Нацистская Германия планировала уже летом 1945 года применить атомную бомбу против СССР. Об этом свидетельствуют опубликованные ФСБ России рассекреченные материалы допросов взятого в плен одного из ближайших сподвижников министра пропаганды Третьего рейха Йозефа Геббельса группенфюрера Вернера Вехтера, сообщает ТАСС.
Как выяснилось во время допросов, одновременно с должностью начальника штаба Главного управления пропаганды НСДАП Вехтер возглавлял в министерстве пропаганды генеральный реферат вооружения и строительства и тесно общался со специалистами в области секретного вооружения Министерства вооружений Германии. Значимость его показаний была настолько высока, что 10 октября 1945 года допрос Вехтера о наличии у Германии атомной бомбы и о новейших ракетах V-2 лично проводил заместитель наркома внутренних дел СССР генерал-полковник Иван Серов.
Со слов Вехтера, о том, что Германия проводит подготовку к применению атомной бомбы, он узнал в частной беседе в 1943 году от инженера Доминика. “Он рассказал мне, что германским ученым удалось добиться расщепления атомного ядра и инженеры-специалисты занимаются разработкой методов и способов практического применения ядерной энергии как средства ведения войны”, – сообщил Вехтер. По его словам, аналогичные работы вели англичане и американцы, но Германия якобы опередила их в этом на полтора года.
Изменить ход войны
Уже в 1945 году Министерство вооружения Германии проводило практическую работу по подготовке и применению атомной бомбы. Согласно показаниям Вехтера, как сообщил ему редактор секретного правительственного бюллетеня Ганс Гертель, выезжавший в феврале 1945 года в город Целле, начальник военно-воздушной школы специального назначения полковник Герман Хайо рассказал Гертелю, что школа имеет на вооружении самолеты новейшей конструкции, “которые обладают большим радиусом действия и будут вооружены атомной бомбой”. “Новые самолеты предназначались для бомбардировки атомными бомбами индустриальных центров Советского Союза, расположенных в районе Урала и Средней Азии”, – сообщил Вехтер. На аэродроме в Целле находились как сами новые бомбардировщики, так и истребители для их охраны во время полета. При этом, по словам Гертеля, новые бомбардировщики были сконцентрированы и на других аэродромах.
“На основании бесед с Домиником и Гертелем я пришел к выводу, что германским министерством вооружения велась подготовка к применению атомных бомб в 1945 году. Об этом я могу судить и по другим фактам, которые мне были известны как руководящему работнику германского министерства пропаганды”, – заявил Вехтер. Он сказал, что не располагает точными данными о том, в какие сроки против Советского Союза могли быть применены атомные бомбы, но отдельные признаки, заявил он, “дают мне основания предполагать о возможном применении атомной бомбы в войне против Советского Союза летом 1945 года”.
Так, с его слов, в одной из бесед с ним государственный секретарь министерства пропаганды доктор Науман, “говоря о военном и политическом положении Германии на последнем этапе войны, заявил, что в скором времени должно все измениться к лучшему, и сослался на слова Гитлера, который в узком кругу доверенных лиц заявил: “Да простит мне бог последние 14 дней войны”. Кроме того, по данным Вехтера, в начале 1945 года один из руководителей германской промышленности и фактически заместитель министра вооружения Карл-Отто Заур по секрету сообщил ему, что “ведется усиленная работа по изготовлению новейшего оружия, которое в ближайшее время будет применено на фронте”. А сотрудник научно-исследовательского совета Германии профессор Шуман весной 1945 года заявил, что ведет работу над секретным оружием, “могущим изменить весь ход войны в пользу Германии”.
Министр пропаганды Йозеф Геббельс в апреле 1945 года на совещании в министерстве также сказал, что “в скором времени будет применено новое оружие, которое изменит весь ход войны”.
Сам Вехтер предположил, что Третий рейх мог применить атомную бомбу уже в июне 1945 года – этот месяц считался особо благоприятным для Гитлера и в апреле 1945 года Геббельс поручил подготовить особый гороскоп на июнь для фюрера, который должны были распространить среди населения. “Я полагаю, что за этим указанием скрывалась интенсивная подготовка к применению секретного оружия, рассчитанного на июнь 1945 года”, – заявил Вехтер.