ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
Главная | ПОЛИТИКА | Минтруда предлагает усилить контроль за соблюдением стандартов безопасности труда

Минтруда предлагает усилить контроль за соблюдением стандартов безопасности труда

Министерство труда, социального обеспечения и миграции вынесло на общественное обсуждение законопроект «Об охране труда», предусматривающий правовую основу для эффективного контроля за соблюдением норм и стандартов безопасности труда.

Предусматривается также ответственность работодателя за вред, причиненный работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья при исполнении ими трудовых обязанностей, медицинский осмотр работников некоторых категорий, выдача молока и лечебно-профилактического питания.

Работодатели обязаны создавать безопасные условия труда, обучать работников правилам безопасности, предоставлять средства индивидуальной защиты (СИЗ) и проводить регулярные медицинские осмотры сотрудников. Также работодатель должен обеспечивать проведение аттестации рабочих мест по условиям труда и соблюдать требования безопасности при эксплуатации оборудования и материалов.

Охрана труда подразумевает не только обеспечение безопасности работников во время исполнения ими служебных обязанностей, но и самые разные мероприятия: например, профилактика профессиональных заболеваний, организация полноценного отдыха и питания работников во время рабочих перерывов, обеспечение их необходимой спецодеждой и гигиеническими средствами и даже предоставление социальных льгот и гарантий, пишет Минтруда.

Законопроект

Проект

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

«Об охране труда»

Глава I
Общие положения

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе применяются следующие основные термины и определения:

охрана труда – система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия и средства;

условия труда – совокупность факторов производственной среды, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе труда;

работники – все работающие по найму, в том числе работающие в государственном секторе:

работодатель – юридическое или физическое лицо, которое использует труд одного или более работников на рабочем месте;

рабочие места – все места, где работникам необходимо находиться в процессе трудовой деятельности и которые прямо или косвенно находятся под контролем работодателя;

гарантии прав работников на охрану труда – условия и средства, обеспечивающие работникам полную возможность пользоваться правами, установленными конституцией, законодательными и иными нормативными правовыми актами по охране труда;

средства индивидуальной и коллективной защиты работников – средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников опасных и/или вредных производственных факторов;

опасный производственный фактор – производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к травме;

вредный производственный фактор – производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к заболеванию;

профессиональное заболевание – заболевание, вызванное воздействием на работника вредных и опасных производственных факторов;

безопасные условия труда – условия труда, при которых воздействие на работающих вредных или опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленные нормативы;

моральный вред – нравственные и физические страдания, причиненные работнику (членам семьи и иждивенцам умершего) вследствие трудового увечья, что привело к лишению или ухудшению возможностей реализации им своих привычек, желаний, уклада жизни, отношений с людьми и окружающей средой, другим негативным последствиям морального характера.

профессиональный риск – величина вероятности нарушения здоровья с учетом тяжести последствий в результате воздействия неблагоприятных факторов производственной среды и трудового процесса;

аттестация рабочих мест по условиям труда – система учета, анализа и комплексной оценки на конкретном рабочем месте всех факторов производственной сферы и трудового процесса, воздействующих на здоровье и трудоспособность человека в процессе трудовой деятельности, для проведения оздоровительных мероприятий и подтверждения или отмены права предоставления занятым на них работникам льгот и компенсаций за вредные и тяжелые условия труда;

производственная деятельность – совокупность действий людей с применением орудий труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг;

производственная травма – любая травма работника, случившаяся в связи с его производственной деятельностью независимо от места, времени и степени вовлеченности работника;

гигиена труда – комплекс санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мер и средств по сохранению здоровья работников, профилактике неблагоприятных воздействий производственной среды и трудового процесса;

производственная санитария – система санитарно-гигиенических организационных мероприятий и технических средств, предотвращающих или уменьшающих воздействие на работников вредных производственных факторов;

специальная одежда – средство индивидуальной защиты, одежда, головной убор, рукавицы, иные предметы, предназначенные для защиты работника от вредных и (или) опасных производственных факторов.

Статья 2. Предмет регулирования

Настоящий Закон устанавливает правовые основы реализации конституционных прав граждан на охрану жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности, обеспечению единого порядка взаимоотношений между работниками и работодателями по вопросам охраны труда и направлен на создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Статья 3. Законодательство Кыргызской Республики об охране труда и сфера его применения

Законодательство Кыргызской Республики об охране труда основывается на Конституции Кыргызской Республики и состоит из Трудового кодекса Кыргызской Республики, настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Кыргызской Республики, а также международных нормативных правовых актов, ратифицированных Кыргызской Республикой.

Действие настоящего Закона распространяется:

– на работодателей;

– на работников, состоящих с работодателями в трудовых отношениях;

– на членов кооперативов, участвующих в совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом участии;

– на студентов образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования, учащихся образовательных организаций начального профессионального образования и образовательных организаций среднего общего, основного общего образования, проходящих производственную практику или привлекаемых к выполнению строительных, сельскохозяйственных и других работ;

– на лиц, направленных в организации с целью обучения или трудовой реабилитации после инвалидности, не являющихся работниками этих организаций;

– на участников других видов трудовой деятельности, организуемых в интересах общества и государства;

– на военнослужащих, привлекаемых на работу в организациях;

– на граждан, отбывающих наказание по приговору суда, в период их работы в организациях;

– на граждан Кыргызской Республики, которые работают на предприятиях, принадлежащих полностью или частично иностранным юридическим или физическим лицам, расположенным на территории Кыргызской Республики.

На граждан Кыргызской Республики, работающих по найму в других государствах, распространяется законодательство об охране труда государства работодателя, а на иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих в организациях, находящихся под юрисдикцией Кыргызской Республики, – законодательство об охране труда Кыргызской Республики. Кроме того, на тех и других распространяются положения вступивших в установленном законом порядке в силу международных договоров, участницей которых является Кыргызская Республика.

