Главная | ПОЛИТИКА | Минцифры предлагает, чтобы иностранцы при подаче заявления о приеме в гражданство КР подтверждали знание государственного или официального языка КР

Минцифры предлагает, чтобы иностранцы при подаче заявления о приеме в гражданство КР подтверждали знание государственного или официального языка КР

Министерство цифрового развития предлагает, чтобы иностранные граждане и лица без гражданства при подаче заявления о приеме в гражданство Кыргызстана предоставляли документы, подтверждающие знание государственного или официального языка КР, выдаваемые по итогам тестирования на знание языка государственным учреждением «Кыргызтест».

Соответствующий проект указа президента «О внесении изменения в указ президента КР «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства КР и Положения о Комиссии по вопросам гражданства при президенте КР» от 10 августа 2013 года №174 министерство вынесло на общественное обсуждение.

Проектом указа предлагается:

– установить, что заявления на прием в гражданство Кыргызской Республики и выход из него, согласование материалов по гражданству с органами национальной безопасности, органами внутренних дел, направление материалов в Комиссию по вопросам гражданства при президенте Кыргызской Республики будет производится посредством автоматизированной информационной системы сотрудниками уполномоченных государственных органов с использованием электронной подписи;

– внести обязательным условием для подачи заявления о приеме/выходе из гражданства Кыргызской Республики наличие персонального идентификационного номера. Данная норма вносится в целях идентификации лица на основании присвоенного персонального идентификационного номера;

– иностранные граждане и лица без гражданства при подаче заявления о приеме в гражданство КР, также предоставляют документы, подтверждающие знание государственного или официального языка КР, выдаваемые по итогам тестирования на знание языка государственным учреждением «Кыргызтест»;

– исключить требование справки о судимости на территории КР при определении принадлежности к гражданству КР. Кроме этого, предусмотреть в ответе органов внутренних дел по итогам согласования материалов по гражданству КР указание сведений о судимости заявителя на территории КР;

– выработать организационные и правовые механизмы утраты гражданства в целях реализации статьи 26 закона «О гражданстве КР»;

– конкретизировать перечень документов на прием и выход из гражданства КР на определение наличия гражданства КР и т.д.

– утвердить порядок уведомления о приобретении или наличии иного гражданства у граждан КР или о прекращении иного гражданства.

В Минцифры напомнили, что законом от 22 февраля 2023 года № 36 были внесены ряд изменений в закон «О гражданстве КР», в том числе возможность использования автоматизированной информационной системы при рассмотрении документов по вопросам гражданства КР, согласование материалов с органами внутренних дел, сроков рассмотрения материалов, конкретизация перечня документов на прием и выход из гражданства КР и т.д.

Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Кыргызской Республики

Глава 1. Общие положения

1. Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Кыргызской Республики (далее – Положение) определяет порядок оформления и подачи заявлений по вопросам гражданства Кыргызской Республики, рассмотрения вопросов приобретения и прекращения гражданства Кыргызской Республики, принятия, исполнения и обжалования решений по указанным вопросам, устанавливает порядок определения гражданства Кыргызской Республики детей и лиц, желающих определить принадлежность (непринадлежность) к гражданству Кыргызской Республики, порядок утраты гражданства Кыргызской Республики, порядок уведомления гражданином Кыргызской Республики о наличии иного гражданства или прекращении иного гражданства.

2. В настоящем Положении используются следующие понятия:

1) автоматизированная информационная система (далее – АИС) – система, являющаяся совокупностью программных аппаратных средств, предназначенная для автоматизации деятельности, связанной со сбором, хранением, передачей и обработкой информации о гражданах Кыргызской Республики, иностранных гражданах и лицах без гражданства;

2) Единый государственный реестр населения (далее – ЕГРН) – система единого автоматизированного персонифицированного учета граждан Кыргызской Республики и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Кыргызской Республики;

3) заявления о приеме и выход из гражданства Кыргызской Республики восстановлении в гражданстве Кыргызской Республики и выходе из гражданства Кыргызской Республики – заявления, адресованные на имя Президента Кыргызской Республики, содержащие персональные данные заявителя, близких родственников (при наличии таковых), оформляемые в электронном и бумажном виде;

4) законные представители – родители, усыновители, опекуны, попечители, а также представители организаций и лиц, на попечении которых находится заявитель;

5) загранучреждение – дипломатическое представительство (посольство), его канцелярии (отделения) и консульское учреждение Кыргызской Республики;

6) приграничные государства – приграничные с Кыргызской Республикой государства: Республика Казахстан, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан и Китайская Народная Республика;

7) подведомственное подразделение уполномоченного органа в сфере регистрации населения – подведомственное подразделение уполномоченного органа в сфере регистрации населения, осуществляющее деятельность в области государственной регистрации населения;

8) структурное подразделение уполномоченного органа в сфере иностранных дел – структурное подразделение уполномоченного органа в сфере иностранных дел, осуществляющее функции по вопросам гражданства за пределами Кыргызской Республики;

9) территориальные подразделения – территориальные отделы уполномоченного органа в сфере регистрации населения, осуществляющие прием заявлений и оформление документов по вопросам гражданства;

10) уполномоченный орган в сфере регистрации населения – государственный орган исполнительной власти, обеспечивающий функции по реализации государственной политики в области регистрации населения и актов гражданского состояния, а также по формированию, хранению и актуализации Единого государственного реестра населения;

11) уполномоченный орган в сфере иностранных дел – государственный орган исполнительной власти, осуществляющий деятельность по реализации государственной политики и управлению в сфере иностранных дел и во внешнеполитической сфере, координации и взаимодействию органов государственной власти Кыргызской Республики при разработке, принятии и реализации внешнеполитических решений в целях проведения единой внешней политики Кыргызской Республики, возглавляющим единую систему органов дипломатической службы;

12) электронная подпись (ЭП) – информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме и (или) логически связана с ней и которая используется для определения лица, от имени которого подписана информация.

3. Оформленные на территории иностранных государств официальные документы, представленные по вопросам гражданства, признаются действительными в Кыргызской Республике при наличии их консульской легализации или апостиля, если иное не установлено вступившими в установленном порядке в силу международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика, и должны быть переведены на государственный или официальный языки Кыргызской Республики. Подлинность подписи переводчика, осуществившего перевод документов, должна быть нотариально заверена.

4. Документы на прием в гражданство Кыргызской Республики или на выход из гражданства Кыргызской Республики, а также на определение принадлежности/непринадлежности к гражданству Кыргызской Республики подаются заявителем лично.

5. Формы заявлений, справок, заключений, уведомлений по вопросам гражданства определяются и утверждаются уполномоченным органом в сфере регистрации населения.

Глава 2. Порядок подачи заявлений по вопросам приема в гражданство Кыргызской Республики

6. Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие 18-летнего возраста и желающие подать о приеме в гражданство Кыргызской Республики, обращаются с заявлением:

1) в случае, если проживают на территории Кыргызской Республики, – в территориальное подразделение по месту регистрации;

2) в случае, если проживают за пределами Кыргызской Республики, – в загранучреждения;

Загранучреждениями принимаются заявления в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, на которых не распространяется условие о сроке проживания на территории Кыргызской Республики.

7. Заявление оформляется сотрудником территориального подразделения или загранучреждения в электронном виде посредством АИС и распечатывается для приобщения к материалам дела по гражданству. Распечатанное заявление подписывается иностранным гражданином или лицом без гражданства собственноручно, за исключением лиц, признанных в установленном порядке недееспособными. Вместо собственноручной подписи лица, признанного в установленном порядке недееспособным, проставляется подпись его законного представителя. Вместо собственноручной подписи лица с ограниченными возможностями здоровья, не позволяющими проставить собственноручную подпись, сотрудником территориального подразделения или загранучреждения проставляется прочерк либо удостоверенная нотариусом факсимильная подпись лица с ограниченными возможностями здоровья. При этом подлинность факсимильной подписи лица с ограниченными возможностями здоровья подтверждается свидетельством, выданным нотариусом.

