Кабинет министров утвердил Стратегию комплексного управления пограничной безопасностью Кыргызстана на 2025-2030 годы и план реализации Стратегии комплексного управления пограничной безопасностью Кыргызстана на 2025-2030 годы.
Как говорится в постановлении от 6 декабря 2024 года № 737, решение принято для повышения эффективности государственной политики в сфере обеспечения пограничной безопасности.
Министерствам, государственному комитету и административным ведомствам поручено принять меры по реализации вышеуказанных стратегии и плана.
Постановление вступает в силу со дня официального опубликования (газета «Эркин Тоо» от 13 декабря 2024 года № 96).
План реализации Стратегии комплексного управления пограничной безопасностью Кыргызской Республики на 2025-2030 годы
№
Стратегические цели
Меры/действия
Срок реализации
Ожидаемые результаты
Ответственные исполнители
1
Обеспечение пограничной безопасности
1) Поддержание надлежащего уровня пограничной безопасности посредством снижения рисков возникновения внешних и внутренних угроз, а также уязвимостей уполномоченных государственных органов
2025-2030 гг.
Адекватное и эффективное реагирование на кризисные ситуации
ПС ГКНБ, МВД, ГТС, МВСХПП
2) Развитие и внедрение национальной системы управления рисками в интересах обеспечения пограничной безопасности КР
2025-2026 гг.
Разработка и внедрение национальной системы управления рисками
ПС ГКНБ, МВД, ГТС, МВСХПП
3) Совершенствование и развитие системы пограничного, таможенного, иммиграционного, санитарного, ветеринарного и фитосанитарного контроля
2025-2030 гг.
Повышение эффективности контроля на границе
ПС ГКНБ, МВД, ГТС, МВСХПП
4) Установление оптимального режима государственной границы
2025-2027 гг.
Поддержание режима границы
ПС ГКНБ, МВД
5) Развитие приграничных отношений с соседними государствами
2025-2030 гг.
Развитие пограничного сотрудничества
ПС ГКНБ, МИД
6) Внедрение и использование передовых технологий в области эффективного обеспечения пограничной безопасности
2025-2030 гг.
Технологическое переоснащение системы пограничной безопасности
ПС ГКНБ, МВД, ГТС, МВСХПП
2
Обеспечение общественной безопасности в приграничных районах
1) Наращивание межведомственного взаимодействия в вопросах предупреждения и пресечения противоправной деятельности в приграничных районах
2025-2030 гг.
Противодействие противоправной деятельности в приграничных районах
МВД, ПС ГКНБ, ГТС
2) Внедрение современных информационных систем и технологий в сфере профилактики правонарушений в рамках обеспечения общественного порядка и общественной безопасности
2025-2030 гг.
Профилактика правонарушений, обеспечения общественного порядка и общественной безопасности
МВД
3) Интегрирование систем цифрового контроля и взаимодействия в вопросах предупреждения и пресечения противоправной деятельности в приграничных районах
2025-2026 гг.
Внедрение систем цифрового контроля
МВД, ПС ГКНБ, ГТС
4) Усиление потенциала в области обеспечения сервисного обслуживания населения и профилактики правонарушений с использованием передовых технологий
2025-2027 гг.
Повышение сервисного обслуживания населения с использованием передовых технологий
МВД
3
Международное сотрудничество
1) Расширение международного сотрудничества в рамках предупреждения и пресечения противоправных проявлений трансграничной преступности посредством глобальных и региональных инициатив
2025-2030 гг.
Противодействие трансграничной преступности
ПС ГКНБ, МВД, ГТС, МВСХПП
2) Обеспечение защиты прав и интересов граждан и юридических лиц КР, находящихся за рубежом
2025-2030 гг.
Защита прав и интересов граждан и юридических лиц КР, находящихся за рубежом
МИД, МВД, МТСОМ
3) Проведение эффективной миграционной политики в интересах обеспечения пограничной безопасности КР
2025-2030 гг.
Урегулирование миграционных процессов
МТСОМ, МИД, МВД
4) Совершенствование механизмов международного сотрудничества в рамках обеспечения национальной безопасности, суверенитета и территориальной целостности КР
2025-2030 гг.
