Лесную службу передали в ведение Министерства чрезвычайных ситуаций.
Как говорится в постановлении Кабинета министров от 4 марта 2024 года №91, Лесная служба при Министерстве сельского хозяйства переименована в Лесную службу при Министерстве чрезвычайных ситуаций.
Глава Кабмина Акылбек Жапаров утвердил Положение о Лесной службе при Министерстве чрезвычайных ситуаций.
Постановление вступает в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования.
Положение о Лесной службе при Министерстве чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики
Глава 1. Общие положения
1. Настоящее Положение о Лесной службе при Министерстве чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики (далее – Служба) определяет правовые и организационные основы деятельности Службы, ее цели, задачи, функции и полномочия.
2. Служба является правопреемником Лесной службы при Министерстве сельского хозяйства Кыргызской Республики.
3. Служба является подведомственным подразделением Министерства чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики (далее – Министерство).
4. Служба в своей деятельности руководствуется Конституцией Кыргызской Республики, законами Кыргызской Республики, указами Президента Кыргызской Республики, постановлениями Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Кыргызской Республики, международными договорами, вступившие в силу в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, приказами Министерства, а также настоящим Положением.
5. Служба является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, печать с изображением Государственного герба Кыргызской Республики со своим наименованием на государственном и официальном языках, штампы, фирменные бланки, расчетный счет и иные счета в системе казначейства Министерства финансов Кыргызской Республики. Государственное имущество закрепляется за ним на праве оперативного управления.
6. Организационно-правовая форма Службы – государственное учреждение.
7. Финансирование Службы осуществляется за счет средств республиканского бюджета и иных источников, не запрещенных законодательством Кыргызской Республики.
8. Официальное наименование Службы:
1) полное наименование:
– на государственном языке: “Кыргыз Республикасынын Өзгөчө кырдаалдар министрлигине караштуу Токой кызматы”;
– на официальном языке: “Лесная служба при Министерстве чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики”;
2) сокращенное наименование:
– на государственном языке: “КР ӨКМге караштуу ТК”;
– на официальном языке: “ЛС при МЧС КР”.
9. Юридический адрес Службы: Кыргызская Республика, город Бишкек, улица Льва Толстого, 3.
10. Внесение изменений в настоящее Положение осуществляется решением Кабинета Министров Кыргызской Республики.
Глава 2. Цель Службы
11. Целью деятельности Службы является сохранение и развитие лесных экосистем, рациональное ведение лесного хозяйства на территории государственного лесного фонда, а также обеспечение устойчивого развития и функционирования лесных экосистем с учетом сохранения биоразнообразия, осуществление лесоохотустройства Кыргызской Республики.
Глава 3. Задачи Службы
12. Задачами Службы являются:
1) обеспечение надлежащего качественного состояния лесных экосистем, увеличение лесистости территории республики, развитие инновационных методов управления в лесной отрасли;
2) обеспечение учета, оценки состояния лесных ресурсов, регулирование пользования лесными ресурсами;
3) предотвращение воздействия возможных негативных последствий реализации планируемой управленческой, хозяйственной и иной деятельности на лесные экосистемы;
4) обеспечение поддержки проведения лесными хозяйствами лесохозяйственных мероприятий, направленных на охрану леса от пожаров и лесонарушений, защиту леса от вредителей и болезней, развитие лесных экосистем и рациональное пользование древесными и не древесными ресурсами леса;
5) обеспечение сохранности, воспроизводства и рационального использования биоразнообразия на территории лесного фонда;
6) организация и осуществление научных исследований в сфере оценки состояния ресурсов биоразнообразия на территории государственного лесного фонда, их анализа и прогнозирования изменений;
7) содействие рациональному использованию объектов биоразнообразия на территории государственного лесного фонда;
8) лесоохотустройство, учет и оценка состояния лесных ресурсов, флоры и фауны, планирование мероприятий по их устойчивому управлению;
9) инвентаризация ресурсов лесных экосистем и планирование мероприятий по их устойчивому управлению;
10) повышение степени (уровня) информированности государственных органов, местных государственных администраций и органов местного самоуправления, населения и других заинтересованных лиц о состоянии лесных экосистем и биоразнообразия государственного лесного фонда, о деятельности субъектов лесного хозяйства.
