ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
Главная | ПОЛИТИКА | День 14 Июня: Железная дорога дойдет до Макмала

День 14 Июня: Железная дорога дойдет до Макмала

8 банков Кыргызстана ввели ограничения на денежные переводы в Россию. Это стало следствием очередных санкций Минфина США. На этот раз санкции были введены против Московской биржи, которая приостановила торги в долларах и евро.

В обменках Бишкека курс российского рубля спекулянты уронили до 60 тыйынов, хотя сейчас курс покупки дорос до 90 тыйынов (три дня назад курс покупки держался на уровне 96,5 тыйынов). Внебиржевая торговля долларами и евро в России приведет к нестабильности курса рубля.

Ослабление рубля невыгодно экспортерам, чья продукция в рублях подорожает. Также это невыгодно кыргызским трудовым мигрантам, чьи доходы в сомах и долларах падают. Слабый рубль стал основным экономическим драйвером резкого сокращения кыргызских трудовых мигрантов в России. По данным Минтруда КР, их число сократилось с одного миллиона в 2022 году до 460 тыс. в этом году.

Тем временем две отечественные компании и филиал российского банка в Кыргызстане попали под американские и британские санкции.

Как сообщает Минфин США, директор российской компании «Ньютон-ИТМ» Дмитрий Владимирович Алиханов сотрудничал с европейскими производителями станков, чтобы незаконно закупать оборудование для российских конечных пользователей.

Для этого он использовал ОсОО «Нова Проект», зарегистрированное в Кыргызстане, которое стало фальсифицированным конечным пользователем для закупки станков.

ОсОО «ТСБ» зарегистрировано в Кыргызстане с 2015 года, последнюю перерегистрацию компания прошла 2023 году. Юридический адрес указан в селе Пригородное (ул.Широкая 13а). Руководителем и учредителем является Карпук Сергей Викторович.

Кроме указанных двух компаний в обновленный санкционный список Минфина США также были включены филиалы российского ПАО «Промсвязьбанк» в Пекине, Бишкеке и Нью-Дели.

В целом, объем импорта в Кыргызстан из некоторых европейских стран вырос. Но цифры в 1000 процентов, о которых говорят некоторые эксперты, стали следствием первоначально низкой базы.

Международный специальный посланник Европейского союза по санкциям Дэвид О’Салливан 18 июня совершит визит в Казахстан. Судя по маршруту визита, вопросов ЕС к Кыргызстану по санкциям пока нет.

Кабмин внёс на рассмотрение Жогорку Кенеша законопроект о ратификации Соглашения между правительством Китая, Кабинетом министров Кыргызстана и правительством Узбекистана о сотрудничестве в совместном продвижении проекта железной дороги Китай—Кыргызстан—Узбекистан.

Соглашение было подписано 6 июня 2024 года в Пекине руководителями транспортных ведомств трёх стран. Тогда к участникам церемонии по видеосвязи обратились президенты Кыргызстана Садыр Жапаров, глава Китая Си Цзиньпинь и президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев.

Согласно тексту соглашения, железная дорога будет построена по комбинированному варианту маршрута Кашгар — Торугарт — Макмал — Жалал-Абад — Андижан. Общая протяженность дороги – 486 км. От Кашгара (Китай) до станции Макмал (Кыргызстан) будет проложено 344 км железной дороги узкой колеёй 1435 мм (170 км по территории КР), широкая колея 1520 мм свяжет Макмал и Жалал-Абад (142 км).

По данным телеграм-канала Logistan, стоимость проекта составит 4,7 млрд долларов. До этого президент Жапаров говорил, что стоимость будет в районе 5-6 млрд долларов, а глава Кабмина Акылбек Жапаров говорил о 8 млрд.

Доли распределены следующим образом: Китай — 51%, Кыргызстан — 24,5%, Узбекистан — 24,5%.

Согласно тексту соглашения, проектировать и строить ж/д Китай—Кыргызстан—Узбекистан будет China Railway International.

Чиновник в правительстве Кыргызстана сообщил, что за строительство «почти» всей протяженности дороги заплатит китайская сторона. Она будет построена по модели Build Operate Transfer (построил, эксплуатировал, передал).

По словам президента Жапарова, строительство железной дороги начнется в октябре этого года. О проекте говорили последние 25 лет. Война в Украине способствовала смягчению позиции России к проекту (но не Казахстана). Двумя другими главными проблемами были ширина колеи и маршрут. Похоже, по этим вопросам найдут компромисс.

Маршрут через Казарман позволит в будущем Кыргызстану соединить юг страны и север железной дорогой (дорога Балыкчы—Кара-Кече уже строится). Также по этому маршруту железная дорога будет соединена с автомобильной дорогой Север-Юг.

Кроме того, новая железная дорога станет частью международного коридора Китай — Кыргызстан — Узбекистан — Туркменистан — Иран — Турция.

Министерство иностранных дел Китая сняло статус «высокого риска» с Кыргызской Республики. В частности, для областей страны, кроме Баткенской и Таласской, определен средний риск.

«Это решение правительственных органов КНР открывает возможность поступления крупных международных инвестиций, в частности приступить к реализации крупных совместных кыргызско-китайских проектов, таких как строительство железной дороги Китай—Кыргызстан—Узбекистан, открытие совместных промышленных и энергетических объектов. Данное решение также позволит привлекать в страну туристические группы из КНР, являющиеся на данный момент самыми привлекательными туристами для всего мира», – говорится в сообщении.

Баткен традиционно входит в зону высокого риска после нападения боевиков в 1999 году или конфликта на границе с Таджикистаном. Но что случилось с Таласом?

Источник