Укрепление международного сотрудничества
ПС ГКНБ, МИД
5) Укрепление добрососедства на принципах взаимного уважения суверенитета, территориальной целостности, нерушимости границ и равноправия, а также мер взаимного доверия в приграничных районах с сопредельными государствами
2025-2030 гг.
Укрепление добрососедства и пограничного сотрудничества с сопредельными государствами
ПС ГКНБ, МИД
4
Институциональное развитие
1) Оптимизация (в том числе делегирование полномочий/функций), а также автоматизация рабочих процессов уполномоченных государственных органов КР
2025-2030 гг.
Оптимизация и автоматизация процессов в пунктах пропуска на границе
ПС ГКНБ, МВД, ГТС, МВСХПП
2) Повышение кадрового потенциала уполномоченных государственных органов КР
2025-2030 гг.
Повышение качества кадровых ресурсов
ПС ГКНБ, МВД, ГТС, МВСХПП
3) Содействие увеличению пассажирского и грузового потока в пунктах пропуска через государственную границу за счет оптимизации усилий уполномоченных государственных органов КР
2025-2030 гг.
Увеличение пассажирского и грузового потока
ПС ГКНБ, МВД, ГТС, МВСХПП
4) Повышение инфраструктурного потенциала уполномоченных государственных органов КР
2025-2030 гг.
Рост и развитие инфраструктуры приграничных районов
ПС ГКНБ, МВД, ГТС, МВСХПП
5) Снижение коррупционных рисков в структуре уполномоченных государственных органов КР
2025-2030 гг.
Снижение коррупционных рисков
ПС ГКНБ, МВД, ГТС, МВСХПП
Стратегия комплексного управления пограничной безопасностью Кыргызской Республики на 2025-2030 годы
Общие положения
Стратегия комплексного управления пограничной безопасностью Кыргызской Республики на 2025-2030 годы (далее – Стратегия) является составной частью Концепции национальной безопасности Кыргызской Республики, утвержденной Указом Президента Кыргызской Республики “О Концепции национальной безопасности Кыргызской Республики” от 20 декабря 2021 года № 570.
Наименование проекта:
Стратегия комплексного управления пограничной безопасностью Кыргызской Республики на 2025-2030 годы
Дата начала реализации:
1 января 2025 года
Дата окончания реализации:
31 декабря 2030 года
Продолжительность:
72 месяца
Географический охват:
Кыргызская Республика
Стратегические цели:
№ 1. Обеспечение пограничной безопасности
№ 2. Обеспечение общественной безопасности в приграничных районах
№ 3. Международное сотрудничество
№ 4. Институциональное развитие
Стратегия представляет собой систему официально принятых взглядов на цели, принципы, задачи и приоритетные направления реализации Концепции национальной безопасности в области пограничной безопасности Кыргызской Республики.
Стратегия призвана повысить уровень пограничной безопасности путем обеспечения единства подходов к внедрению и функционированию интегрированной модели управления Государственной границей Кыргызской Республики.
Стратегия разработана в соответствии с Конституцией Кыргызской Республики, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами, вступившими в силу в соответствии с законодательством Кыргызской Республики и другими нормативными правовыми актами, регламентирующими обеспечение национальной безопасности Кыргызской Республики в пограничном пространстве.
Разработка Стратегии осуществлялась на основе досконального изучения, сбора, обобщения и анализа данных по результатам реализации Национальной стратегии создания и внедрения системы комплексного управления Государственной границей Кыргызской Республики на период до 2022 года (далее – Стратегия КУГГ), утвержденной постановлением Правительства Кыргызской Республики от 16 марта 2012 года № 183.
В соответствии с нормативными правовыми актами Кыргызской Республики осуществление контроля за пересечением государственной границы лицами, транспортными средствами, перемещением грузов и иного имущества возложено на нижеследующие уполномоченные государственные органы Кыргызской Республики:
– пограничный и миграционный контроль – на уполномоченный государственный орган по охране государственной границы;
– таможенный и транспортный контроль на внешней границе Евразийского экономического союза в Кыргызской Республике – на уполномоченный государственный орган в сфере таможенного дела;
– санитарно-карантинный контроль – на уполномоченный государственный орган в сфере здравоохранения;
– ветеринарный контроль – на уполномоченный государственный орган в сфере ветеринарной безопасности;
– фитосанитарный контроль – на уполномоченный государственный орган в сфере фитосанитарной безопасности;
– контроль за оборотом наркотиков – на уполномоченный государственный орган, ведающий вопросами внутренних дел.
