ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
Главная | ПОЛИТИКА | Кабмин выступил против предложения об обязательном согласовании проектов НПА, затрагивающих права лиц с инвалидностью, с Советом по делам с инвалидностью

Кабмин выступил против предложения об обязательном согласовании проектов НПА, затрагивающих права лиц с инвалидностью, с Советом по делам с инвалидностью

Кабинет министров счел нецелесообразным норму об обязательном согласовании проектов нормативных правовых актов, затрагивающих права лиц с инвалидностью, с Советом по делам с инвалидностью.

Так, председатель Кабинета министров Адылбек Касымалиев одобрил заключение Кабмина к законопроекту «О внесении изменений в некоторые законодательные акты КР по вопросам Совета по делам лиц с инвалидностью», инициированного депутатом Жогорку Кенеша Дастаном Бекешевым (Октябрьский округ).

Как говорится в распоряжении Кабмина от 8 апреля 2025 года № 233, законопроектом предусматривается обязательное согласование проектов нормативного правового акта с Советом по делам лиц с инвалидностью по вопросам, затрагивающим права лиц с инвалидностью.

Однако, как пишет Кабмин, по Положению о Совете по делам лиц с инвалидностью совет является постоянно действующим консультативно-совещательным органом, осуществляющим свою деятельность на принципах открытого и коллективного обсуждения. Рабочим органом Совета определено Министерство труда, социального обеспечения и миграции. Поэтому целесообразно определить механизм взаимодействия через уполномоченные государственные органы, курирующие соответствующие сферы регулирования.

Кроме того, в системе госуправления функционируют иные консультативно-совещательные советы, выполняющие аналогичные функции. Введение обязательного согласования с такими органами может привести к излишнему усложнению законодательного процесса, пишет Кабмин.

Совет не является юридическим лицом и не зарегистрирован в электронной базе данных юридических лиц, филиалов (представительств) Министерства юстиции. Он работает на общественных началах, а заседания проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.

В действующем законодательстве установлены предельные сроки согласования нормативных правовых актов в госорганах. Также по итогам рассмотрения согласующий государственный орган представляет инициатору письмо о согласовании проекта, подписанное первым руководителем госоргана, с отражением позиции. Процедура согласования предусматривает подписание проекта руководителем, тогда как по положению его председателем является председатель Кабинета министров.

Кроме того, в законопроекте нет четкого определения правового статуса совета, что приводит к правовой неопределенности его компетенций и полномочий. Кроме того, не урегулирован вопрос о юридической силе решений совета, в частности, не определено, являются ли они обязательными или носят рекомендательный характер.

Также проекты НПА, затрагивающих интересы граждан и юридических лиц, а также проекты НПА, регулирующих предпринимательскую деятельность, подлежат общественному обсуждению посредством размещения на официальном сайте нормотворческого органа.

В процессе разработки законопроектов уже есть механизмы вовлечения различных социальных групп, включая организации, работающие с лицами с инвалидностью, посредством общественных слушаний, рабочих групп и консультаций, пишет Кабмин.

В дальнейшем при Кабинете министров могут быть созданы иные консультативно-совещательные органы, представляющие интересы различных категорий граждан. В связи с этим не исключается возможность выдвижения требований о включении данных органов в обязательный процесс согласования проектов нормативных правовых актов, что может привести к излишнему усложнению законодательного процесса и увеличению сроков его реализации, опасается Кабмин.

Дополнительное обязательное согласование с Советом приведет к увеличению бюрократической нагрузки, что противоречит политике упрощения и цифровизации процесса нормотворчества, в частности развитию модуля «Проект акта» автоматизированной информационной системы «Государственная система электронного документооборота».

Кабмин также отмечает, что установление обязательного включения в справку-обоснование информации о согласовании с Советом влечет дополнительные требования к разработчикам нормативных правовых актов, что может привести к усложнению процедуры их подготовки, увеличению бюрократической нагрузки и формализации процесса согласования.

Законопроектом также вводится статья 18-1, которая устанавливает нормы создания Совета, его роль и порядок работы в рамках законодательства о правах лиц с инвалидностью. Устанавливается, что решения Совета оформляются в виде поручений и направляются в соответствующие государственные органы и органы местного самоуправления.

На это в Кабмине отмечают, что министры, председатель государственного комитета самостоятельно принимают решения по вопросам, отнесенным к порученным им сферам деятельности, кроме вопросов, рассматриваемых на заседаниях Кабинета министров, а также требующих согласования с другими министерствами, государственным комитетом и иными государственными органами.

Также Конституция предусматривает, что госорганы не вправе вмешиваться в полномочия органов местного самоуправления за исключением случаев, предусмотренных законом.

Статью 18-1. «Совет по делам лиц с инвалидностью» Кабмин предлагает в следующей редакции:

«1. Кабинет министров КР создает и определяет порядок деятельности Совета по делам лиц с инвалидностью.

2. Совет по делам лиц с инвалидностью осуществляет свою деятельность, руководствуясь Конституцией КР и национальным законодательством для реализации прав лиц с инвалидностью, достижением равенства возможностей и инклюзивного общества.

Правовой статус определяется Положением, утверждаемым Кабинетом министров КР.”.

Кабмин в целом рекомендовал доработать законопроект с учетом изложенных замечаний и предложений. Заключение направлено в Жогорку Кенеш.

#совет по делам с инвалидностью #кабинет министров

Источник