Мэр Бишкека Айбек Джунушалиев, которому глава Кабмина дал время до весны, начал борьбу с пробками. Советник мэра по вопросам транспорта Улан Уезбаев рассказал о плане борьбы.
Краткосрочный план – увеличить пропускную способность дорог за счет оптимизации дорожных знаков, организации одностороннего движения, увеличения количества полос для движения за счет сужения полосы. Например, 8 улиц в центре столицы станут односторонними. Срок реализации — до конца января 2024 года.
Этот план вполне реализуем, потому что не требует больших ресурсов – денег, времени и технологий.
Среднесрочный план – внедрить «умные светофоры» на 350 перекрестках города до осени следующего года. По словам Уезбаева, этим будет заниматься Департамент транспорта. Сколько средств на это выделено, как определяют поставщиков, по какой цене, подписаны ли контракты и т.д. – пока без ответов. Даже если финансовые и правовые вопросы будут решены, за это время высокотехнологичную систему установить будет сложно.
Долгосрочный план – построить 4 развязки. На следующий год запланировано строительство двух развязок — на пересечении улиц Анкара и 7 Апреля и на пересечении бульвара Молодой Гвардии и улицы Льва Толстого за счет гранта Китая. Еще две развязки мэрия хочет построить за счет бюджета.
На этом планы по увеличению пропускной способности дорог заканчиваются. Например, строить переезды под железной дорогой вряд ли будут – один переезд обойдется минимум в 250 млн сомов.
Что можно сделать, чтобы машин стало меньше? Тут возможностей больше. Так, мэрия планирует ввести почасовую платную парковку и купить больше эвакуаторов.
Неизвестны планы мэрии снизить поток машин за счет альтернативных средств передвижения, вроде велосипедов и электросамокатов. Или будет ли в центре города хотя бы одна многоярусная стоянка.
Предыдущий мэр осенью решил повторить неудачный эксперимент экс-мэра Кулматова – он снова нарисовал велодорожку на улице Токтогула и опять городские власти потерпели неудачу.
…
Кабмин внедрил практику сбора кассовых чеков госслужащими для борьбы с теневой экономикой. Руководителям требуется собирать чеки на 15 тыс. сомов в месяц, сотрудникам — на 10 тыс. сомов.
Потенциально речь может идти о порядка 300 тыс. служащих, получающих заработную плату из бюджета.
«Сбор кассовых чеков становится неотъемлемым элементом национальной стратегии по улучшению финансовой структуры и обеспечению устойчивого экономического роста», – говорится в сообщении Администрации главы государства.
Теперь все эти сотрудники должны будут покупать товары легально, просить чек, хранить чек и в конце месяца сдавать уполномоченным людям в своей организации.
Как быть руководителям, которые на зарплату живут как короли? По мнению Администрации, требование предоставлять кассовые чеки местным налоговым органам не затрагивает финансовую составляющую государственных служащих.
С другой стороны, наладить сбор чеков с 300 тыс. человек будет непростой задачей. По всей видимости, придется выделять людей, создавать отделы, кураторов, начальников, фиксировать, транспортировать, проверять, хранить и, в случае чего, вытаскивать чеки конкретных людей.
Со временем можно ввести практику развитых стран – любая относительно крупная покупка за наличные деньги или взнос в банк (в США это свыше 10 тыс. долларов) автоматически подпадет под проверку налоговых органов.
…
В Ташкенте прошли двусторонние кыргызско-узбекские переговоры в рамках очередного раунда политических консультаций между внешнеполитическими ведомствами Кыргызстана и Узбекистана.
Кыргызскую делегацию возглавил министр иностранных дел Жээнбек Кулубаев, узбекскую — министр иностранных дел Бахтиёр Саидов.
Главы делегаций отметили важность поддержания высокого уровня кыргызско-узбекского всеобъемлющего стратегического партнерства.
Кыргызстан исторически балансировал между Узбекистаном и Казахстаном. Бишкек и Ташкент сблизились и подписали соглашение по границе. Самая главная геополитическая цель двух стран — строительство железной дороги из Китая и выход из транспортной зависимости от Казахстана.