В этой связи в Стратегии излагаются перспективные масштабы и направленность работы в рамках повышения потенциала уполномоченных государственных органов, осуществляющих контроль в пунктах пропуска через Государственную границу Кыргызской Республики на период с 2025 по 2030 годы в соответствии с Национальной стратегией развития Кыргызской Республики на 2018-2040 годы.
Кроме того, Стратегия призвана сформировать единый взгляд на проблемы поддержания пограничной безопасности, выявить наиболее существенные угрозы и слабые места в ее системе управления, а также определить ресурсы, необходимые для устранения выявленных недостатков и смягчения последствий воздействия угроз.
Стратегия описывает рамки для предоставления согласованного пакета технической и иной помощи, направленной на поддержку уполномоченных государственных органов, осуществляющих свою деятельность на государственной границе, достижения приоритетных результатов в сфере обеспечения пограничной безопасности Кыргызской Республики посредством повышения ее всестороннего потенциала.
В Стратегии используются следующие основные понятия:
вызов национальной безопасности в пограничном пространстве – начальная стадия зарождения угрозы в пограничном пространстве Кыргызской Республики;
делимитация государственной границы – договорное определение государственной границы между Кыргызской Республикой и сопредельными государствами по картам с составлением подробного описания ее прохождения;
демаркация границы – точное определение и обозначение пограничными знаками линии государственной границы на местности, осуществляемые на основе договоров (соглашений) о делимитации государственной границы;
комплексное управление пограничной безопасностью – координация усилий и согласование действий уполномоченных государственных органов и органов местного самоуправления по использованию персонала, технологий, сил и средств соответствующих государственных органов других государств (на основе международных договоров и соглашений) в интересах обеспечения пограничной безопасности;
национальная безопасность – гарантированное состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз;
обустройство государственной границы – система мероприятий, направленных на создание условий функционирования инфраструктуры государственной границы;
объекты пограничной политики – национальные интересы в пограничном пространстве, межгосударственные и внутриобщественные отношения по пограничным вопросам, а также вытекающие из них противоречия, нуждающиеся в правовой и иной государственной регуляции;
пограничная безопасность – составная часть национальной безопасности, представляющая собой состояние защищенности национальных интересов Кыргызской Республики от внутренних и внешних угроз в пограничном пространстве;
пограничная деятельность – деятельность (система мер), осуществляемая государственными органами, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями и гражданами Кыргызской Республики, направленная на обеспечение пограничной безопасности государства;
пограничная политика – скоординированная, согласованная деятельность государственных органов и органов местного самоуправления, направленная на обеспечение пограничной безопасности;
пограничное пространство Кыргызской Республики – государственная граница и примыкающая к ней территория в пределах административно-территориальной единицы Кыргызской Республики, а также территория пунктов пропуска через государственную границу, в пределах которых осуществляется пограничная деятельность.
Предистория, обоснование и проблематика
В 2007 году в городе Вена (Австрия) на конференции Центральноазиатской инициативы по безопасности границ было объявлено о намерениях Кыргызской Республики по развитию Национальной системы комплексного (интегрированного) управления государственной границей.
В дальнейшем кыргызской стороной был разработан детальный механизм внедрения Стратегии КУГГ, при котором Правительство Кыргызской Республики осуществляло непосредственный контроль за ходом реализации и эффективностью Стратегии в целом посредством деятельности Межведомственной комиссии по разработке и внедрению Стратегии КУГГ, созданной соответствующим распоряжением Правительства Кыргызской Республики от 2 августа 2011 года № 326-р (далее – Межведомственная комиссия).
При реализации проекта по созданию и внедрению Стратегии КУГТ Пограничная служба Кыргызской Республики выступала национальным координирующим органом, организовав совместную работу 12 министерств и ведомств Кыргызской Республики, являвшихся субъектами обеспечения пограничной безопасности.
