ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
Главная | ПОЛИТИКА | ЦИК предлагает, чтобы при изменении структуры административно-территориального устройства на уровне айылных аймаков местные кенеши можно было досрочно распускать

ЦИК предлагает, чтобы при изменении структуры административно-территориального устройства на уровне айылных аймаков местные кенеши можно было досрочно распускать

Центральная комиссия по выборам и проведению референдумов вынесла на общественное обсуждение законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты КР (в законы КР «О выборах депутатов местных кенешей», «О местной государственной администрации и органах местного самоуправления», «О статусе депутатов местных кенешей»).

Предусматривается, что изменение общей структуры административно-территориального устройства на уровне айылных аймаков и городов КР определяется как случай, когда местные кенеши могут быть досрочно распущены.

В закон о местной государственной администрации и органах местного самоуправления вносятся поправки об избрании депутата местного кенеша сроком на 5 лет. Определяется порядок проведения первой сессии вновь избранного местного кенеша, а также местного кенеша во вновь образуемых айылных аймаках и городах.

Кроме того, предлагаются дополнения, предусматривающие возможность прохождения мэрами городов, главами айыл окмоту и депутатов местного кенеша обучения за счет местного бюджета, а также за счет средств республиканского бюджета и иных средств, не запрещенных законодательством. Действующее законодательство в настоящее время не предусматривает возможность финансирования обучения указанных лиц за счет местного бюджета.

В законе о статусе депутатов местных кенешей изменяется срок избрания депутата местного кенеша с 4 лет на 5 лет, признаются утратившими силу некоторые случаи, не позволяющие совмещать статус депутата местного кенеша с некоторыми должностями и видами деятельности, вносятся дополнения в части прохождения обучения депутатами местного кенеша и вопросов финансирования их обучения, внесения наказов избирателей в местный кенеш.

В законе о выборах депутатов местных кенешей определяются в новой редакции понятия «глава исполнительного органа местного самоуправления», «исполнительный орган местного самоуправления (мэрия, айыл окмоту)», увеличивающие количество избирателей с 2500 до 3000 избирателей на каждом избирательном участке.

Сравнительная таблица

Действующая редакция
Предлагаемые изменения

Закон КР «О выборах депутатов местных кенешей»