Статья 4. Основные принципы и направления государственной политики в области охраны труда

Цель государственной политики в области охраны труда – создание здоровых и безопасных условий труда работникам, предупреждение несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Основными принципами и направлениями государственной политики в области охраны труда являются:

– признание и обеспечение приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам деятельности организации;

– установление и обеспечение гарантий прав работников на охрану труда;

– полная ответственность работодателя за обеспечение здоровых и безопасных условий труда;

– государственное управление охраной труда;

– участие государства в финансировании охраны труда;

– комплексное решение задач охраны труда на основе национальных программ с учетом других направлений экономической и социальной политики, достижений в области науки, техники, технологий, охраны окружающей среды;

– государственный надзор и контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда;

– поддержка государством сотрудничества работодателей и работников и/или представителей в организациях по вопросам охраны труда;

– содействие общественному контролю за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда;

– координация в работе государственных органов, органов управления, надзора и контроля по решению проблем охраны труда;

– разработка и установление единых нормативных требований по охране труда;

– проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание здоровых и безопасных условий труда разработку и внедрение безопасной техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

– применение санкций экономического, административного и уголовного характера в соответствующих случаях нарушений работодателями и должностными лицами требований по охране труда;

– установление порядка обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью, другими средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет работодателя;

– установление порядка обязательного расследования каждого несчастного случая на производстве и профессионального заболевания;

– подготовка специалистов в области охраны труда, в том числе в образовательных учреждениях;

– установление льгот и компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда;

– социальная защита работников, полное возмещение вреда лицам, пострадавшим от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

– информирование работников и населения о состоянии условий и охраны труда в организациях, отраслях, государстве;

– установление системы показателей условий и охраны труда, государственной статистической отчетности по этим вопросам, а также о несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;

– международное сотрудничество в области охраны труда, обеспечение ратификации конвенций МОТ, реализации международных и межгосударственных соглашений по этим вопросам.

Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Кыргызской Республики, органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.

Статья 5. Участие общественных организаций (объединений) в разработке и принятии решений по охране труда

Профессиональные союзы и иные общественные организации (объединения), деятельность которых связана с социально-трудовыми отношениями в соответствии с национальным законодательством и их уставами участвуют в разработке и реализации нормативных правовых актов по вопросам охраны труда.

Органы государственного управления, надзора и контроля за охраной труда, работодатели оказывают всестороннюю поддержку профсоюзам и другим общественным организациям (объединениям), учитывают их предложения при принятии решений по охране труда.

Статья 6. Органы государственного управления охраной труда

Государственное управление охраной труда осуществляет Кабинет Министров Кыргызской Республики;

Выработка политики и осуществление контрольно-надзорных функций в сфере охраны труда реализуются уполномоченными государственными органами, определяемыми Кабинетом Министров Кыргызской Республики.

К компетенции Кабинета Министров Кыргызской Республики в осуществлении государственного управления охраной труда относятся:

– определение и периодически пересмотр государственную политику в области охраны труда;

– утверждение и финансирования целевых национальных программ улучшения условий и охраны труда;

– определения функции министерств, ведомств, других органов исполнительной власти в области охраны труда, контроль их деятельности в этой сфере;

– информирования население государства о ходе реализации государственной политики в области охраны труда и принимаемых мерах по предупреждению причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;

– заключение международных договоров и соглашений по вопросам охраны труда, внесения предложения законодательному органу о ратификации этих договоров и соглашений, а также конвенций Международной организации труда;

– создание, в целях координации деятельности государственных органов управления, представительных органов работников (профсоюзов) и работодателей, национального совета по охране труда.

К компетенции уполномоченного государственного органа по выработке политики в сфере охраны труда относятся:

– осуществление управления охраной труда на государственном уровне, реализация государственной политики в этой области;

– разработка при участии представительных органов работников (профсоюзов) и работодателей государственных программ улучшения условий и охраны труда и представления их на утверждение Кабинету Министров Кыргызской Республики;

– разработка проектов нормативных правовых актов в сфере охраны труда и обеспечение их реализации;

– принятие участия в анализе состояния и причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, разработка предложений по их предупреждению;

– ведение разъяснительных работ о трудовых правах работников, содействие обучению работодателей и работников по охране труда.

– осуществление в установленном порядке надзора за соблюдением трудового законодательства Кыргызской Республики и иных нормативных правовых актов по вопросам охраны труда;

– осуществление в установленном порядке контроля за использованием детского труда;

– проведение анализа обстоятельств, причин выявленных нарушений, ведение контроля по их устранению и восстановлению нарушенных прав граждан в сфере охраны труда;

– проведение проверки знаний руководителей и персонала опасного производственного объекта, энергоснабжающих организаций и потребителей, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, по вопросам знаний в области промышленной безопасности и энергобезопасности.

Глава II

Право и гарантии работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда

Статья 7. Право работника на охрану труда в процессе трудовой деятельности

Каждый работник в процессе трудовой деятельности имеет право на рабочее место, защищенное от воздействия опасных и вредных производственных факторов.

При приеме работника на работу работодатель обязан в трудовом договоре (контракте) указать достоверные показатели и характеристики условий труда, льготы и компенсации за вредные и опасные условия труда, средства индивидуальной защиты, срок возможного возникновения профзаболевания, меры ответственности работодателя и работника за несоблюдение оговоренных в трудовом договоре (контракте) требований охраны труда.

Работник в установленном порядке вправе расторгнуть трудовой договор (контракт) по собственному желанию, если работодатель не выполняет законодательство об охране труда, условия трудового договора (контракта) и коллективного договора (соглашения) по этим вопросам. В этом случае работнику выплачивается выходное пособие в размерах, предусмотренных этими договорами.

Работников, которые по состоянию здоровья вследствие воздействия опасных и/или вредных производственных факторов нуждаются в предоставлении более легкой работы, работодатель обязан на основании медицинского заключения перевести, с их согласия, на такую работу с сохранением заработка по прежнему месту работы до выздоровления или установления инвалидности.