По инициативе Пограничной службы Кыргызской Республики 20 ноября 2012 года организована и проведена международная конференция, в рамках которой представителям дипломатического корпуса, а также международных и региональных организаций, аккредитованных в Кыргызской Республике, представлена Стратегия КУГГ.
По результатам состоявшегося мероприятия участниками конференции принята итоговая декларация, в которой отмечена важность шагов, предпринимаемых Кыргызской Республикой в вопросах охраны границы, а также необходимость развития сотрудничества в области укрепления пограничной безопасности.
При этом согласно основному замыслу финансирование реализации Стратегии КУГГ осуществлялось за счет республиканского бюджета в объеме, предусмотренном на ежегодной основе для уполномоченных министерств и ведомств Кыргызской Республики.
Помимо финансовых средств государственного бюджета, привлекались внешние источники финансирования при поддержке доноров из числа международных институтов на грантовой и безвозмездной основе.
В свою очередь оценка реализации Стратегии КУГГ осуществлялась в сотрудничестве с внешней экспертной поддержкой, результаты которой учитывались в ходе своевременных корректировок Стратегии КУГГ и Плана действий по ее реализации в соответствии с динамично развивающейся обстановкой и реальностью.
На основе результатов мониторинга оценивалась эффективность реализации Плана действий Стратегии КУГГ с привлечением экспертов Программы содействия управлению границами в Центральной Азии (далее – Программа ВОМСА).
С начала вступления в силу Стратегии КУГГ организовано и проведено 14 заседаний Межведомственной комиссии и 78 заседаний Национального координационного центра.
При этом практическая составляющая механизма создания и внедрения Стратегии КУГГ определялась Планом действий по реализации Стратегии КУГГ на период с 2012 до 2022 год включительно (далее – План Стратегии КУГГ).
Согласно указанному Плану Стратегии КУГГ, были определены основные направления в развитии Пограничной службы Кыргызской Республики, такие как: формирование и развитие органов, ответственных за обеспечение пограничной безопасности; подготовка кадров и развитие пограничной инфраструктуры, материально-технического оснащения, а также создание мер по функционированию всей Стратегии КУГГ.
В рамках утвержденного Плана Стратегии КУГГ Правительством Кыргызской Республики были определены конкретные мероприятия, для каждого органа государственной власти, по четырем основным приоритетам, в частности:
№ п/п
Описание
Приоритет № 1
Создание и совершенствование комплексной нормативной правовой базы в интересах эффективного функционирования Стратегии КУГГ
Приоритет № 2
Внедрение и совершенствование современных методов и способов функционирования Стратегии КУГГ
Приоритет № 3
Создание единой системы обучения, подготовки и переподготовки кадров, благоприятных условий для профессионального роста, работы и службы
Приоритет № 4
Создание эффективной интегрированной инфраструктуры Стратегии КУГГ
В результате практической реализации Плана Стратегии КУГГ в период с 2012 по 2022 годы включительно из запланированных 196 мероприятий было реализовано всего 160 (81,6% от всего объема запланированных мероприятий).
Вместе с тем в силу недостаточного бюджетного финансирования, а также окончания сроков реализации Стратегии КУГГ и других причин, связанных с незавершенностью международно-правового оформления линии прохождения Государственной границы Кыргызской Республики, 36 ранее запланированных мероприятий остались нереализованными.
№
п/п
Общее число запланированных мероприятий
Количество реализованных мероприятий
Количество нереализованных мероприятий
Приоритет № 1
61
59
2
Приоритет № 2
8
8
–
Приоритет № 3
11
11
–
Приоритет № 4
116
82
34
Итого:
196
160
36
Неоценимый вклад в практическую имплементацию Стратегии КУГГ на территории Кыргызской Республики внесла Программа ВОМСА, с которой Пограничная служба Кыргызской Республики успешно взаимодействует на протяжении 20 лет.
Для повышения эффективности обеспечения пограничной безопасности Кыргызской Республики осуществлен ряд комплексных мероприятий (согласно Плану Стратегии КУГГ), направленных на повышение потенциала Пограничной службы Кыргызской Республики.