8. При подаче заявления на территории Кыргызской Республики взимается государственная пошлина, за пределами Кыргызской Республики – средства за оказание консульских услуг в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики, регулирующим вопросы неналоговых доходов и взимания средств за оказание консульских услуг.

9. Наличие персонального идентификационного номера является обязательным условием для подачи заявлений о приеме в гражданство Кыргызской Республики и о восстановлении в гражданстве Кыргызской Республики.

10. Заявления лиц, не достигших 18-летнего возраста, подаются и подписываются родителями или законными представителями соответственно при личном присутствии ребенка.

11. При подаче заявлений по вопросам гражданства детей в возрасте от 14 до 18 лет необходимо представить их письменное нотариально заверенное согласие. За пределами Кыргызской Республики их письменное согласие заверяется сотрудником загранучреждения согласно законодательству, в сфере нотариальной деятельности.

12. В случае, если у ходатайствующего лица имеются расхождения в правописании букв фамилии, имени или отчества в паспорте, в свидетельстве о рождении/браке иностранного государства, территориальным подразделением направляется запрос в компетентные органы иностранного государства о предоставлении копии актовых записей или других необходимых документов.

В случае, если компетентные органы иностранного государства не предоставили ответ на запрос территориального подразделения в течение шести месяцев, то фамилия, имя или отчество указываются в соответствии с паспортом или свидетельством о рождении по желанию ходатайствующего лица.

13. Иностранные граждане и лица без гражданства имеют право обратиться с заявлением о приеме в гражданство Кыргызской Республики в общем порядке, если они:

1) постоянно, на законных основаниях, непрерывно проживали на территории Кыргызской Республики в течение последних пяти лет на момент подачи заявления. Срок проживания считается непрерывным, если заявитель выезжал за пределы Кыргызской Республики не более чем на три месяца в течение одного года.

Срок нахождения за пределами Кыргызской Республики высчитывается по сведениям из ЕСУВМ о прохождении Государственной границы Кыргызской Республики;

2) владеют государственным или официальным языком в объеме, достаточном для общения. Объем владения государственным или официальным языком подтверждается справкой, выданной государственным учреждением «Кыргызтест», за исключением лиц, имеющих документ об окончании учебного заведения с изучением кыргызского или русского языка;

3) обязуются соблюдать Конституцию и законодательство Кыргызской Республики;

4) имеют источник средств к существованию, достаточных для обеспечения необходимого прожиточного минимума для заявителя;

5) не имеют судимости в Кыргызской Республике и в иностранном государстве, гражданами которых они являются.

14. Срок проживания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Кыргызской Республики, установленный подпунктом 1 пункта 13 настоящего Положения, сокращается до трех лет при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) наличие высоких достижений в области науки, техники, культуры, спорта, а также наличие профессии либо квалификации, востребованной в Кыргызской Республике;

2) инвестирование в приоритетные отрасли экономики Кыргызской Республики. Порядок инвестирования и размер инвестиций утверждаются Кабинетом Министров Кыргызской Республики;

3) при признании их беженцами или лицами без гражданства в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;

4) иностранные граждане и лица без гражданства, вступившие в брак с гражданином Кыргызской Республики.

15. Срок проживания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Кыргызской Республики, установленный подпунктом 1 пункта 15 настоящего Положения, сокращается до одного года при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство Кыргызской Республики и проживающего на территории Кыргызской Республики;

2) родились в Киргизской ССР, Кыргызской Республике и/или имели гражданство бывшего СССР;

3) восстановление в гражданстве Кыргызской Республики.

16. Лица, являющиеся этническими кыргызами, имеющие гражданство иностранного государства или являющиеся лицом без гражданства, принимаются в гражданство Кыргызской Республики без предъявления условия о сроке проживания на территории Кыргызской Республики и без соблюдения условий, предусмотренных пунктами 13 и 14 настоящего Положения.

Прием их в гражданство Кыргызской Республики осуществляется без предварительного выхода из гражданства другого государства на основании их письменного обращения о приеме в гражданство Кыргызской Республики.

17. Несовершеннолетние иностранные граждане принимаются в гражданство Кыргызской Республики без соблюдения условий, указанных в пункте 11 настоящего Положения, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) ребенок, один из родителей которого имеет гражданство Кыргызской Республики, – по заявлению этого родителя и при наличии письменного согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства Кыргызской Республики. Такое согласие не требуется, если ребенок проживает на территории Кыргызской Республики;

2) ребенок, единственный родитель которого имеет гражданство Кыргызской Республики, – по заявлению этого родителя;

3) ребенок или недееспособное лицо, над которым установлены опека или попечительство, – по заявлению опекуна или попечителя, имеющего гражданство Кыргызской Республики.

18. Бывшие граждане Кыргызской Республики, имеющие гражданство иностранного государства, при восстановлении в гражданстве Кыргызской Республики имеют право обратиться с ходатайством о приеме в гражданство Кыргызской Республики в упрощенном порядке. Срок их проживания на территории Кыргызской Республики, установленный подпунктом 1 пункта 13 настоящего Положения, сокращается до одного года, если иное не предусмотрено вступившими в установленном законом порядке в силу международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика.

19. Бывшие граждане Кыргызской Республики, признанные лицами без гражданства в связи с выходом из гражданства Кыргызской Республики (не имеющие гражданство иностранного государства), при восстановлении в гражданстве Кыргызской Республики, принимаются без предъявления условий о сроке проживания на территории Кыргызской Республики и без соблюдения условий, предусмотренных пунктом 15 настоящего Положения.

Глава 3. Перечень документов, представляемых при обращении с заявлением о приеме в гражданство Кыргызской Республики

20. Перечень документов, представляемых при обращении с заявлением о приеме в гражданство Кыргызской Республики в одном экземпляре:

– заявление о приеме в гражданство Кыргызской Республики, которое заполняется в электронной форме посредством АИС сотрудником территориального подразделения либо загранучреждения;

– действительный документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства (заграничный паспорт – для иностранных граждан, вид на жительство/удостоверение лица без гражданства – для лиц без гражданства, удостоверение беженца – для лиц, признанных в установленном законом порядке беженцем);

– свидетельство о рождении (либо выписка из записи акта о рождении) заявителя, либо приравненный к нему документ;

– фотография в электронном формате;

– квитанция об оплате государственной пошлины (средства за оказание консульских услуг) (лица, освобожденные от оплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством о неналоговых доходах, не оплачивают государственную пошлину);

– автобиография;

– для граждан приграничных с Кыргызской Республикой государств –справка об оформлении документов на выход из гражданства прежнего государства.

Все имеющиеся сведения о заявителе автоматически заполняются путем интеграции АИС (регистрация иностранных граждан, ЕГРН, ПИН и т.д.).

21. При обращении с заявлением о приеме в гражданство Кыргызской Республики в общем порядке:

1. Дополнительно к документам, указанным в пункте 20 настоящего Положения представляются:

– документ, подтверждающий постоянное, непрерывное проживание на территории Кыргызской Республики в течение последних пяти лет (вид на жительство либо регистрационный талон по месту пребывания);

– справка, выданная государственным учреждением «Кыргызтест», подтверждающая уровень владения заявителем государственным или официальным языком, за исключением лиц, имеющих документ об окончании учебного заведения с изучением кыргызского или русского языка;

– документы (документ), подтверждающие (подтверждающий) наличие законного источника средств к существованию и величину дохода за период проживания на территории Кыргызской Республики с 1 января по 31 декабря года, предшествовавшего дате обращения с заявлением, за исключением беженцев:

а) работником, индивидуальным предпринимателем – справка о доходах физического лица, декларация по налогам на доходы физических лиц за прошедший год либо сведения об уплате подоходного налога за последние 12 месяцев, выписка из личного страхового счета, справка с места работы;

б) пенсионерам – пенсионное удостоверение и его копия либо справка территориального органа Социального фонда Кыргызской Республики о назначении пенсии;

в) получающим пособие – справка о получении пособия;

г) получающим алименты – подтверждение о получении алиментов;

д) вкладчиком – справка о наличии вклада в кредитном учреждении с указанием номера счета;

е) находящимся на иждивении – справка о доходах лица, на иждивении которого находится заявитель;

ж) иной документ, подтверждающий источник средств к существованию от деятельности, не противоречащей законодательству Кыргызской Республики (наличие подсобного хозяйства, либо арендованного земельного поливного участка и т.д.);

– в установленном порядке апостилированная или прошедшая процедуру консульской легализации справка об отсутствии судимости выданная иностранным государством, гражданином которого является заявитель, либо государством, в котором проживало лицо без гражданства до въезда на территорию Кыргызской Республики (для лиц старше 18 лет), за исключением беженцев.

