Кабинет министров постановлением от 19 марта 2025 года № 138 утвердил Положение о порядке функционирования системы предварительной информации о пассажирах и данных о записях регистрации пассажиров в Кыргызской Республике и организацию информационного взаимодействия между оператором, субъектами транспортной системы и получателями.
Положение утверждено для выполнения международных обязательств Кыргызстаном в сфере противодействия терроризму, постановлением.
Оператором системы предварительной информации о пассажирах и данных о записях регистрации пассажиров определен Антитеррористический центр Государственного комитета национальной безопасности КР.
Постановление вступает в силу по истечении 10 дней со для официального опубликования.
Положение о системе предварительной информации о пассажирах и данных о записях регистрации пассажиров
Глава 1. Общие положения
1. Положение о системе предварительной информации о пассажирах и данных о записях регистрации пассажиров (далее – Положение) определяет порядок функционирования системы предварительной информации о пассажирах и данных о записях регистрации пассажиров в Кыргызской Республике и организацию информационного взаимодействия между оператором, субъектами транспортной системы и получателями.
2. В настоящем Положении используются следующие определения:
Система API/PNR – программно-аппаратный комплекс средств связи и иного имущества по обработке, приему и хранению API/PNR-данных.
API-данные – предварительная информация о пассажирах, состоящая из сведений, относящихся к рейсу, и данных, относящихся к каждому отдельному пассажиру или члену экипажа.
PNR-данные – данные о записях регистрации пассажира, создаваемых субъектами транспортной системы в отношении каждой поездки, бронируемой пассажиром или от его имени.
Субъекты транспортной системы – авиаперевозчики, железнодорожные перевозчики, автомобильные перевозчики, осуществляющие передачу API/PNR-данных оператору.
Авиаперевозчики – авиакомпании, осуществляющие международные в (из) Кыргызскую(ой) Республику(и) и внутренние в Кыргызской Республике воздушные перевозки пассажиров, а также авиакомпании и лица, осуществляющие нерегулярные (чартерные) рейсы (грузовые и пассажирские).
Железнодорожные перевозчики – организации железнодорожного транспорта, осуществляющие деятельность по международной перевозке пассажиров в (из) Кыргызскую(ой) Республику(и).
Автомобильные перевозчики – юридические лица, предоставляющие услуги пассажирам по международным в (из) Кыргызскую(ой) Республику(и) перевозкам на автомобильном транспорте регулярного сообщения.
Оператор – Антитеррористический центр Государственного комитета национальной безопасности Кыргызской Республики.
Получатели – Министерство внутренних дел Кыргызской Республики, Генеральная прокуратура Кыргызской Республики, Государственная таможенная служба при Министерстве финансов Кыргызской Республики, Государственная служба финансовой разведки при Министерстве финансов Кыргызской Республики, Государственный комитет национальной безопасности Кыргызской Республики.
3. Формирование и функционирование системы API/PNR осуществляется на основании следующих основных принципов:
1) соблюдение конституционных прав граждан при автоматизированной обработке информации, содержащей персональные данные, в том числе обеспечение конфиденциальности информации;
2) обеспечение технологической возможности информационного взаимодействия существующих и вновь создаваемых информационных систем участников информационного взаимодействия;
3) обеспечение технологической независимости системы API/PNR от проводимых административных, организационных и иных изменений деятельности участников информационного взаимодействия.
4. База данных системы API/PNR формируется оператором как единая база данных на основании предоставленных субъектами транспортной системы API/PNR-данных.
5. Финансирование системы осуществляется за счет средств республиканского бюджета и иных средств, не запрещенных законодательством Кыргызской Республики.
Глава 2. Организация информационного взаимодействия системы API/PNR
6. Участниками информационного взаимодействия системы API/PNR являются оператор, субъекты транспортной системы и получатели.
7. Субъекты транспортной системы обеспечивают автоматизированную передачу API/PNR-данных оператору.
