Главная | ПОЛИТИКА | День 31 Октября: Кыргызстан превратился в автомобильный хаб

День 31 Октября: Кыргызстан превратился в автомобильный хаб

В конце октября 2020 года Максат Нусувалиев стал акимом Первомайского района Бишкека. Соответствующее распоряжения подписал и.о. мэра Балбак Түлөбаев.

Меньше чем через год, в сентябре 2021 года, его сменил Жамалбек Ырсалиев. Соответствующие распоряжения подписал мэр столицы Айбек Джунушалиев.

Через 5 месяцев Максатбек Сазыкулов стал акимом Первомайского района. Его назначил мэр Эмилбек Абдыкадыров.

Теперь очередная смена акима — им стал Мурат Осмонов, который с марта этого года был заместителем мэра столицы по вопросами строительства и транспорта. Осмонов в 2019-2021 годах был акимом Свердловского, а затем Ленинского районов. Вернулся в мэрию 7 марта 2023 года в качестве советника мэра, через неделю стал вице-мэром, а через 7 месяцев акимом.

В Бишкеке кадровая чехарда уже превратилась в традицию. Рекордсменом остается кресло акима Ленинского района, где акимы с октября 2020 года сменялись 6 раз: с 10 августа 2020 по 29 марта 2021 — Чынасыл Чыныбаев, с 29 марта по 16 июня — Мелис Оскомбаев, с 6 июня по 15 сентября — Мурат Осмонов, с 16 сентября 2021 по март 2023 — Русланбек Тагаев, с марта 2023 по июль 2023 — Мураталы Тагаев, с июля Жыргалбек Шакиев (брат спикера ЖК).

Эта чехарда прямо влияет на производительность. Международные саммиты, которые прошли в октябре, пришлось встречать не только с недостроенным президентским офисом, но с разобранными тротуарами и разрытыми автобусными остановками на центральных улицах.

Не случайно новоназначенный аким Осмонов ознакомился с ходом работ общественного пространства на пересечении улиц Киевская и Абдрахманова. Это общественное пространство начали обустраивать в начале февраля. Прошло 9 месяцев.

После саммитов ЦА — США, ЦА — ЕС к активизации в регионе подключается Великобритания. «Это важный период для наших двухсторонних отношений. У нас очень много планов», – сказал на встрече с журналистами посол Великобритании Николас Боулер.

В конце ноября впервые в истории двухсторонних отношений делегация Кыргызстана во главе с председателем Кабинета министров Акылбеком Жапаровым посетит Великобританию. По словам посла, во время визита в Великобританию пройдут две большие бизнес-конференции. Встреча с премьер-министром Риши Сунаком не предусмотрена.

Николас Боулер очень благосклонно отозвался о соблюдении Кыргызстаном санкций в отношении России. «Мы благодарны правительству Кыргызстана за вовлеченность в вопросах санкций, я чувствую, что у нас конструктивный диалог по вопросу нашей обеспокоенности соблюдением санкций», – сказал он.

В двухсторонних отношениях успешной можно считать программу по найму сельхозработников-кыргызстанцев для временного трудоустройства на фермах Великобритании. Из 40 тыс. рабочих виз, выделяемых правительством фермерам, в 2023 году почти 10 тыс. получили граждане Кыргызстана.

«До настоящего момента у нас нет существенной обеспокоенности с просрочкой визы», – прокомментировал посол ситуацию.

Великобритания является донором неправительственных организаций и обеспокоена принятием законов об иностранных агентах и свободе слова (в Кыргызстане работает служба Би-Би-Си). Нельзя исключать, что авторы законопроекта в будущем будут иметь проблемы с получением виз в западные страны.

«У меня много симпатий к людям, которые чувствуют, что авторы бросают вызов демократии в своей стране, но хотят ездить в демократическую Великобританию», – сказал посол.

Несмотря на экономический кризис в этой стране и выход из ЕС, Лондон остается одним из мировых финансовых центров. К тому же, это оффшор, где богатые со всего мира прячут свои деньги.

Сегодня в комитете Жогорку Кенеша рассматривали проект закона «О внесении изменения в Закон «Об автомобильном транспорте».

По словам депутата Тазабека Икрамова, ранее были распространены видеоматериалы, на которых праворульное авто оформлялось в качестве леворульного. По мнению депутата, в том, что закон не работает, виноваты сотрудники таможни и ГАИ. «Нужно рассмотреть их ответственность», – предложил он.

ГУ «Унаа» (сейчас стало госагентством) всегда одинаково комментировало подобные видео — при импорте машина была леворульной, после таможенной очистки и регистрации на автомашине… перебросили руль справа налево. Это было на полном серьезе, и коррупция тут ни при чем.

За первые 8 месяцев 2023 года Кыргызстан импортировал из Японии 8,2 тыс. автомобилей, несмотря на запрет импорта автомашин с правым рулем. Вряд ли все эти машины сейчас ездят по дорогам страны, скорее большинство из них физически находятся в дальневосточных регионах России.

Кыргызстан импортировал 102,2 тыс. легковых машин в январе-августе 2023 года. Такие данные приводит Нацстатком. Объемы импорта выросли в 4,7 раза (+80,4 тыс. машин). В долларовом выражении ввоз автомобилей вырос в 6,5 раз — до $1,4 млрд.

Такой объем машин Кыргызстан никогда не импортировал. Также импортировано рекордное количество грузовых машин — 8,7 тыс. Для сравнения – Казахстан за первые 7 месяцев 2023 года импортировал почти 83 тыс. автомашин, что также является историческим максимумов.

Кыргызстан стал хабом для завоза подержанных импортных машин в ЕАЭС.

Источник