Комитет Жогорку Кенеша по конституционному законодательству, госустройтву, судебно-правовым вопросам и регламенту 31 октября в первом чтении рассмотрел и принял законопроекты о внесении изменений в конституционный закон «О прокуратуре» и Уголовно-процессуальный кодекс.
Законопроекты инициировал президент Садыр Жапаров. Представляет поправки в Комитете генеральный прокурор Курманкул Зулушев.
По его словам, проект закона разработан в целях приведения отдельных норм конституционного закона в соответствие с Конституцией и другими законодательными актами, устранения коллизий, а также совершенствования некоторых положений с учетом правоприменительной практики, говорится в справке-обосновании.
Описательная часть:
«В соответствии со ст. 105 Конституции органы прокуратуры осуществляют уголовное преследование. Согласно п. 32 ст. 5 Уголовно-процессуального кодекса уголовное преследование представляет собой процессуальную деятельность, осуществляемую стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления.
Таким образом, уголовное преследование включает не только расследование уголовных дел, но и доследственную проверку, возбуждение уголовного дела, утверждение обвинительного акта, поддержание государственного обвинения в суде и другие процессуальные действия.
В связи с этим, в целях приведения конституционного закона в соответствие с нормой Конституции предлагается п.7 ч.2 ст.2 изложить в новой редакции, а также предлагается внести дополнения в п.8 ч.2 отмеченной статьи, в ч.1 ст.36 (новый пункт 61) и п.9 ч.1 ст.36 конституционного закона.
Предлагаемые изменения позволят устранить внутреннюю коллизию со ст.3 конституционного закона, в которой указывается, что правовую основу деятельности органов прокуратуры составляют Конституция, настоящий конституционный закон, иные нормативные правовые акты, вступившие в установленном законом порядке в силу международные договоры, участницей которых является Кыргызская Республика, а также правовые акты генерального прокурора.
Согласно ст.105 Конституции прокуратура Кыргызской Республики осуществляет надзор за точным и единообразным исполнением законов и иных нормативных правовых актов. В целях исполнения указанных конституционных требований органы прокуратуры должны осуществлять плановые проверки, а внеплановые на основании поручений президента и Жогорку Кенеша, также сообщений, заявлений и жалоб, поступающих от государственных органов, юридических лиц и граждан.
Поскольку указанная норма Конституции не подлежит широкому толкованию, в целях ее реализации и приведения в соответствие в ч.3 ст.6, п.1 ч.1 ст.32 и п.6 ч.4 ст.98 конституционного закона предлагается слова «при наличии жалобы», «в установленном порядке» исключить.
В целях устранения ограничения полномочий президента Кыргызстана в ч.3 ст.11 конституционного закона предлагается слова «Генеральной прокуратуры» заменить словами «органов прокуратуры».
В целях установления единой практики при осуществлении органами прокуратуры надзорных функций предлагается внести изменения в ч.3 ст.37 конституционного закона. Также в целях приведения в соответствие со ст.24 Конституции, согласно которой все равны перед законом и судом, и устранения внутренних коллизий, связанных с ограничениями для сотрудников органов прокуратуры, предлагается внести изменения в ч.1 ст.84 и ст.93 конституционного закона.
В целях корректировки текстов на официальном и государственном языках предлагается внести редакционное изменение в ст.1 и ч.1 ст.68 конституционного закона.
Для определения единообразной практики правоприменения при осуществлении функций, предусмотренных Кодексом о правонарушениях, и приведения в соответствие с текстом на государственном языке в ст.24 и 32 конституционного закона предлагается исключить слова «против порядка управления».
В целях реализации положений закона «О защите лиц, сообщивших о коррупционных правонарушениях», а именно ч.2 ст.3, согласно которой решение об осуществлении государственной защиты лиц, сообщивших о коррупционных правонарушениях принимают суд (судья), прокурор, начальник органа дознания или следователь, в производстве которых находится заявление (сообщение) о преступлении либо уголовное дело, предлагается внести дополнение в ст.36 конституционного закона.
Пробационный надзор в соответствии с Уголовным кодексом является принудительно-поощрительной мерой уголовно-правового воздействия, которая применяется судом в отношении осужденных, в связи с этим предлагается внести дополнение в ст.39 конституционного закона, и установить предметом прокурорского надзора соблюдение законов при применении пробации.
В ч. 3 ст.42 конституционного закона предлагается внести изменение в целях приведения в соответствие с Уголовно-процессуальным кодексом, из которого был исключен институт частного обвинения.
В ч.7 ст.54 конституционного закона предлагается внести дополнение, и тем самым распространить требования к возрасту (не моложе 30 лет) и стажу (не менее 5 лет службы прокурором или следователем в органах прокуратуры) на лиц, претендующих на замещение должности заместителя руководителя прокуратуры областей, городов Бишкек и Ош, а также военной прокуратуры.
В ст.65 конституционного закона предлагается внести поправки, которые направлены на упорядочение процедуры проведения аттестации сотрудников органов прокуратуры. В частности, во избежание финансовых затрат, в том числе траты времени сотрудников, работающих в регионах, предлагается установить, что аттестация сотрудников Военной прокуратуры, прокуратуры областей, городов Бишкек и Ош, будет проводиться аттестационными комиссиями на местах, которые будут сформированы руководителями указанных прокуратур.
В ч.2 ст.68 конституционного закона предлагается внести изменение, установив для начальников главных структурных подразделений Генеральной прокуратуры предельное специальное звание «генерал майор».
В целях правильной организации работы дисциплинарных комиссий и коллегий органов прокуратуры при вынесении непосредственно на коллегию вопроса о привлечении сотрудника к дисциплинарной ответственности, предлагается внести уточняющие изменения в ст.82 конституционного закона.
В ст.85 конституционного закона предлагается внести дополнение в целях корреляции с законом «О государственной гражданской службе и муниципальной службе» и вытекающими из него подзаконными актами.
В ст.96 конституционного закона предлагается внести корректирующие изменения с учетом того, что деятельность президента и Кабинета министров обеспечивает один аппарат».
Также предлагается внести изменения в Уголовно-процессуальный кодекс.
В действующем уголовно-процессуальном законодательстве, как отмечает Зулушев, допущены противоречия и коллизии с Конституцией в части осуществления органами прокуратуры функций уголовного преследования, в том числе и надзора за соблюдением законов органами, осуществляющими досудебное производство.
В этой связи предлагается внести следующие поправки в Уголовно-процессуальный кодекс, направленные на устранение противоречий и коллизий:
1) пункт 57 статьи 5 после слова «следователем» дополнить словом
«, прокурором»;
2) часть 3 статьи 24 после слова «Следователь» дополнить словом
«, прокурор»;
3) часть 2 статьи 34 дополнить пунктом 21 следующего содержания:
«21) досудебное производство;»;
4) в части 1 статьи 35:
а) дополнить пунктом 31 следующего содержания:
«31) начинать и (или) вести досудебное производство в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;»;
б) пункт 5 после слова «следователей,» дополнить словами
«, нижестоящему прокурору»;
в) пункт 19 после слова «следователя» дополнить словами
«, нижестоящего прокурора»;
5) часть 2 статьи 141 после слова «следователя,» дополнить словом
«, прокурора»;
6) в статье 142:
а) абзац первый части 1, части 2, 4 после слов «Следователей», «следователь» в различных падежах дополнить словом «, прокурор» в соответствующих падежах;
б) в части 6 слова «Следователь обязан» заменить словами «Следователь, прокурор обязаны»;
7) в части 3 статьи 145 слова «Следователь обязан» заменить словами «Следователь, прокурор обязаны».