Чрезвычайный и полномочный посол Великобритании в Кыргызстане Николас Боулер дал интервью АКИpressю Он рассказал о двухсторонних отношениях, о перспективах экономического сотрудничества, «мягкой силе» Великобритании, сотрудничестве в сфере культуры и спорта.
— Как вы можете охарактеризовать кыргызско-британские отношения сейчас?
— В целом, я думаю, что двусторонние отношения находятся на подъеме.
Главным событием 2023 года, конечно, стал визит большой кыргызской делегации во главе с премьер-министром Акылбеком Жапаровым в Великобританию в конце ноября. Премьер-министр был тепло принят нашим министром иностранных дел, лордом Дэвидом Кэмероном. Они провели серьезную беседу, которая охватила широкий круг вопросов, представляющих взаимный интерес, и задала тон успешному, с нашей точки зрения, визиту.
Основное внимание было уделено укреплению экономических связей, и было подписано несколько новых соглашений, включая крупную экспортную сделку, открыт Кыргызско-Британский деловой совета с участием государственного министра торговли Нусрат Гани и главы кабмина Акылбека Жапарова, начато новое партнерство по природным ресурсам с Британским геологическим обществом. Мы также договорились о совместной работе по внедрению и развитию английского права в Кыргызстане, которое, как показывает практика, оказывает положительное влияние на инвестиционный климат в других странах. Несколько британских компаний заинтересованы в посещении Кыргызстана в следующем году и изучении возможностей для инвестиций и партнерства.
Успех этого визита стал отражением упорной работы, которую обе стороны вели в течение года. В частности, в Кыргызстан приезжали глава Директората по санкциям МИД Великобритании, председатель Комитета по иностранным делам Палаты общин Алисия Кернс и заместитель министра иностранных дел Лео Докерти. Мы уже ожидаем новые визиты в обоих направлениях в течение 2024 года, что является хорошим показателем здоровья отношений.
— Каков объем донорской помощи со стороны Великобритании?
— С момента обретения Кыргызстаном независимости Великобритания предоставила в общей сложности около 156 миллионов фунтов стерлингов (200 миллионов долларов США) как на двусторонней основе, так и в виде взносов, которые мы делаем на глобальном уровне в многосторонние организации, такие как Всемирный банк. Изначально выделенные нами средства напрвалялись на поддержку программ в области образования, здравоохранения и управления водными ресурсами.
Со временем, по мере улучшения показателей экономического и человеческого развития Кыргызстана, характер нашей поддержки неизбежно менялся. Сегодня мы не менее привержены делу развития, чем 20 лет назад, но гораздо больше внимания уделяем техническому консультированию правительства по таким вопросам, как разработка политики и эффективное государственное управление; инвестициям в малые и средние предприятия; целевой помощи глобальным социальным приоритетам, такие как прекращение насилия в отношении женщин. В следующем году я ожидаю большего внимания к совместной работе по изменению климата, одного из главных вызовов нашего поколения.
— Как принятие законопроекта об иностранных агентах может повлиять на двусторонние отношения?
— Невозможно сказать, пока не будет принят закон. Что касается данного законопроекта, то мы разделяем озабоченность, выраженную в письме специальных докладчиков ООН, которые заявили, что законопроект в его нынешней форме может противоречить международным обязательствам Кыргызстана, а именно в области свободы собраний и выражения мнений. Мы готовы изучить возможности поделиться собственным опытом Великобритании с кыргызскими законодателями, если они сочтут это полезным.
— Программа сезонных работ – самый успешный двусторонний экономический проект. Будет ли он распространен на другие сектора?
Согласно последним данным, которые я получил, в 2023 году в Великобритании работало около 10000 кыргызстанцев, что составляет 25% от общего количества рабочих виз, выданных Великобританией по всему миру в рамках этой схемы. Это число значительно выросло по сравнению с 2022 годом, поскольку работники из Кыргызстана оказались очень трудолюбивыми и надежными, поэтому работодатели в Великобритании решили нанять большее их количество в этом году.