8. Оператор в соответствии с возложенными на него задачами и в пределах своей компетенции:
1) осуществляет получение, обработку и использование API/PNR-данных;
2) предоставляет в случаях, установленных настоящим Положением, API/PNR-данные получателям;
3) обеспечивает хранение API/PNR-данных;
4) осуществляет внедрение, усовершенствование и техническое сопровождение системы API/PNR;
5) обеспечивает эксплуатацию и функционирование системы API/PNR;
6) при необходимости вносит уточнения в технологические и иные требования передачи API/PNR-данных;
7) определяет период предоставления субъектами транспортной системы API/PNR-данных (в процессе бронирования, в процессе регистрации, в процессе приобретения проездного документа (билета), после вылета и выезда);
8) осуществляет организационное, техническое, методическое и иное обеспечение формирования и ведения системы API/PNR;
9) обеспечивает информационную безопасность и кибербезопасность системы API/PNR в соответствии с законодательством Кыргызской Республики в сфере обеспечения кибербезопасности, защиты персональных данных и электронного управления.
9. Оператором уточняются нижеизложенные технологические и иные требования по организации информационного взаимодействия в системе API/PNR:
1) способы и схемы информационно-технического сопряжения;
2) используемые каналы передачи данных, средства сопряжения и параметры их настройки;
3) требования к режиму и периодичности информационного взаимодействия;
4) состав и протоколы получаемой и предоставляемой информации;
5) порядок обеспечения безопасности информационного взаимодействия;
6) права и обязанности сторон;
7) порядок действий во внештатных ситуациях;
8) должностные лица, уполномоченные осуществлять организацию информационного взаимодействия.
10. Основанием для предоставления оператором API/PNR-данных на физическое лицо являются:
1) осуществление досудебного производства или производства по делам о правонарушениях;
2) проведение контрразведывательных, разведывательных и оперативно-розыскных мероприятий в отношении данного лица.
11. Получатели используют полученные API/PNR-данные в целях реализации своих полномочий и выполнения возложенных задач в области обеспечения безопасности, раскрытия преступлений и правонарушений.
12. API/PNR-данные предоставляются оператором на основании письменного запроса получателей с указанием конкретного основания.
Глава 3. Требования к составу и передаче API/PNR-данных оператору
13. API-данные предоставляются оператору в виде основного и служебного блока информации.
14. Информация о расписании или изменениях в расписании должна передаваться в виде обменного файла согласованного формата.
15. Авиаперевозчики предоставляют API/PNR-данные в составе согласно приложению 1 к настоящему Положению.
16. Железнодорожные перевозчики предоставляют API/PNR-данные в составе согласно приложению 2 к настоящему Положению.
17. Автомобильные перевозчики предоставляют API/PNR-данные в составе согласно приложению 3 к настоящему Положению.
18. Передача API/PNR-данных осуществляется через шлюз системы API/PNR, подключение к которому обеспечивается субъектами транспортной системы.
Оператор предоставляет субъектам транспортной системы соответствующие параметры подключения к шлюзу системы.
19. Для передачи данных используются публичные или специальные защищенные интернет-каналы связи. Для передачи данных создается основной и резервный каналы передачи. Возможность перехода на резервный канал должна быть обеспечена в течение 15 минут после выявления отказа основного канала связи. Пропускная способность канала передачи данных должна быть не ниже 512 Кбит/с.
20. Передача данных производится в формате ЭДИФАКТ Организации Объединенных Наций (EDIFACT – Electronic Data Interchange for Administration, Commerce and Transport) для электронного обмена данными в управлении, торговле и на транспорте. В процессе передачи данных из информационно-коммуникационных систем субъектов транспортной системы при кодировке полей сообщений должны использоваться соответствующие международные или отраслевые справочники и классификаторы. По соглашению между субъектами транспортной системы и оператором может быть установлен другой формат передачи данных.
21. Субъекты транспортной системы осуществляют передачу API/PNR-данных пассажиров в машиносчитываемой форме, имеющихся в проездных документах и отвечающих спецификациям, содержащимся в документе Международной организации по гражданской авиации Doc 9303, и транслитерацию паспорта.
22. Авиаперевозчики передают оператору API/PNR-данные электронным способом в форме сообщения PAXLST (формат сообщения, разработанный Международной организацией гражданской авиации) стандарта ЭДИФАКТ Организации Объединенных Наций.