При этом основными достижениями системы обеспечения национальной безопасности в пограничном пространстве за период с 2012 по 2022 год включительно следует считать:
– создание и расширение нормативных правовых основ, регулирующих вопросы обеспечения пограничной безопасности;
– завершение межгосударственных процедур по делимитации и демаркации государственной границы с Республикой Казахстан;
– формирование устойчивой системы управления силами и средствами охраны государственной границы;
– внедрение в практику пограничной деятельности современных технических средств охраны границы;
– техническое развитие систем пропуска через государственную границу, открытие воздушных, автомобильных и железнодорожных пунктов пропуска через государственную границу, улучшение условий внешнеэкономической деятельности в пунктах пропуска посредством внедрения принципа “единого окна”;
– введение в действие и успешное функционирование Единой системы учета внешней миграции по контролю за въездом/выездом в/из Кыргызской Республики лиц и транспортных средств;
– создание офисов пограничного взаимодействия в области противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также других грузов, запрещенных законодательством к перемещению через государственную границу;
– повсеместное проведение мероприятий по оптимизации структуры, состава и численности субъектов обеспечения пограничной безопасности в соответствии с характером угроз национальной безопасности в пограничном пространстве;
– совершенствование систем социальной защиты военнослужащих (сотрудников) государственных органов и членов их семей, в том числе по предоставлению им государственных жилых помещений, повышению уровня денежного довольствия и других социальных выплат.
Современное состояние пограничной безопасности
Результаты оценки текущей ситуации в пограничном пространстве свидетельствуют о наличие основных факторов, влияющих на эффективность функционирования системы обеспечения пограничной безопасности, в частности:
1) незавершенность международного правового оформления государственной границы с сопредельными государствами;
2) недостаточное обустройство и техническое оснащение отдельных участков государственной границы;
3) наличие факторов, негативно влияющих на криминогенную ситуацию в приграничных районах;
4) миграция трудоспособного населения в благополучные регионы, вовлеченность местного населения приграничных районов в противоправную деятельность через государственную границу, а также снижение мотивации по их участию в охране границы;
5) наличие коррупционных рисков в сфере обеспечения пограничной безопасности.
Указанные факторы создают определенные условия для совершения правонарушений в области законодательства Кыргызской Республики о государственной границе, а также препятствуют деятельности по ее охране.
Представленные факторы имеют свое проявление в угрозах национальной безопасности в пограничном пространстве, которые в зависимости от направления воздействия могут являться как внешними, так и внутренними.
При этом к внешним угрозам национальной безопасности в пограничном пространстве целесообразно отнести:
1) возникновение межгосударственных противоречий по вопросам прохождения государственной границы и предъявление Кыргызской Республике территориальных претензий, в том числе посредством проявления военной агрессии;
2) концентрация войсковых формирований и развитие военной инфраструктуры сопредельной стороны вблизи государственной границы, а также возникновение вооруженных провокаций на государственной границе;
3) противоправная деятельность международных террористических организаций, направленная на дестабилизацию общественно-политической обстановки в отдельных приграничных районах Кыргызской Республики;
4) нелегальный ввоз товаров через Государственную границу Кыргызской Республики;
5) негативное информационное воздействие на население в приграничных районах Кыргызской Республики с целью дестабилизации обстановки;
6) потенциальные риски возникновения массовых переходов гражданских лиц сопредельных государств, в том числе с целью получения статуса беженца, вследствие возникновения чрезвычайных ситуаций на территории сопредельного государства.
В свою очередь к внутренним угрозам национальной безопасности в пограничном пространстве целесообразно отнести:
1) усиление политического и религиозного экстремизма, национальной, расовой и конфессиональной нетерпимости в приграничных районах Кыргызской Республики;
2) относительно слабое развитие информационно-коммуникационных технологий и защиты информационного пространства приграничных территорий;
3) формирование закрытых сообществ (землячеств) вынужденными переселенцами из сопредельных государств, имеющих устойчивые связи в стране исхода;
4) иные процессы трансграничного характера и их последствия, способные нанести ощутимый ущерб национальным интересам в пограничном пространстве.
Наличие указанных фактов внешних и внутренних угроз, а также современное состояние и развитие обстановки на Государственной границе Кыргызской Республики привели к образованию масштабной, многофакторной системы угроз, негативно влияющих на территориальную целостность, сохранение стабильности и безопасности государства, а также его жизненно важные интересы.