Статья 2. Понятия, применяемые в настоящем Законе
В настоящем Законе применяются следующие понятия и термины: агитационные материалы – печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации и предназначенные для массового распространения, обнародования в ходе избирательной кампании; активное избирательное право граждан – право граждан Кыргызской Республики избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления; близкие родственники – родители, дети, усыновители, усыновленные, полнородные и неполнородные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки; гарантии избирательных прав граждан – организационные, правовые, информационные и иные средства обеспечения избирательных прав граждан Кыргызской Республики; глава исполнительного органа местного самоуправления – выборное должностное лицо, руководитель исполнительного органа местного самоуправления; (абзац утратил силу в соответствии с Законом КР от 21 января 2016 года № 8) государственный портал – интернет-сайт государственного органа, содержащий информацию о списках избирателей в электронном формате в разрезе избирательных участков, районов, городов и республики в целом, формируемый и актуализированный в порядке, установленном законодательством: об изменениях избирательного адреса (номера избирательного участка), об участии граждан в выборах, а также предоставляющий избирателям возможность для уточнения и изменения своих данных при соблюдении требований по идентификации и аутентификации, установленных законодательством; документ, удостоверяющий личность избирателя – паспорт гражданина Кыргызской Республики; должностное лицо органа государственной власти или местного самоуправления – лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные, контрольно-надзорные функции в государственных органах и органах местного самоуправления; единый избирательный округ – избирательный округ, включающий в себя всю территорию административно-территориальной единицы, в которой в соответствии с настоящим Законом допускается проведение выборов депутатов местного кенеша по пропорциональной системе; избиратель – член местного сообщества, обладающий активным избирательным правом и включенный в списки избирателей соответствующей административно-территориальной единицы; избиратели с ограниченными возможностями здоровья – граждане Кыргызской Республики, обладающие активным избирательным правом на общих условиях, имеющие нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности, выраженному в нарушении слуха, зрения, функций опорно-двигательного аппарата; избирательные документы – списки избирателей, бюллетени действительные, недействительные, неиспользованные (погашенные), испорченные (заполненные с ошибками), а также чеки о прохождении идентификации, первичные и итоговые отчеты по идентификации, протоколы избирательных комиссий, их решения по вопросам выборов, регистрационные документы кандидатов, политических партий, схемы участков и сводные таблицы о результатах голосования; избирательные комиссии – коллегиальные органы, организующие подготовку и проведение выборов в Кыргызской Республике, обеспечивающие реализацию и защиту избирательных прав граждан Кыргызской Республики; избирательное законодательство – совокупность нормативных правовых актов, регулирующих порядок проведения выборов в Кыргызской Республике; избирательные права граждан – право граждан Кыргызской Республики избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, в том числе участвовать в выдвижении кандидатов, предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, а также в других избирательных действиях; информационное обеспечение выборов – информирование избирателей и предвыборная агитация, способствующие осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов; информирование избирателей – деятельность по подготовке и распространению информации в период избирательной кампании о ходе избирательной кампании и деятельности избирательных комиссий, избирательных участках, порядке формирования и изменения списка избирателей, порядке участия в голосовании, порядке голосования, порядке установления итогов голосования и определения результатов выборов; официальная информация избирательных комиссий и средств массовой информации о кандидате (кандидатах) и политической (политических) партии (партиях) и их программах, не создающая предпочтений к какому-либо кандидату (кандидатам), политической (политическим) партии (партиям) и не содержащая признаков предвыборной агитации за того или иного кандидата, политическую партию либо против них; информационный материал – печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие информацию о ходе избирательной кампании и деятельности избирательных комиссий, избирательных участках, порядке формирования и изменения списка избирателей, порядке участия в голосовании, порядке голосования, порядке установления итогов голосования и определения результатов выборов; официальная информация избирательных комиссий и средств массовой информации о кандидате (кандидатах) и политической (политических) партии (партиях) и их программах, не создающая предпочтений к какому-либо кандидату (кандидатам), политической (политическим) партии (партиям) и не содержащая признаков предвыборной агитации за того или иного кандидата, политическую партию либо против них; исполнительный орган местного самоуправления (мэрия, айыл окмоту) – орган местного самоуправления, созданный для обеспечения подготовки и исполнения решений городского кенеша или айылного кенеша соответственно, а также осуществления иных полномочий, установленных законами и решениями местных кенешей; кандидат – лицо, выдвинутое в установленном настоящим Законом порядке в качестве претендента на замещаемую посредством выборов должность депутата местного кенеша; международный наблюдатель – лицо, представляющее иностранную или международную организацию, приобретающее право на осуществление наблюдения за подготовкой и проведением выборов в Кыргызской Республике в соответствии с установленным законом порядком; местный кенеш – представительный орган местного самоуправления, избираемый непосредственно местным сообществом соответствующего города (городской кенеш), айылного аймака (айылный кенеш); зарегистрированный кандидат – лицо, соответствующее требованиям, установленным Конституцией и настоящим Законом, зарегистрированное соответствующей избирательной комиссией в качестве кандидата на замещаемую посредством выборов должность депутата местного кенеша; местное сообщество – граждане Кыргызской Республики, постоянно проживающие на территории соответствующей административно-территориальной единицы (айылного аймака, города), объединенные общими интересами в самостоятельном решении под свою ответственность вопросов местного значения; многомандатный избирательный округ – избирательный округ, в котором избираются несколько депутатов и за каждого из них избиратели голосуют персонально; наблюдатель – лицо, назначенное кандидатом, политической партией и иными некоммерческими организациями вести наблюдение за подготовкой выборов, проведением голосования, подсчетом голосов, установлением итогов голосования и определением результатов выборов, в порядке, предусмотренном законодательством; общественный наблюдатель – лицо, назначенное некоммерческой организацией Кыргызской Республики (далее – некоммерческая организация) вести наблюдение за подготовкой выборов, проведением голосования, подсчетом голосов, установлением итогов голосования и определением результатов выборов в порядке, предусмотренном законодательством; пассивное избирательное право граждан – право граждан Кыргызской Республики избираться в органы государственной власти и органы местного самоуправления; правоохранительные органы – органы внутренних дел, национальной безопасности, финансовой полиции, прокуратуры, органы таможенной службы; постоянное место проживания – место проживания гражданина на территории Кыргызской Республики, подтвержденное регистрационной отметкой органов регистрационного учета в документе, удостоверяющем личность; предвыборная агитация – деятельность граждан Кыргызской Республики, кандидатов, уполномоченных представителей и доверенных лиц кандидатов, политических партий, по подготовке и распространению информации в период избирательной кампании, имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за тех или иных кандидатов (списков кандидатов) либо против них; представитель кандидата, политической партии – представитель в избирательных комиссиях, уполномоченный представитель, доверенное лицо, представляющие зарегистрированного кандидата, политическую партию, выдвинувших кандидатов, а также политическую партию, выдвинувшую список кандидатов; религиозный деятель – лицо, осуществляющее религиозную деятельность в соответствии с законодательством о свободе вероисповедания и религиозных организациях в Кыргызской Республике; священнослужитель – лицо, уполномоченное соответствующей религиозной организацией (объединением) на духовническое, имамское, пастырское, проповедническое служение; список избирателей – список граждан Кыргызской Республики, обладающих активным избирательным правом на день голосования, формируемый на основе Единого государственного реестра населения, составляемый в электронном и бумажном видах, который в зависимости от степени готовности и предназначения подразделяется на предварительный, контрольный и окончательный; (абзац утратил силу в соответствии с Законом КР от 21 января 2016 года № 8) предварительный список избирателей – список избирателей по состоянию за 60 календарных дней до дня голосования, опубликованный на государственном портале, вывешиваемый участковыми избирательными комиссиями для уточнения гражданами своих данных; контрольный список избирателей – список избирателей, содержащий актуализированную информацию об избирателях и изменениях, произведенных на основании заявлений избирателей, поступивших в период уточнения списка избирателей за 35 календарных дней до дня голосования, и публикуемый на государственном портале, вывешиваемый на избирательных участках за 30 календарных дней до дня голосования; окончательный список избирателей – уточненный список избирателей, в который внесены все изменения на основании заявлений избирателей в период уточнения списка избирателей, публикуемый на государственном портале и вывешиваемый на избирательных участках за 3 календарных дня до дня голосования; сведения о судимости кандидата – сведения об отсутствии судимости либо сведения о когда-либо имевшихся, имеющихся судимостях с указанием номера (номеров) и наименования (наименований) статьи (статей) Уголовного кодекса Кыргызской Республики, на основании которой (которых) был осужден кандидат, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим уголовным законодательством Кыргызской Республики; список кандидатов – зарегистрированный избирательной комиссией единый список кандидатов, выдвинутый политической партией на выборах депутатов местных кенешей по пропорциональной системе; (абзац утратил силу в соответствии с Законом КР от 21 ноября 2014 года № 158); член местного сообщества – гражданин Кыргызской Республики, постоянно проживающий на территории соответствующего айылного аймака, города и связанный с местным сообществом общими интересами в решении вопросов местного значения. Членство избирателя в местном сообществе определяется отметкой о регистрации места жительства в паспорте гражданина; оператор – член участковой избирательной комиссии либо лицо, привлекаемое Центральной избирательной комиссией, обеспечивающее технические услуги по идентификации граждан при проведении выборов и референдумов или по обслуживанию автоматически считывающей урны, оборудования идентификации избирателя на избирательном участке в день голосования; оборудование по идентификации – устройство, предназначенное для идентификации избирателей посредством идентификации избирателя по его биометрическим и персональным данным; термопринтер – периферийное устройство компьютера, предназначенное для перевода текста или графики на физический носитель из электронного вида малыми тиражами без создания печатной формы; ящики для голосования – автоматически считывающие урны или стационарные ящики, а также переносные ящики; автоматически считывающая урна – устройство, предназначенное для автоматического подсчета голосов избирателей; стационарный ящик – прозрачная урна для голосования; переносной ящик для голосования – ящик, предназначенный для проведения голосования избирателя вне помещения; сбой – временная утрата работоспособности автоматически считывающей урны, оборудования идентификации избирателя; уполномоченный государственный орган – государственный орган в сфере регистрации населения Кыргызской Республики; чек – физический носитель, преобразованный из электронного вида, на котором отражается информация об идентификационных данных избирателя малыми тиражами без создания печатной формы.
Статья 2. Понятия, применяемые в настоящем Законе
В настоящем Законе применяются следующие понятия и термины: агитационные материалы – печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации и предназначенные для массового распространения, обнародования в ходе избирательной кампании; активное избирательное право граждан – право граждан Кыргызской Республики избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления; близкие родственники – родители, дети, усыновители, усыновленные, полнородные и неполнородные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки; гарантии избирательных прав граждан – организационные, правовые, информационные и иные средства обеспечения избирательных прав граждан Кыргызской Республики; глава исполнительного органа местного самоуправления – руководитель исполнительного органа местного самоуправления, должностное лицо, назначаемое в установленном законодательством порядке; (абзац утратил силу в соответствии с Законом КР от 21 января 2016 года № 8) государственный портал – интернет-сайт государственного органа, содержащий информацию о списках избирателей в электронном формате в разрезе избирательных участков, районов, городов и республики в целом, формируемый и актуализированный в порядке, установленном законодательством: об изменениях избирательного адреса (номера избирательного участка), об участии граждан в выборах, а также предоставляющий избирателям возможность для уточнения и изменения своих данных при соблюдении требований по идентификации и аутентификации, установленных законодательством; документ, удостоверяющий личность избирателя – паспорт гражданина Кыргызской Республики; должностное лицо органа государственной власти или местного самоуправления – лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные, контрольно-надзорные функции в государственных органах и органах местного самоуправления; единый избирательный округ – избирательный округ, включающий в себя всю территорию административно-территориальной единицы, в которой в соответствии с настоящим Законом допускается проведение выборов депутатов местного кенеша по пропорциональной системе; избиратель – член местного сообщества, обладающий активным избирательным правом и включенный в списки избирателей соответствующей административно-территориальной единицы; избиратели с ограниченными возможностями здоровья – граждане Кыргызской Республики, обладающие активным избирательным правом на общих условиях, имеющие нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности, выраженному в нарушении слуха, зрения, функций опорно-двигательного аппарата; избирательные документы – списки избирателей, бюллетени действительные, недействительные, неиспользованные (погашенные), испорченные (заполненные с ошибками), а также чеки о прохождении идентификации, первичные и итоговые отчеты по идентификации, протоколы избирательных комиссий, их решения по вопросам выборов, регистрационные документы кандидатов, политических партий, схемы участков и сводные таблицы о результатах голосования; избирательные комиссии – коллегиальные органы, организующие подготовку и проведение выборов в Кыргызской Республике, обеспечивающие реализацию и защиту избирательных прав граждан Кыргызской Республики; избирательное законодательство – совокупность нормативных правовых актов, регулирующих порядок проведения выборов в Кыргызской Республике; избирательные права граждан – право граждан Кыргызской Республики избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, в том числе участвовать в выдвижении кандидатов, предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, а также в других избирательных действиях; информационное обеспечение выборов – информирование избирателей и предвыборная агитация, способствующие осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов; информирование избирателей – деятельность по подготовке и распространению информации в период избирательной кампании о ходе избирательной кампании и деятельности избирательных комиссий, избирательных участках, порядке формирования и изменения списка избирателей, порядке участия в голосовании, порядке голосования, порядке установления итогов голосования и определения результатов выборов; официальная информация избирательных комиссий и средств массовой информации о кандидате (кандидатах) и политической (политических) партии (партиях) и их программах, не создающая предпочтений к какому-либо кандидату (кандидатам), политической (политическим) партии (партиям) и не содержащая признаков предвыборной агитации за того или иного кандидата, политическую партию либо против них; информационный материал – печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие информацию о ходе избирательной кампании и деятельности избирательных комиссий, избирательных участках, порядке формирования и изменения списка избирателей, порядке участия в голосовании, порядке голосования, порядке установления итогов голосования и определения результатов выборов; официальная информация избирательных комиссий и средств массовой информации о кандидате (кандидатах) и политической (политических) партии (партиях) и их программах, не создающая предпочтений к какому-либо кандидату (кандидатам), политической (политическим) партии (партиям) и не содержащая признаков предвыборной агитации за того или иного кандидата, политическую партию либо против них;