Каждый работник имеет право:

– на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда;

– на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с законодательством Кыргызской Республики в сфере страхования;

– на получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных или опасных производственных факторов;

– на обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты работников в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя;

– на отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных законами, до устранения такой опасности;

– на профессиональную переподготовку за счет средств работодателя в случае ликвидации рабочего места вследствие несоответствия его требованиям охраны труда и технике безопасности;

– на запрос о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте;

– на обращение в органы государственной власти Кыргызской Республики и органы местного самоуправления, к работодателю, в объединения работодателей, а также в профессиональные союзы, их объединения и иные уполномоченные работниками представительные органы по вопросам охраны труда;

– на личное участие или участие через своих доверенных лиц в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте, и в расследовании происшедшего с ним несчастного случая на производстве или его профессионального заболевания;

– на внеочередной медицинский осмотр (обследование) в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанного медицинского осмотра;

– на льготы и компенсации, установленные трудовым законодательством Кыргызской Республики, коллективным договором (соглашением), трудовым договором, если он занят на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда.

Статья 8. Гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда

Государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда и производственной санитарии.

Условия труда, предусмотренные трудовым договором, должны соответствовать требованиям нормативных правовых актов по охране труда.

На время приостановления работ уполномоченным государственным органом, определяемым Кабинетом Министров Кыргызской Республики, вследствие нарушения требований охраны труда не по вине работника, за ним сохраняются место работы (должность) и средний заработок.

При отказе работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья, за исключением случаев, предусмотренных трудовым законодательством Кыргызской Республики, работодатель обязан предоставить работнику другую работу на время устранения такой опасности. В случае если предоставление другой работы по объективным причинам невозможно, время простоя работника до устранения опасности для его жизни и здоровья оплачивается работодателем в соответствии с трудовым законодательством Кыргызской Республики.

В случае необеспечения работника средствами индивидуальной и коллективной защиты (в соответствии с нормами) работодатель не вправе требовать от работника выполнения трудовых обязанностей и обязан оплатить возникший по этой причине простой в соответствии с трудовым законодательством Кыргызской Республики.

Отказ работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда либо от выполнения тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором, не влечет за собой его привлечения к дисциплинарной ответственности либо прекращения трудового договора по инициативе работодателя.

В случае причинения вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей возмещение указанного вреда осуществляется в соответствии с трудовым законодательством Кыргызской Республики.

В целях предупреждения и устранения нарушений законодательства Кыргызской Республики об охране труда государство обеспечивает организацию и осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и устанавливает ответственность работодателя и должностных лиц за нарушение указанных требований.

Статья 9. Соответствие производственных объектов и продукции требованиям охраны труда

Проекты строительства и реконструкции производственных объектов, а также машин, механизмов и другого производственного оборудования, технологических процессов должны соответствовать требованиям охраны труда.

Запрещаются строительство, реконструкция, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий без заключения соответствующего органа государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда о соответствии проектной документации требованиям охраны труда.

Новые или реконструируемые производственные объекты не могут быть приняты в эксплуатацию без заключения соответствующего органа государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда.

Запрещаются применение в производстве вредных или опасных веществ, материалов, продукции, товаров и оказание услуг, для которых не разработаны методики и средства метрологического контроля и токсикологическая (санитарно-гигиеническая, медико-биологическая) оценка которых не проводилась.

В случае использования новых, не применяемых в организации ранее, вредных или опасных веществ работодатель обязан до использования указанных веществ разработать и согласовать с соответствующим органом государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда меры по сохранению жизни и здоровья работников.

Машины, механизмы и другое производственное оборудование, транспортные средства, технологические процессы, материалы, химические вещества, средства индивидуальной и коллективной защиты работников, в том числе иностранного производства, должны соответствовать требованиям охраны труда, установленным в Кыргызской Республике.

Статья 10. Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты и гигиены

На работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам выдаются спецодежда, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты, мыло, смывающие и обезвреживающие средства в соответствии с нормами и правилами, утвержденными в порядке, определенном Кабинетом Министров Кыргызской Республики.

Приобретение, хранение, стирка, чистка, ремонт, дезинфекция и обезвреживание средств индивидуальной защиты и гигиены работников осуществляются за счет средств работодателя.

Статья 11. Обучение и инструктирование работников по охране труда

Все работники организаций, включая работодателя, обязаны проходить обучение, проверку знаний по охране труда в порядке, установленном Кабинетом Министров Кыргызской Республики.

Для вновь поступающих, а также переводимых на другую работу работников работодатель обязан проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим от несчастных случаев.

Для работников, поступающих на работу в производства с повышенной опасностью или на работу, где требуется профессиональный отбор, проводится предварительное обучение по охране труда со сдачей экзаменов и с последующей периодической переаттестацией.

Допуск к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение, инструктирование и проверку знаний по охране труда, запрещается.

Статья 12. Санитарно-бытовое и медицинское обслуживание работников

В зависимости от вида деятельности организации и с учетом потребностей работников работодатель обязан обеспечивать работников питьевой водой и организовать их питание; оборудовать в организации санитарно-бытовые помещения: гардеробные, туалеты, душевые, помещения для приема пищи, отдыха, комнаты личной гигиены женщин, пункты для оказания первой медицинской помощи при несчастном случае или заболевании. Работники горячих цехов, участков должны быть обеспечены газированной подсоленной водой.

Работодатель обязан организовать соответствующие службы и учреждения здравоохранения (здравпункт, медсанчасть, больницу и другие) в порядке, определяемом законодательством.

Статья 13. Ограничение выполнения тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда

На тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда запрещается применение труда женщин и лиц в возрасте до 18 лет, а также лиц, которым указанные работы противопоказаны по состоянию здоровья.

Перечни тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин и лиц в возрасте до 18 лет, утверждаются Кабинетом Министров Кыргызской Республики.

Статья 14. Выдача молока и лечебно-профилактического питания

На работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты.

На работах с особо вредными условиями труда предоставляется бесплатно по установленным нормам лечебно-профилактическое питание.

