В 2023 году 6 областях, в городах Бишкек и Ош в пилотном режиме началась административно-территориальная реформа, согласно указа президента Садыра Жапарова.
До этого административно-территориальная реформа проводилась в Нарынской области и в Тюпском районе Иссык-Кульской области.
Согласно данным Кабмина, по республике 452 айылных аймака, из которых 62 айылных аймаков состоят только из одного села, где численность населения колеблется от 148 до 10 тыс. 870 человек. А в отдельных районах существуют айылные аймаки, в состав которых входит десять и более сел.
Такая ситуация и положительные результаты в Нарынской области и в Тюпском районе, как отмечает Кабмин, привели к проведению реформы в остальных регионах.
Заместитель директора Государственного агентства по делам госслужбы и местного самоуправления Мурат Байдылдаев в интервью АКИpress рассказал, как будет проводиться данная работа.
– Какая работа проделана в Нарынской области в рамках административно-территориальной реформы?
– Первый указ президента «О дальнейшем совершенствовании административно-территориального устройства и развитии регионов» был подписан 18 октября 2022 года. После этого было выпущено постановление Кабмина, утвердившее дорожную карту для проведения в пилотном режиме административно-территориальной реформы в Нарынской области.
В ходе реформы, было 5 районов и 63 айыл окмоту (где стало 27 айыл окмоту). 2 января 2024 года нами были проведены встречи с главами айыл окмотов и районов, подведены итоги и была представлена полная информация.
На данный момент все 27 айыл окмоту успешно создали муниципальные предприятия, в которые входят новые обязательства, ранее не входящие в компетенции айыл окмоту. Например, пастбища и внутрихозяйственная сеть находились на балансе общественных организаций, таких как жайыт комитет и ассоциация водопользователей. Почти все остались на месте, никого мы не распускали, просто взяли полномочия, так как вышел указ президента, где указано: передать исполнительным органам местного самоуправления Нарынской области управление пастбищами и внутрихозяйственными оросительными сетями.
Сегодняшний день, у нас работают 27 муниципальных предприятий. Вся техника сосредоточена в одном месте, то есть мы объединили ее в единое управление. Таким образом мы собрали и укомплектовали все в одном месте.
– Получается количество айыл окмоту сократилось с 63 до 27?
– Ряд айыл окмоту объединили.
– В указе президента четко расписано, за счет каких сел и айыл окмоту расширяется территория Бишкека.
– К Бишкеку добавляются 8 айыл окмоту Аламединского и Сокулукского районов, отдельные населенные пункты от других 4 айыл окмоту и новостроек.
В Нарынской области всего 143 села, из которых 92 имеют глав, в том числе в тех, где есть здание айыл окмоту, главы сел не назначены. Раньше в 63 айыл окмоту количество населения колебалось от 1 тыс. до 100 тыс. человек. На данный момент критерий — от 5 тыс. и выше.
Высокогорные, труднодоступные и имеющие особый статус приграничные села не затронуты, такие села присутствуют в Баткенской области.
Что касается передачи полномочий, в 2022 году общественные организации с пастбищных угодий собрали 24 млн сомов, которые были направлены на содержание этих же жайыт комитетов, они ушли через местные бюджеты. По ирригационным внутренними сетями айыл окмоту, уборке мусора, организации питьевой воды и так далее, они получили 112 млн сомов за 11 месяцев. Каждая копейка была отслежена через казначейство.
Необходимо отметить, что при проведении мероприятия 220-летия Ормон хана вновь объединенному айыл окмоту выданы служебные машины. В 2023 году из республиканского бюджета выделено по 10 млн сомов на каждый вновь созданный айыл окмоту для приобретения муниципальной техники, компьютеры и так далее.
– Какую работу ведет Агентство в рамках этой работы?
– Полностью консультационная методическая работа при проведении АТР на сегодняшний день включена в дорожную карту, где все государственные структуры закреплены как исполнители.
В рамках установленных сроков нам предстоит провести обучение и на следующем этапе создать согласительные комиссии в каждом районе. На этих комиссиях будет рассматриваться вопрос о том, уйдет ли часть наших сотрудников с работы. Мы обязаны предоставить полную материальную компенсацию, а также обеспечить получение ими зарплаты в соответствии с установленными нормами. Все эти задачи находятся в нашей компетенции.