исполнительный орган местного самоуправления (мэрия, айыл окмоту) – орган местного самоуправления, обеспечивающий на соответствующей территории исполнение полномочий по решению вопросов местного значения, полномочия и организация деятельности которого определяются законом; кандидат – лицо, выдвинутое в установленном настоящим Законом порядке в качестве претендента на замещаемую посредством выборов должность депутата местного кенеша; международный наблюдатель – лицо, представляющее иностранную или международную организацию, приобретающее право на осуществление наблюдения за подготовкой и проведением выборов в Кыргызской Республике в соответствии с установленным законом порядком; местный кенеш – представительный орган местного самоуправления, избираемый непосредственно местным сообществом соответствующего города (городской кенеш), айылного аймака (айылный кенеш); зарегистрированный кандидат – лицо, соответствующее требованиям, установленным Конституцией и настоящим Законом, зарегистрированное соответствующей избирательной комиссией в качестве кандидата на замещаемую посредством выборов должность депутата местного кенеша; местное сообщество – граждане Кыргызской Республики, постоянно проживающие на территории соответствующей административно-территориальной единицы (айылного аймака, города), объединенные общими интересами в самостоятельном решении под свою ответственность вопросов местного значения; многомандатный избирательный округ – избирательный округ, в котором избираются несколько депутатов и за каждого из них избиратели голосуют персонально; наблюдатель – лицо, назначенное кандидатом, политической партией и иными некоммерческими организациями вести наблюдение за подготовкой выборов, проведением голосования, подсчетом голосов, установлением итогов голосования и определением результатов выборов, в порядке, предусмотренном законодательством; общественный наблюдатель – лицо, назначенное некоммерческой организацией Кыргызской Республики (далее – некоммерческая организация) вести наблюдение за подготовкой выборов, проведением голосования, подсчетом голосов, установлением итогов голосования и определением результатов выборов в порядке, предусмотренном законодательством; пассивное избирательное право граждан – право граждан Кыргызской Республики избираться в органы государственной власти и органы местного самоуправления; правоохранительные органы – органы внутренних дел, национальной безопасности, финансовой полиции, прокуратуры, органы таможенной службы; постоянное место проживания – место проживания гражданина на территории Кыргызской Республики, подтвержденное регистрационной отметкой органов регистрационного учета в документе, удостоверяющем личность; предвыборная агитация – деятельность граждан Кыргызской Республики, кандидатов, уполномоченных представителей и доверенных лиц кандидатов, политических партий, по подготовке и распространению информации в период избирательной кампании, имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за тех или иных кандидатов (списков кандидатов) либо против них; представитель кандидата, политической партии – представитель в избирательных комиссиях, уполномоченный представитель, доверенное лицо, представляющие зарегистрированного кандидата, политическую партию, выдвинувших кандидатов, а также политическую партию, выдвинувшую список кандидатов; религиозный деятель – лицо, осуществляющее религиозную деятельность в соответствии с законодательством о свободе вероисповедания и религиозных организациях в Кыргызской Республике; священнослужитель – лицо, уполномоченное соответствующей религиозной организацией (объединением) на духовническое, имамское, пастырское, проповедническое служение; список избирателей – список граждан Кыргызской Республики, обладающих активным избирательным правом на день голосования, формируемый на основе Единого государственного реестра населения, составляемый в электронном и бумажном видах, который в зависимости от степени готовности и предназначения подразделяется на предварительный, контрольный и окончательный; (абзац утратил силу в соответствии с Законом КР от 21 января 2016 года № 8) предварительный список избирателей – список избирателей по состоянию за 60 календарных дней до дня голосования, опубликованный на государственном портале, вывешиваемый участковыми избирательными комиссиями для уточнения гражданами своих данных; контрольный список избирателей – список избирателей, содержащий актуализированную информацию об избирателях и изменениях, произведенных на основании заявлений избирателей, поступивших в период уточнения списка избирателей за 35 календарных дней до дня голосования, и публикуемый на государственном портале, вывешиваемый на избирательных участках за 30 календарных дней до дня голосования; окончательный список избирателей – уточненный список избирателей, в который внесены все изменения на основании заявлений избирателей в период уточнения списка избирателей, публикуемый на государственном портале и вывешиваемый на избирательных участках за 3 календарных дня до дня голосования; сведения о судимости кандидата – сведения об отсутствии судимости либо сведения о когда-либо имевшихся, имеющихся судимостях с указанием номера (номеров) и наименования (наименований) статьи (статей) Уголовного кодекса Кыргызской Республики, на основании которой (которых) был осужден кандидат, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим уголовным законодательством Кыргызской Республики; список кандидатов – зарегистрированный избирательной комиссией единый список кандидатов, выдвинутый политической партией на выборах депутатов местных кенешей по пропорциональной системе; (абзац утратил силу в соответствии с Законом КР от 21 ноября 2014 года № 158); член местного сообщества – гражданин Кыргызской Республики, постоянно проживающий на территории соответствующего айылного аймака, города и связанный с местным сообществом общими интересами в решении вопросов местного значения. Членство избирателя в местном сообществе определяется отметкой о регистрации места жительства в паспорте гражданина; оператор – член участковой избирательной комиссии либо лицо, привлекаемое Центральной избирательной комиссией, обеспечивающее технические услуги по идентификации граждан при проведении выборов и референдумов или по обслуживанию автоматически считывающей урны, оборудования идентификации избирателя на избирательном участке в день голосования; оборудование по идентификации – устройство, предназначенное для идентификации избирателей посредством идентификации избирателя по его биометрическим и персональным данным; термопринтер – периферийное устройство компьютера, предназначенное для перевода текста или графики на физический носитель из электронного вида малыми тиражами без создания печатной формы; ящики для голосования – автоматически считывающие урны или стационарные ящики, а также переносные ящики; автоматически считывающая урна – устройство, предназначенное для автоматического подсчета голосов избирателей; стационарный ящик – прозрачная урна для голосования; переносной ящик для голосования – ящик, предназначенный для проведения голосования избирателя вне помещения; сбой – временная утрата работоспособности автоматически считывающей урны, оборудования идентификации избирателя; уполномоченный государственный орган – государственный орган в сфере регистрации населения Кыргызской Республики; чек – физический носитель, преобразованный из электронного вида, на котором отражается информация об идентификационных данных избирателя малыми тиражами без создания печатной формы.

