неимущественный вред, возмещается по решению суда средством массовой информации, журналистом, а также виновными должностными лицами и гражданами в размере, определяемом судом.

Глава 10. Заключительные положения

Статья 55. Вступление в силу настоящего Закона

1. Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования.

2. Признать утратившими силу:

1) Закон Республики Кыргызстан «О средствах массовой информации» от 2 июля 1992 года № 938-XII (газета «Свободные горы» от 4 августа 1992 года № 99);

2) постановление Верховного Совета Республики Кыргызстан «О введении в действие Закона Республики Кыргызстан «О средствах массовой информации» от 2 июля 1992 года № 939-XII (газета «Свободные горы» от 4 августа 1992 года № 99);

3) Закон Кыргызской Республики «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О средствах массовой информации» от 8 мая 1993 года № 1228-XII (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 1993 год, № 6, ст. 169);

4) статью 2 Закона Кыргызской Республики «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики» от 22 февраля 2013 года № 29 (газета «Эркин Тоо» от 1 марта 2013 года № 16);

5) статью 2 Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики» от 17 мая 2014 года № 69 (газета «Эркин Тоо» от 23 мая 2014 года № 39);

6) Закон Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (в законы Кыргызской Республики «О средствах массовой информации», «Об органах национальной безопасности Кыргызской Республики») от 4 января 2017 года № 1 (газета «Эркин Тоо» от 6 января 2017 года № 1);

7) Закон Кыргызской Республики «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О средствах массовой информации» от 30 мая 2017 года № 94 (газета «Эркин Тоо» от 9 июня 2017 года № 69-70);

8) Закон Кыргызской Республики «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О средствах массовой информации» от 22 мая 2018 года № 53 (газета «Эркин Тоо» от 1 июня 2018 года № 46);

9) статью 2 Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики в связи с преобразованием Правительства Кыргызской Республики в Кабинет Министров Кыргызской Республики» от 26 апреля 2023 года № 94 (газета «Эркин Тоо» от 28 апреля 2023 года № 35-36);

10) статью 3 Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (в Кодекс Кыргызской Республики о правонарушениях, законы Кыргызской Республики «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию в Кыргызской Республике», «О средствах массовой информации») от 9 августа 2023 года № 176 (газета «Эркин Тоо» от 15 августа 2023 года № 65).

3. Кабинету Министров Кыргызской Республики в трехмесячный срок:

– привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом;

‒ внести в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики проекты законов, вытекающие из настоящего Закона.

Президент

Кыргызской Республики

Источник