23. Для предоставления API/PNR-данных используется существующая информационно-коммуникационная инфраструктура субъектов транспортной системы.
24. В случае передачи субъектами транспортной системы API/PNR-данных в электронном виде оператору представление пассажирской ведомости на бланке не требуется.
Глава 4. Требования по обеспечению информационной безопасности и кибербезопасности системы API/PNR
25. Обеспечение защиты информации в рамках функционирования системы API/PNR осуществляется в соответствии с законодательством Кыргызской Республики в сфере обеспечения кибербезопасности и защиты персональных данных.
26. Оператор, субъекты транспортной системы и получатели информации в ходе сбора, хранения, обработки и передачи персональных данных о пассажирах руководствуются требованиями Закона Кыргызской Республики “Об информации персонального характера” и настоящим Положением.
27. Предоставление получателям API/PNR-данных осуществляется в объеме, необходимом для выполнения возложенных на них функций.
28. Оператор системы API/PNR хранит полученные данные в течение 5 лет с даты поступления информации.
29. Субъекты транспортной системы должны удалять переданные API/PNR-данные о пассажирах по истечении 7 календарных дней с даты предоставления информации.
30. Информационно-коммуникационная система субъектов транспортной системы должна соответствовать требованиям законодательства Кыргызской Республики в сфере обеспечения кибербезопасности и защиты персональных данных.
31. Для обеспечения безопасности передачи данных информационно-коммуникационные системы субъектов транспортной системы должны обеспечивать возможность подключения к шлюзу оператора системы API/PNR по протоколу VPN, определяемому оператором.
Глава 5. Дополнительные положения
32. Нарушение порядка и требований, установленных настоящим Положением, влечет за собой ответственность, предусмотренную статьей 439 Кодекса Кыргызской Республики о правонарушениях.
33. Настоящее Положение не распространяется на права и обязанности, предусмотренные законодательством ЕАЭС.
Приложение 1
к Положению о системе предварительной информации о пассажирах и данных о записях регистрации пассажиров
СОСТАВ
API/PNR-данных для авиаперевозчиков
1. Авиаперевозчики в основном блоке информации API-данных передают оператору следующие данные:
– фамилия (пассажира, члена экипажа);
– имя;
– отчество (если имеется) или второе имя;
– дата рождения;
– гражданство;
– пол;
– вид и номер проездного документа (паспорт или иной официальный проездной документ);
– государство или орган, выдавший проездной документ (паспорт или иной официальный проездной документ);
– дата окончания срока действия проездного документа (паспорт или иной официальный проездной документ);
– пункт отправления (по международной кодировке);
– пункт назначения (по международной кодировке);
– дата и время вылета воздушного судна;
– наименование или код перевозчика, фактически выполняющего воздушную перевозку;
– номер рейса;
– дата и время прибытия воздушного судна.
2. Дополнительно к данным, указанным в пункте 1 настоящего приложения, могут передаваться следующие данные:
– место пассажира на борту воздушного судна;
– информация о багаже;
– номер локатора записи имени пассажира (или уникальный идентификатор).
3. В состав служебного блока передаваемой информации должны входить следующие данные (поля):
– дата и время регистрации события в автоматизированной системе перевозчика – TIMESTAMP;
– номер версии, устанавливаемый оператором API-NUMBER.