2. В дополнение к документам, указанным пункте 20 и подпункте 1 настоящего пункта Положения, представляются:

а) если иностранный гражданин или лицо без гражданства, имеющий высокие достижения в области науки, техники, спорта, культуры или обладающий профессией либо квалификацией, востребованной в Кыргызской Республике – ходатайство заинтересованного государственного органа о приеме заявителя в гражданство Кыргызской Республики;

б) если иностранный гражданин или лицо без гражданства, является инвестором в приоритетные отрасли экономики Кыргызской Республики – документ, выданный государственными органами Кыргызской Республики, подтверждающий внесенные инвестиции в приоритетные отрасли экономики Кыргызской Республики в размере, установленном Кабинетом Министров Кыргызской Республики;

в) при признании беженцами или лицами без гражданства в соответствии с законодательством Кыргызской Республики удостоверение беженца, лицам без гражданства – вид на жительство для лица без гражданства/удостоверение лица без гражданства;

г) иностранные граждане и лица без гражданства, вступившие в брак с гражданином Кыргызской Республики:

– свидетельство о заключении брака с гражданином Кыргызской Республики и паспорт супруга/супруги – гражданина Кыргызской Республики с указанием сведений о семейном положении;

– документы, подтверждающие прибытие на постоянное жительство в Кыргызскую Республику (вид на жительство Кыргызской Республики, справка, подтверждающая выбытие на постоянное место жительство в Кыргызскую Республику, – для граждан государств-участников Содружества Независимых Государств).

3. Иностранные граждане или лица без гражданства, одновременно ходатайствующие о приеме в гражданство Кыргызской Республики несовершеннолетних детей, предоставляют:

– документ, удостоверяющий личность ребенка (при наличии);

– свидетельство о рождении (либо выписка из записи акта о рождении) ребенка, либо приравненный к нему документ;

– регистрационный талон по месту пребывания ребенка;

– письменное нотариально заверенное согласие детей в возрасте от 14 до 18 лет на прием в гражданство;

– письменное согласие второго родителя об отсутствии возражения по приему в гражданство несовершеннолетних детей. Такое согласие не требуется, если ребенок проживает на территории Кыргызской Республики.

В случае отсутствия второго родителя – один из документов, подтверждающих его отсутствие (свидетельство о рождении, свидетельство о смерти родителя, решение суда о лишении родительских прав, о признании одного из родителей безвестно отсутствующим или справка о нахождении одного из родителей в розыске).

22. При обращении с заявлением о приеме в гражданство Кыргызской Республики в упрощенном порядке:

1. Если заявитель имеет одного родителя, имеющего гражданство Кыргызской Республики и проживающего на территории Кыргызской Республики, в дополнение к документам, указанным в пункте 20 настоящего Положения, представляются:

– документ, подтверждающий постоянное, непрерывное проживание на территории Кыргызской Республики в течение одного года (вид на жительство либо регистрационный талон по месту пребывания);

– документ, подтверждающий наличие гражданства Кыргызской Республики родителя;

– документы (документ), подтверждающие (подтверждающий) наличие законного источника средств к существованию и величину дохода за период проживания на территории Кыргызской Республики с 1 января по 31 декабря года (согласно подпункту 1 пункта 19 настоящего Положения).

2. Если заявитель родился в Киргизской ССР и/или имел гражданство бывшего СССР, в дополнение к документам, указанным пункте 20 Положения представляются:

– документ, подтверждающий постоянное, непрерывное проживание на территории Кыргызской Республики в течение одного года (вид на жительство либо регистрационный талон по месту пребывания);

– документы (документ), подтверждающие (подтверждающий) наличие законного источника средств к существованию и величину дохода за период проживания на территории Кыргызской Республики с 1 января по 31 декабря года (согласно подпункту 1 пункта 21 настоящего Положения);

– документ, подтверждающий наличие гражданства бывшего СССР (письмо с компетентных органов иностранного государства о документировании паспортом образца ССР с приложением копии формы №1 или справка о принадлежности к гражданству бывшего ССР).

3. Иностранные граждане или лица без гражданства, ранее состоявшие в гражданстве Кыргызской Республики, в дополнение к документам, указанным в пункте 18 настоящего Положения, представляют:

– документ, подтверждающий постоянное, непрерывное проживание на территории Кыргызской Республики в течение 1 года (вид на жительство либо регистрационный талон по месту пребывания);

– документы (документ), подтверждающие (подтверждающий) наличие законного источника средств к существованию и величину дохода за период проживания на территории Кыргызской Республики с 1 января по 31 декабря года (согласно подпункту 1, пункта 19 настоящего Положения);

– документы, подтверждающие прибытие на постоянное место жительство в Кыргызскую Республику (вид на жительство или отметка в паспорте о выезде на постоянное жительство, справка, подтверждающая выбытие на постоянное место жительство в Кыргызскую Республику, – для граждан государств-участников Содружества Независимых Государств);

– справка уполномоченного органа, подтверждающая выход заявителя из гражданства Кыргызской Республики.

4. Иностранный гражданин или лицо без гражданства, являющийся этническим кыргызом, в дополнение к документам, указанным в пункте 20 настоящего Положения, представляют:

– заключение территориального отдела уполномоченного органа в сфере регистрации населения о признании на территории Кыргызской Республики лицом без гражданства;

– регистрационный талон, в случае их отсутствия составляется акт опознания и проживания, с указанием срока проживания (составляется сотрудниками органов местного самоуправления, подтверждается сотрудниками органов внутренних дел с участием трех соседей). Не требуется для заявителей, проживающих за пределами Кыргызской Республики;

– в случае отсутствия указания национальности в представленных документах – один из документов, подтверждающих кыргызскую национальность либо кыргызскую национальность одного из родителей (удостоверение кайрылмана, либо паспорта родителей (один из родителей) с указанием кыргызской национальности);

– в случае если у лица истек срок действия иностранного паспорта, – паспорт с истекшим сроком действия;

– в случае отсутствия иностранного паспорта, если лицо до приобретения родителями гражданства Кыргызской Республики достигло 18-летнего возраста на территории Кыргызской Республики и своевременно не приобрело гражданство Кыргызской Республики, – акт опознания и проживания с указанием срока проживания (составляется сотрудниками органов местного самоуправления, подтверждается сотрудниками органов внутренних дел с участием близких родственников, при отсутствии близких родственников – трех соседей);

– лица, являющиеся этническими кыргызами, имеющие гражданство иностранного государства, или лица без гражданства при подаче заявления на прием в гражданство Кыргызской Республики на добровольной основе по заявлению могут сменить свою фамилию, имя и отчество согласно произношению на кыргызском языке.

Ответственным сотрудником территориального подразделения проверяется правильность смены на кыргызском языке фамилии, имени и отчества иностранным гражданином или лицом без гражданства.

В анкете-заявлении, заключении и Указе Президента Кыргызской Республики должно указано действующий и желаемый фамилия, имя и отчества иностранного гражданина или лица без гражданства.