Статья 8. Международные наблюдатели
1. Международные наблюдатели аккредитуются Центральной избирательной комиссией при наличии приглашения, направленного Президентом Кыргызской Республики, Жогорку Кенешем Кыргызской Республики, Правительством Кыргызской Республики (далее – Президент, Жогорку Кенеш, Правительство), Центральной избирательной комиссией после официального опубликования решения о назначении выборов. Предложения о направлении приглашений могут быть поданы международными и национальными некоммерческими организациями, специализирующимися по вопросам избирательного законодательства и выборов, а также в области защиты прав человека. 2. Срок полномочий международного наблюдателя начинается со дня его аккредитации Центральной избирательной комиссией и заканчивается в день официального опубликования результатов выборов. 3. Международные наблюдатели вправе свободно передвигаться и присутствовать на любых избирательных участках и на заседаниях избирательных комиссий. 4. Международные наблюдатели вправе: 1) публично излагать свое мнение о подготовке и проведении выборов; 2) проводить пресс-конференции и обращаться к представителям средств массовой информации; 3) осуществлять фото- и видеосъемку, аудиозапись, не нарушая тайны голосования избирателей; 4) носить нагрудные знаки, не содержащие признаков предвыборной агитации, с обозначением своего статуса, фамилии, имени и отчества, наименования организации, которую они представляют; 5) проводить наблюдение за формированием составов избирательных комиссий любого уровня; 6) осуществлять наблюдение за ходом формирования списков избирателей; 7) осуществлять наблюдение за ходом учета избирателей; 8) осуществлять наблюдение за информационным обеспечением выборов. 5. Международные наблюдатели не вправе использовать свой статус для осуществления деятельности, не связанной с наблюдением за подготовкой и проведением выборов. 6. Центральная избирательная комиссия вправе отозвать аккредитацию международного наблюдателя в случае нарушения им настоящего Закона, законодательства Кыргызской Республики. 7. Деятельность международных наблюдателей регулируется избирательным законодательством.
Статья 8. Международные наблюдатели
1. Международные наблюдатели аккредитуются Центральной избирательной комиссией при наличии приглашения, направленного Президентом Кыргызской Республики, Жогорку Кенешем Кыргызской Республики, Кабинетом Министров Кыргызской Республики (далее – Президент, Жогорку Кенеш, Кабинет Министров), Центральной избирательной комиссией после официального опубликования решения о назначении выборов. Предложения о направлении приглашений могут быть поданы международными и национальными некоммерческими организациями, специализирующимися по вопросам избирательного законодательства и выборов, а также в области защиты прав человека. Граждане Кыргызской Республики не могут быть аккредитованы в качестве международных наблюдателей. 2. Срок полномочий международного наблюдателя начинается со дня его аккредитации Центральной избирательной комиссией и заканчивается в день официального опубликования результатов выборов. 3. Международные наблюдатели вправе свободно передвигаться и присутствовать на любых избирательных участках и на заседаниях избирательных комиссий. 4. Международные наблюдатели вправе: 1) публично излагать свое мнение о подготовке и проведении выборов; 2) проводить пресс-конференции и обращаться к представителям средств массовой информации; 3) осуществлять фото- и видеосъемку, аудиозапись, не нарушая тайны голосования избирателей; 4) носить нагрудные знаки, не содержащие признаков предвыборной агитации, с обозначением своего статуса, фамилии, имени и отчества, наименования организации, которую они представляют; 5) проводить наблюдение за формированием составов избирательных комиссий любого уровня; 6) осуществлять наблюдение за ходом формирования списков избирателей; 7) осуществлять наблюдение за ходом учета избирателей; 8) осуществлять наблюдение за информационным обеспечением выборов. 5. Международные наблюдатели не вправе использовать свой статус для осуществления деятельности, не связанной с наблюдением за подготовкой и проведением выборов. 6. Центральная избирательная комиссия вправе отозвать аккредитацию международного наблюдателя в случае нарушения им настоящего Закона, законодательства Кыргызской Республики. 7. Деятельность международных наблюдателей регулируется избирательным законодательством.

Статья 11. Образование избирательных участков
1. Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей избирательные участки образуются с учетом местных и иных условий в целях создания максимальных удобств для избирателей. 2. Избирательные участки образуются сроком на 5 лет из расчета, как правило, не более 2500 избирателей на каждом участке. Не допускается пересечение границ избирательных округов с границами участков. Управление границами избирательных участков осуществляется на основе порядка, утверждаемого Центральной избирательной комиссией. Перечень избирательных участков и их границы подлежат уточнению. 3. Центральная избирательная комиссия рассматривает и утверждает схему и границы избирательных участков по предложению территориальных избирательных комиссий, согласованному с органами местного самоуправления, и публикует их в средствах массовой информации с указанием границ и адресов не позднее 5 календарных дней со дня их утверждения.
Статья 11. Образование избирательных участков
1. Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей избирательные участки образуются с учетом местных и иных условий в целях создания максимальных удобств для избирателей. 2. Избирательные участки образуются сроком на 5 лет из расчета, как правило, не более 3000 избирателей на каждом участке. Не допускается пересечение границ избирательных округов с границами участков. Управление границами избирательных участков осуществляется на основе порядка, утверждаемого Центральной избирательной комиссией. Перечень избирательных участков и их границы подлежат уточнению. 3. Центральная избирательная комиссия рассматривает и утверждает схему и границы избирательных участков по предложению территориальных избирательных комиссий, согласованному с органами местного самоуправления, и публикует их в средствах массовой информации с указанием границ и адресов не позднее 5 календарных дней со дня их утверждения.