Нормы и правила выдачи молока и других равноценных пищевых продуктов, а также лечебно-профилактического питания устанавливаются в порядке, определяемом Кабинетом Министров Кыргызской Республики.

Статья 15. Медицинские осмотры работников некоторых категорий

Работники, занятые на тяжелых работах, работах в условиях высокогорья и на работах с вредными или опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), на работах, связанных с движением транспорта и выполняемых вахтовым методом, проходят обязательные предварительные при поступлении на работу внеочередные, а также периодические медицинские осмотры (обследования) для определения пригодности их к поручаемой работе и предупреждения профессиональных заболеваний.

Работники организаций пищевой и перерабатывающей промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, лечебно-профилактических и детских учреждений, а также некоторых других организаций проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения.

Обязательные периодические медицинские осмотры и внеочередные медицинские осмотры (обследования) проводятся в рабочее время с сохранением среднего размера оплаты труда.

Перечень вредных производственных факторов и видов работ, должностей и профессий, при выполнении которых требуются медицинские осмотры, правила их проведения устанавливаются уполномоченным государственным органом здравоохранения по согласованию с уполномоченным государственным органом в сфере труда и профсоюзными органами.

Статья 16. Перевозка в лечебные учреждения работников, заболевших на производстве

Перевозка в лечебные и иные учреждения работников, заболевших или пострадавших на производстве, осуществляется транспортными средствами работодателя или за его счет.

Глава III
Обеспечение охраны труда

Статья 17. Служба охраны труда

В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда и производственной санитарии, осуществления контроля за их выполнением в каждой организации, осуществляющей производственную деятельность, с численностью более 50 работников создается служба охраны труда.

В организации с численностью 50 и менее работников решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда принимается работодателем с учетом специфики деятельности данной организации.

При отсутствии в организации службы охраны труда (специалиста по охране труда) работодатель может заключить договор со специалистами или с организациями, оказывающими услуги в области охраны труда.

Служба охраны труда подчиняется непосредственно первому руководителю организации (работодателю) и приравнивается к основным производственно-техническим службам.

Специалисты службы охраны труда имеют право выдавать руководителям структурных подразделений обязательные для выполнения предписания по устранению недостатков, получать от них необходимые сведения и информацию, документацию, объяснения и разъяснения (в том числе в письменном виде) по вопросам охраны труда, требовать отстранения от работы лиц, которые не прошли медицинский осмотр, обучение, инструктаж, проверку знаний и не имеют допуска к соответствующим работам, не применяют средства защиты или не выполняют требования охраны труда.

Специалисты службы охраны труда имеют право приостанавливать работу производств, участков, машин, станков, оборудования и других средств производства, внутризаводских транспортных средств в случаях, создающих угрозу жизни или здоровью работников, направлять руководителю организации представления о привлечении к ответственности должностных лиц, нарушающих требования по охране труда.

Ликвидация службы охраны труда допускается только в случае прекращения деятельности организации.

Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем в зависимости от численности работающих, степени опасности, вредности производства и других факторов. Типовое положение о службе охраны труда и порядок организации работы по охране труда определяются Кабинетом Министров Кыргызской Республики.

Статья 18. Комиссия (комитет) по охране труда

В целях сотрудничества по охране труда работодателей и работников и/или их представителей в организации с числом работников создается комиссия (комитет) по охране труда, в которую на паритетной основе входят представители работодателя, профессиональных союзов и/или иных уполномоченных работниками представительных органов.

Положение о комиссии (комитете) разрабатывается и утверждается специально уполномоченным государственным органом управления охраной труда совместно с уполномоченным представительным органом профессиональных союзов.

Решения комиссии (комитета) имеют обязательный характер.

Статья 19. Права работодателя по обеспечению охраны труда

Работодатель имеет право:

– вносить в уполномоченный государственный орган, определяемый Кабинетом Министров Кыргызской Республики, предложения о разработке или изменении правил или норм по безопасности и гигиене труда;

– получать информацию от уполномоченных государственных органов, определяемых Кабинетом Министров Кыргызской Республики, в том числе о результатах проверок и расследований, проведенных в его организации;

– на проведение проверок, расследований и экспертиз уполномоченным государственным органом, определяемым Кабинетом Министров Кыргызской Республики, при установлении и использовании технологического оборудования, сырья и материалов как возможных источников производственной опасности;

– участвовать в проведении проверок, рассмотрении жалоб на условия труда, незаконные действия государственных органов власти и органов местного самоуправления при рассмотрении вопросов, касающихся охраны труда в организации, на предприятии, а также в совещаниях, проводимых уполномоченными государственными органами, определяемыми Кабинетом Министров Кыргызской Республики;

– обжаловать решения уполномоченных государственных органов, определяемых Кабинетом Министров Кыргызской Республики, в установленном законодательством порядке;

– получать услуги и содействие государственных органов в управлении, обучении и организации охраны труда.

Статья 20. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда

Работодатель обязан обеспечить на каждом рабочем месте и в организации в целом условия и безопасность труда в соответствии с требованиями национального законодательства об охране труда.

В этих целях работодатель:

– назначает должностных лиц, которые обеспечивают решение конкретных вопросов охраны труда, утверждает для них должностные обязанности по выполнению возложенных функций по этим вопросам;

– обеспечивает обучение, инструктаж и проверку знаний работников по охране труда;

– разрабатывает нормативные акты по охране труда;

– осуществляет мероприятия по созданию здоровых и безопасных условий труда, в том числе предусмотренные коллективными договорами (соглашениями) и трудовыми договорами (контрактами);

– обеспечивает внедрение прогрессивных и безопасных техники и технологий, средств механизации и автоматизации трудоемких, вредных и опасных работ, выводит из эксплуатации устаревшие и травмоопасные машины, станки, механизмы, оборудование, технологии;

– осуществляет обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в порядке, установленном национальным законодательством;

– организует срочное устранение причин, которые приводят к несчастным случаям на производстве, профессиональным заболеваниям, и выполнение профилактических мер, предписанных комиссиями по итогам расследования несчастных случаев, органами надзора и контроля, профсоюзными органами;