Поэтапно, должны подготовить материал из резерва кадров. Акимы и главы айыл окмоту будут назначаться из резерва кадров.
А согласительные комиссии будут рассматривать каждого кандидата на соответствие всем требованиям. Например, бывший милиционер, рано выходящий на пенсию, не может работать в землеустроительстве. При этом важно, чтобы в этой сфере работал агроном или кто-то с соответствующей специальностью. Такие случаи вам, вероятно, известны.
– Есть ли прогноз, на сколько будет сокращено количество сотрудников?
– Например, в Нарынской области до административно-территориальной реформы было 747 штатных единиц, а на сегодняшний день их количество составляет 553.
Из 553:
- основных штатных единиц — 438 (в 27 айыл окмоту),
- главы сел — 92,
- главы айыльных кенешей — 2,
- ответственные секретари в айыльных кенешах — 21.
29 должностей из общего количества являются политическими должностями.
Среди 229 сокращенных сотрудников:
- не прошедшие аттестацию — 59,
- не соответствующие квалификационным требованиям, без образования — 24,
- достигшие пенсионного возраста — 28,
- не получившие поддержку согласительной комиссии, включая тех, кто подал заявление об увольнении — 118.
– А по остальным регионам сколько сотрудников попадут под сокращение?
– У нас есть срок до 15 января для создания межведомственной комиссии. Мы планируем начать работу в каждом районе до 1 апреля и взаимодействовать с каждым айыл окмоту.
– Но у вас же есть общее количество.
– Общее количество муниципальных сотрудников в настоящее время составляет около 9 тыс. человек. Пока точно не можем предоставить количество сотрудников, подлежащих сокращению, так как это зависит от каждого района. Осталось 34 района, и согласительная комиссия будет заниматься этим вопросом.
– Получается должны проходить аттестацию…
– Они все прошли по Кыргызстану аттестацию, готовились к этой работе. Мы можем сказать, сколько из 9 тыс. не прошли аттестацию. Однако, сколько из них не пройдет через согласительную комиссию, я не могу сказать. Это станет известно позже, так как это зависит от квалификационных требований и возраста. Все сотрудники работали, получали заработную плату, не создавали никаких проблем. Мы ожидали указ президента, и на основании этого указа мы сможем официально начать работу.
– Указ подписан, можете рассказать о плане работы?
– До 15 января мы сформируем межведомственную рабочую группу, затем до 1 апреля создадим новые административные территориальные управления. Также к 1 апреля мы разработаем штатное расписание и структуру для каждого вновь созданного айыл окмоту.
Главным бухгалтером, ответственным секретарем, землеустроителем и на другие должности будут назначаться из сокращенных айыл окмоту, и эти решения будут приняты на местах. Мы сможем создать резерв кадров, но отбор будем проводить с учетом собеседования, квалификационных требований и проверки наличия судимостей.
Назначение всех глав айыл окмоту и мэров также запланировано до 1 апреля в соответствии с указом. Однако мы рассчитываем, что к 15 февраля все главы будут назначены, и они незамедлительно должны начать формирование своих штатов.
– Территория Бишкека расширяется, почему было решено включить в состав столицы именно эти айыл окмоту?
– Указ президента содержит первый пункт: одобрить предложения, которые были отработаны на местах.
Согласно указу президента, утверждает предложения губернаторов, а также мэров городов Бишкек и Ош. Процесс объединения, который был отработан на местах, включал в себя согласование между сторонами, проведение сессий в каждом айыл окмоту участием акимов, получение согласия депутатов местного кенеша на объединение. После этого глава айыл окмоту выносил свое решение, подтвержденное депутатами местного кенеша, и представлял его акиму. Акимы формировали решения в пределах своих районов и все они выражали согласие. Затем решения направлялись полномочным представителям президента. Такова структура этого процесса. Поэтому президент утвердил предложения, и ни мы, ни Минэконом насильственно не проводили объединение. Все решения были приняты на местах, и депутаты местного кенеша представляли избранных жителями данного сельсовета.