Глава 4. Функции Службы
13. Служба для реализации поставленных задач осуществляет следующие функции:
1) в сфере реализации отраслевой политики:
– разрабатывает предложения и реализует единую государственную политику комплексного управления лесным хозяйством, сохранения биоразнообразия государственного лесного фонда, и их рационального использования, а также по лесоохотустройству;
– разрабатывает и вносит в Министерство проекты нормативных правовых актов, предложений к разрабатываемым государственным программам в области ведения лесного хозяйства и сохранения биоразнообразия лесного фонда, охраны, сохранения, воспроизводства и рационального использования лесных ресурсов;
– участвует совместно с заинтересованными государственными органами и научными учреждениями в разработке стратегии и политики государственных программ, территориальных комплексных схем сохранения биоразнообразия и рационального пользования ресурсами государственного лесного фонда;
– участвует в реализации международных договоров и соглашений, вступивших в силу в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, а также проектах, программах, реализуемых при поддержке (финансовой, технической) доноров и международных организаций по согласованию с Министерством;
– разрабатывает и вносит в Министерство предложения по привлечению инвестиций, грантовых средств и использования передового опыта по лесному хозяйству, сохранению, воспроизводству и рациональному использованию биоразнообразия лесного фонда;
– осуществляет в установленном порядке сотрудничество с иностранными и международными организациями в области биоразнообразия государственного лесного фонда, управления лесным хозяйством, а также по вопросам лесоохотустройства по согласованию с Министерством;
– организовывает деятельность лесных хозяйств;
– организует ведение лесного хозяйства, охрану, лесопользование и воспроизводство лесных ресурсов, охрану лесов от пожаров, самовольных порубок, защиту леса от вредителей, болезней и других действий, причиняющих вред лесу;
– оказывает содействие заинтересованным сторонам в проведении работ по восстановлению леса и поддержанию санитарного состояния, осуществлению мероприятий по повышению производительности лесов, созданию защитных и противоэрозионных лесных насаждений, а также развитию социального лесоразведения и агролесоводства;
– осуществляет мониторинг за состоянием лесных экосистем, биоразнообразия государственного лесного фонда, в том числе проведения лесоохотустройства, учета лесного фонда и инвентаризации лесов;
2) в сфере координации:
– организует мероприятия по обеспечению соблюдения физическими и юридическими лицами независимо от форм собственности требований природоохранного и лесного законодательства, установленных правил и норм пользования объектами биоразнообразия государственного лесного фонда;
– осуществляет государственный и ведомственный контроль и государственный мониторинг за ведением лесного хозяйства, учетом лесного фонда, охраной, пользованием и воспроизводством лесных ресурсов, охраной лесов от пожаров, самовольных порубок, защитой лесов от вредителей, болезней и других действий, причиняющих ущерб лесному хозяйству;
– координирует вопросы рационального пользования лесными пастбищами, пользования участками государственного лесного фонда в рекреационных и иных целях;
– осуществляет мониторинг природных процессов, инвентаризацию флоры и фауны;
– координирует мероприятия по организации экологического туризма и экопросвещения в лесных хозяйствах;
– координирует работу по лесоохотустройству;
– взаимодействует с государственными органами и органами местного самоуправления по вопросам пресечения и предотвращения нарушений природоохранного и лесного законодательства;
– координирует деятельность юридических лиц (независимо от форм собственности) по:
– ведению учетных, кадастровых и мониторинговых работ по объектам биоразнообразия государственного лесного фонда;
– планированию, организации и проведению охранных и биотехнических мероприятий;
– организовывает и осуществляет охрану объектов растительного и животного мира и среды их обитания (пребывания) и произрастания, и принимает в установленном порядке меры по соблюдению требований природоохранного законодательства Кыргызской Республики юридическими лицами, независимо от форм собственности, и физическими лицами, воздействующими на объекты биоразнообразия государственного лесного фонда;
