Главная | ПОЛИТИКА | Что изменилось в новой версии законопроекта о СМИ? 

Что изменилось в новой версии законопроекта о СМИ? 

В Национальном историческом музее 28 июня проходит обсуждение новой версии законопроекта о СМИ (6 версия).

Рабочая группа при Минкультуры, в которую вошли представители госорганов, журналистов, международных организаций, представила основные изменения и дополнения к законопроекту о СМИ в шестой версии:

1. Добровольная регистрация сетевых изданий, аудио-, видео- и кинохроникальных программ. В отличие от предыдущих версий законопроекта, где требовалась обязательная регистрация всех СМИ, включая онлайн-платформы, новая версия предлагает добровольную регистрацию для сетевых изданий, аудио-, видео- и кинохроникальных программ. Это изменение признает разнообразие медиаформатов и позволяет избежать излишнего регулирования новых медиа, предоставляя им возможность самостоятельно решать, регистрироваться ли в качестве СМИ и получать соответствующие права и обязанности.

2. Расширение определения редакции СМИ. Новая версия законопроекта расширяет понятие «редакция СМИ», включая в него не только коллектив, привлеченный на основании трудовых договоров, но и физических и юридических лиц, участвующих в производстве и выпуске СМИ на основе гражданско-правовых сделок. Это изменение учитывает различные формы организации работы современных СМИ и обеспечивает более гибкий подход к регулированию их деятельности.

3. Уточнение роли учредителя СМИ. В новой версии законопроекта уточняется, что учредитель СМИ не имеет права вмешиваться в редакционную политику, за исключением случаев, связанных с управленческими изменениями или корпоративными объявлениями, которые могут повлиять на работу СМИ.

4. Уточнение статуса редактора. Законопроект уточняет статус редактора, устанавливая, что он руководит редакцией на основе закона, устава юридического лица и договора с руководством. Это уточнение обеспечивает правовую основу для деятельности редактора и определяет его полномочия и ответственность в отношениях с учредителем, руководством и другими участниками медиапроцесса.

5. Обязанность сохранения в тайне источника информации. Законопроект вводит обязанность СМИ сохранять в тайне источник информации, если это было оговорено с лицом, предоставившим сведения. Это важное изменение направлено на защиту источников информации и обеспечение возможности журналистам получать конфиденциальную информацию, необходимую для выполнения их профессиональных обязанностей.

6. Введение понятия «общественный интерес». В законопроекте впервые вводится понятие «общественный интерес», которое определяется как функционирование государства, деятельность должностных лиц, политика, здоровье, образование, безопасность населения, правоприменение, защита прав человека, окружающая среда, экономика, культура, религия и другие вопросы, затрагивающие интересы широкого круга лиц. Это понятие является важным критерием для определения необходимости и соразмерности ограничений свободы выражения мнений и доступа к информации.

7. Установление правовых критериев для ограничения распространения информации. Законопроект устанавливает четкие правовые критерии для ограничения распространения информации, такие как призывы к насилию, разжигание вражды, пропаганда порнографии и т.д. Это важно для обеспечения баланса между свободой слова и другими правами и интересами, а также для предотвращения злоупотреблений свободой СМИ.

8. Уточнение ответственности СМИ и условий освобождения OT ответственности. Законопроект уточняет условия, при которых СМИ, редакция и журналист освобождаются от ответственности за распространение недостоверной или порочащей информации. Это может включать случаи, когда информация была получена из официальных источников, является дословным воспроизведением публичных выступлений или распространена другим СМИ, которое может быть привлечено к ответственности.

9. Поддержка соблюдения этических стандартов. Законопроект подчеркивает важность соблюдения этических стандартов при распространении информации и редакционной политике СМИ. Это способствует повышению качества журналистской работы, укреплению доверия общества к СМИ и формированию ответственной журналистики.

10. Запрос информации от органов. В соответствии с статьей 25 законопроекта о СМИ, редакция имеет право запрашивать информацию о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений и их должностных лиц. Ответ на такие запросы должен быть предоставлен в течение трех рабочих дней с момента их поступления. В случаях, когда запрашиваемая информация находится в компетенции нескольких обладателей информации, срок ответа может быть продлен до 14 календарных дней при условии уведомления редакции СМИ об этом в течение двух рабочих дней.

Для информации:

В законопроекте о СМИ от июня 2024 года термин «блогер» не упоминается, и деятельность блогеров в Кыргызской Республике не регулируется специальными нормативными актами, так как в действующем законодательстве отсутствует определение этого понятия. Однако, в законопроекте присутствует определение «журналиста», которое может охватывать блогеров, занимающихся сбором, анализом и распространением информации, что предполагает применение к ним прав и обязанностей, предусмотренных для журналистов.

В международной практике нередко признается деятельность блогеров как форма журналистской или «преджурналистской» деятельности. В таких случаях они могут получать аккредитацию и иметь доступ к официальным мероприятиям и источникам информации наравне с журналистами традиционных СМИ.

Так, несмотря на отсутствие прямого упоминания в законопроекте о СМИ КР от июня 2024 года, статус и правовое положение блогеров могут подпадать под регулирование в зависимости от конкретных обстоятельств и их профессиональной деятельности.

Источник