5. Несовершеннолетние иностранные граждане:

а) один из родителей которого имеет гражданство Кыргызской Республики:

– заявление, адресованное на имя Президента Кыргызской Республики, о приеме в гражданство несовершеннолетнего ребенка, подписанное родителем или законным представителем – гражданином Кыргызской Республики;

– документ, удостоверяющий личность ребенка;

– свидетельство о рождении (либо выписка из записи акта о рождении) заявителя, либо приравненный к нему документ;

– документы, удостоверяющие личность родителя, – гражданина Кыргызской Республики;

– регистрационный талон по месту пребывания ребенка;

– письменное нотариально заверенное согласие детей в возрасте от 14 до 18 лет о приеме в гражданство Кыргызской Республики;

– письменное согласие второго родителя об отсутствии возражения по приему в гражданство несовершеннолетних детей. Такое согласие не требуется, если ребенок проживает на территории Кыргызской Республики;

б) единственный родитель которого имеет гражданство Кыргызской Республики:

– заявление, адресованное на имя Президента Кыргызской Республики, о приеме в гражданство несовершеннолетнего ребенка, подписанное родителем или законным представителем – гражданином Кыргызской Республики;

– документ, удостоверяющий личность ребенка;

– свидетельство о рождении (либо выписка из записи акта о рождении) заявителя, либо приравненный к нему документ;

– документы, удостоверяющие личность родителя, – гражданина Кыргызской Республики;

– регистрационный талон по месту пребывания ребенка;

– письменное нотариально заверенное согласие детей в возрасте от 14 до 18 лет о приеме в гражданство Кыргызской Республики;

в) над которым установлены опека или попечительство, по заявлению опекуна или попечителя, имеющего гражданство Кыргызской Республики:

– заявление, адресованное на имя Президента Кыргызской Республики, о приеме в гражданство несовершеннолетнего ребенка, подписанные опекуном или попечителем или законным представителем – гражданином Кыргызской Республики;

– документ, удостоверяющий личность ребенка;

– свидетельство о рождении (либо выписка из записи акта о рождении) заявителя, либо приравненный к нему документ;

– документы, удостоверяющие личность опекуна или попечителя, – гражданина Кыргызской Республики;

– регистрационный талон по месту пребывания ребенка;

– письменное нотариально заверенное согласие детей в возрасте от 14 до 18 лет о приеме в гражданство Кыргызской Республики.

Глава 4. Порядок приема заявлений о выходе из гражданства Кыргызской Республики

23. Граждане Кыргызской Республики, достигшие 18-летнего возраста, желающие оформить выход из гражданства Кыргызской Республики, обращаются с заявлением:

1) в случае постоянного проживания на территории Кыргызской Республики – в территориальное подразделение по месту обращения.

2) в случае проживания за пределами Кыргызской Республики – в загранучреждение.

24. Заявление оформляется сотрудником территориального подразделения либо загранучреждения в электронном виде посредством АИС. Распечатанное заявление подписывается заявителем собственноручно.

25. Электронное заявление подписывается заявителем посредством специального технического устройства для получения подписи или ЭП, за исключением лиц, признанных в установленном гражданским законодательством порядке недееспособными. Вместо собственноручной подписи указанных лиц проставляется подпись законных представителей. Вместо собственноручной подписи лица с ограниченными возможностями здоровья, не позволяющими проставить собственноручную подпись, заявление по его просьбе подписывается другим лицом и удостоверяется нотариально либо должностным лицом загранучреждения.

26. При подаче заявления на территории Кыргызской Республики взимается государственная пошлина, за пределами Кыргызской Республики – средства за оказание консульских услуг в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики, регулирующим вопросы неналоговых доходов и взимания средств за оказание консульских услуг.

27. Наличие персонального идентификационного номера является обязательным условием для подачи заявления о выходе из гражданства Кыргызской Республики.

28. Заявления лиц, не достигших 18-летнего возраста, подаются и подписываются родителями или законными представителями соответственно.

29. При подаче заявлений о выходе из гражданства Кыргызской Республики детей в возрасте от 14 до 18 лет необходимо представить их письменное нотариально заверенное согласие. За пределами Кыргызской Республики их письменное согласие заверяется сотрудником загранучреждения.

30. Выход из гражданства Кыргызской Республики лица, осуществляется на основании добровольного волеизъявления, при наличии у лица гражданства иностранного государства либо гарантии приобретения лицом гражданства другого государства.

31. Выход из гражданства Кыргызской Республики не допускается, если гражданин Кыргызской Республики:

1) имеет неисполненные обязательства перед государством или имущественные обязательства, с которыми связаны интересы юридических или физических лиц на территории Кыргызской Республики;

2) привлечен правоохранительными органами Кыргызской Республики в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда.

32. Выход из гражданства Кыргызской Республики ребенка, при наличии у ребенка гражданства иностранного государства либо гарантии приобретения лицом гражданства другого государства, один из родителей которого имеет гражданство Кыргызской Республики, а другой родитель является иностранным гражданином либо единственный родитель которого является иностранным гражданином, осуществляется в упрощенном порядке по заявлению обоих родителей либо по заявлению единственного родителя.

33. Гражданин Кыргызской Республики при подаче заявления о выходе из гражданства может одновременно заявлять о выходе из гражданства Кыргызской Республики несовершеннолетних детей.

Глава 5. Перечень документов, представляемых при обращении с заявлением о выходе из гражданства Кыргызской Республики

34. Перечень документов, представляемых при обращении с заявлением о выходе из гражданства Кыргызской Республики в одном экземпляре:

1) заявление о выходе из гражданства Кыргызской Республики, которое заполняется в электронной форме посредством использования АИС сотрудником территориального подразделения либо загранучреждения;

2) фотография в электронном формате;

3) свидетельство о рождении (либо выписка из записи акта о рождении) заявителя, либо приравненный к нему документ;

4) действительный паспорт гражданина Кыргызской Республики;

5) свидетельство о заключении брака, свидетельство о расторжении брака, смерти супруга (супруги) или решение суда о признании супруга (супруги) умершим, безвестно отсутствующим;

6) документ налогового органа Кыргызской Республики об отсутствии задолженности по уплате налогов на территории Кыргызской Республики;

7) документ, подтверждающий прием заявления на приобретение гражданства иностранного государства, или наличие гражданства иностранного государства;

8) квитанция об оплате государственной пошлины (средств за оказание консульских услуг);

35. Дополнительно к документам, указанным в пункте 34 настоящего Положения, представляются:

1) если гражданин Кыргызской Республики одновременно ходатайствует о выходе из гражданства Кыргызской Республики несовершеннолетних детей:

– свидетельство о рождении (либо выписка из записи акта о рождении) детей, либо приравненный к нему документ;

– письменное согласие второго родителя (законных представителей), заверенное нотариально или сотрудником загранучреждения;

– письменное согласие детей в возрасте от 14 до 18 лет на выход из гражданства, заверенное нотариально или сотрудником загранучреждения;

2) если выход оформляется в отношении несовершеннолетних детей:

– действительный паспорт гражданина Кыргызской Республики;

– свидетельство о рождении (либо выписка из записи акта о рождении) детей, либо приравненный к нему документ;

– документ, удостоверяющий личность родителей или законных представителей (паспорт, вид на жительство лица без гражданства);

– нотариальное согласие родителей (единственного родителя) или законных представителей на выход из гражданства Кыргызской Республики ребенка.

При этом, документы, предусмотренные в подпунктах 5,6,7 пункта 34 Положения не требуются.

36. Сотрудник обязан ознакомить заявителя с порядком выхода из гражданства, о правовых последствиях и необходимости сдачи паспортов в случае выхода из гражданства Кыргызской Республики, что подтверждается подписью заявителя в расписке о его уведомлении.

Расписка составляется и распечатывается сотрудником в двух экземплярах, один из них приобщается к материалам, второй выдается на руки заявителю.

Глава 6. Порядок рассмотрения заявлений по вопросам гражданства Кыргызской Республики

37. Прием документов производится сотрудником территориального подразделения либо загранучреждения. Заявления оформляются в электронном виде посредством АИС на основании представленных документов согласно перечням, указанным в главах 2–5 настоящего Положения.

38. Сотрудник территориального подразделения либо загранучреждения несет персональную ответственность за принятые им заявления и, в случае отсутствия необходимых документов, обязан подробно разъяснить заявителю необходимость представления недостающих документов в течение 10 рабочих дней согласно перечням, предусмотренным настоящим Положением.