– осуществляет регулярный эффективный контроль за уровнями опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах; проводит их аттестацию на соответствие нормативным актам по охране труда в порядке и сроки, установленные законодательством, принимает максимально возможные меры по устранению обнаруженных вредных и опасных для здоровья и жизни факторов;

– обеспечивает бесплатно работников необходимыми средствами индивидуальной и коллективной защиты;

– обеспечивает инструкциями по охране труда, о безопасном ведении работ и осуществляет контроль за их соблюдением;

– принимает неотложные меры для оказания первой помощи пострадавшим от несчастных случаев на производстве, аварий и профессиональных отравлений;

Статья 21. Обязанности работника в области охраны труда

Работник обязан:

– знать и соблюдать требования нормативных правовых актов, инструкций по охране труда и правил безопасного проведения работ, относящихся к их рабочему месту;

– проходить в установленном порядке обучение, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда;

– правильно пользоваться положенными спецодеждой, спецобувью, другими средствами индивидуальной и коллективной защиты;

– проходить в установленном порядке предварительные и периодические медицинские осмотры;

– сотрудничать с работодателем в деле обеспечения здоровых безопасных условий труда, сообщать своему непосредственному руководителю о любой ситуации, создающей угрозу здоровью и жизни для него или окружающих его людей.

Статья 22. Расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Работодатель обязан проводить расследование, учет и анализ несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в порядке, определенном Кабинетом Министров Кыргызской Республики.

Расследование проводится при участии представителя профсоюзной организации, членом которой является пострадавший, а в случаях, предусмотренных законодательством, также при участии представителя соответствующего органа государственного надзора.

По итогам расследования несчастного случая или профессионального заболевания работодатель составляет акт по установленной форме, один экземпляр которого он обязан выдать пострадавшему или члену семьи пострадавшего (другому заинтересованному лицу) не позднее трех дней с момента окончания расследования.

В случае отказа работодателя составить указанный акт или несогласия пострадавшего, или другого заинтересованного лица с содержанием акта вопрос решается в порядке, предусмотренном национальным законодательством.

Глава IV
Надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда

Статья 23. Органы государственного надзора и контроля

Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда осуществляют в соответствии с национальным законодательством специально уполномоченные органы.

Должностные лица уполномоченного государственного органа по надзору и контролю в сфере охраны труда при исполнении своих обязанностей имеют право:

– беспрепятственно при наличии удостоверений установленного образца и направления установленного образца на проведение проверки посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм, в том числе и иностранные;

– запрашивать и безвозмездно получать от руководителей и иных должностных лиц организаций, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;

– изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ;

– расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;

– предъявлять руководителям и иным должностным лицам организаций обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства об охране труда, о привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;

– приостанавливать в установленном законом порядке работу организаций, отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения указанных нарушений;

– отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах;

– запрещать использование и производство не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих требованиям охраны труда средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

– привлекать лиц, виновных в нарушении требований охраны труда, к административной ответственности в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики, а также направлять в правоохранительные органы материалы о привлечении указанных лиц к уголовной ответственности;

– выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении законодательства об охране труда и возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве.

Должностные лица уполномоченного государственного органа по надзору и контролю в сфере охраны труда являются государственными служащими и несут ответственность за противоправные действия или бездействие в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Статья 24. Общественный контроль за охраной труда

Общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда осуществляется профессиональными союзами, которые вправе создавать в этих целях техническую инспекцию труда, а также избирать уполномоченных (общественных) инспекторов по охране труда профессиональных союзов, полномочия которых определены в соответствующих законах и положениях о профессиональных союзах.

Воспрепятствование в какой бы то ни было форме законной деятельности представителям работников запрещается.

Профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право:

– осуществлять контроль за соблюдением работодателями законодательства об охране труда;

– проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организации;

– принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

– получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций об условиях и охране труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;

– вносить в уполномоченный государственный орган, определяемый Кабинетом Министров Кыргызской Республики, предложения о приостановлении работ в случаях угрозы жизни и здоровью работников;

– предъявлять работодателям обязательные к рассмотрению представления об устранении выявленных нарушений требований охраны труда;

– осуществлять проверку условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей по охране труда, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;

– принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;

– принимать участие в разработке проектов нормативных правовых актов об охране труда, а также согласовывать их в установленном Кабинетом Министров Кыргызской Республики порядке;

– обращаться в соответствующие органы с требованиями о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении требований охраны труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве;

– принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда.

Технические инспектора труда по заявлению работников могут обращаться с исковыми заявлениями в суды для защиты прав работников на возмещение вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья в связи с исполнением трудовых обязанностей и в других случаях ущемления прав работников на охрану труда.

Статья 25. Основные права уполномоченных (общественных) инспекторов по охране труда

Уполномоченные (общественные) инспектора по охране труда имеют право беспрепятственно проверять в организациях соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами предложения об устранении выявленных нарушений законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда.

Для выполнения этих обязанностей работодатель за свой счет организует учебу и освобождает уполномоченного (общественного) инспектора по охране труда от работы на предусмотренный коллективным договором (соглашением) срок с сохранением за ним среднего заработка.

Глава V

Ответственность работодателя за вред, причиненный работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья при исполнении ими трудовых обязанностей

Статья 26. Право на возмещение вреда

Каждый работник имеет право на полное возмещение работодателем вреда, причиненного работнику увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью.

Возмещением вреда является выплата денежных сумм работнику или, в случае его смерти, членам семьи и иждивенцам:

– утраченного заработка (дохода), который он имел либо определенно мог иметь;

– единовременного пособия;

– возмещение морального вреда (в денежной или иной материальной форме);

– расходов, вызванных повреждением здоровья (в том числе на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии).

Порядок и размер возмещения вреда устанавливаются Трудовым Кодексом Кыргызской Республики. компенсации, единовременные пособия и другие выплаты потерпевшему или членам семьи и иждивенцам умершего за причиненный вред не подлежат налогообложению.