– Например, что изменится для айыл окмоту, которые войдут в состав Бишкека?
– Рассмотрим, например, село Биримдик в районе ГЭС-5, которое также войдет и получит статус населенного пункта.
В селе как таковом нет коммуникации, как канализации. Почему город сегодня запрашивает дотирование своего бюджета для всех присоединенных? Город обязан предоставить свет, канализацию, воду. Транспорт должен дотягиваться до каждой точки города. Для бишкекчан предусмотрены льготы: пенсионеры будут ездить бесплатно, для школьников предусмотрены льготы в транспорте, школьное питание будет стоить 20 сомов, а также предоставляются различные льготы в детских садах.
За последние 2 года Бишкек значительно улучшил состояние своих дорог, кроме того, две новые ветки канализации уже были проложены в село Озерное, что свидетельствует о том, что город готовится к увеличению своей территории и строительству новых объектов. Все эти аспекты будут включены в Генплан, где будут представлены линии подключения, а мы должны тщательно продумать, как это будет взаимодействовать с нашим городом.
– Сколько городов-миллионников будет в стране после реализации АТР?
– Акылбек Усенбекович [Жапаров] заявил, что город Бишкек должен стать городом с населением два миллиона человек, а город Ош — миллионником.
Для придания городу Кант статуса города областного значения предполагается присоединить к его территории айылный аймак Люксембург. Мэр города будет назначаться губернатором, подчиняясь ему. Это также будет обозначением статусности.
Для присвоения статуса города областного значения городу Кара-Балта предлагается присоединить село Калинин (за исключением участка Токтош, Сад-Верха, Верхний и Ильич) и участков Гидропартия и Индом айылного аймака Красный Восток.
Также предполагается присоединение айылного аймака Кок-Мойнок Тонского района к городу Балыкчы.
К городу Каракол планируется присоединение айылного аймака Челпек Ак-Суйского района.
– Что произойдет с документами граждан после АТР?
– В течение установленного срока никто не будет вас принуждать менять номера и паспорта, все останется без изменений. Если вы сами решите внести изменения в свои документы в соответствии с установленным порядком, то, конечно, это возможно. В указе четко прописано, что в пилотном режиме, если что-то пойдет не так, то все вернется на свои места. Пилотный режим — это попытка прожить по-новому, и если что-то не устроит, можно вернуться к предыдущему порядку.
– Что принесет административно-территориальная реформа?
– На сегодняшний день в рамках оптимизации местной власти в соответствии с указом президента от 29 декабря 2023 года из 408 айыл окмоту будет снова создано около 230 новых айыльных аймаков. Им передаются дополнительные функции. Зачем это делается? Ранее айыл окмоту собирали свой доход, и налоговые инспекции ходили по домам. Мы оптимизируем процесс, предоставляя налоговым инспекциям все функции. Сотрудники органов местного самоуправления также получают новые функции.
Кабинет министров в рамках проведения административно-территориальной реформы будет решать вопросы трудоустройства, выплаты компенсаций и переподготовки муниципальных служащих, высвобождаемых в результате реформы. Статус депутатов айылных аймаков, населенных пунктов и объединяемых айылных аймаков сохраняется до окончания срока их полномочий. Гарантируются права граждан на земельные участки и пастбища, также запрещается трансформация и выделение земельных участков под новые строения населенных пунктов, присоединяемых к городам. Пастбища айылных аймаков и населенных пунктов остаются в распоряжении районов и областей.
Мэрии городов получают полномочия по бюджету, тарифам и платам за услуги и перевозки. Создается система управления высокогорными, труднодоступными и приграничными территориями.
Исполнительным органам мэрии городов, объединяемых айылных аймаков Баткенской, Жалал-Абадской, Иссык-Кульской, Ошской, Таласской и Чуйской областей, передаются следующие полномочия с соответствующим финансовым обеспечением:
- управление и использование государственных пастбищных угодий;
- эксплуатация, содержание и распределение воды на договорных условиях лицам, владеющим и использующим орошаемые земли;
- создание муниципальных предприятий для комплексного обслуживания и развития систем питьевого водоснабжения, эффективного управления пастбищными угодьями и обеспечения чистоты в населенных пунктах.