С учетом изложенного, а также окончанием сроков реализации внедрения Стратегии КУГГ в 2022 году, перед государственными органами Кыргызской Республики, непосредственно отвечающими за обеспечение пограничной безопасности, возникла объективная необходимость в разработке и внедрении новой системы комплексной защиты политических, военных, экономических, гуманитарных, экологических и других интересов Стратегии комплексного управления пограничной безопасностью Кыргызской Республики на 2025-2030 годы.
Цель стратегии
Основная цель настоящей Стратегии заключается в реализации Концепции национальной безопасности Кыргызской Республики, утвержденной Указом Президента Кыргызской Республики “О Концепции национальной безопасности Кыргызской Республики” от 20 декабря 2021 года № 570, путем достижения комплексной деятельности уполномоченных государственных органов по защите прав и жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз в пограничном пространстве.
Основные принципы стратегии
Стратегия детализирует решения, обозначенные в вышеуказанной Концепции национальной безопасности на среднесрочную перспективу в области обеспечения пограничной безопасности.
В этой связи цели и задачи, указанные в Стратегии, обязательны для исполнения всеми уполномоченными государственными органами при разработке институциональных (ведомственных) программ развития. При этом цели и задачи настоящей Стратегии должны учитываться и детализироваться до степени их реализации.
Стратегические цели и задачи
Для достижения конечной цели необходимо выполнить ряд задач согласно нижеследующим стратегическим целям, рекомендуемым к реализации в рамках Стратегии:
1. Обеспечение пограничной безопасности.
Основными задачами при реализации указанной стратегической цели являются:
1) поддержание надлежащего уровня пограничной безопасности посредством снижения рисков возникновения внешних и внутренних угроз, а также уязвимостей уполномоченных государственных органов Кыргызской Республики;
2) развитие и внедрение национальной системы управления рисками в интересах обеспечения пограничной безопасности Кыргызской Республики;
3) совершенствование и развитие системы пограничного, таможенного, иммиграционного, санитарного, ветеринарного и фитосанитарного контроля;
4) установление оптимального режима государственной границы;
5) развитие приграничных отношений с соседними государствами;
6) внедрение и использование передовых технологий в области эффективного обеспечения пограничной безопасности.
2. Обеспечение общественной безопасности в приграничных районах.
Основными задачами при реализации указанной стратегической цели являются:
1) наращивание межведомственного взаимодействия в вопросах предупреждения и пресечения противоправной деятельности в приграничных районах;
2) внедрение современных информационных систем и технологий в сфере профилактики правонарушений в рамках обеспечения общественного порядка и общественной безопасности;
3) интегрирование систем цифрового контроля и взаимодействия в вопросах предупреждения и пресечения противоправной деятельности в приграничных районах;
4) усиление потенциала в области обеспечения сервисного обслуживания населения и профилактики правонарушений с использованием передовых технологий.
3. Международное сотрудничество.
Основными задачами при реализации указанной стратегической цели являются:
1) расширение международного сотрудничества в рамках предупреждения и пресечения противоправных проявлений трансграничной преступности посредством глобальных и региональных инициатив;
2) обеспечение защиты прав и интересов граждан и юридических лиц Кыргызской Республики, находящихся за рубежом;
3) проведение эффективной миграционной политики в интересах обеспечения пограничной безопасности Кыргызской Республики;
4) совершенствование механизмов международного сотрудничества в рамках обеспечения национальной безопасности, суверенитета и территориальной целостности Кыргызской Республики;
5) укрепление добрососедства на принципах взаимного уважения суверенитета, территориальной целостности, нерушимости границ и равноправия, а также мер взаимного доверия в приграничных районах с сопредельными государствами.
4. Институциональное развитие.
Основными задачами при реализации указанной стратегической цели являются:
1) оптимизация (в том числе делегирование полномочий/функций), а также автоматизация рабочих процессов уполномоченных государственных органов Кыргызской Республики;
2) повышение кадрового потенциала уполномоченных государственных органов Кыргызской Республики;
3) содействие увеличению пассажирского и грузового потока в пунктах пропуска через государственную границу за счет оптимизации усилий компетентных органов Кыргызской Республики;
4) повышение инфраструктурного потенциала уполномоченных государственных органов Кыргызской Республики;
5) снижение коррупционных рисков в структуре уполномоченных государственных органов Кыргызской Республики.