Суммы возмещения вреда, выплачиваемые работникам в связи с повреждением здоровья или смертью потерпевшего (членам его семьи и иждивенцам), подлежат индексации в установленном порядке при повышении стоимости жизни (росте потребительских цен на товары и услуги).

Статья 27. Основания ответственности работодателя за вред, причиненный здоровью работника трудовым увечьем

Работодатель обязан возместить в полном объеме вред, причиненный здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей источником повышенной опасности, если не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

Если вред причинен не источником повышенной опасности, то работодатель освобождается от ответственности, если докажет, что вред причинен не по его вине.

Вред, причиненный здоровью работника при исполнении им своих трудовых обязанностей по вине сторонних лиц (физических и юридических), возмещается работодателем с последующим регрессом к виновному лицу в порядке, предусмотренном законодательством.

Статья 28. Вина работодателя

Трудовое увечье считается наступившим по вине работодателя, если оно произошло вследствие необеспечения им здоровых и безопасных условий труда, невыполнения требований охраны труда.

Статья 29. Ответственность работодателя – владельца воздушного судна

В случае трудового увечья члена экипажа воздушного судна, наступившего в связи с исполнением служебных обязанностей при рулении, взлете, полете или посадке, работодатель, который владеет воздушным судном на праве собственности или ином законном основании, несет ответственность за причиненный вред, если не докажет, что вред возник вследствие умысла потерпевшего.

Статья 30. Смешанная ответственность

Если трудовое увечье наступило не только по вине работодателя, но и вследствие грубой неосторожности потерпевшего, применяется смешанная ответственность. В этом случае размер возмещения уменьшается соответственно степени вины потерпевшего. Степень вины потерпевшего определяется комиссией в процентах.

При грубой неосторожности потерпевшего и отсутствии вины работодателя в случаях, когда его ответственность наступает независимо от вины, размер возмещения также соответственно уменьшается. При этом полный отказ в возмещении вреда не допускается.

Решение комиссии по расследованию несчастного случая на производстве об определении степени вины потерпевшего при его грубой неосторожности может быть обжаловано в уполномоченные государственные органы в области надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, техническую инспекцию труда профсоюзов или в суд;

Смешанная ответственность не применяется при временном переводе на другую работу, при возмещении дополнительных расходов, а также при возмещении расходов на погребение, при возмещении утраченного заработка в связи со смертью кормильца.

Статья 31. Экспертиза трудоспособности

Степень утраты профессиональной трудоспособности вследствие трудового увечья, группа инвалидности определяются медико-социальной экспертной комиссией (МСЭК) по результатам освидетельствования потерпевшего.

Порядок установления степени утраты профессиональной трудоспособности вследствие трудового увечья определяется Кабинетом Министров Кыргызской Республики.

Освидетельствование в МСЭК производится по обращению работодателя, уполномоченного государственного органа по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства, лечебно-профилактического учреждения или суда либо потерпевшего или его представителя при предоставлении акта о несчастном случае на производстве (профессиональном заболевании) или другого документа о несчастном случае, связанном с исполнением трудовых обязанностей.

Досрочное переосвидетельствование потерпевшего производится по его заявлению либо по обращению работодателя.

В случае несогласия с решением МСЭК потерпевший или другие заинтересованные лица вправе обжаловать его в вышестоящий для МСЭК орган или в суд.

Статья 32. Размер возмещения вреда при повторном трудовом увечье

В случае повторного трудового увечья среднемесячный заработок по желанию потерпевшего исчисляется за соответствующие периоды, предшествовавшие первому или повторному трудовому увечью.

Если трудовые увечья причинены в период работы у одного работодателя, размер возмещения вреда исчисляется по общему проценту утраты трудоспособности по совокупности от первого и повторного увечья.

Если трудовые увечья причинены у разных работодателей, определение размера возмещения вреда производится каждым работодателем отдельно, исходя из процента утраты профессиональной трудоспособности по соответствующему трудовому увечью.

Статья 33. Исчисление заработка граждан, работавших за границей

Среднемесячный заработок граждан, работавших за границей, подсчитывается на общих основаниях.

Работникам, направленным в установленном порядке на работу в учреждения и организации Кыргызской Республики за границей либо в международные организации, размер возмещения вреда исчисляется из среднемесячного заработка работников соответствующей профессии и квалификации в Кыргызской Республике на день назначения возмещения вреда.

Статья 34. Исчисление заработка лиц, проходящих производственное обучение

Среднемесячный заработок лиц, получивших трудовое увечье в период прохождения производственного обучения (практики), подсчитывается на общих основаниях. При этом стипендия, выплачиваемая за период обучения, приравнивается к заработку.

По желанию потерпевшего среднемесячный заработок может подсчитываться за период работы, предшествующий производственному обучению.

Статья 35. Оплата труда при временном переводе на другую работу в связи с трудовым увечьем

Потерпевшему, временно переведенному с его согласия в связи с трудовым увечьем на более легкую нижеоплачиваемую работу, оплата труда производится до восстановления трудоспособности или установления длительной либо постоянной утраты профессиональной трудоспособности в размере не менее среднемесячного заработка перед трудовым увечьем.

Заключение о необходимости перевода на другую работу, его продолжительности (в пределах 1 года) и характере рекомендуемой работы выдается лечебно-профилактическим учреждением.

При не предоставлении работодателем в указанный период соответствующей работы потерпевшему выплачивается среднемесячный заработок, который он получал до трудового увечья.

Среднемесячный заработок по прежней работе в этом случае определяется за два месяца, предшествующих месяцу, в котором наступило трудовое увечье, в порядке, установленном законодательством.

Статья 36. Возмещение вреда за время обучения новой профессии (специальности)

Работодатель с согласия потерпевшего обязан обеспечить за свой счет обучение его новой профессии (специальности) в соответствии с заключением лечебно-профилактического учреждения или МСЭК, если вследствие трудового увечья он не может выполнять прежнюю работу.