– в установленном порядке организовывает и координирует деятельность постов контроля использования объектов растительного и животного мира, участвует в осуществлении их работы;
– взаимодействует с государственными органами Кыргызской Республики по вопросам предотвращения, выявления и пресечения нарушений природоохранного и лесного законодательства;
3) в сфере регулирования:
– осуществляет государственное регулирование в сфере управления лесными ресурсами;
– утверждает плановые и внеплановые лесоохотустроительные проекты, картографические материалы и другие документы лесоохотустройства;
– проводит работу по учету, хранению и выдаче топографо-геодезических, картографических, аэро- и космофотосъемочных материалов в сфере развития лесных экосистем и сохранения биоразнообразия;
– утверждает планы управления лесных хозяйств;
– регулирует вопросы, связанные с использованием лесных пастбищ, лесопользования, выполнения мероприятий по лесоразведению, лесовосстановлению, охране и защите леса на территории государственного лесного фонда, и пользования иными лесными ресурсами;
– выдает, приостанавливает и аннулирует в установленном порядке разрешительные документы на пользование лесными ресурсами государственного лесного фонда;
– выдает разрешение и допуск в установленном порядке на вырубку особо ценных древесных пород;
– выдает наряд на отпуск леса на санитарную и прочие рубки, на рубки ухода за лесными культурами, на очистку леса от захламленности;
– осуществляет в установленном порядке взимание платы за пользование лесными ресурсами и объектами биоразнообразия государственного лесного фонда;
– совместно с государственными органами, научными учреждениями осуществляет учет, оценку состояния природных компонентов (объектов) и ресурсов;
– согласовывает планы юридических и физических лиц на территории государственного лесного фонда по проведению ими воспроизводственных и охранных мероприятий;
– в установленном порядке регулирует деятельность постов контроля при въезде на территорию лесных хозяйств;
4) в сфере оказания услуг:
– проводит внеплановые лесоохотустроительные и научно-исследовательские работы, финансирование которых осуществляется за счет средств заказчиков;
– оказывает платные услуги в соответствии с законодательством;
5) в сфере поддержки деятельности:
– осуществляет создание, ведение и обновление государственных баз данных по флоре, фауне, лесному фонду, в том числе пользователей, анализ этих данных, подготовку и издание соответствующих информационных материалов;
– создает сеть общественных (внештатных) инспекторов (дружинников);
– организует пропаганду и распространение знаний о природе, принципах устойчивого развития, зеленого роста, проводит конкурсы, выставки, конференции, семинары, иные коммуникативные мероприятия в области развития лесных экосистем и сохранения биоразнообразия лесного фонда, развития лесного хозяйства;
– содействует ведению лесными хозяйствами работ по мониторингу лесных ресурсов, учету лесного фонда, воспроизводству лесов, формированию и использованию сведений для лесного кадастра;
– в пределах своей компетенции участвует в программах сотрудничества с иностранными и международными организациями в сфере охраны, воспроизводства и рационального использования лесных ресурсов и биоразнообразия лесного фонда, изучения их состояния; в сборе и обмене в установленном порядке экологической информацией; представлении Кыргызской Республики на международном уровне;
– осуществляет заключение меморандумов, соглашений, регламентов, указаний о взаимодействии с государственными органами для содействия решению вопросов своей компетенции и реализации смежных функций;
– вносит предложения в Министерство и от его имени осуществляет функции по заключению с иностранными и международными организациями меморандумов, соглашений, договоров, направленных на изучение (исследование), сохранение, воспроизводство и рациональное использование лесных ресурсов и биоразнообразия лесного фонда.
14. Служба рассматривает поступившие от юридических и физических лиц заявления и жалобы, а также участвует в проведении служебных расследований по вопросам, отнесенным к его компетенции.