Ожидаемые результаты
Практическая реализация Стратегии позволит:
1) осуществить приведение системы обеспечения пограничной безопасности в соответствие полному спектру и масштабам вышеуказанных угроз пограничной безопасности Кыргызской Республики;
2) определить планомерные и последовательные направления развития уполномоченных государственных органов Кыргызской Республики на среднесрочную перспективу в области обеспечения пограничной безопасности с позиции интеграции и синергии общих усилий;
3) укрепить потенциал уполномоченных государственных органов Кыргызской Республики за счет расширения и реализации потенциальных возможностей двустороннего, регионального и многостороннего международного сотрудничества;
4) установить альтернативные источники финансирования в рамках предполагаемых совместных инициатив;
5) осуществить экономию бюджетных средств, направленных на обеспечение пограничной безопасности.
Бюджет реализации стратегии
Реализация Стратегии предусматривается за счет привлечения внешних источников финансирования со стороны потенциальных стратегических (ключевых) партнеров из числа международных и региональных организаций, аккредитованных на территории Кыргызской Республики, а также средств государственного бюджета, выделяемых на ежегодной основе уполномоченным компетентным органам Кыргызской Республики.
Мониторинг и оценка реализации стратегии
Приоритетными направлениями мониторинга и оценки деятельности уполномоченных государственных органов Кыргызской Республики в рамках внедрения Стратегии являются:
1) поддержание надлежащего уровня пограничной безопасности посредством снижения рисков возникновения внешних и внутренних угроз, а также уязвимостей уполномоченных государственных органов Кыргызской Республики;
2) внедрение национальной системы управления рисками в интересах обеспечения пограничной безопасности Кыргызской Республики;
3) степень совершенствования и развития системы пограничного, таможенного, иммиграционного, санитарного, ветеринарного и фитосанитарного контроля;
4) наращивание информационно-коммуникационных систем в рамках адекватного реагирования на возникающие кризисные ситуации, а также создание единого механизма сбора, обработки и межведомственного обмена информацией;
5) наращивание межведомственного взаимодействия в вопросах предупреждения и пресечения противоправной деятельности в приграничных районах;
6) внедрение современных информационных систем и технологий в сфере профилактики правонарушений в рамках обеспечения общественного порядка и общественной безопасности;
7) интегрирование систем цифрового контроля и взаимодействия в вопросах предупреждения и пресечения противоправной деятельности в приграничных районах;
8) усиление потенциала в области обеспечения сервисного обслуживания населения и профилактики правонарушений с использованием передовых технологий;
9) наращивание международного сотрудничества в рамках предупреждения и пресечения противоправных проявлений трансграничной преступности посредством глобальных и региональных инициатив;
10) обеспечение защиты прав и интересов граждан и юридических лиц Кыргызской Республики, находящихся за рубежом;
11) проведение эффективной миграционной политики в интересах обеспечения пограничной безопасности Кыргызской Республики;
12) совершенствование механизмов международного сотрудничества в рамках обеспечения национальной безопасности, суверенитета и территориальной целостности Кыргызской Республики;
13) укрепление добрососедства на принципах взаимного уважения суверенитета, территориальной целостности, нерушимости границ и равноправия, а также мер взаимного доверия в приграничных районах с сопредельными государствами;
14) способствование увеличению пассажирского и грузового потока в пунктах пропуска через государственную границу за счет оптимизации усилий компетентных органов Кыргызской Республики;
15) снижение коррупционных рисков в структуре уполномоченных государственных органов Кыргызской Республики;
16) повышение инфраструктурного потенциала уполномоченных государственных органов Кыргызской Республики;
17) оптимизация (в том числе делегирование полномочий/функций), а также автоматизация рабочих процессов уполномоченных государственных органов Кыргызской Республики;
18) повышение кадрового потенциала уполномоченных государственных органов Кыргызской Республики.
#стратегия #пограничная безопасность