Этим летом я встречался с кыргызскими рабочими и их британскими работодателями на двух фермах в Кенте. Обе стороны сказали мне, что довольны этой схемой. Здорово видеть, что так много кыргызстанцев едут в Великобританию, зарабатывают деньги и узнают больше о Британии и мире благодаря этой программе.
Сейчас основная задача состоит в том, чтобы обеспечить положительный опыт для всех участников схемы по мере роста ее популярности. Мы делаем все возможное, чтобы так и было. Но, к сожалению, всегда найдутся люди, которые будут злоупотреблять подобными схемами в своих корыстных целях. Поэтому, пользуясь случаем, я хотел бы подчеркнуть, что единственный официальный способ найма – через Центр по трудоустройству за рубежом при Министерстве социального развития, труда и миграции. Потенциальным соискателям следует крайне настороженно относиться к любым другим лицам или организациям, утверждающим, что они могут обеспечить места по этой схеме или работу в Великобритании.
К сожалению, очень маловероятно, что в ближайшем будущем эта программа будет распространена на другие отрасли. Она была создана в ответ на конкретную потребность рынка труда Великобритании в сельскохозяйственном секторе.
— Может ли Лондон стать местом привлечения инвестиций для Кыргызстана?
— Для этого есть все предпосылки. Одним из главных преимуществ Кыргызстана является предпринимательская жилка среди людей, которая существует благодаря десятилетиям относительно свободного и открытого общества в сочетании с молодым населением. Я думаю, что страна только сейчас начинает ощущать преимущества этого предпринимательского духа, поскольку фирмы, особенно в технологическом и творческом секторах, только начинают бурно развиваться.
Сейчас нужно доказать потенциальным инвесторам, что их вложения в Кыргызстане будут в безопасности. Британские инвесторы говорят мне, что больше всего их волнует предсказуемый, основанный на правилах режим. Это означает хорошие законы, которые надежно соблюдаются, и справедливое рассмотрение споров. В этом направлении уже ведется большая работа, и потенциал сотрудничества по внедрению элементов английского права в кыргызскую систему – это прекрасная возможность еще больше убедить потенциальных инвесторов прийти в страну. Это потребует времени и усилий, но, если один или два предприятия получат положительный опыт, другие проявят интерес, и доверие возрастет.
— Довольны ли вы санкционной политикой Кыргызстана в отношении России?
Когда речь идет о санкциях, то наша цель одна – мы хотим остановить реэкспорт через третьи страны, включая Кыргызстан, товаров двойного назначения, которые могут быть использованы для ведения войны и могут оказаться на поле боя в Украине. В настоящее время список таких товаров состоит из 45 позиций, и он доступен в Интернете.
Мы поддерживаем регулярный диалог с правительством Кыргызстана по этому вопросу. В апреле 2023 года наш директор по санкциям Дэвид Рид посетил Кыргызстан вместе с американскими партнерами. Летом мы передали правительству Кыргызстана список товаров двойного назначения. Во время недавнего визита кыргызской делегации в Лондон этот вопрос также обсуждался. Хочу подчеркнуть, что мы не просили и не будем просить Кыргызстан разорвать экономические связи с Россией.
Мы рады оказать техническую помощь Кыргызстану в вопросе санкций. В качестве первого шага, техническая миссия из Великобритании будет в Бишкеке в конце января. Мы благодарны властям Кыргызстана за уже предпринятые действия и с нетерпением ждем, когда они воплотятся в реальные результаты, которые и являются мерилом успешности.
— Какие проекты в области культуры и спорта посольство планирует реализовать в 2024 году?