При поступлении от заявителя просьбы дать письменные разъяснения причин отказа в приеме его заявления по вопросам гражданства территориальное подразделение либо загранучреждение в письменном виде вручает или направляет по почте заявителю ответ с указанием причин отказа в рассмотрении заявления.

39. При обнаружении неполных или неточных сведений в представленных документах территориальное подразделение либо загранучреждение возвращают их заявителю с предоставлением письменного обоснованного ответа.

При представлении заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений территориальное подразделение либо загранучреждение изымает подложные документы и составляет акт в 3 экземплярах, первый экземпляр выдается заявителю, второй экземпляр остается по месту составления, третий экземпляр направляется в уполномоченный государственный орган в сфере обеспечения национальной безопасности.

При заполнении заявления по вопросам гражданства фамилия, имя, отчество заявителя указывается согласно персональному идентификационному номеру.

40. Заявление считается принятым к рассмотрению со дня его регистрации в системе АИС.

41. Территориальное подразделение либо загранучреждение при оформлении заявления выдают заявителю или законному представителю заявителя справку о принятии к рассмотрению заявления и представленных документов.

42. Территориальное подразделение либо загранучреждение проводят проверку заявлений и приложенных документов на соответствие законодательству Кыргызской Республики о гражданстве.

43. Заявление по вопросам гражданства, оформляется и проверяется сотрудником территориального подразделения, а его руководителем дополнительно проверяется, подписывается посредством ЭП и направляется вместе со сканированными документами по защищенным электронным каналам связи, а также материалы на бумажном носителе в подведомственное подразделение уполномоченного органа в сфере регистрации населения в течение 3 рабочих дней.

Сотрудник подведомственного подразделения уполномоченного органа в сфере регистрации населения при поступлении заявления и сканированных документов по вопросам гражданства, а также материалов на бумажном носителе производит дополнительную проверку на предмет соответствия сведений, указанных в заявлении, сведениям в сканированных документах и на бумажном носителе.

В случае выявления несоответствия условиям порядка приёма документов по вопросам гражданства и сведений, указанных в заявления, сведениям, содержащимся в сканированных документах, подведомственным подразделением уполномоченного органа в сфере регистрации населения заявление и сканированные документы, а также материалы на бумажном носителе возвращаются в территориальное подразделение в течение 10 рабочих дней.

44. Заявление по вопросам гражданства направляется сотрудником подведомственного подразделения уполномоченного органа в сфере регистрации населения, загранучреждения вместе со сканированными документами на согласование посредством АИС одновременно в уполномоченный государственный орган в сфере обеспечения национальной безопасности, орган внутренних дел в течение 20 рабочих дней.

45. Срок согласования с уполномоченным государственным органом в сфере обеспечения национальной безопасности и с уполномоченным органом в сфере внутренних дел не должен превышать 90 дней по общему порядку и 30 дней – по упрощенному порядку.

46. Уполномоченный государственный орган в сфере обеспечения национальной безопасности, орган внутренних дел направляют ответ по вопросам гражданства подведомственному подразделению уполномоченного органа в сфере регистрации населения, загранучреждения посредством АИС. При этом в ответе органы внутренних дел также указывают сведения о судимости на территории Кыргызской Республики.

В случае поступления от органов национальной безопасности либо органов внутренних дел отрицательного ответа заявление возвращается посредством АИС в территориальное подразделение уполномоченного государственного органа в сфере регистрации населения, либо загранучреждение для направления ответа заявителю.

Повторные заявления по вопросам гражданства рассматриваются по истечении одного года после принятия предыдущего решения по этому вопросу. В случае возникновения существенных для дела обстоятельств, которые не были и не могли быть известны заявителю, повторное заявление может быть рассмотрено и ранее.

47. При получении ответа от уполномоченного государственного органа в сфере обеспечения национальной безопасности, органа внутренних дел подведомственное подразделение уполномоченного органа в сфере регистрации населения, загранучреждение составляют заключение посредством АИС по каждому заявлению отдельно.

48. Уполномоченным сотрудником подведомственного подразделения уполномоченного органа в сфере регистрации населения либо загранучреждения заключение о приеме в гражданство Кыргызской Республики, либо о выходе из гражданства Кыргызской Республики в общем, упрощенном порядке приобщается к материалам дела о гражданстве.

Заключение должно подробно содержать следующие данные: персональные данные заявителя, контактные данные, мотивы приема в гражданство и правовые основания: удовлетворение заявления либо отказ в удовлетворении заявления с обязательной ссылкой на нормы Закона Кыргызской Республики «О гражданстве Кыргызской Республики».

В заключении в отношении этнических кыргызов дополнительно указываются персональные данные согласно кыргызскому произношению.

49. Заключение, подготовленное подведомственным подразделением уполномоченного органа в сфере регистрации населения, подписывается сотрудником, согласовывается с его непосредственным руководителем и утверждается руководителем данного подведомственного подразделения или его заместителем.

50. Заключение, подготовленное загранучреждением, утверждается его руководителем или лицом, его заменяющим, посредством ЭП.

51. Подведомственное подразделение уполномоченного органа в сфере регистрации населения/загранучреждение направляют свои заключения по вопросам гражданства и другие необходимые материалы, согласованные с уполномоченным государственным органом в сфере обеспечения национальной безопасности, органом внутренних дел, в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Кыргызской Республики (далее – Комиссия) посредством АИС. Материалы на бумажном носителе направляются в Комиссию дополнительно.

52. Комиссия рассматривает поступившие документы (фото заявителя, контактные данные, ответ, полученный от уполномоченного государственного органа в сфере обеспечения национальной безопасности) и всесторонне изучает заключения полномочных органов.

В случае внесения в Комиссию материалов, не соответствующих требованиям настоящего Положения, Комиссия возвращает материалы полномочным органам на доработку.

53. В течение 14 дней с момента принятия Комиссией решения Администрация Президента Кыргызской Республики осуществляет подготовку проекта указа Президента Кыргызской Республики о принятии в гражданство или о выходе из гражданства Кыргызской Республики.

54. В случае отказа в приеме или выходе из гражданства Кыргызской Республики Администрация Президента Кыргызской Республики в течение 3 (трех) рабочих дней письменно уведомляет заявителя с указанием оснований отказа.

55. Рассмотрение заявлений лиц по вопросам гражданства Кыргызской Республики и принятие по ним решений осуществляются в сроки, предусмотренные Законом Кыргызской Республики «О гражданстве Кыргызской Республики» и настоящим Положением со дня регистрации электронного заявления в АИС с приложением надлежаще оформленных документов.

56. Повторные заявления по вопросам гражданства рассматриваются по истечении одного года после принятия предыдущего отрицательного решения по этому вопросу. В случае возникновения существенных для дела обстоятельств, которые не были и не могли быть известны заявителю, повторное заявление может быть рассмотрено до истечения установленного срока.

57. Уполномоченные органы при обращении заявителя обязаны предоставлять информацию о процедурах и сроках рассмотрения его документов.

Глава 7. Порядок определения принадлежности или непринадлежности лиц к гражданству Кыргызской Республики

58. В территориальных подразделениях создаются комиссии по определению принадлежности или непринадлежности лиц к гражданству Кыргызской Республики (далее – Комиссия по определению гражданства), которая утверждается руководителем подведомственного подразделения уполномоченного органа в сфере регистрация населения. В состав Комиссии по определению гражданства входят сотрудники территориального подразделения. Комиссию по определению гражданства возглавляет руководитель территориального подразделения, в его отсутствие – лицо, исполняющее его обязанности.

В загранучреждениях также создаются комиссии по определению гражданства. В состав комиссии по определению гражданства входят сотрудники загранучреждений. Комиссию по определению гражданства возглавляет руководитель загранучреждения, в его отсутствие – лицо, исполняющее его обязанности.

В случае, если в загранучреждении количество сотрудников менее трех человек, то заключение о принадлежности или непринадлежности лица к гражданству Кыргызской Республики выносится единолично руководителем загранучреждения Кыргызской Республики.