Глава 5. Права Службы
15. Служба в соответствии с возложенными на него функциями имеет право:
1) вносить предложения о заслушивании на заседаниях коллегии Министерства отчетов руководителей подведомственных подразделений о выполнении задач и функций по вопросам лесоразведения, лесовосстановления, охраны и защиты леса, сохранения и устойчивого использования биоразнообразия государственного лесного фонда, внедрения технологий и т.д.;
2) приостанавливать деятельность расположенных на территории государственного лесного фонда или в непосредственной близости от них предприятий или иных объектов независимо от форм собственности, если их эксплуатация осуществляется с нарушением требований природоохранного законодательства, лицензий и разрешений на природопользование;
3) по согласованию с научными организациями принимать меры к недопущению ввоза, вывоза, выпуска, расселения и акклиматизации растений и животных, могущих повлечь за собой причинение ущерба обитающим (произрастающим) на территории республики (в том числе государственного лесного фонда) объектам растительного и животного мира или нанесение вреда здоровью людей;
4) принимать от государственных органов, общественных организаций и объединений, а также физических лиц задержанные, изъятые или конфискованные в установленном законодательством порядке, незаконно добытые объекты растительного и животного мира, а также изделия из них для хранения или реализации в установленном порядке;
5) получать от юридических и физических лиц, осуществляющих лесопользование, необходимые сведения, информацию о состоянии лесных экосистем и объектов биоразнообразия лесного фонда, выполнении мероприятий по лесоразведению, лесовосстановлению, охране и защите леса;
6) участвовать в работе государственных и рабочих комиссий по приемке и вводу в эксплуатацию новых (реконструированных, расширяемых, технологически перевооружаемых, ликвидируемых) объектов, выбору места размещения объектов и отводу земель для ведения хозяйственной деятельности на подведомственных территориях;
7) участвовать в разработке проектов международных договоров, в установленном порядке заключать международные договора в пределах своей компетенции по согласованию с Министерством;
8) выдавать наряд на отпуск леса для проведения мероприятий по рубке леса и очистке леса от захламленности;
9) организовывать научно-технические, экспертные и другие советы, группы и комиссии для решения природоохранных задач и разработки мер по охране и рациональному пользованию лесных ресурсов и биоразнообразия лесного фонда, выдавать экспертные заключения;
10) образовывать консультативные, общественные советы, формируемые из числа ученых, общественных деятелей, представителей органов местного самоуправления, некоммерческих и общественных организаций, учебных заведений, средств массовой информации и граждан;
11) утверждать плановые и внеплановые лесоохотустроительные проекты;
12) проводить научные, учебно-консультационные, информационные и иные работы;
13) проводить на территории государственного лесного фонда проверку, осмотр, задержание и изъятие документов, орудий (предметов) совершения правонарушений природоохранного законодательства, транспортных средств, незаконно добытых объектов природы, в том числе растительного и животного мира, в порядке, установленном законодательством;
14) на территории государственного лесного фонда в установленном порядке предотвращать, выявлять и пресекать факты нарушений природоохранного законодательства и других противоправных действий, наносящих ущерб объектам растительного и животного мира и среде их обитания (пребывания) и произрастания, составлять протоколы, акты и иные материалы по выявленным фактам нарушений, предъявлять к виновным лицам иски о возмещении нанесенного ущерба; для привлечения виновных лиц к установленной ответственности и наложения на них взысканий, передавать материалы по соответствующим делам в правоохранительные, судебные органы, государственные органы и органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией;
15) принимать к рассмотрению материалы (протоколы, акты и иные материалы), составленные сотрудниками (работниками) Службы, лицами, осуществляющими производственный и общественный контроль и надзор, по выявлению и пресечению фактов нарушений природоохранного законодательства и других противоправных действий, наносящих ущерб объектам растительного и животного мира и среде их обитания (пребывания) и произрастания;
16) рассматривать в установленном порядке материалы и предъявлять к виновным лицам иски о возмещении нанесенного ущерба;
17) привлекать виновных лиц к установленной законом ответственности и налагать на них взыскания;
18) проверять в установленном порядке соблюдение юридическими и физическими лицами требований природоохранного законодательства, соблюдение пользователями условий договоров и соглашений о ведении хозяйственной деятельности на территории государственного лесного фонда;