За время обучения новой профессии (специальности) потерпевшему выплачивается среднемесячный заработок по прежней работе. В этот период выплата сумм в возмещение вреда производится на общих основаниях.

Статья 37. Дополнительный отпуск для лечения в связи с повреждением здоровья и его оплата

При наличии заключения МСЭК либо лечебно-профилактического учреждения о нуждаемости потерпевшего в санаторно-курортном лечении ему предоставляется отпуск для лечения сверх ежегодного отпуска с сохранением заработной платы.

Возмещение вреда в период отпуска для лечения производится на общих основаниях.

Размер оплаты расходов по проезду потерпевшего, а также сопровождающего его лица определяется в соответствии с законодательством о служебных командировках.

Статья 38. Обращение с заявлением к работодателю

Заявление о возмещении вреда подается работодателю, который несет ответственность за причиненный трудовым увечьем вред независимо от срока его давности.

Работодатель обязан содействовать заявителю в получении документов, необходимых для предъявления требования о возмещении вреда, и в необходимых случаях истребовать их от других организаций.

К заявлению прилагаются следующие документы:

1) заключение МСЭК о степени утраты потерпевшим профессиональной трудоспособности;

2) заключение МСЭК или лечебно-профилактического учреждения о нуждаемости потерпевшего в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации;

3) копия свидетельства о смерти;

4) копия свидетельства о рождении детей;

5) справка о том, что член семьи умершего не работает и занят уходом за его детьми, внуками, братьями и сестрами;

6) справка о том, что имеющие право на возмещение вреда лица в возрасте от 18 до 23 лет учатся в очных образовательных учебных заведениях;

7) справка о нетрудоспособных лицах, имевших ко дню смерти потерпевшего право на получение от него содержания;

8) другие документы.

В случае отсутствия или невозможности восстановления документов, подтверждающих нахождение лица на иждивении умершего, факт нахождения на иждивении устанавливается судом.

Статья 39. Возмещение вреда в случаях реорганизации или ликвидации работодателя, ответственного за вред

При ликвидации или реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) работодателя обязанность по выплате соответствующих платежей несет правопреемник, которому подается заявление о возмещении вреда.

Если права и обязанности ликвидированного работодателя не переходят к правопреемнику, он обязан капитализировать и внести в органы государственного социального страхования суммы, подлежащие выплате в возмещение вреда.

В состав ликвидационной комиссии включается представитель органа государственного социального страхования.

Ликвидационный отчет утверждается лишь после капитализации сумм, необходимых для выплаты возмещения вреда в будущем, и перечисления их в органы государственного социального страхования.

Выплату сумм в возмещение вреда в таких случаях осуществляют органы государственного социального страхования. Если капитализация платежей не произведена в связи с неплатежеспособностью ликвидированного работодателя, недостающие и подлежащие капитализации суммы возмещаются органу государственного социального страхования из средств государственного бюджета.

Если при ликвидации работодателя капитализация платежей в возмещение вреда не произведена, иск о возмещении вреда предъявляется органу государственного социального страхования.

О предстоящей своей ликвидации или реорганизации работодатель обязан в двухнедельный срок сообщить лицам, имеющим право на возмещение вреда в связи с трудовым увечьем.

Порядок капитализации сумм в возмещение вреда определяется Кабинетом Министров Кыргызской Республики.

Статья 40. Представитель потерпевшего в переговорах с работодателем

По просьбе потерпевшего или других заинтересованных лиц профсоюз или иной представительный орган работников организации выделяет своего представителя для участия в переговорах с работодателем на стороне потерпевшего.

Статья 41. Рассмотрение работодателем заявления о возмещении вреда

Работодатель обязан рассмотреть заявление о возмещении вреда и принять в десятидневный срок соответствующее решение.

Решение оформляется приказом (распоряжением, постановлением) работодателя с указанием фамилий лиц, которым устанавливаются возмещение вреда, его размеры на каждого члена семьи и сроки выплат.

Один экземпляр приказа (распоряжения, постановления) работодателя о возмещении вреда или мотивированный письменный отказ вручается заинтересованным лицам в десятидневный срок со дня подачи заявления.

Задержка рассмотрения заявления или вручения приказа в установленный срок рассматривается как отказ в возмещении вреда.

Статья 42. Досудебное рассмотрение дел о возмещении вреда

Потерпевшие и лица, имеющие право на возмещение вреда в случае смерти потерпевшего, вправе обжаловать решение работодателя по вопросам, связанным с возмещением вреда, в уполномоченные государственные органы в области надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства или профсоюза.

Решение уполномоченного государственного органа в области надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, технической инспекции труда профсоюзов о выплате сумм возмещения вреда является для работодателя обязательным.

В случае несогласия работодателя с таким решением оно может быть обжаловано им в установленном законом порядке. Несогласие работодателя с решением органа государственной инспекции труда не может служить основанием для невыплаты суммы возмещения вреда.

Статья 43. Передача спора о возмещении вреда в суд. Порядок судебного рассмотрения спора

При несогласии заинтересованного лица с решением работодателя, решением органа государственной инспекции труда, а также при неполучении ответа в установленный срок спор рассматривается судом.

Профсоюз или иной представительный орган работников вправе с согласия заинтересованных лиц обратиться с заявлением в суд и принять участие в процессе.

Заявление о возмещении вреда подается в суд по усмотрению заявителя либо по месту нахождения работодателя, либо по своему месту жительства, либо по месту причинения вреда.

На требования о возмещении вреда, причиненного работникам увечьем, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, либо в связи со смертью потерпевшего, исковая давность не распространяется.

Статья 44. Продление платежей в возмещение вреда

Продление платежей в возмещение вреда производится со дня окончания предыдущих платежей независимо от времени обращения потерпевшего и других заинтересованных лиц к работодателю.

Платежи в возмещение вреда за прошлое время выплачиваются при условии подтверждения утраты трудоспособности за этот период, а также по представлении необходимых документов. При таких же условиях производятся платежи в возмещение дополнительных расходов, вызванных повреждением здоровья.