Статья 17. Статус кандидатов
1. Все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных настоящим Законом. 2. Кандидат с момента выдвижения и до определения результатов выборов приостанавливает исполнение должностных или служебных полномочий в случае, если он является: 1) государственным политическим служащим, за исключением депутата Жогорку Кенеша или Президента; 2) государственным служащим, независимо от вида государственной службы (гражданская, военная, правоохранительная, дипломатическая); 3) муниципальным политическим служащим, за исключением депутата местного кенеша; 4) муниципальным служащим; 5) руководителем государственного, муниципального предприятия, учреждения, предприятия с долей государственного (муниципального) участия более 30 процентов и их подразделений; 6) работником средства массовой информации. 3. Руководители государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, командиры воинских частей и иные соответствующие должностные лица органов, в которых работает, служит кандидат, в течение 3 календарных дней с момента обращения кандидата с заявлением, рапортом обязаны приостановить исполнение его должностных полномочий с сохранением среднего размера оплаты труда за счет учреждения, предприятия, организации независимо от форм собственности. 4. Кандидаты либо их уполномоченные представители, уполномоченные представители политических партий представляют в территориальную избирательную комиссию заверенную копию соответствующих приказов (распоряжений) не позднее 5 календарных дней со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов. 5. Гарантии деятельности кандидата, предусмотренные частями 9 и 10 настоящей статьи, наступают с момента регистрации территориальной избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьями 53 и 60 настоящего Закона. 6. Установленные настоящим Законом права и гарантии кандидата распространяются до определения результатов выборов, а в случае обжалования кандидатом определения результатов выборов – до вступления в силу решения суда. 7. Зарегистрированный кандидат утрачивает права и освобождается от обязанностей, связанных со статусом кандидата, с момента официального опубликования территориальной избирательной комиссией результатов выборов в средствах массовой информации, а при досрочном выбытии – с момента выбытия. В случае если территориальная избирательная комиссия назначит повторное голосование, зарегистрированные кандидаты, по кандидатурам которых не проводится повторное голосование, утрачивают свой статус со дня назначения избирательной комиссией повторного голосования. 8. Кандидат, политическая партия вправе назначать представителей в избирательных комиссиях, уполномоченных представителей, доверенных лиц в порядке, предусмотренном настоящим Законом. В случаях, предусмотренных настоящим Законом, кандидат, политическая партия несут ответственность за действия своих представителей, связанные с нарушением ими требований настоящего Закона. 9. Во время проведения выборов зарегистрированный кандидат не может быть по инициативе администрации (работодателя) уволен с работы (должности) или без его согласия переведен на другую работу (должность), призван на военную службу. Время участия зарегистрированного кандидата в выборах засчитывается в общий трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации кандидатом. 10. Зарегистрированный кандидат не может быть привлечен к уголовной ответственности, задержан, арестован или подвергнут мерам, налагаемым в судебном порядке, до дня официального объявления избирательной комиссией результатов выборов в средствах массовой информации без согласия территориальной избирательной комиссии, за исключением случаев задержания на месте совершения преступления. 11. В случае досрочного прекращения полномочий депутата местного кенеша лицо, состоящее следующим в зарегистрированном списке кандидатов после выбывшего депутата, вновь приобретает права и обязанности, связанные со статусом кандидата, до регистрации депутатом местного кенеша территориальной избирательной комиссией.
Статья 17. Статус кандидатов
1. Все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных настоящим Законом. 2. Кандидат с момента выдвижения и до определения результатов выборов приостанавливает исполнение должностных или служебных полномочий в случае, если он является: 1) лицом, замещающим политическую государственную должность, за исключением депутата Жогорку Кенеша или Президента; 2) государственным служащим, независимо от вида государственной службы (гражданская, военная, правоохранительная, дипломатическая); 3) лицом, замещающим политическую муниципальную должность, за исключением депутата местного кенеша, осуществляющего свою деятельность на общественных началах; 4) муниципальным служащим; 5) руководителем государственного, муниципального предприятия, учреждения, предприятия с долей государственного (муниципального) участия более 30 процентов и их подразделений; 6) работником средства массовой информации. 3. Руководители государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, командиры воинских частей и иные соответствующие должностные лица органов, в которых работает, служит кандидат, в течение 3 календарных дней с момента обращения кандидата с заявлением, рапортом обязаны приостановить исполнение его должностных полномочий с сохранением среднего размера оплаты труда за счет учреждения, предприятия, организации независимо от форм собственности. 4. Кандидаты либо их уполномоченные представители, уполномоченные представители политических партий представляют в территориальную избирательную комиссию заверенную копию соответствующих приказов (распоряжений) не позднее 5 календарных дней со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов. 5. Гарантии деятельности кандидата, предусмотренные частями 9 и 10 настоящей статьи, наступают с момента регистрации территориальной избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьями 53 и 60 настоящего Закона. 6. Установленные настоящим Законом права и гарантии кандидата распространяются до определения результатов выборов, а в случае обжалования кандидатом определения результатов выборов – до вступления в силу решения суда. 7. Зарегистрированный кандидат утрачивает права и освобождается от обязанностей, связанных со статусом кандидата, с момента официального опубликования территориальной избирательной комиссией результатов выборов в средствах массовой информации, а при досрочном выбытии – с момента выбытия. В случае если территориальная избирательная комиссия назначит повторное голосование, зарегистрированные кандидаты, по кандидатурам которых не проводится повторное голосование, утрачивают свой статус со дня назначения избирательной комиссией повторного голосования. 8. Кандидат, политическая партия вправе назначать представителей в избирательных комиссиях, уполномоченных представителей, доверенных лиц в порядке, предусмотренном настоящим Законом. В случаях, предусмотренных настоящим Законом, кандидат, политическая партия несут ответственность за действия своих представителей, связанные с нарушением ими требований настоящего Закона. 9. Во время проведения выборов зарегистрированный кандидат не может быть по инициативе администрации (работодателя) уволен с работы (должности) или без его согласия переведен на другую работу (должность), призван на военную службу. Время участия зарегистрированного кандидата в выборах засчитывается в общий трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации кандидатом. 10. Зарегистрированный кандидат не может быть привлечен к уголовной ответственности, задержан, арестован или подвергнут мерам, налагаемым в судебном порядке, до дня официального объявления избирательной комиссией результатов выборов в средствах массовой информации без согласия территориальной избирательной комиссии, за исключением случаев задержания на месте совершения преступления. 11. В случае досрочного прекращения полномочий депутата местного кенеша лицо, состоящее следующим в зарегистрированном списке кандидатов после выбывшего депутата, вновь приобретает права и обязанности, связанные со статусом кандидата, до регистрации депутатом местного кенеша территориальной избирательной комиссией.

Закон КР «О местной государственной администрации и органах местного самоуправления»

Статья 30. Местные кенеши
1. Местные кенеши – представительные органы местного самоуправления, избираемые местными сообществами в айылных аймаках, городах в порядке, установленном настоящим Законом, законодательством о выборах и о статусе депутатов местных кенешей. 2. (Утратила силу в соответствии с Законом КР от 16 января 2024 года № 17) 3. Избранные депутаты вправе формировать депутатские фракции и группы. 4. Порядок формирования и деятельности депутатских фракций и групп устанавливается регламентом местного кенеша.
Статья 30. Местные кенеши
1. Местные кенеши – представительные органы местного самоуправления, объединяющие депутатов, избираемые местными сообществами в айылных аймаках, городах сроком на 5 лет в порядке, установленном настоящим Законом, законодательством о выборах и о статусе депутатов местных кенешей. 2. (Утратила силу в соответствии с Законом КР от 16 января 2024 года № 17) 3. Избранные депутаты вправе формировать депутатские фракции и группы. 4. Порядок формирования и деятельности депутатских фракций и групп устанавливается регламентом местного кенеша.