59. Комиссия по определению гражданства рассматривает электронные заявления лиц, оформленные посредством АИС сотрудником территориального подразделения, об определении их принадлежности или непринадлежности к гражданству Кыргызской Республики и выносит заключения посредством АИС в отношении:

1) лиц (от 18 лет и старше), которые по стечению обстоятельств не смогли своевременно получить паспорта в связи с отсутствием документов, удостоверяющих личность заявителя, его родителей (единственного родителя) или законных представителей;

2) детей (до 18 лет), у которых не определено гражданство в связи с отсутствием или утратой свидетельств о рождении, неопределенным правовым статусом родителей, наличием у родителей иностранного гражданства, в случае, когда оба родителя (единственный родитель) были приняты в гражданство Кыргызской Республики без указания в заявлении сведений о приеме в гражданство детей;

3) иных лиц, обращающихся с заявлением об определении их принадлежности или непринадлежности к гражданству КР.

60. Лицо, проживающее на территории Кыргызской Республики, желающее определить свою принадлежность к гражданству Кыргызской Республики, должно обратиться в территориальное подразделение по месту жительства с заявлением об определении принадлежности или непринадлежности к гражданству Кыргызской Республики. К заявлению необходимо приложить следующие документы:

1) документы, удостоверяющие личность заявителя, или способные подтвердить (свидетельство о рождении (либо выписка из актовой записи), удостоверения личности, военный билет и др. документы);

2) автобиография;

3) документы, подтверждающие проживание на территории Кыргызской Республики (акт проживания, с указанием срока проживания составляется сотрудниками органов местного самоуправления, подтверждается сотрудниками органов внутренних дел, с участием – трех соседей, акт опознания с участием близких родственников);

4) справка с места учебы или аттестат, трудовая книжка – при наличии;

5) документ, подтверждающий наличие семейных отношений (свидетельство о браке, свидетельство о рождении детей либо выписка из актовой записи) – при наличии;

6) паспорта родителей или единственного родителя;

7) учетно-воинский документ либо справка о постановке или снятии с воинского учета (в случае отсутствия воинского учета, справка об отсутствии воинского учета, выданная уполномоченным органом по месту жительства) при наличии;

8) квитанция об оплате госпошлины за определение принадлежности к гражданству Кыргызской Республики.

61. Представленные заявителем документы сканируются сотрудником территориального подразделения/ загранучреждения для хранения в АИС.

62. По итогам рассмотрения заявления сотрудники территориального подразделения составляют заключение о принадлежности или непринадлежности лица к гражданству Кыргызской Республики в АИС либо о признании лицом без гражданства, в котором должны быть указаны основные сведения о заявителе и правовые основания, в соответствии с которыми лицо признается гражданином Кыргызской Республики либо лицом без гражданства. Если у заявителя имеются дети, то в заключении также должно быть определено их гражданство либо отсутствие гражданства.

63. Заключение составляется в электронном виде в АИС и подлежит подписанию посредством ЭП всеми членами комиссии по определению гражданства.

В случае, если один из членов комиссии по определению гражданства имеет особое мнение или не согласен с итогами рассмотрения заявления и материалов дела, указывается причина в АИС.

Заключение утверждается руководителем комиссии по определению гражданства, в случае его отсутствия – лицом, исполняющим его обязанности, посредством ЭП.

64. Срок рассмотрения заявлений об определении принадлежности к гражданству Кыргызской Республики территориальными подразделениями не должен превышать 30 дней. В случае направления запроса в иностранные государства срок может быть продлен до 6 месяцев.

65. Территориальное подразделение информирует заявителя о результатах проверки принадлежности или непринадлежности его к гражданству Кыргызской Республики с выдачей справки установленного образца либо о признании заявителя лицом без гражданства. В случае признания лицом без гражданства заявителю разъясняется порядок документирования удостоверением лица без гражданства.

Порядок документирования удостоверением лица без гражданства определяется Кабинетом Министров Кыргызской Республики.

В случае если лицо, признанное лицом без гражданства, является лицом кыргызской национальности, документы на прием в гражданство принимаются на основании заключения территориального подразделения о признании лицом без гражданства.

66. Комиссия по определению гражданства подведомственного подразделения уполномоченного органа в сфере регистрации населения в случае повторного обращения заявителя об определении принадлежности к гражданству Кыргызской Республики рассматривает заключение территориального подразделения. По результатам рассмотрения выносится заключение посредством АИС о правомерности принятого решения или его отмене.

67. Лица, не имеющие иностранного гражданства, проживающие за пределами Кыргызской Республики, желающие определить свою принадлежность или непринадлежность к гражданству Кыргызской Республики, должны обратиться с соответствующим заявлением в загранучреждение и представить следующие документы:

1) документ, удостоверяющий личность заявителя, или свидетельство о рождении либо выписку из актовой записи;

2) автобиография (приложение 13);

3) справка с места учебы или аттестат, трудовая книжка – при наличии;

4) документ, подтверждающий наличие семейных отношений (свидетельство о браке, свидетельство о рождении либо выписка из актовой записи), – при наличии;

5) паспорта родителей или единственного родителя в отношении лиц, указанных в подпункте 3 пункта 59 настоящего Положения;

6) справка об отсутствии иностранного гражданства в стране пребывания;

7) документ, подтверждающий постоянное проживание в стране пребывания;

8) квитанция об оплате средств, взимаемых за оказание консульских услуг.

68. В случае необходимости загранучреждением направляется запрос посредством АИС в подведомственное подразделение уполномоченного органа в сфере регистрации населения для истребования необходимой информации относительно документирования заявителя паспортом гражданина Кыргызской Республики, наличия либо отсутствия регистрации у заявителя на территории Кыргызской Республики, наличия либо отсутствия ходатайств о приеме в гражданство либо о выходе из гражданства Кыргызской Республики.

Подведомственное подразделение уполномоченного органа в сфере регистрации населения посредством АИС направляет информацию в соответствующее загранучреждение.

69. Срок рассмотрения заявлений об определении принадлежности или непринадлежности к гражданству Кыргызской Республики загранучреждениями не должен превышать двух месяцев.

70. По итогам рассмотрения загранучреждение составляет заключение о принадлежности или непринадлежности к гражданству Кыргызской Республики, в котором должны быть указаны основные сведения о заявителе и правовые основания, в соответствии с которыми лицо признается или не признается гражданином Кыргызской Республики. Если у заявителя имеются дети, то в заключении также должно быть определено их гражданство либо отсутствие гражданства.

Заключение выносится в электронном виде с использованием ЭП посредством АИС.

71. Загранучреждение информирует заявителя о результатах проверки принадлежности/непринадлежности к гражданству Кыргызской Республики с выдачей справки установленного образца.

72. Заключение вместе со всеми имеющими материалами хранятся в территориальных подразделениях в течение 3-х лет, а в загранучреждениях в течение 5 лет, по истечении которых уничтожаются в порядке определяемым уполномоченным органом в сфере регистрации населения или уполномоченным в сфере иностранных дел.

Глава 8. Особенности определения наличия либо отсутствия гражданства Кыргызской Республики у детей

73. Гражданство ребенка определяется по гражданству родителей на момент его рождения. Если родители (единственный родитель) на момент рождения ребенка состоят в гражданстве Кыргызской Республики и имеют паспорта гражданина Кыргызской Республики, ребенок является гражданином Кыргызской Республики независимо от места рождения.

Наличие иностранного гражданства у ребенка не препятствует приобретению гражданства Кыргызской Республики при соблюдении условий, изложенных в пункте 14 данного Положения.

В случае, если на момент рождения ребенка родители (единственный родитель) являлись гражданами Кыргызской Республики, но в последующем родители приобрели гражданство иностранного государства, ребенок признается гражданином Кыргызской Республики.

74. Гражданство ребенка, один из родителей которого имеет гражданство Кыргызской Республики, а другой иностранное гражданство, признается гражданином Кыргызской Республики, за исключением ситуации, когда родители ребенка представляют совместное письменное заявление об отказе от гражданства Кыргызской Республики в отношении ребенка, который приобретает иностранное гражданство по рождению.

