Главная | ПОЛИТИКА | День 26 Августа: Нацбанк демонстративно наказали

День 26 Августа: Нацбанк демонстративно наказали

Председателя Национального банка Мелиса Тургунбаева преследуют выговоры. В апреле, когда он еще был министром природных ресурсов, президент Садыр Жапаров объявил ему выговор за ненадлежащий контроль своих подчиненных. В конце июня он стал председателем Нацбанка и уже в августе получил выговор за ненадлежащую координацию руководящего состава.

Заместителя председателя Нацбанка Манаса Жакыпова освободили от должности в связи с утратой доверия. «Недостаточная работа в сфере денежно-кредитной политики привела к волатильности обменных курсов, что негативно сказалось на всех секторах экономики и ухудшило благосостояние граждан и предпринимателей», – говорится в сообщении на сайте президента.

23 апреля 2024 года официальный курс доллара США опустился ниже 89 сомов. 30 июля достиг отметки 84,03 сомов. На сегодняшний день курс равен 85,3397 сомов. За это время Нацбанк скупил на валютных торгах 302 млн долларов США и продал 118 млн долларов США. Снижение курса доллара благоприятно сказалось на цене импортных товаров и услуг.

С другой стороны, два заместителя Жакыпов и Куленбеков (согласно поданному заявлению) покинули свои должности вслед за своим шефом Боконтаевым, так как были в его команде.

Однако, стоит обратить внимание на геополитику. Неделю назад Национальный банк потребовал от банков прекратить деловые отношения с лицами, находящимися в санкционных списках OFAC (США), ЕС и Великобритании. В частности, это касается отношений с российскими банками ПАО «Сбербанк», ПАО «МТС Банк», АО «Тбанк» (Тинькофф) и операторами национальной платежной системы АО «НСПК».

Угроза оказаться отрезанным от мировой финансовой системы вынуждает соблюдать санкции со стороны банков крупных экономик, вроде Китая и Турции.

По состоянию на 23 июля 2024 года по республике намолочено более 617 тыс. тонн зерна в первоначальном оприходованном весе, что на 51% больше, чем на аналогичную дату 2023 года.

Другие показатели в сельском хозяйстве намного опережают прошлогодние показатели. В первую очередь это объясняется засухой в прошлом году. В прошлом году урожайность была очень низкой. Например, с гектара были собраны 1,67 тонн пшеницы против 2,75 тонн в этом году (2,75 тонн по мировым меркам тоже низкий показатель).

В результате обильных осадков ВВП в сельском хозяйстве за 7 месяцев этого года вырос на 6,6%. По данным Нацстаткома, рост объемов валового выпуска сельскохозяйственной продукции в январе-июле 2024 года обеспечен увеличением производства продукции животноводческой отрасли на 2,2 процента и растениеводства – на 14,4 процента. Рекордсменом по росту стала Чуйская область, где рост ВВП составил 13,4%.

Резких колебаний цен на продукты питания не отмечены, по данным статистики.

По данным Ассоциации пассажирских автомобилей Китая (CPCA), с 1 августа по 18 августа 2024 года в Китае продали 500 тыс. электрических и гибридных машин на заряде. Это составило 55% от всех проданных машин. Китайское правительство ставило цель достичь этих показателей к 2028 году.

Скорость трансформации китайского автомобильного рынка можно назвать стремительной. Это крупнейший в мире автомобильный рынок – примерно 27 млн продаж в год (каждая третья машина в мире). В первой двадцатке по количеству продаж в Китае из традиционных автопроизводителей остается только немецкий «Фольксваген».

Трансформация китайского автопрома ведет за собой переход на автомобили с новой энергией рынки Юго-Восточной Азии и Латинской Америки, особенно Таиланда и Мексики.

Традиционные автопроизводители в Японии, Германии, США с потерей китайского рынка и отставанием в захвате мирового рынка электромобилями встанут перед перспективой банкротства. 100-процентные пошлины на китайские машины в США и 17-38% пошлины в ЕС эту трансформацию только замедлят, но не остановят. Так, китайский BYD планирует построить завод в Венгрии и Мексике, чтобы войти на рынки ЕС и NAFTA (Североамериканский свободный рынок).

Война цен на электромобили в Китае закаляет компании – только две компании, BYD и Li Auto, приносят прибыль. выживут только сильнейшие. В итоге цены на электромобили, которым нужно меньше деталей, будут значительно ниже автомобилей с двигателем с внутренним сгоранием (ДВС). В Китае они уже поравнялись с ценами на автомобили с ДВС.

Однако переход на автомобили с новой энергией (электромобили и зарядные гибриды) — это только первый этап трансформации мирового автопрома. К 2040 году, как предсказывает американский футуролог Тони Себа, несколько компаний поделят мировой рынок автомобилей, предлагая в аренду электромобили с автопилотом для проезда с одной точки в другую по цене в 10 раз дешевле, чем на обслуживание собственной машины.

Источник