Статья 33. Сессия местного кенеша
1. Основной организационно-правовой формой работы местных кенешей являются их сессии. Порядок и периодичность проведения сессий определяются регламентом местного кенеша. 2. Сессия местного кенеша правомочна при присутствии более половины от общего числа депутатов. Местный кенеш принимает решение большинством голосов от общего числа депутатов местного кенеша, если иное не предусмотрено настоящим или иным законом. 3. Сессии местных кенешей проводятся открыто, не реже одного раза в квартал или по требованию не менее одной трети от общего числа депутатов местного кенеша. Порядок созыва сессии местного кенеша и проведения заседания определяется регламентом местного кенеша.
Статья 33. Сессия местного кенеша
1. Основной организационно-правовой формой работы местных кенешей являются их сессии. Порядок и периодичность проведения сессий определяются регламентом местного кенеша. 2. Сессия местного кенеша правомочна при присутствии более половины от общего числа депутатов. Местный кенеш принимает решение большинством голосов от общего числа депутатов местного кенеша, если иное не предусмотрено настоящим или иным законом. 2¹. Первая сессия вновь избранного местного кенеша созывается председателем местного кенеша предыдущего созыва при содействии соответствующей территориальной избирательной комиссии не позднее чем в двухнедельный срок со дня официального опубликования результатов выборов соответствующего кенеша. Первую сессию местного кенеша открывает старейший депутат соответствующего местного кенеша. В повестку дня первой сессии местного кенеша включаются вопросы избрания председателя местного кенеша, его заместителя и другие вопросы организации деятельности местного кенеша. 2². Первая сессия местного кенеша во вновь образуемых айылных аймаках и городов созывается уполномоченным государственным органом по проведению выборов и референдумов не позднее двух недель после официального объявления результатов выборов в соответствующий местный кенеш.». 3. Сессии местных кенешей проводятся открыто, не реже одного раза в квартал или по требованию не менее одной трети от общего числа депутатов местного кенеша. Порядок созыва сессии местного кенеша и проведения заседания определяется регламентом местного кенеша.

Статья 42. Прекращение полномочий местных кенешей
1. Полномочия местных кенешей прекращаются в связи с истечением срока, на который были избраны депутаты местного кенеша данного созыва, а также в связи с образованием (формированием) нового состава кенеша, досрочным роспуском кенеша. 2. Местные кенеши могут быть досрочно распущены Президентом: 1) по решению, принятому не менее двумя третями голосов от общего числа депутатов соответствующего местного кенеша; 2) по предложению Председателя Кабинета Министров или акима; 3) в случаях изменения границ соответствующей административно-территориальной единицы, влекущего реорганизацию; 4) в случае, предусмотренном частью 5 статьи 24 настоящего Закона. 3. Решение местного кенеша о самороспуске направляется председателем кенеша Президенту для издания указа. 4. Переименование административно-территориальной единицы без изменения ее границ не является реорганизацией и не влечет роспуска местного кенеша. Указ Президента о роспуске местного кенеша в связи с реорганизацией должен быть издан не позднее 30 дней со дня вступления в силу закона о соответствующей административно-территориальной единице, если в самом законе не установлен иной срок. 5. В любом из вышеназванных случаев досрочного роспуска местный кенеш считается распущенным со дня официального опубликования указа Президента о роспуске. 6. В случаях досрочного роспуска местного кенеша ответственность за сохранность имущества и документации несет глава соответствующего исполнительного органа местного самоуправления.
Статья 42. Прекращение полномочий местных кенешей
1. Полномочия местных кенешей прекращаются в связи с истечением срока, на который были избраны депутаты местного кенеша данного созыва, а также в связи с образованием (формированием) нового состава кенеша, досрочным роспуском кенеша. 2. Местные кенеши могут быть досрочно распущены Президентом: 1) по решению, принятому не менее двумя третями голосов от общего числа депутатов соответствующего местного кенеша; 2) по предложению Председателя Кабинета Министров или акима;

3) в случаях изменения границ соответствующей административно-территориальной единицы, влекущего реорганизацию органов местного самоуправления, либо в связи с изменением общей структуры административно-территориального устройства на уровне айылных аймаков и городов Кыргызской Республики; 4) в случае, предусмотренном частью 5 статьи 24 настоящего Закона. 3. Решение местного кенеша о самороспуске направляется председателем кенеша Президенту для издания указа. 4. Переименование административно-территориальной единицы без изменения ее границ не является реорганизацией и не влечет роспуска местного кенеша. Указ Президента о роспуске местного кенеша в связи с реорганизацией должен быть издан не позднее 30 дней со дня вступления в силу закона о соответствующей административно-территориальной единице, если в самом законе не установлен иной срок. 5. В любом из вышеназванных случаев досрочного роспуска местный кенеш считается распущенным со дня официального опубликования указа Президента о роспуске. 6. В случаях досрочного роспуска местного кенеша ответственность за сохранность имущества и документации несет глава соответствующего исполнительного органа местного самоуправления.