Статья 45. Обязанность получателя сообщать о наступлении обстоятельств, влияющих на выплату возмещения вреда

Получатель обязан письменно сообщить работодателю о происшедших изменениях, влекущих пересмотр размера возмещения вреда.

Статья 46. Правила выплаты сумм в возмещение вреда за время пребывания в социальных стационарных учреждениях для престарелых и лиц с инвалидностью

В случае помещения лица, которому назначено возмещение вреда, в социальное стационарное учреждение (пансионат, территориальный центр) для престарелых и лиц с инвалидностью суммы в возмещение вреда (за исключением сумм, причитающихся нетрудоспособным иждивенцам) перечисляются работодателем на расчетный счет социального стационарного учреждения (пансионата, территориального центра).

Нетрудоспособным иждивенцам указанных лиц возмещение вреда выплачивается работодателем в следующем порядке: на одного нетрудоспособного иждивенца – одна четвертая, на двух – одна третья, на трех и более половина назначенной суммы возмещения вреда. Оставшаяся часть суммы возмещения вреда перечисляется на расчетный счет социального стационарного учреждения (пансионата, территориального центра).

Лицу, которому назначено возмещение вреда, администрацией социального стационарного учреждения (пансионата, территориального центра) выплачивается разница между перечисленной суммой и стоимостью содержания в доме-интернате (пансионате, территориальном центре), но не менее 25 процентов назначенной суммы возмещения вреда.

Статья 47. Выплата сумм в возмещение вреда за время нахождения получателя в местах лишения свободы

По желанию лица, находящегося в местах лишения свободы, причитающиеся ему суммы возмещения вреда, перечисляются на его счет в банке либо выдаются члену семьи или иному гражданину.

Статья 48. Выплата возмещения вреда при выезде на постоянное место жительства за пределы Кыргызской Республики

В случае если лицо, которому назначено возмещение вреда, выезжает на постоянное место жительства за пределы Кыргызской Республики, ему выплачивается назначенная сумма возмещения вреда в порядке, определяемом международными договорами Кыргызской Республики.

Статья 49. Ограничение обратного взыскания сумм, полученных в счет возмещения вреда

Суммы, полученные в счет возмещения вреда потерпевшим или лицами, имеющими право на возмещение вреда в связи со смертью потерпевшего, могут быть взысканы работодателем обратно при условии, если решение об их выплате принято по представленным заинтересованными лицами подложным документам или сообщенным ими заведомо ложным сведениям, а также в случае счетной ошибки либо сокрытия данных, влияющих на определение размера сумм в возмещение вреда.

Обратное взыскание неправильно полученных сумм в возмещение вреда осуществляется работодателем с соблюдением гарантий, установленных трудовым законодательством.

В случае прекращения выплаты сумм в возмещение вреда оставшаяся задолженность взыскивается в судебном порядке.

Статья 50. Возмещение расходов на погребение

Работодатель, ответственный за вред, вызванный смертью потерпевшего, обязан возместить необходимые расходы на погребение лицу, понесшему эти расходы. Размер расходов определяется по соглашению сторон или судом.

Статья 51. Хранение дел о возмещении вреда

Приказ (распоряжение, постановление) работодателя, решение суда о назначении возмещения вреда, заявление потерпевшего и других заинтересованных лиц о назначении возмещения вреда со всеми необходимыми документами хранятся работодателем в отдельном деле на каждого получателя.

В период выплаты сумм в возмещение вреда дела потерпевших о назначении им возмещения вреда хранятся в бухгалтерии работодателя.

По истечении 2 лет после прекращения выплаты сумм в возмещение вреда указанные дела сдаются работодателем на постоянное хранение в органы государственного архива.

Глава VI
Ответственность за нарушение требований охраны труда

Статья 52. Ответственность организаций за выпуск и поставки продукции, не соответствующей требованиям охраны труда

Организации, выпускающие и поставляющие продукцию, не отвечающую требованиям охраны труда, возмещают потребителям нанесенный вред в соответствии с гражданским законодательством Кыргызской Республики.

Статья 53. Ответственность за нарушение требований охраны труда

Лица, виновные в нарушении нормативных правовых актов Кыргызской Республики в сфере охраны труда, невыполнении обязательств по охране труда, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, трудовыми договорами, или препятствующие деятельности представителей уполномоченного государственного органа, определенного Кабинетом Министров Кыргызской Республики, а также органов общественного контроля, несут ответственность в соответствии с административным и уголовным законодательством Кыргызской Республики.

Статья 54. Приостановление деятельности организаций или их структурных подразделений вследствие нарушений требований охраны труда

В случаях если деятельность организаций или их структурных подразделений, эксплуатация оборудования осуществляются с опасными для жизни и здоровья работников нарушениями требований охраны труда, указанные деятельность и эксплуатация приостанавливаются в соответствии с предписаниями уполномоченного государственного органа, определяемого Кабинетом Министров Кыргызской Республики, в том числе по представлению профсоюзных органов до устранения указанных нарушений.

Решения, принятые уполномоченным государственным органом, определяемым Кабинетом Министров Кыргызской Республики, обжалуются в административном (досудебном) порядке, а в последующем – в судебном порядке.

Обжалование не приостанавливает выполнение предписаний до принятия решения в административном или судебном порядке.

Статья 55. Ликвидация организации или прекращение деятельности ее структурного подразделения вследствие нарушения требований охраны труда

Организация может быть ликвидирована либо деятельность структурного подразделения организации может быть приостановлена по решению суда, по представлению уполномоченного государственного органа по надзору и контролю в сфере охраны труда, при наличии заключения государственной экспертизы условий труда.

Глава VII
Заключительные положения

Статья 56. Заключительные положения

Признать утратившими силу Закон Кыргызской Республики «Об охране труда» (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2003 г., № 11, ст.508).

Кабинету Министров Кыргызской Республики привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом в течение трех месяцев со дня его вступления в силу.

Настоящий Закон вступает в силу со дня официального опубликования.

Президент Кыргызской Республики С.Н.Жапаров

#безопасность труда #минтруда

Источник