4. Авиаперевозчики передают оператору следующие PNR-данные:
– фамилия пассажира;
– имя;
– дата рождения;
– пол;
– вид документа, удостоверяющего личность, по которому оформлялся перевозочный документ (билет);
– номер документа, удостоверяющего личность, по которому оформлялся перевозочный документ (билет);
– гражданство;
– наименование или код перевозчика, фактически выполняющего воздушную перевозку;
– пункт отправления (по международной кодировке);
– пункт назначения (по международной кодировке);
– номер рейса;
– дата и время отправления рейса;
– маршрут следования пассажира (включая историю изменения маршрута);
– код указателя PNR-данных;
– уникальный номер перевозочного документа;
– количество пассажиров в записи PNR-данных и фамилии, имена, отчества этих пассажиров;
– информация о запрашиваемых (фактических) местах на воздушном судне (при наличии);
– итоговая стоимость;
– форма оплаты (оплата наличными, безналичная оплата, в том числе электронная оплата, номер платежной (банковской) карты, а также наименование банка);
– наименование и (или) код класса бронирования;
– код статуса бронирования (по участкам маршрута);
– пункты промежуточной посадки для рейсов с промежуточной посадкой (по международной кодировке);
– информация о датах (дата создания PNR-данных, дата бронирования, дата последнего изменения PNR-данных, дата оформления перевозочного документа, дата позднего бронирования на рейс);
– время оформления перевозочного документа;
– данные и код агентства/перевозчика, оформившего перевозочный документ;
– информация о багаже и ручной клади (количество мест, вес, номера багажных бирок; вес ручной клади);
– информация о регистрации (контрольный номер регистрации, идентификатор агента по регистрации, номер стойки регистрации, время регистрации, посадочный номер);
– информация о дате и времени прибытия рейса;
– информация о неявке пассажира к вылету.
Приложение 2
к Положению о системе предварительной информации о пассажирах и данных о записях регистрации пассажиров
СОСТАВ
API/PNR-данных для железнодорожных перевозчиков
1. Железнодорожные перевозчики передают оператору следующие API-данные:
– фамилия пассажира;
– имя;
– отчество (если имеется) или второе имя;
– дата рождения;
– гражданство;
– пол;
– вид и номер документа, удостоверяющего личность пассажира;
– дата окончания срока действия документа, удостоверяющего личность пассажира;
– станция отправления;
– станция назначения;
– дата и время отправления поезда;
– принадлежность вагона государству;
– номер поезда;
– дата и время прибытия поезда.
2. Железнодорожные перевозчики передают оператору следующие PNR-данные:
– фамилия пассажира;
– имя;
– дата рождения;
– пол;
– вид и номер документа, удостоверяющего личность, по которому оформлялся проездной документ (билет);
– номер документа, удостоверяющего личность, по которому оформлялся проездной документ (билет);
– гражданство;
– принадлежность вагона, поезда государству;
– станция отправления;
– станция назначения;
– номер поезда;
– дата и время отправления поезда;
– уникальный номер проездного документа;
– итоговая стоимость;
– форма оплаты (оплата наличными, безналичная оплата, в том числе электронная);
– информация о дате создания PNR-данных;
– данные проездного документа (билета);
– код терминала, оформившего билет.
Приложение 3
к Положению о системе предварительной информации о пассажирах и данных о записях регистрации пассажиров
СОСТАВ
API/PNR-данных для автомобильных перевозчиков
1. Автомобильные перевозчики передают оператору следующие API-данные:
– фамилия (пассажира);
– имя;
– отчество (если имеется) или второе имя;
– гражданство;
– вид и номер документа, удостоверяющего личность пассажира и сроки действия документа;
– орган, выдавший билет;
– пункт отправления;
– пункт назначения;
– дата и время выезда автомобильного транспортного средства;
– наименование организации-перевозчика;
– номер автомобильного транспорта;
– дата и время прибытия автомобильного транспорта;
– паспорт транспортного средства, технический паспорт, свидетельство о регистрации транспортного средства и государственный регистрационный знак транспортного средства соответствующего типа.
2. Автомобильные перевозчики передают оператору следующие PNR-данные:
– фамилия пассажира;
– имя;
– гражданство;
– наименование перевозчика, фактически выполняющего транспортную перевозку;
– пункт отправления;
– пункт назначения;
– номер автомобильного транспорта;
– дата и время отправления рейса;
– уникальный номер билета;
– итоговая стоимость;
– форма оплаты (оплата наличными, безналичная оплата, в том числе электронная оплата);
– пункты промежуточной посадки для рейсов с промежуточной посадкой;
– дата оформления билета;
– время оформления билета;
– данные лица, оформившего билет;
– информация о багаже и ручной клади (количество мест);
– информация о регистрации (номера билета, посадочное место);
– информация о дате и времени прибытия рейса.
Читайте по теме:
22-11-2024
ГКНБ предлагает расширить систему API/PNR для выявления иностранных боевиков-террористов, интегрировав данные о бронировании билетов на поезда и автобусы
#регистрация пассажиров