Статья 48. Полномочия мэра города
1. Мэр города: 1) организует соблюдение и выполнение Конституции и законов Кыргызской Республики, актов Президента и Кабинета Министров, решений местного кенеша; 2) руководит деятельностью мэрии, муниципальных предприятий и учреждений, отвечает за результаты их деятельности; 3) осуществляет координацию деятельности территориальных подразделений государственных органов исполнительной власти на территории города; 4) назначает на должность и освобождает от должности работников мэрии в соответствии с законодательством, принимает к ним меры поощрения и дисциплинарного взыскания; 5) назначает на должность и освобождает от должности руководителей подведомственных подразделений, включая руководителей территориальных подразделений в соответствии с законодательством; 6) назначает в установленном законодательством порядке на должность руководителей, имеющихся на территории соответствующего города, территориальных подразделений государственных органов исполнительной власти, за исключением органов статистики, национальной безопасности, внутренних дел, уполномоченного органа в области Гражданской защиты и местных органов военного управления; 7) самостоятельно освобождает от должности руководителей, имеющихся на территории соответствующего города, территориальных подразделений государственных органов исполнительной власти, за исключением органов статистики, национальной безопасности, внутренних дел, уполномоченного органа в области Гражданской защиты и местных органов военного управления. В случае внесения руководителями соответствующих государственных органов исполнительной власти обоснованных представлений об освобождении от должностей руководителей их территориальных подразделений обязан освободить вышеуказанных должностных лиц от должностей; 8) осуществляет управление вопросами местного значения, а также делегированными государственными полномочиями, за исключением тех, которые относятся к полномочиям местного кенеша; 9) несет персональную ответственность за организацию надлежащего исполнения делегированных государственных полномочий; 10) представляет мэрию в государственных органах, общественных и иных организациях Кыргызской Республики и за рубежом; 11) обеспечивает преемственность действующих программ социально-экономического развития и социальной защиты населения или по согласованию с местной государственной администрацией не позднее 3 месяцев со дня вступления в должность обеспечивает разработку и представляет на утверждение городскому кенешу проекты программ социально-экономического развития и социальной защиты населения; 12) представляет на утверждение городского кенеша проект местного бюджета, один раз в полугодие отчитывается перед городским кенешем об исполнении дел местного значения, исполнении бюджета, использовании муниципальной собственности и средств внебюджетного фонда, а по вопросу выполнения программ социально-экономического развития и социальной защиты населения – мэры городов районного значения вместе с акимом; 13) вносит предложения в городской кенеш по введению местных налогов и сборов согласно законодательству; 14) вносит предложения о созыве сессии городского кенеша, участвует в ее работе; 15) ходатайствует в установленном порядке перед Президентом о награждении государственными наградами и присвоении почетных званий; 16) осуществляет иные полномочия в соответствии с нормативными правовыми актами Кыргызской Республики. 2. В городах республиканского и областного значения мэр города одновременно наделяется полномочиями, предусмотренными для акимов, с учетом специфики организации управления в городе. (В редакции Закона КР от 28 ноября 2022 года N 113)
Статья 48. Полномочия мэра города
1. Мэр города: 1) организует соблюдение и выполнение Конституции и законов Кыргызской Республики, актов Президента и Кабинета Министров, решений местного кенеша; 2) руководит деятельностью мэрии, муниципальных предприятий и учреждений, отвечает за результаты их деятельности; 3) осуществляет координацию деятельности территориальных подразделений государственных органов исполнительной власти на территории города; 4) назначает на должность и освобождает от должности работников мэрии в соответствии с законодательством, принимает к ним меры поощрения и дисциплинарного взыскания; 5) назначает на должность и освобождает от должности руководителей подведомственных подразделений, включая руководителей территориальных подразделений в соответствии с законодательством; 6) назначает в установленном законодательством порядке на должность руководителей, имеющихся на территории соответствующего города, территориальных подразделений государственных органов исполнительной власти, за исключением органов статистики, национальной безопасности, внутренних дел, уполномоченного органа в области Гражданской защиты и местных органов военного управления; 7) самостоятельно освобождает от должности руководителей, имеющихся на территории соответствующего города, территориальных подразделений государственных органов исполнительной власти, за исключением органов статистики, национальной безопасности, внутренних дел, уполномоченного органа в области Гражданской защиты и местных органов военного управления. В случае внесения руководителями соответствующих государственных органов исполнительной власти обоснованных представлений об освобождении от должностей руководителей их территориальных подразделений обязан освободить вышеуказанных должностных лиц от должностей; 8) осуществляет управление вопросами местного значения, а также делегированными государственными полномочиями, за исключением тех, которые относятся к полномочиям местного кенеша; 9) несет персональную ответственность за организацию надлежащего исполнения делегированных государственных полномочий; 10) представляет мэрию в государственных органах, общественных и иных организациях Кыргызской Республики и за рубежом; 11) обеспечивает преемственность действующих программ социально-экономического развития и социальной защиты населения или по согласованию с местной государственной администрацией не позднее 3 месяцев со дня вступления в должность обеспечивает разработку и представляет на утверждение городскому кенешу проекты программ социально-экономического развития и социальной защиты населения; 12) представляет на утверждение городского кенеша проект местного бюджета, один раз в полугодие отчитывается перед городским кенешем об исполнении дел местного значения, исполнении бюджета, использовании муниципальной собственности и средств внебюджетного фонда, а по вопросу выполнения программ социально-экономического развития и социальной защиты населения – мэры городов районного значения вместе с акимом; 13) вносит предложения в городской кенеш по введению местных налогов и сборов согласно законодательству; 14) вносит предложения о созыве сессии городского кенеша, участвует в ее работе; 15) ходатайствует в установленном порядке перед Президентом о награждении государственными наградами и присвоении почетных званий; 16) осуществляет иные полномочия в соответствии с нормативными правовыми актами Кыргызской Республики. 2. В городах республиканского и областного значения мэр города одновременно наделяется полномочиями, предусмотренными для акимов, с учетом специфики организации управления в городе. (В редакции Закона КР от 28 ноября 2022 года N 113) 3. В целях профессионального развития мэра города, необходимого для выполнения задач исполнительного органа местного самоуправления, может проводиться его обучение. Обучение мэра города проводится за счет местного бюджета, а также за счет средств республиканского бюджета и иных средств, не запрещенных законодательством.

Статья 54. Полномочия главы айыл окмоту
Глава айыл окмоту: 1) организует соблюдение и выполнение Конституции и законов Кыргызской Республики, актов Президента и Кабинета Министров, решений кенеша; 2) руководит деятельностью айыл окмоту и несет ответственность за ее результаты; 3) обеспечивает преемственность действующих программ социально-экономического развития территории и социальной защиты населения или по согласованию с местной государственной администрацией не позднее 3 месяцев с момента вступления в должность обеспечивает разработку и представляет на утверждение айылному кенешу проекты программ социально-экономического развития и социальной защиты населения; 4) представляет айылному кенешу проект местного бюджета, один раз в полугодие отчитывается перед кенешем об общем состоянии дел в айылном аймаке, исполнении местного бюджета и использовании муниципальной собственности, выполнении программ социально-экономического развития территории, оказания консультационно-правовой помощи и социальной защиты населения; 5) несет персональную ответственность перед акимом за организацию надлежащего исполнения делегированных государственных полномочий; 6) вносит в айылный кенеш предложения по введению местных налогов и сборов в соответствии с законодательством; 7) вправе поставить вопрос об освобождении от должности руководителей соответствующих территориальных подразделений государственных учреждений и организаций в случае ненадлежащего исполнения ими своих обязанностей; 8) назначает на должность и освобождает от должности заместителя главы айыл окмоту, работников аппарата айыл окмоту в соответствии с законодательством; 9) осуществляет полномочия по решению вопросов местного значения, а также делегированные государственные полномочия, за исключением тех, которые относятся к ведению айылного кенеша; 10) вносит предложения о созыве сессии айылного кенеша, участвует в ее работе; 11) осуществляет иные полномочия в соответствии с нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.
Статья 54. Полномочия главы айыл окмоту
Глава айыл окмоту: 1) организует соблюдение и выполнение Конституции и законов Кыргызской Республики, актов Президента и Кабинета Министров, решений кенеша; 2) руководит деятельностью айыл окмоту и несет ответственность за ее результаты; 3) обеспечивает преемственность действующих программ социально-экономического развития территории и социальной защиты населения или по согласованию с местной государственной администрацией не позднее 3 месяцев с момента вступления в должность обеспечивает разработку и представляет на утверждение айылному кенешу проекты программ социально-экономического развития и социальной защиты населения; 4) представляет айылному кенешу проект местного бюджета, один раз в полугодие отчитывается перед кенешем об общем состоянии дел в айылном аймаке, исполнении местного бюджета и использовании муниципальной собственности, выполнении программ социально-экономического развития территории, оказания консультационно-правовой помощи и социальной защиты населения; 5) несет персональную ответственность перед акимом за организацию надлежащего исполнения делегированных государственных полномочий; 6) вносит в айылный кенеш предложения по введению местных налогов и сборов в соответствии с законодательством; 7) вправе поставить вопрос об освобождении от должности руководителей соответствующих территориальных подразделений государственных учреждений и организаций в случае ненадлежащего исполнения ими своих обязанностей; 8) назначает на должность и освобождает от должности заместителя главы айыл окмоту, работников аппарата айыл окмоту в соответствии с законодательством; 9) осуществляет полномочия по решению вопросов местного значения, а также делегированные государственные полномочия, за исключением тех, которые относятся к ведению айылного кенеша; 10) вносит предложения о созыве сессии айылного кенеша, участвует в ее работе; 11) осуществляет иные полномочия в соответствии с нормативными правовыми актами Кыргызской Республики. В целях профессионального развития главы айыл окмоту, необходимого для выполнения задач исполнительного органа местного самоуправления, может проводиться его обучение. Обучение главы айыл окмоту проводится за счет местного бюджета, а также за счет средств республиканского бюджета и иных средств, не запрещенных законодательством.