75. Ребенок, один из родителей которого к моменту его рождения состоял в гражданстве Кыргызской Республики, а другой был лицом без гражданства, является гражданином Кыргызской Республики независимо от места его рождения.

76. Ребенок, родившийся на территории Кыргызской Республики, родители которого на момент его рождения являются лицами без гражданства или гражданство которых не определено, постоянно проживающими в Кыргызской Республике, является гражданином Кыргызской Республики.

77. Ребенок, находящийся на территории Кыргызской Республики, оба родителя которого неизвестны, является гражданином Кыргызской Республики.

78. Детям, признанным гражданами Кыргызской Республики, выдаются паспорта гражданина Кыргызской Республики либо справка о принадлежности к гражданству Кыргызской Республики.

79. В случае, если на момент рождения ребенка, родители (единственный родитель) являлись гражданами Кыргызской Республики, но в последующем родители приобрели гражданство иностранного государства, оставаясь гражданами Кыргызской Республики, ребенок признается гражданином Кыргызской Республики независимо от места рождения. Ребенок, имеющий иное гражданство, рассматривается Кыргызской Республикой только как гражданин Кыргызской Республики.

Глава 9. Порядок утраты гражданства Кыргызской Республики

80. Гражданство Кыргызской Республики приобретенное в установленном порядке решением Президента Кыргызской Республики может быть утрачено, в случае если гражданство Кыргызской Республики приобретено в результате представления заведомо ложных сведений или подложных документов при установлении следователем уполномоченного государственного органа в сфере обеспечения национальной безопасности либо уполномоченного государственного органа в сфере внутренних дел Кыргызской Республики факта использования заявителем подложных документов или сообщения им заведомо ложных сведений путем вынесения постановления, на основании которых принималось ответственное решение.

81. В случае установления факта приобретения лицом гражданства Кыргызской Республики на основании заведомо ложных сведений и подложных документов решение уполномоченного органа сфере обеспечения национальной безопасности либо уполномоченного государственного органа в сфере внутренних дел Кыргызской Республики вместе с имеющимися материалами направляется в уполномоченной государственный орган Кыргызской Республики в сфере регистрации населения либо в структурное подразделение уполномоченного государственного органа Кыргызской Республики в сфере иностранных дел (в случае подачи ходатайства на приобретение гражданства Кыргызской Республики за пределами Кыргызской Республики), с сопроводительным письмом за подписью курирующего руководителя данного направления уполномоченного государственного органа в сфере обеспечения национальной безопасности либо уполномоченного государственного органа в сфере внутренних дел Кыргызской Республики.

82. Уполномоченный государственный орган Кыргызской Республики в сфере регистрации населения или структурное подразделение уполномоченного государственного органа Кыргызской Республики в сфере иностранных дел, на основании представленных материалов составляет свое заключение об утрате гражданства Кыргызской Республики.

83. Основанием вынесения заключения является установление факта приобретения лицом гражданства Кыргызской Республики на основании заведомо ложных сведений и подложных документов постановлением следователя уполномоченного государственного органа в сфере обеспечения национальной безопасности либо уполномоченного государственного органа в сфере внутренних дел Кыргызской Республики.

84. Заключение об утрате гражданства Кыргызской Республики, постановление следователя и приложенные к нему материалы направляются на рассмотрение Комиссии при Президенте Кыргызской Республики.

85. Комиссия при Президенте Кыргызской Республики по итогам рассмотрения заключения уполномоченного органа сфере регистрации населения или структурного подразделения уполномоченного государственного органа Кыргызской Республики в сфере иностранных дел, и решения уполномоченного государственного органа в сфере обеспечения национальной безопасности либо уполномоченного государственного органа в сфере внутренних дел Кыргызской Республики об установлении факта использования заявителем подложных документов или сообщения им заведомо ложных сведений, готовит проект решения Президента Кыргызской Республики об утрате гражданства Кыргызской Республики или возвращает указанные документы и приложенные материалы в уполномоченный орган сфере регистрации населения или структурное подразделение уполномоченного государственного органа Кыргызской Республики в сфере внешнеполитической деятельности, для дальнейшей передачи в уполномоченный государственный орган в сфере обеспечения национальной безопасности либо уполномоченного государственного органа в сфере внутренних дел Кыргызской Республики.

86. Гражданин Кыргызской Республики утрачивает гражданство Кыргызской Республики, в случае если приобретено гражданство приграничных с Кыргызской Республикой государств.

87. В случае если гражданин Кыргызской Республики приобрел гражданство приграничных с Кыргызской Республикой государств, об этом гражданин обязан в течение 30-календарных дней обратиться с заявлением в уполномоченный орган в сфере регистрации населения или в загранучреждение, с приложением подтверждающих такое обстоятельства документами (справка о приеме в иностранное гражданство или паспорт иностранного государства).

88. На основании заявления гражданина и документов подтверждающие факт приобретения гражданство приграничных с Кыргызской Республикой государств, уполномоченным органом в сфере регистрации населения или в структурным подразделением уполномоченного государственного органа Кыргызской Республики в сфере иностранных дел, выносится мотивированное заключение об утрате гражданства Кыргызской Республики, которое направляется в Комиссию при Президенте Кыргызской Республики.

89. В случае если гражданин Кыргызской Республики приобретший гражданство приграничных с Кыргызской Республикой государств не обращался с заявлением об утрате гражданства и об этом стало известно из других источников, уполномоченным органом в сфере регистрации населения или в структурным подразделением уполномоченного государственного органа Кыргызской Республики в сфере иностранных дел, принимаются меры по установлению факта приобретения гражданином Кыргызской Республики гражданство приграничных с Кыргызской Республикой государств путем направления запросов в соответствующие иностранные государства с целью подтверждения такого факта.

90. В случае подтверждения факта приобретения гражданином Кыргызской Республики гражданство приграничных с Кыргызской Республикой государств, на основании имеющихся материалов уполномоченным органом в сфере иностранных дел или структурным подразделением уполномоченного государственного органа Кыргызской Республики в сфере иностранных дел, выносится мотивированное заключение об утрате гражданства Кыргызской Республики, которое направляется в Комиссию при Президенте Кыргызской Республики.

91. Гражданство Кыргызской Республики утрачивается при наличии у гражданина Кыргызской Республики иного гражданства приграничных государств и нотариально удостоверенного заявления об отказе от гражданства Кыргызской Республики.

92. Гражданин Кыргызской Республики имеющий иное гражданство ходатайствующий об утрате гражданства Кыргызской Республики обращается в уполномоченный государственный орган в сфере регистрации населения или в структурное подразделение уполномоченного государственного органа Кыргызской Республики в сфере внешнеполитической деятельности, с нотариально удостоверенным заявлением об отказе от гражданства Кыргызской Республики с приложением нотариально заверенной копии иностранного паспорта или справки о наличии у гражданина Кыргызской Республики иностранного гражданства.

93. На основании нотариально удостоверенного заявления об отказе от гражданства Кыргызской Республики и нотариально заверенной копией иностранного паспорта или справки о наличии у гражданина Кыргызской Республики иностранного гражданства уполномоченным государственным органом в сфере регистрации населения или структурным подразделением уполномоченного государственного органа Кыргызской Республики в сфере иностранных дел, выноситься мотивированное заключение об утрате гражданства Кыргызской Республики которое направляется в Комиссию при Президенте Кыргызской Республики.

94. Решение Комиссии при Президенте Кыргызской Республики оформляется протоколом совещания.

95. Окончательное решение об утрате гражданства Кыргызской Республики принимается Президентом Кыргызской Республики, которое подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации и на официальном сайте Президента Кыргызской Республики в течение 10 дней со дня принятия такого решения.

96. В случае если место жительство или место пребывания лица, в отношении которого принято решение об утрате гражданства Кыргызской Республики известно, уполномоченным государственным органом сфере регистрации населения или структурным подразделением уполномоченного государственного органа Кыргызской Республики в сфере иностранных дел, на почтовый адрес по месту жительства или месту пребывания направляется уведомление о принятом решении.