19) выносить предписания проверяемым юридическим и физическим лицам, осуществляющим деятельность в сфере охраны, воспроизводства (разведения) и использования объектов животного мира, об устранении выявленных недостатков и нарушений на территории государственного лесного фонда;
20) осуществлять по вопросам соблюдения природоохранного законодательства на территории лесного фонда, взаимодействие с государственными органами, местными государственными администрациями и органами местного самоуправления, хозяйствующими субъектами, физическими лицами;
21) требовать предъявления и осуществлять проверку (на наличие и законность происхождения) разрешительных документов, выдаваемых Службой, а также разрешений иных органов государственной власти;
22) производить в установленном порядке осмотр транспортных средств, вещей, ручной клади, багажа, орудий охоты, лова/сбора, других предметов, а также добытой продукции у проверяемых лиц;
23) временно, в установленном порядке, изымать у нарушителей природоохранного законодательства орудия (оружие, капканы, сети и т.д.) незаконного пользования ресурсами растительного и животного мира на территории государственного лесного фонда и конфисковывать их по решению суда;
24) изымать в установленном порядке у юридических и физических лиц незаконно добытые (приобретенные) объекты или продукцию растительного и животного мира на территории государственного лесного фонда, а также изделия из них; использовать, реализовывать или уничтожать их в установленном порядке;
25) выплачивать лицам, составившим согласно своей компетенции протоколы (акты) по выявленным фактам нарушений природоохранного законодательства на территории лесного фонда и других противоправных действий, наносящих ущерб объектам растительного и животного мира и среде их обитания (пребывания) и произрастания, премии в размерах, установленных решениями Кабинета Министров Кыргызской Республики;
26) запрашивать и получать от государственных органов, иных учреждений и организаций информацию, необходимую для выполнения своих функций;
27) оказывать содействие в изучении, сохранении и использовании археологических и геологических памятников природы;
28) принимать от лесных хозяйств и иных хозяйств сводные данные по весенним и осенним ревизиям обходов, технической приемке весенних лесокультурных работ, инвентаризации лесных культур и питомников;
29) принимать от лесных хозяйств ежеквартальные финансово-хозяйственные отчеты по результатам деятельности;
30) запрашивать и получать в установленном порядке копии правоустанавливающих и разрешительных документов, сведения, справки, выписки, а также установленную отчетность от юридических и физических лиц (в том числе иностранных), деятельность или действия которых влияют на лесные ресурсы и биоразнообразие лесного фонда;
31) выступать самостоятельно, а также по поручению руководства Министерства, в качестве истца и ответчика в судебных органах;
32) оказывать консультативную и методическую помощь юридическим лицам, осуществляющим деятельность в сфере охраны, воспроизводства и использования лесных ресурсов и биоразнообразия государственного лесного фонда, а также иных видов деятельности, связанных с воздействием на объекты биоразнообразия лесного фонда и среду их обитания/произрастания;
33) осуществлять пропаганду и распространение знаний о лесных ресурсах и биоразнообразии лесного фонда; взаимодействовать со средствами массовой информации, общественными объединениями, юридическими и физическими лицами по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
34) привлекать (в том числе на договорной основе) для проведения научно-исследовательских и лесоохотустроительных работ в курируемой сфере сотрудников Национальной академии наук Кыргызской Республики и ее научных институтов, иных научных организаций, высших учебных заведений, отдельных специалистов (независимых экспертов), других заинтересованных юридических и физических лиц, в том числе иностранных;
35) привлекать на добровольной основе физических лиц к работе по охране объектов растительного и животного мира и среды их обитания (пребывания) и произрастания в качестве внештатных инспекторов;
36) создавать и развивать подсобные хозяйства.
16. Работники Службы имеют право носить форменную одежду утвержденного образца со знаками различия, осуществлять хранение, ношение, использование и применение служебного оружия и специальных средств (транспорта, связи, наручников, резиновых палок, слезоточивых веществ), применять физическую силу при исполнении служебных обязанностей в порядке, установленном решением Кабинета Министров Кыргызской Республики.
17. Служба обладает правами республиканского органа охраны окружающей среды в курируемой области и выполняет функции, делегируемые Министерством, в соответствии с законодательством Кыргызской Республики в области лесного хозяйства и сохранения биоразнообразия.