Закон КР «О статусе депутатов местных кенешей»

Статья 2. Возникновение и срок полномочий депутата местного кенеша
Депутат местного кенеша приобретает свои полномочия в результате избрания его в местный кенеш на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на четыре года. Полномочия депутата начинаются со дня открытия первой сессии соответствующего кенеша и заканчиваются в день открытия первой сессии кенеша следующего созыва. Полномочия депутата, избранного вместо выбывшего, начинаются со дня очередной после выборов депутата сессии кенеша. Вопрос о результатах выборов в кенеш вносится на рассмотрение кенеша соответствующей территориальной избирательной комиссией в порядке информации и принимается кенешем во внимание. Спорные вопросы относительно возникновения полномочий депутатов разрешаются в судебном порядке. Полномочия депутата подтверждаются удостоверением и нагрудным знаком депутата, которые ему выдаются. Образцы удостоверений и нагрудных знаков депутата, а также Положение о них утверждаются Центральной комиссией по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики. Полномочия депутата прекращаются досрочно в случаях, предусмотренных законами Кыргызской Республики в сфере местного самоуправления.
Статья 2. Возникновение и срок полномочий депутата местного кенеша
Депутат местного кенеша приобретает свои полномочия в результате избрания его в местный кенеш на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет. Полномочия депутата начинаются со дня открытия первой сессии соответствующего кенеша и заканчиваются в день открытия первой сессии кенеша следующего созыва. Полномочия депутата, избранного вместо выбывшего, начинаются со дня очередной после выборов депутата сессии кенеша. Вопрос о результатах выборов в кенеш вносится на рассмотрение кенеша соответствующей территориальной избирательной комиссией в порядке информации и принимается кенешем во внимание. Спорные вопросы относительно возникновения полномочий депутатов разрешаются в судебном порядке. Полномочия депутата подтверждаются удостоверением и нагрудным знаком депутата, которые ему выдаются. Образцы удостоверений и нагрудных знаков депутата, а также Положение о них утверждаются Центральной комиссией по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики. Полномочия депутата прекращаются досрочно в случаях, предусмотренных законами Кыргызской Республики в сфере местного самоуправления.

Статья 5. Несовместимость статуса депутата местного кенеша с некоторыми должностями и видами деятельности
Депутат местного кенеша не может состоять на государственной службе или иной муниципальной службе в случаях: 1) если государственный орган или орган местного самоуправления, в котором он занимает руководящую должность, расположен в пределах территории того же айылного аймака или города, что и представительный орган местного самоуправления (местный кенеш айылного аймака или города), депутатом которого он является; 2) если государственный орган или орган местного самоуправления, в котором он состоит на государственной или муниципальной службе, подотчетен представительному органу местного самоуправления (местному кенешу айылного аймака или города), депутатом которого он является; 3) если избрание, представление к назначению, освобождение руководителя государственного органа или органа местного самоуправления, в котором он состоит на государственной или муниципальной службе, относится к полномочиям того представительного органа местного самоуправления (местного кенеша айылного аймака или города), депутатом которого он является. Депутатские полномочия также нельзя совмещать с должностью руководителя государственного или муниципального предприятия, оказывающего услуги населению соответствующего айылного аймака или города за счет средств республиканского и местного бюджетов. Депутат местного кенеша не может использовать свой депутатский мандат в целях, не связанных с депутатской деятельностью. Одно и то же лицо может быть депутатом лишь в одном айылном или городском кенеше.
Статья 5. Несовместимость статуса депутата местного кенеша с некоторыми должностями и видами деятельности
Депутат местного кенеша не может состоять на государственной службе или иной муниципальной службе в случаях:

признать утратившим силу

2) если государственный орган или орган местного самоуправления, в котором он состоит на государственной или муниципальной службе, подотчетен представительному органу местного самоуправления (местному кенешу айылного аймака или города), депутатом которого он является; 3) если избрание, представление к назначению, освобождение руководителя государственного органа или органа местного самоуправления, в котором он состоит на государственной или муниципальной службе, относится к полномочиям того представительного органа местного самоуправления (местного кенеша айылного аймака или города), депутатом которого он является.
Депутатские полномочия также нельзя совмещать с должностью руководителя государственного или муниципального предприятия, оказывающего услуги населению соответствующего айылного аймака или города за счет средств республиканского и местного бюджетов.
Депутат местного кенеша не может использовать свой депутатский мандат в целях, не связанных с депутатской деятельностью. Одно и то же лицо может быть депутатом лишь в одном айылном или городском кенеше.

Статья 7. Взаимоотношения депутата с местным кенешем, в который он избран, и его органами
Депутат местного кенеша обязан принимать участие в работе местного кенеша, входить в состав постоянной комиссии и других его органов, всесторонне содействовать реализации их решений, выполнять поручения кенеша и его органов. Местный кенеш и его органы содействуют депутатам в их деятельности путем создания соответствующих условий, обеспечения депутатов документами, справочно-информационными и другими материалами, необходимыми для эффективного осуществления депутатских полномочий, организуют изучение депутатами действующего законодательства, опыта работы местных кенешей.

Местный кенеш, в который избран депутат, вправе заслушивать его отчеты о выполнении решений и поручений местного кенеша. В случае неисполнения депутатом своих обязанностей в местном кенеше и его органах, систематического нарушения им установленного порядка их работы местный кенеш по предварительным заключениям мандатной комиссии, комиссии по вопросам депутатской деятельности и этики может принять решение о частичном или полном лишении его на определенный период ежемесячных выплат как депутату, сообщении избирателям об отношении депутата к исполнению своих обязанностей.
Статья 7. Взаимоотношения депутата с местным кенешем, в который он избран, и его органами
Депутат местного кенеша обязан принимать участие в работе местного кенеша, входить в состав постоянной комиссии и других его органов, всесторонне содействовать реализации их решений, выполнять поручения кенеша и его органов. Местный кенеш и его органы содействуют депутатам в их деятельности путем создания соответствующих условий, обеспечения депутатов документами, справочно-информационными и другими материалами, необходимыми для эффективного осуществления депутатских полномочий, организуют изучение депутатами действующего законодательства, опыта работы местных кенешей, а также в проведении обучения депутатов в целях эффективного выполнения ими своих полномочий. Обучение депутатов местного кенеша может проводиться за счет местного бюджета, а также за счет средств республиканского бюджета и иных средств, не запрещенных законодательством. Местный кенеш, в который избран депутат, вправе заслушивать его отчеты о выполнении решений и поручений местного кенеша. В случае неисполнения депутатом своих обязанностей в местном кенеше и его органах, систематического нарушения им установленного порядка их работы местный кенеш по предварительным заключениям мандатной комиссии, комиссии по вопросам депутатской деятельности и этики может принять решение о частичном или полном лишении его на определенный период ежемесячных выплат как депутату, сообщении избирателям об отношении депутата к исполнению своих обязанностей.

Источник