97. Принятое решение об утрате гражданства может быть обжаловано в соответствии со статьей 41 Закона Кыргызской Республики «О гражданстве Кыргызской Республики».

98. При вынесении решения Президентом Кыргызской Республики об утрате гражданства Кыргызской Республики, информация вносится в АИС «Гражданство», в связи с чем национальный паспорт вносится в реестр недействительных паспортов, а лицо, в отношении которого вынесено такое решение, обязано сдать паспорт гражданина Кыргызской Республики в уполномоченный государственный орган сфере регистрации населения и внешней политики.

99. Лицо, проживающее или находящееся за пределами Кыргызской Республики, в отношении которого принято решение об утрате гражданства Кыргызской Республики, обязано сдать паспорт гражданина Кыргызской Республики в загранучреждение, которое приводит его в непригодное состояние и направляет посредством дипломатической почты в структурное подразделение уполномоченного государственного органа Кыргызской Республики в сфере иностранных дел.

100. Структурное подразделение уполномоченного государственного органа Кыргызской Республики в сфере иностранных дел направляет паспорт, приведенный в непригодное состояние, посредством фельдъегерской связи в подведомственное подразделение уполномоченного государственного органа сфере регистрации населения для дальнейшего уничтожения в установленном порядке.

Глава 10. Порядок уведомления гражданином Кыргызской Республики о наличии иного гражданства или прекращении иного гражданства

101. Гражданин Кыргызской Республики обязан в течение 3-месяцев со дня приобретения иного гражданства или прекращения иного гражданства обратиться в территориальные подразделения или загранучреждения либо подать в электронной форме уведомление о наличии иного гражданства или прекращении иного гражданства.

102. Гражданин Кыргызской Республики обязан обратиться в территориальные подразделения или загранучреждения либо подать в электронной форме уведомление о наличии иного гражданства или прекращении иного гражданства.

103. Регистрация уведомления в подведомственном подразделении уполномоченного органа в сфере регистрации населения или загранучреждении, или поступивших в электронной форме производится сотрудниками подведомственном подразделении уполномоченного органа в сфере регистрации населения или загранучреждения в АИС на основании подтверждающих указанное обстоятельство документов:

1) в случае наличия иностранного государства – паспорт иностранного государства или иной документ, подтверждающий наличие иностранного гражданства;

2) в случае прекращения иностранного гражданства – документ, подтверждающий прекращение иностранного гражданства.

104. Любое сообщение, поступившее в подведомственное подразделение уполномоченного органа в сфере регистрации населения или загранучреждение о наличии у гражданина Кыргызской Республики иного гражданства или прекращении иного гражданства, в случаях представления подтверждающих указанное обстоятельство документов, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 103 является основанием для внесения данных в АИС.

105. При регистрации уведомления сотрудником территориального подразделения или загранучреждения производится идентификация гражданина в ЕГРН, в том числе проверка на соответствие его фамилии, имени, отчества, сканирование оригиналов документов, представленных заявителем, выдача расписки о регистрации уведомления.

Регистрация уведомления производится в день обращения заявителя в территориальные подразделения или загранучреждения.

106. Уведомления о регистрации иного гражданства или прекращении иного гражданства, поступившие в электронной форме, рассматриваются сотрудниками территориального подразделения или загранучреждения и не позднее 1 рабочего дня направляют ответ заявителю электронное сообщение о регистрации уведомления или о представлении подтверждающих указанное обстоятельство документов либо об отклонении.

Глава 11. Порядок исполнения решений Президента

Кыргызской Республики

107. Прием в гражданство Кыргызской Республики и выход из гражданства Кыргызской Республики наступает со дня подписания Указа Президента Кыргызской Республики.

108. Указ Президента Кыргызской Республики о приеме в гражданство или выходе из гражданства в течение трех дней со дня его подписания подлежит опубликованию на официальном сайте Президента Кыргызской Республики.

109. Решение о приеме в гражданство либо выходе из гражданства должно быть внесено в ЕГРН не позднее 14 дней со дня опубликования Указа Президента Кыргызской Республики для последующей интеграции с системами.

110. Реквизиты указа вносятся в АИС подведомственным подразделением уполномоченного органа в сфере регистрации населения.

111. Исполнение указов Президента Кыргызской Республики по вопросам гражданства Кыргызской Республики в отношении заявителей, находящихся на территории Кыргызской Республики, возлагается на подведомственное подразделение уполномоченного органа в сфере регистрации населения и его территориальные подразделения, а по вопросам, касающимся лиц, проживающих за пределами республики, – на загранучреждение.

112. Подведомственное подразделение уполномоченного государственного органа в сфере регистрации населения после получения решений Президента Кыргызской Республики по вопросам гражданства Кыргызской Республики направляют их в свои территориальные подразделения посредством АИС.

В загранучреждения решения Президента Кыргызской Республики по вопросам гражданства Кыргызской Республики поступают посредством АИС.

113. Территориальное подразделение, загранучреждение в двухнедельный срок со дня получения Указа Президента Кыргызской Республики направляют заявителю смс – уведомление посредством АИС (на территории Кыргызской Республики), в случае отсутствия контактных данных заявителя – письменное уведомление по адресу проживания, электронной почте, указанным в заявлении.

В отношении лиц, вышедших из гражданства, вносятся сведения во все автоматизированные системы, интегрированные с ЕГРН, с указанием реквизитов Указа Президента Кыргызской Республики о приеме в гражданство Кыргызской Республики либо выхода из него.

Граждане, вышедшие из гражданства Кыргызской Республики, обязаны сдать национальные паспорта Кыргызской Республики в территориальные подразделения, за пределами Кыргызской Республики – в загранучреждение.

Ответственность за сдачу паспортов возлагается на граждан, оформивших выход из гражданства Кыргызской Республики.

114. Лицам, которые в установленном порядке приняты в гражданство Кыргызской Республики, территориальные подразделения, загранучреждение оформляют и выдают паспорта гражданина Кыргызской Республики. Родители (родитель) предоставляют свидетельства о рождении детей, не достигших 16-летнего возраста, для внесения записи о приеме в гражданство Кыргызской Республики с указанием номера указа и его даты.

Лица, которые в установленном порядке приняты в гражданство Кыргызской Республики, ранее состоявшие в гражданстве приграничных стран, в территориальные подразделения, загранучреждения при подаче документов на получение паспорта гражданина Кыргызской Республики предоставляют справку, выданную уполномоченным государственным органом иностранного государства, о приеме документов о выходе из гражданства приграничных стран.

115. После приема в гражданство Кыргызской Республики структурным подразделением уполномоченного органа в сфере иностранных дел паспорта лиц, имеющих гражданство приграничных государств, вместе с заявлением о выходе из гражданства направляются в дипломатическое представительство или консульское учреждение соответствующего государства.

Загранучреждениями такие паспорта направляются в уполномоченные органы в сфере иностранных дел в стране пребывания.

116. После издания указа о выходе из гражданства Кыргызской Республики национальный паспорт гражданина считается недействительным. В Государственном реестре национальных паспортов граждан Кыргызской Республики меняется статус паспортов на недействительные и блокируются персональные идентификационные номера.

117. Контроль за исполнением решений Президента Кыргызской Республики по вопросам гражданства Кыргызской Республики осуществляет Комиссия.

118. Материалы по вопросам гражданства и указы Президента Кыргызской Республики в электронном виде архивируются в АИС, в бумажном виде – в архив Президента Кыргызской Республики.

Глава 12. Обжалование решений по вопросам гражданства

119. Решения Президента Кыргызской Республики по вопросам гражданства могут быть обжалованы в судебном порядке.

120. Жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня принятия соответствующего решения Президента Кыргызской Республики. Пропущенный по уважительной причине срок обжалования решения по вопросам гражданства может быть восстановлен в судебном порядке.

121. Отказ в рассмотрении заявлений по вопросам гражданства Кыргызской Республики и иные действия должностных лиц, нарушающие порядок исполнения решений по вопросам гражданства Кыргызской Республики, могут быть обжалованы вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу либо в суд.

Источник