Комитет Жогорку Кенеша по конституционному законодательству, государственному устройству, судебно-правовым вопросам и Регламенту 2 апреля рассмотрел и одобрил в первом чтении проект закона «О внесении изменений в закон «О местной государственной администрации и органах местного самоуправления».
Инициаторами законопроекта выступила группа депутатов парламента.
Целью данного проекта закона, как сообщил один из депутатов Замирбек Мамасадыков («Ыйман Нуру»), является совершенствование правовых основ для реализации прав и возможностей местных сообществ самостоятельно в своих интересах и под свою ответственность решать вопросы местного значения и обеспечивать поступательное развитие.
Законопроект предусматривает создание правовых условий органам местного самоуправления для организации функционирования и развития системы жизнеобеспечения территории, социально-экономического развития и предоставления населению социальных и культурных услуг и упорядочение вопросов местного значения, которые отнесены к ведению органов местного самоуправления.
По словам Мамасадыкова, в соответствии со статьей 27 закона «О местной государственной администрации и органах местного самоуправления» к ведению органов местного самоуправления отнесены 25 вопросов местного значения. Некоторые так называемые муниципальные услуги, социальные услуги, коммунальные услуги, услуги досуга и так далее, которые на практике оказываются или организовываются органами МСУ и те услуги, которые должны были отнесены к ведению непосредственно органов МСУ не отражены в законе «О местной государственной администрации и органах местного самоуправления», рассказал он.
Поэтому, как считает депутат, следует внести соответствующие изменения в закон «О местной государственной администрации и органах местного самоуправления». В противном случае, предоставление таких услуг со стороны органов МСУ, в том числе финансирование из местного бюджета будет неправомерным, отметил он.
Что предлагается?
Так, в статье 27 закона «О местной государственной администрации и органах местного самоуправления» части 1 предлагается дополнить пунктом 4-1 организация обеспечения домохозяйств поливной водой, эксплуатация и содержание муниципальной ирригационной системы в населенных пунктах;
Также предлагается отнести к ведению органов МСУ вопросы обеспечения функционирования тротуаров вдоль муниципальных дорог и обустройство и содержание детских площадок. Для чего вносятся дополнения в соответствующие подпункты вышеуказанной статьи закона.
Исключаются пункты 23 и 24 статьи 27. Исключение статьи направлено на устранение внутренних противоречий в данном законе. Так, согласно пунктам 10 и 18 части 6 статьи 29 закона, указанные вопросы относятся одновременно к основным государственным полномочиям, которые могут быть делегированы органам МСУ.
Вопросы, установленные в пунктах 23 и 24 части 1 статьи 27 данного закона, дублируют вопросы, установленные в пунктах 10 и 18 в части 6 статьи 29 этого же закона, что подлежит к исключению.
В соответствии с законодательством вопросы обеспечения функционирования муниципального транспорта и регулирования работы общественного транспорта в границах населенных пунктов относятся к ведению органов МСУ. Однако, в статье, определяющей компетенцию местных кенешей айылных аймаков и городов отсутствует норма, дающая право местным кенешам утверждать тарифы за проезд в общественном транспорте внутри населенного пункта. В связи с чем, предлагается дополнить пункт 11 части 2 статьи 34, правом местных кенешей на утверждение тарифа за проезд в общественном транспорте внутри населенного пункта.
В статью 65 вносятся изменения, связанные с уточнением вопросов местного значения, которые могут быть переданы на исполнение юридическим и физическим лицам.
Не всегда исполнение муниципального заказа, финансируется за счет средств местного бюджета. В соответствии со статьей 3 закона «О государственых закупках» государственные закупки – приобретение закупающей организацией товаров, работ, услуг и консультационных услуг методами, установленными настоящим законом, финансируемое полностью или частично за счет государственных средств.
Поэтому, предлагается в случае отсутствия финансирования исполнения муниципального заказа за счет средств местного бюджета, субъект муниципального заказа определяется органами МСУ в порядке, определяемом местным кенешем.
Остальные изменения и дополнения, предусмотренные в проекте закона, вытекают из вышеприведенных предложений и носят редакционный характер.
Инициаторы: депутаты ЖК З.Д. Мамасадыков, Н.К. Кадырбеков, Н.Я. Алимжанова, Б.К. Чойбеков, Р.Ш. Жакышов, М.К. Сарбагышев, Н.А. Ражабалиев, Ж.П. Нурбаев, Н.А. Нарматова.