— Это очень важная часть кыргызско-британских отношений, потому что она лежит в основе межкультурного взаимопонимания и связей между людьми. В 2023 году главным событием стал успешный проект, направленный на развитие регби. Лучший способ, которым я могу описать этот вид спорта для тех, кто не видел регби – он похож на кок-бору, только без лошадей! Команда тренеров из Союза регби Уэльса (Welsh Rugby Union – WRU) в течение недели проводила тренировки для мальчиков и девочек в четырех школах, а также для Федерации регби Кыргызстана. Все участники получили огромное удовольствие. Я встречался с представителями WRU в Кардиффе в декабре, и они очень хотят продолжить этот проект в 2024 году. Я надеюсь, что мы достигнем соглашения о том, чтобы сборная Кыргызстана по регби отправилась в Уэльс для интенсивных тренировок и товарищеского матча против валлийской клубной команды.
Я также очень рад, что в 2023 году мы смогли поддержать невероятную независимую творческую индустрию Кыргызстана. Ранее в этом году мы организовали фестиваль кыргызской и британской музыки и искусства совместно с блестящей командой Kolfest. В следующем году мы планируем сделать то же самое и привезти еще больше британских экспертов и креаторов.
— Как вы оцениваете «мягкую силу» Великобритании в Кыргызстане?
— Ну, классические примеры – это, конечно, Гарри Поттер, Джеймс Бонд и английская футбольная премьер-лига! В дополнение, проекты, о которых я говорил выше, помогут нам привнести в страну еще больше лучшего из британской культуры и спорта. Но главное измерение «мягкой силы» Великобритании – это английский язык и наша система образования. Куда бы я ни приехал, меня спрашивают об этих двух вещах. Люди понимают, что английский язык – это путь к качественному образованию, новой информации и новым идеям. То же самое можно сказать и об образовании в Великобритании. Углубление сотрудничества в области образования – одна из моих долгосрочных целей.
Тем временем флагманская образовательная программа Великобритании Chevening ежегодно принимает студентов из Кыргызстана. В прошлом году мы отправили четырех студентов, и сейчас идет отбор новой когорты студентов на 2024-2025 годы. Я надеюсь, что в 2024 году мы увидим еще одну партию сильных заявок из Кыргызстана! В целом, более 100 кыргызстанцев отучились в британских вузах за 20 лет работы этой программы в стране.
Я также рад сообщить, что другая стипендия – John Smith Trust – была возобновлена в этом году! Программа дает исключительным молодым специалистам возможность получить подробное представление о ценностях и методах работы британских институтов в течение 6-месячной стипендии.
— Как ваш дипломатический опыт в Афганистане, Газе и Украине помогает вам в работе?
— Каждое мое назначение учит меня чему-то новому, что я беру с собой на следующую роль. В Афганистане я руководил работой по оказанию помощи местным органам власти в разработке планов развития общин. В Иерусалиме я руководил программами по поддержке палестинских секторов здравоохранения и образования. А в Украине, до вторжения России в феврале 2022 года, я курировал проекты Великобритании, которые помогали бороться с коррупцией, улучшать качество услуг и решать социальные проблемы. Мне нравится думать, что работа в трех совершенно разных культурах помогает мне адаптироваться и эффективно общаться в новых местах. Я также понял, что лидер силен только настолько, насколько сильна его команда! К счастью, мои команды, где бы я ни работал, всегда были превосходными.
— Как ваше валлийское происхождение влияет на вашу работу?
— Одна из самых замечательных вещей в этой работе заключается в том, что у меня есть возможность показать, что Великобритания – это гораздо больше, чем Лондон! Для меня это, естественно, начинается с Уэльса, потому что я там вырос и горжусь тем, что являюсь валлийцем. Но вся страна может предложить много интересного, что, возможно, слишком часто остается незамеченным, и я страстно желаю привнести больше этого в Кыргызстан. Визит премьер-министра Кыргызстана прекрасно продемонстрировал существующий потенциал. Он нашел время, чтобы посетить инновационный бизнес в Уэльсе, и это привело к заключению соглашения об экспорте высокотехнологичной строительной продукции мирового класса в Кыргызстан. Я рад, что мне уже удалось привезти в Кыргызстан маленькие кусочки Уэльса. Надеюсь, жители Кыргызстана чувствуют то же самое!