Глава 6. Организация работы Службы
18. Службу возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Председателем Кабинета Министров Кыргызской Республики по представлению министра чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики.
19. Заместители директора Службы назначаются на должность и освобождаются от должности министром по представлению директора в порядке, предусмотренном законодательством Кыргызской Республики в сфере государственной гражданской службы и трудовым законодательством Кыргызской Республики, и организуют деятельность Службы в пределах, возложенных на них обязанностей.
20. Главный бухгалтер Службы назначается на должность и освобождается от должности министром чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики по представлению директора Службы.
21. Директор Службы:
1) подчиняется в своей работе непосредственно министру чрезвычайных ситуаций;
2) осуществляет общее руководство деятельностью Службы и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Службу задач и функций;
3) представляет Службу в отношениях с юридическими и физическими лицами Кыргызской Республики и иностранных государств;
4) разрабатывает и вносит на утверждение министру структуру, штатное расписание и сметы расходов центрального аппарата, территориальных и подведомственных подразделений Службы;
5) вносит представления министру на замещение вакантных должностей согласно его номенклатуре;
6) назначает на должность и освобождает от должности государственных служащих и работников Службы, заключает трудовые договора (контракты) с государственными служащими и работниками Службы, в том числе срочные трудовые договора (контракты) с руководителями, заместителями руководителя и главными бухгалтерами территориальных подразделений Службы в соответствии с Трудовым кодексом Кыргызской Республики, согласно номенклатуре;
7) распределяет обязанности между работниками Службы;
8) применяет в установленном порядке виды награждений и дисциплинарных взысканий в отношении сотрудников (работников) системы Службы;
9) издает в пределах своей компетенции приказы и распоряжения;
10) отменяет противоречащие законодательству решения территориальных и подведомственных подразделений;
11) вносит предложение о награждении работников системы Службы ведомственными наградами Министерства, денежными премиями и ценными подарками;
12) ходатайствует перед Министерством о представлении к награждению отличившихся работников системы Службы государственными наградами Кыргызской Республики, наградами Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, Кабинета Министров Кыргызской Республики, министерств и ведомств, а также наградами и нагрудными знаками Министерства;
13) утверждает планы подведомственных и территориальных подразделений Службы;
14) проводит заседания технического совета Службы и принимает участие в заседаниях технических советов подведомственных и территориальных подразделений Службы;
15) утверждает положения о подведомственных подразделениях Службы;
16) утверждает должностные обязанности работников Службы, кроме работников, назначаемых на должность и освобождаемых от должности министром;
17) налагает в пределах своей компетенции дисциплинарные взыскания на работников Службы;
18) вносит в Министерство представления о наложении дисциплинарных взысканий на работников Службы, назначаемых на должность и освобождаемых от должности министром;
19) представляет Службу и участвует в представлении подведомственных и территориальных подразделений в государственных органах, в суде, других учреждениях и организациях;
20) организует квалификационную подготовку и переподготовку работников Службы, подведомственных подразделений;
21) содействует оказанию социальной поддержки, улучшению условий труда и быта работников Службы, подведомственных и территориальных подразделений;
22) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, а также функции, делегируемые Министерством.
22. В отсутствие директора Службы его функции исполняет один из его заместителей.
23. В Службе образуется технический совет, в состав которого входит 7 человек: директор Службы (председатель технического совета), представитель Министерства и другие работники структурных подразделений.
Персональный состав членов технического совета утверждается министром по представлению директора Службы.
Положение о техническом совете утверждается министром.
Глава 7. Учет и отчетность
24. Бухгалтерский, статистический учет и отчетность ведутся Службой в установленном порядке.
Глава 8. Преобразование и прекращение деятельности Службы
25. Переименование, реорганизация или ликвидация Службы осуществляются в соответствии с решением Кабинета Министров Кыргызской Республики.
26. Документы, образующиеся в процессе деятельности Службы, хранятся в соответствии с Законом Кыргызской Республики “О Национальном архивном фонде Кыргызской Республики”.